Подбор стиля общения педагога с родителями

0
330

Аксенова Александра
Подбор стиля общения педагога с родителями

Результаты многоженства исследований методик и практик взаимодействия семьи и ДОУ показывают, что правильно выстроенная коммуникация и стиль взаимоотношения является условием вовлечения родителей в жизнь своих детей вне дома, что непосредственно положительно влияет на весь образовательный и воспитательный процесс.

В большинстве своём педагоги опираются на Методические правила взаимодействия образовательного учреждения с семьями,которые при их выполнении действительно дают результат: обеспечивают информированность родителей о планах обучения, проведение совместных мероприятий (открытые уроки, праздники, так и обеспечивают выполнение педагогом этических норм общения. Методологические правила и имеющиеся правила всегда подходят к педагогу с позиции «запрета» (не проповедовать, не поучать, не подсказывать решения, не выносить суждений, не оправдывать и не оправдываться, не ставить «диагноз», не выпытывать и т. п., что в свою очередь отталкивает педагога от инициативных решений и использования нестандартных техник в своей работе, а ведь именно они как говорит статистика наиболее эффективны в педагогическом процессе.

Подбирая стиль общения с родителями нельзя руководствоваться только одной линией поведения, педагог должен находить подход в том числе исходя из особенностей собеседника. Хорошим вариантом является использование разных стилей общения на групповых собраниях и в личном общении. Ни в коем случае нельзя использовать противоположенные стили злой- добрый, важно помнить, что педагог не может позволить себе лицемерие.

Сегодня психологи в педагогической деятельности выделяют множество стилей взаимодействия педагогов с родителями. Рассмотрим их и определим какие стили лучше использовать педагогу в своей деятельности, важно понимать, что даже самый нелицеприятный и находящийся на грани дозволенного стиль в некоторых случаях – именно то что необходимо педагогу:

В основе стиля лежит стержень, совмещающий высокий профессионализм педагога и его этических принципов. Педагог при взаимодействии ставит себя и родителя в равное положение: ставятся общие цели, задачи, достигаются решения. Стиль отражает силу личности педагога и её проекцию на родителя.

Предлагается применять педагогу с квалификацией и опытом, в инициативных группах, низко конфликтных группах.

Стиль «Авторитарный»

В основе стиля лежит жёсткость взаимодействия с родителями. Все указания педагога не подлежат обсуждению и должны выполняться. Исключительно единоличное принятие решений педагогом. Строгий стиль, требующий постоянного наличия под рукой методической базы, правил, планов и указаний.

Предлагается применять в проблемных группах, низко социальных группах, требует от педагога постоянной выдержки и контроля.

Стиль «Попустительский»

В основе стиля лежит низкая активность педагога, взаимодействие с родителями проходит «для галочки». Педагог не проявляет инициативы ни в работе с родителями ни в принятии педагогических решений, полностью следуя указаниям администрации, что отражается в безучастной позиции к инновационным проектам и деятельности. Стиль не подразумевает серьезной работы и результатов. Стиль предполагающий необходимость выжидания времени в неблагоприятных условиях работы.

Допускается применять в крайне проблемных и конфликтных группах, низкой поддержке инициативности руководством.

Стиль «заигрывание»

В основе стиля лежит стремление получить мнимый авторитет у родителей. Такая деятельность педагога противоречит нормам профессиональной культуры и педагогической этике. Молодые педагоги часто практикуют такой стиль, чтобы моментально установить положительные взаимоотношения с родителями, понравиться им. Использования стиля вызвано отсутствием уровня педагогической и психологической культуры, знаний и навыков по правилам общения педагог-родитель, опыта профессиональной деятельности.

Применение стиля не приветствуется. Ведет к деградации взаимоотношений с родителями и коллективом, отклонению от норм и требований при выполнении стоящих задач в угоду желаниям родителей.

Стиль «устрашение»

В основе стиля лежит искусственная постановка противоположенной стороны взаимодействия в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Взаимодействие характеризуется жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки, с установленных хронометражем и основываясь на жёсткие дедлайны. Между общающимися возводится незримый барьер отчуждения. Стержень стиля требования и создание атмосферы «опаздывания». Стиль использует групповое взаимодействие между родителями, как рычаг давления на отдельных родителей. Стиль, предполагает наличие регламентированных графиков и планов по взаимодействию педагог-родитель, как основа требований и устрашения.

Негативный стиль общения, допускается применять в проблемных группах, группах с низкой инертностью и тонусом, при взаимодействии с низкосоциальными родителями, является тёмной стороной стиля Дистанция.

Стиль «дистанция»

В основе стиля лежит дистанция, выступающая как показатель главенствующей роли педагога. Стиль является нейтральным стилем взаимодействия, без проявления инициатив, но и не пренебрегая основными задачами взаимодействия с родителями. Стиль популярен у молодых педагогов как средство самоутверждения и увеличения авторитета педагога. Низкоэффективный стиль, требующий выдержки и усилий на поддержание дистанции в общении. Опасность стиля заключается в сложности балансировки при которой с одной стороны стиль разваливается и скатывается к дружескому отношению, что ведёт к провалу выполнения поставленных задач, т. к. в таких взаимоотношениях требование результатов затруднительно, с другой стороны к самоизоляции педагога, когда родители не понимают поставленных задач либо начинают их игнорировать. Часть стиль переходит к стилю общение-устрашению. Стилю присуща осторожность в постановке задач, чёткая выветренность требований и использование типовых план-графиков.

Рекомендуется применять молодым педагогам без опыта работы как основу для наработки методологической базы. Характеристики группы и отдельных родителей не важны.

Стиль «Менторский»

В основе стиля используется покровительственный стиль общения педагог – родитель. При использовании данного стиля используется связка наставник-ученик, надзиратель – подчиненный. Стержень стиля – опыт или «легенда» об опыте педагога. Стиль поддерживается рассудительностью, внешним обликом, нередко ярко демонстративными элементами –стенды успехов: грамоты, благодарности, повышения квалификации, достижения. Стиль часто проявляется у педагогов старшего возраста и педагогов склонных к нарциссизму, несмотря на это очень мягко и действенно принимается родителями стандартных групп без признаков проблемность.

Предлагается применять педагогу с наличием заслуг и в группах, выработавших уважительное отношение к педагогам.

Стиль «Адвокат — Прокурор»

В основе стиля используется детализированное информирование родителей об успехах неудачах детей. При использовании данной информации педагог, опираясь на поведение, результаты занятий, взаимоотношений может выстраивать стиль общения, направленный на достижение определенных результатов. Опасность стиля заключается в сложности балансировки при которой педагог должен чётко выдерживать дозировку положительных и отрицательных моментов, так как всегда остаётся риск «непринятия» информации со стороны родителей, что может выливаться в конфликт. Не стоит путать донесение информации по успехам детей и стиль общения – цель которого достижения задач на основе правильно преподносимой информации родителям. Стиль предполагает хорошее и внимательное отношение ко всему происходящему в группе, фиксирование ключевых моментов жизни детей и родителей.

Предлагается применять педагогу, имеющему успехи в психологии, хорошую память, в неконфликтных группах, с родителями гуманитарной направленности.

Правильный подбор стиля, сочетание стилей не станет панацеей для педагога, не решит проблемы взаимодействия, но будет одним из тех инструментов, с помощью которого педагог сможет решать стоящие перед ним задачи, а именно возведение фундамента будущего поколения, воздействую в том числе через ячейку общества – семью своих воспитанников.

«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.

Консультация для педагогов «Несколько правил общения с родителями воспитанников» Уважаемые коллеги! На нас лежит огромная ответственность, которая ежедневно требует от нас высокого профессионализма и огромных душевных.

Консультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанников Шалва Александрович Амонашвили — советский, грузинский и российский педагог-новатор и психолог, утверждает: «Каждый воспитатель должен.

Проект по благоустройству пришкольной территории с максимальным сохранением элементов природного и народного стиля Ландшафтный проект «Яновичское местечко» ГУО «Яновичская СШ Витебского района» Название проекта — «Яновичское местечко» Обоснование. Проект.

Лэпбук «Развиваем речь дома» как инновационная форма работы педагога с родителями и родителей со своими детьми дома Уважаемые коллеги! Одной из активных форм работы с родителями, позволяющих вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного.

Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара Методическая разработка «Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара» ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – связь музыки с ведущими.

Новые формы общения с родителями Как выстроить гармоничные отношения с родителями? Мотивированные и вовлеченные родители помогут не просто достичь новых образовательных.