Почему российские грузовики стали лучшими в мире?
КАМАЗ является одним из самых узнаваемых символов России, наряду с московским Кремлем, автоматом Калашникова, балетом и матрешками. Грузовики в свое время стали символом мощи великой страны, но и спустя 40 лет они приносят нам славу, регулярно побеждая в своем классе в самых престижных ралли-рейдах. Проект строительства завода в Татарстане оказался одним из успешных начинаний брежневской эпохи.
Лучшие мировые практики на Каме
Новый завод по производству грузовых автомобилей еще в 1970 году был объявлен ударной стройкой Комсомола, но мало кто знал, что в проектировании цехов будущего предприятия принимали участие ведущие западные компании, а более половины самого современного на тот момент оборудования поставлялось из-за рубежа.
Литейное производство создавалось в кооперации со знаменитыми питтсбургскими литейщиками из «Свинделл-Дресслер», двигателестроение консультировали специалисты французского «Рено», а выпуск трансмиссий для новых грузовиков – западногерманская компания «Либхерр». Нельзя не отметить и роль кооперации внутри самого Союза – более 2000 предприятий работали над созданием автогиганта.
Танки грязи не боятся
Несмотря на заявленную цель «увеличение парка тяжелых грузовых автомобилей», разработка новых моделей грузовиков изначально шла под контролем военных из Минобороны СССР. Именно благодаря оборонному бюджету и строгой военной приемке, удалось создать действительно удачный грузовик с мощным и надежным двигателем, быстро выйти на нужные темпы выпуска, а также свести к минимуму брак.
До сих пор на шасси КАМАЗа выпускается большое количество вооружений и военной техники. Сегодня можно увидеть даже дальнобойную артиллерию вроде самоходных гаубиц «Коалиция» в колесном варианте, не говоря уже про использование обычных и бронированных грузовиков для переброски войск, снабжения, разминирования.
Ударим по бездорожью
Технические характеристики даже первых КАМАЗов изначально предполагали их использование в условиях разбитых дорог или бездорожья, что выгодно отличает наши грузовики от европейских или американских, проектируемых под шоссе. Именно поэтому КАМАЗ при всех своих достоинствах не очень популярен на западе – его сильные стороны там попросту не нужны.
А вот в России предприятие контролирует до половины рынка тяжелых грузовых авто и до 20% рынка магистральных тягачей. Характерно, что основными экспортными рынками для КАМАЗа являются постсоветские государства, а также страны третьего мира, где машины также работают в сложных дорожных условиях.
В любом случае КАМАЗ можно назвать примером несомненно удачного проекта советской экономики, который остается одним из поводов для гордости отечественного машиностроения, несмотря на общий кризис в отрасли.