- — иметь представление о взаимосвязи власти и авторитета, способах обретения легитимной власти, механизмах осуществления политической власти;
- — знать сущность и соотношение политической, государственной и экономической власти, понятие легитимной власти, определение и типы политических режимов, их признаки и особенности;
- — уметь привести примеры особенностей различных типов политических режимов.
Понятие политической власти. Соотношение с политическим влиянием и политическим авторитетом. Источники власти, функции политической власти, формы правления.
Динамика власти, кризис. Причины и способы преодоления кризисной ситуации.
Механизмы осуществления политической власти. Политический режим как система методов осуществления политической власти. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Признаки и особенности режимов.
Демократия как общечеловеческая ценность и форма осуществления власти. Принципы демократии: большинства, конституционализма, разделения властей. Ограниченность современной демократии. Проблемы становления демократии в России в начале XXI в.
Вся политическая история — это борьба за власть, за завоевание и укрепление государственной власти.
Власть есть отношение между людьми (государствами, нациями, классами, социальными группами и индивидами) по поводу господства и подчинения. Политическая власть — это политическое господство класса, социальной группы, их реальная способность проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Политическая власть добивается осуществления намеченных целей главным образом методом принуждения. Государствснная власть не обязательно использует принуждение для достижения своих целей, это может быть идеологическое воздействие, экономическое стимулирование.
Центральным институтом политической власти является государство.
Основными элементами власти являются ее субъект и объект, средства (ресурсы), функции и процесс, приводящий в движение все элементы власти. Субъект и объект — непосредственные носители власти. Субъект — тот, кто осуществляет властное воздействие. Им может быть государство, партии, коллектив, другие общности людей, организация, отдельный человек. В виде субъекта власти может выступать весь народ, субъект становится носителем власти при наличии ряда качеств:
- • желания властвовать, воли к власти;
- • компетентности, организованности, ответственности, высокой
- • умения создать средства для властвования;
- • доверии (легитимности).
Объект — это исполнитель предписаний субъекта власти. Власть невозможна без подчинения объекта. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от характера предъявляемых к нему требований, личных качеств объекта властвования, ситуации и средств воздействия, восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета.
Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на базе совпадения интересов и социальных позиций субъекта и объекта, на убежденности объекта в особых способностях руководителя. Авторитет может быть истинным (верно отражающим качества руководителя) и ложным (основанным на заблуждениях относительно руководителя). Он бывает научным (качество интеллекта), деловым (компетентность, опыт), моральным (нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности).
Принятие населением власти, признание ее права управлять, согласие подчиняться определяется как легитимность власти. Легитимная власть воспринимается людьми как справедливая, правомерная. Источники власти (ресурсы):
- 1. Утилитарные — это материальные и другие социальные блага, с помощью которых власть, особенно государственная, может покупать не только отдельных политиков, но и целые социальные группы. Эти ресурсы используются для поощрения или наказания (уменьшение зарплаты, ликвидация социальных благ и др.).
- 2. Принудительные — это меры административного и общественного порицания или наказания. Используются тогда, когда не срабатывают утилитарные ресурсы (судебное преследование участников забастовок, на которых не повлияли экономические санкции).
- 3. Нормативные — средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они направлены на убеждение объектов политики на общность интересов с их субъектами, обеспечение одобрения действий субъекта власти, принятие их требований.
Существует классификация ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности:
экономические — материальные ценности, деньги, техника, земля, полезные ископаемые и др.;
социальные — доход и богатство, должность, престиж, образование, способность повышения или понижения социального статуса;
культурно-информационные — знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки, образования, СМИ и др.;
силовые — оружие, армия, полиция, суд и прокуратура.
В современных условиях власть использует следующие формы и методы своего влиянии:
- • установление позитивных стимулов, убеждение;
- • принуждение;
- • приманивание (обещания, чаще всего невыполняемые, установление льгот и т.д.);
- • блокирование нежелательных последствий (создание помех конкурентам в борьбе за власть, запугивание негативными последствиями, например, гражданской войной и др.);
- • шантаж (угрозы в настоящем, обещание бед в будущем);
- • прямой и косвенный информационный контроль.
Функции политической власти:
- 1. Выработка стратегии управления обществом.
- 2. Разработка, принятие конкретных решений по основным направлениям развития общества.
- 3. Оперативное управление и регулирование общественными процессами.
- 4. Контроль за важными параметрами стабильности и направленности развития общества.
Основными формами правления в обществе являются следующие:
самовластие, неограниченная власть одного лица (монарха, президента)
власть знати, привилегированного меньшинства знатных (лучших) людей
власть богатых, господство в обществе «денежных мешков»
власть привилегированной верхушки состоятельных людей
власть церкви и духовенства
власть старейшин, представителей старшего поколения людей
народовластие, власть всего народа, широких слоев общества
власть толпы, людей с площади, склонных к неблагоразумным действиям
власть одного правителя — монарха (шаха, царя, султана, короля и т.д.)
власть немногих, небольшой группы людей (богачей, политиков, военных)
власть многих: 1) власть в руках трех или более лиц (военная хунта, Политбюро ЦК КПСС);
2) форма демократии, при которой на действия правительства заметно влияют различные общественные организации
отсутствие власти, безвластие, вызывающее дезорганизованность в обществе
неограниченная власть одного лица (диктатора), группы лиц, политической партии
чрезмерная власть чиновников в обществе (заботящихся главным образом о себе)
Методы осуществления политической власти общества называются политическим режимом. Все многообразие типов государства по политическому режиму можно свести к трем основным формам: тоталитарной, авторитарной и демократической. Тоталитарный и авторитарный основаны на насилии и диктатуре, поэтому являются антидемократическими. При тоталитарном режиме отсутствует гражданское общество, осуществляется монопольный контроль со стороны государства за экономической, политической и духовной жизнью общества. Во всех сферах господствует идеология, исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни, осуществляется тотальный контроль за людьми, террор против своего народа. Здесь отсутствует легальная оппозиция, власть и народ едины, так как не допускается даже и мысли о несовпадении их интересов. Актуализируется проблема поиска врага, как внутреннего, так и внешнего. Общество живет по принципу: «Запрещено все то, что не разрешено законом». Власть вторгается в семью, религию, культуру.
Авторитаризм возникает там, где происходит слом старых социально-экономических институтов и поляризация сил в процессе перехода стран от традиционных структур к индустриальным. Данный режим чаще всего опирается на армию. Авторитарная власть вмешивается в политический процесс для того, чтобы покончить с длительным политическим кризисом, с которым невозможно справиться демократическими, правовыми средствами. В результате этого вмешательства вся власть концентрируется в руках политического лидера или определенного органа. Авторитарное общество порождает глубокую пропасть между народом и властью и как побочное следствие отчуждения от политики — расцвет алкоголизма и девиантного поведения.
Авторитарное общество построено на принципе: «Разрешено все, кроме политики». При этом не исключаются некоторые элементы демократии — выборы, парламентская борьба, в определенных пределах допускается инакомыслие и легальная оппозиция. Политические права граждан и общественно-политических организаций сужены, серьезная легальная оппозиция запрещена, политическое поведение граждан регламентировано.
При авторитарном режиме общество расслаивается и вызревают различные интересы. Но чтобы общество не распалось, авторитарный режим «сильной рукой» сдерживает эти центробежные силы и создает условия для постепенной гармонизации интересов, а, следовательно, для демократических реформ.
На смену авторитарному режиму приходят новые два типа власти: либеральный и демократический. Либеральная власть позволяет обществу и разным социальным группам влиять на принимаемые решения. Демократическое общество само выбирает носителей власти и через них — тот или иной вариант развития. В либеральном обществе любой вопрос, стоящий перед властью, любая политическая проблема подвергаются многократному обсуждению. Обсуждение с целью влияния — это тоже политика. Принцип общественной жизни в либеральном обществе — «Позволено все, что не ведет к смене власти». Роль общества ограничена влиянием на принятие решений, сами же решения остаются прерогативой власти. Общество может влиять, но не может выбирать; может советовать, но не может требовать, может думать, но не может решать.
Хотя либеральная власть более прогрессивна, мягка и эффективна, она вызывает больше ненависти, чем авторитарная власть. При либеральной власти руководитель «выбирается» коллективом, но утверждается министерством, а в случае неутверждения — назначается министерством.
При демократическом режиме общество, сохраняя за собой право влияния, приобретает и право выбора. Демократия — власть процедуры. Демократия — это прежде всего степень участия масс в государственном управлении, а также фактическое наличие у граждан демократических прав и свобод, официально признаваемых в конституции. Принцип демократического общества — «Разрешено все, что не запрещено моралью, законом». Демократия за многовековую историю своего развития выработала определенные принципы и нормы. Среди них: равное право всех граждан на участие в управлении обществом и государством; гласность в деятельности властей; конституционное оформление государственного строя; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; плюрализм политической системы.
Демократия основана на свободных выборах правителей, что предполагает три условия: свободу выдвижения кандидатур, свободу избирательного права, свободу голосования (тайное).
Переход от авторитарного режима к демократическому связан с противоречиями политической жизни. Главное из них — противоречие между потребностью обновления общества и инерцией отживших форм жизнедеятельности. Эго противоречие острые формы приобрело в нашей стране в 80-х годах (ощущение необходимости перестройки и ее неподготовленность ни теоретически, ни психологически, ни организационно).
Политический кризис вызван недовольством, возмущением деятельностью правящих кругов, потерей ими доверия масс в результате неспособности решать стоящие перед страной и народом задачи. В результате кризиса происходит «паралич власти», когда даже принятые законы и постановления не выполняются, происходит резкое падение авторитета должностных лиц. Действуют силы, стремящиеся свергнуть существующую политическую систему, ликвидировать данное государство. Растет и организационно оформляется оппозиция, представляющая собой политическую силу, противостоящую официальной власти. Оппозиция выступает в форме фракций, коалиций, блоков. Тон в оппозиции задает интеллигенция. Позитивное значение оппозиции — она держит под контролем и в напряжении официальные власти.
Оппозицию можно разделить на два вида: «культурную» и «дикую». «Культурная» оппозиция стремится держать под контролем официальное правительство, подчас создает свое «теневое правительство», разрабатывает альтернативные предложения по важнейшим проблемам жизни общества, предает гласности безнравственные поступки отдельных членов правительства.
У оппозиции, как политической силы, стратегическая задача — завоевать политическую власть, но цивилизованными, демократическими методами. «Культурная» оппозиция выступает за стабилизацию общества.
«Дикая» оппозиция стремится добиться власти путем разрушения общества. Ее чаще называют политическим экстремизмом. Они придерживаются крайних мер и средств насилия, вплоть до физического уничтожения противника.
Политический экстремизм выполняет ряд функций:
- • теоретическое и моральное оправдание террора как средства борьбы с деспотизмом и отчуждением;
- • оправдание насилия как средства давления на власть, создание организаций для осуществления террора;
- • политический шантаж;
- • политические убийства.
Формы проявления политического экстремизма:
- • неоанархизм;
- • неофашизм;
- • неосталинизм;
- • неотроцкизм;
- • маоизм;
- • движение «новых левых»;
- • религиозный исламский фундаментализм;
- • антикоммунистический экстремизм.
Наиболее опасным в современных условиях является националистический терроризм. Основным средством реализации политического экстремизма является террор. Массовую базу терроризма на Западе составляет молодежь: студенчество, люмпен-пролетариат, а также безработные, маргинальные слои.
Стимулирующую роль в развитии массового терроризма в России сыграли коррупция, организованная преступность и государственный террор.
Самостоятельная работа студентов
Барышева А.Д. и др. Политология. С. 55—81, 96.
Кретов Б.И. Политология. С. 164—203.
Понеделков А.В., Самыгин С.И. и др. Основы политологии. С. 74—97, 199—230.
- 2. Ответьте на вопросы:
- • В каких формах проявляется политическая власть?
- • Дайте определение политического режима. Объясните, почему для составления точного представления о реальной политической власти в гой или иной стране необходимо знать не только о провозглашенной в ней форме правления (монархия, республика), но и о господствующем политическом режиме.
- • Перечислите вопросы, на которые необходимо ответить при характеристике политического режима в стране.
- • Дайте описание отличий различных политических режимов.
- • Какие существуют зависимости между политическим режимом и уровнем социально-экономического развития общества?
- • В чем ошибался известный американский политолог 3. Бжезинский, утверждая, что устранить тоталитарный режим можно только в результате вмешательства извне?
- • Назовите основные предпосылки возникновения демократического политического режима.
- • Чем отличаются одна от другой различные исторические формы демократии?
- • Дайте характеристику важнейших демократических принципов.
- • Расскажите о проявлениях политического плюрализма в реальной жизни демократического государства.
- • Что характерно для демократической избирательной системы?
- • Расскажите об «уязвимых местах» современной демократии. Ее ограниченности.