Урок разработан с применением технологии прблемного обучения.Урок преследует следующие цели:
Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Европы.
Охарактеризовать основные мероприятия тоталитарных правительств в Италии и Германии.
Объяснить смысл и значение важнейших исторических понятий (фашизм, тоталитаризм, нацизм) и добиться их усвоения.
Выяснить основные черты тоталитаризма как феномена ХХ века.
Определить роль личности в истории на примере А. Гитлера и Б. Муссолини.
Развитие аналитического и синтезирующего мышления.
Выработка умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы.
Отработка навыков работы в должном темпе.
Развитие умений действовать в группе и самостоятельно.
Реализация принципа проблемности развивающего обучения.
Воспитание чувства неприятия к насилию, бесчеловечности тоталитарных режимов.
Воспитание настойчивости, упорства, целеустремленности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тип урока: комбинированный
Форма урока : урок-проблема
П.З.: Почему в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система как тоталитаризм?
- Рождение тоталитаризма
- Установление тоталитарных режимов в Европе
- Основные мероприятия тоталитарных правительств
- Тоталитаризм – феномен ХХ века
Литература: О.В. Волобуев, В.А. Клоков «Россия и мир» 11 класс М. 2006 год. Гаджиев «Введение в политологию» М. 2003 год. А.Ф Никитин «Право и политика» М. 2001 год. У. Ширер «Взлет и падение третьего рейха» М. 1999 год.
Оборудование: Книги, рабочие листы с текстом, карточки с Д/З, мультимедийный проектор. Учащиеся делятся на 2 рабочих группы и группу аналитиков, в течение урока выполняют задания
- Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Европы
- Охарактеризовать основные мероприятия тоталитарных правительств в Италии и Германии
- Объяснить смысл и значение важнейших исторических понятий (фашизм, тоталитаризм, нацизм) и добиться их усвоения
- Выяснить основные черты тоталитаризма как феномена ХХ века
- Определить роль личности в истории на примере А. Гитлера и Б. Муссолини
- Развитие аналитического и синтезирующего мышления
- Выработка умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы
- Отработка навыков работы в должном темпе
- Развитие умений действовать в группе и самостоятельно
- Реализация принципа проблемности развивающего обучения
- Воспитание чувства неприятия к насилию, бесчеловечности тоталитарных режимов
- Воспитание настойчивости, упорства, целеустремленности
- Воспитание гуманности
Мы продолжаем изучение истории стран мира в межвоенный период
Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строится сегодняшний и завтрашний день: это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что без прошлого нет настоящего и не может быть будущего.
Один из важных уроков прошлого сегодня мы рассмотрим на занятии. На прошлом уроке мы рассмотрели причины, особенности и последствия Мирового экономического кризиса. Итак, проверим домашнее задание, по карточкам работают 3 человека. Вопросы в карточках об особенностях проявления кризиса в:
А каковы были причины экономического кризиса? Когда он был? Какие последствия имел этот кризис для стран?
Ответ: главной серьезной причиной было серьезное нарушение, дисбаланс в экономике, нарушения в цепи производство-обмен-потребление. Промышленное производство росло быстрее роста зарплаты, низкий спрос на массовое производство. Кризис перепроизводства. Вышел из строя рыночный механизм. Рынок и конкуренция как регуляторы перестали работать. Он был с 1929-1933 гг. Он обострил социальные и политические противоречия капиталистического общества. Произошло разочарование в институтах демократии, которые не смогли защитить от неурядиц, обрушившихся на людей. Пессимизм. Экономический кризис 1929-33 годов вызвал ряд противоречий во всех областях жизни общества в странах Европы. Эти противоречия породили конфликт, противоборство двух политических режимов: тоталитаризма и демократии. В ХХ веке тоталитаризм утвердился в качестве политических систем в самой большой стране мира – России, в одной из самых культурных стран – Германии, а также Италии, Испании, Японии. И сегодня мы с вами рассмотри установление тоталитарных режимов в
Европе на примере двух государств – Германии и Италии. Работать будем по определенному плану. Запишем число и тему урока
Переходим к первому пункту плана. Термин «тоталитаризм» возник в 20-е годы в окружении Муссолини. Когда он появился нет единого мнения среди политологов, одни считают его вечным атрибутом истории (исторический прототип – восточные деспотии), другие – достоянием индустриальной эпохи, а третьи – феноменом ХХ века. Давайте вспомним из курса обществознания, что такое тоталитаризм? Каковы его признаки?
Ответ: тоталитарный режим характеризуется контролем над всеми сторонами жизни общества и проникновением во все его сферы.
— наличие единой правящей партии
— сращивание партийного и государственного аппарата
— ликвидация гражданских прав и свобод
— контроль над хозяйственной, экономической и семейной жизнью
— культ вождя, наличие лидера-диктатора
— террористический и полицейский контроль
Правильно. Одной из форм тоталитаризма является фашизм – открытая террористическая диктатура, опирающаяся на прямое насилие, шовинизма, расизм (с ит. пучок, связка, объединение). Национализм и идеологии и политика основана на идее национальной исключительности, национальном превосходстве . Культ вождя: в Германии – Фюрер, в Италии – Дуче. Нацизм идеология: культ силы, расовое превосходство, антисемитизм, экспансия, насаждение образа врага. Согласны ли вы с тем, что этот режим является антидемократическим? Так почему же в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?
Раньше всего фашизм возник в Италии: в 1922 году сам король поручил лидеру фашистов Б. Муссолини сформировать правительство. Так с соблюдением всех демократических процедур к власти пришла самая недемократическая сила – фашизм. В Германии в начале 30-х годов демократические партии имели большинство голосов и мест в парламенте, чем национально-социалистическая партия Гитлера, согласно результатам выборов в 1932 г. НСДАП теряла популярность, так почему же в 1933 году нацисты приходят к власти? Давайте разберемся с этой проблемой.
Установление фашистских режимов
Каждая группа получает задание.
1 группа: что способствовало приходу фашистов к власти в Италии?
2 группа: что способствовало установлению тоталитаризма в Германии?
3 группа (аналитики): для чего утвердились тоталитарные режимы в 20-30х годах?
1 и 2 группы: работа с учебником и фиксирование ответа в тетради
3 группа: анализируют текст дополнительного материала и ответы 2 рабочих групп
Ответ 1 группы:
— тяжелое экономическое положение
— массовое недовольство, движение трудящихся
— во всех бедах винили правительство либералов
— фашисты объединили недовольных (крестьян, рабочих, мелкую рабочую буржуазию)
— царившая обстановка неуверенности
— неспособность правительства справиться с острыми проблемами в экономике и политике
— экономический и политический кризис
— отсутствие политической стабильности
— снижение авторитетности правительства из-за экономических трудностей
— чувство национального унижения, охватившее общество после войны (инфляция, контрибуция)
— популярность националистических идей
— страх правящих кругов перед ширящимся коммунистическим движением
— для решения задач выхода из экономического кризиса, преодоление разрухи
— для предотвращения угрозы революции для создания нового порядка и внешней экспансии
— либеральная демократия оказалась неспособной предотвратить победу тоталитаризма
А почему демократические силы не смогли предотвратить приход фашистов власти? Они были разобщены, социалистическая и коммунистическая партии недооцени фашистскую угрозу, и продолжали взаимную борьбу. Создать единый антифашистский фронт в таких условиях оказалось невозможным. Большую роль в становлении тоталитарных режимов сыграли лидеры фашизма – Гитлер и Муссолини. Итак, мы выяснили, кто и для чего установил тоталитаризм, а теперь рассмотрим реализацию на практике этого режима. Переходим к 3 пункту плана.
Сообщения учащихся о личностях Гитлера и Муссолини
Мероприятия тоталитарных правительств
1 группа: выписать основные мероприятия тоталитарного правительства в Италии
2 группа: выписать основные мероприятия тоталитарного правительства в Германии
3 группа: проанализировать тексты, выслушав ответы 1 и 2 групп, определить различия фашистских режимов в Италии и Германии (работа с документами)
1 и 2 группы работают с учебником, выписывают основные мероприятия тоталитарных правительств
— ликвидация демократии (других партий, свободы и прав)
— Муссолини, фактически, единоличный правитель
— вмешательство в экономику
— политика авточего-то там (ликвидация зависимости страны от ввоза стратегического сырья для промышленности)
— активная внешняя политика
— запрет всех партий, кроме НСДАП
— максимальная централизация хозяйственной жизни
— организация общественных работ для ликвидации безработицы
— поиск «жизненного пространства», активная внешняя политика
— в Италии католицизм объявлен единственной религией, поэтому псевдорелигия фашизма не так сильна
— антисеменизм в Италии не возродился в ранг гос. пол.
— в руках Дуче сконцентрировалась гораздо меньшая власть, чем в руках Фюрера
— Муссолини не смог добиться такой массовой поддержки
— партия Гитлера имела большее влияние, чем партия Муссолини
Большое значение при формировании тоталитарного режима сыграла жесткая цензура и контроль за каждой сферой культурной жизни. О том, как это происходило наглядно описано в …… Ширера «Взлет и падение третьего рейха»
Давайте сделаем вывод по 3 пункту плана. Соответствовали проводимые мероприятия принципам тоталитаризма? Да, проводимые мероприятия соответствовали принципам тоталитаризма. Политические системы германского и итальянского фашизма были схожи по ряду признаков, но далеко не были одинаковыми
Тоталитаризм – феномен ХХ века
Обратимся к нашему главному вопросу, мы выяснили, почему создавались тоталитарные режимы, а давайте подумаем, почему тоталитаризм и фашизм возникли именно в XX веке? Политическая идеология тоталитаризма основана на принципиально новом представлении о политике (в частности на политическом принуждении). Тоталитаризм стал возможен благодаря определенным чертам индустриальной эпохи. Он не мыслим без современных технических средств. Причем они выступают как средства контроля и пропаганды (радио). Прежде было невозможно все общество держать под присмотром, поэтому принято считать тоталитаризм феноменом ХХ века. Стремление тоталитаризма к переделке человеческой природы, создание нового типа личности путем стандартизации, растворения человека в массе.
Дальше небольшой кусочек, где я совершенно не могу разобрать почерк
Итак, сделаем вывод, почему фашистам удалось прийти к власти в ХХ веке?
Вывод: тоталитарные партии приходят к власти и устанавливают свой режим в условиях глубочайших потрясений, которые поражают все сферы жизни общества. Именно такая ситуация и возникла в 20-30 гг. в странах Европы
Ответить на вопрос: подумайте, чем была вызвана крайняя агрессивность фашизма? Обсудите …. связь фашизма и войны
2.Установление фашистских режимов
4.Мероприятия тоталитарных правительств
6. Тоталитаризм – феномен ХХ века
Тоталитарные режимы в Европе
«Отсутствие экономической свободы ведет к политической несвободе»
«Фашизм – ложь, изрекаемая бандитами»
Почему в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?
Тоталитарные режимы в 30-е гг.
Италия, Германия, Испания
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обострил социальные и политические противоречия капиталистического общества. Возникла непосредственная угроза разрушения европейской цивилизации со стороны правоэкстремистских сил, фашизма. Каждая из крупных европейских индустриальных стран и США имела свои своеобразные пути и методы выхода из кризиса, но между ними была четка грань, разделявшая государства тоталитарные и государства демократические и, следовательно, те методыкоторые использовались ими для выхода из кризиса.
Появление в межвоенный период группы фашистских государств, где была чрезвычайно велика роль государства и насилия, не было случайным стечением обстоятельств. В Италии и Германии фашизм пришли к власти при опоре на массовые движения и утверждался с соблюдением поначалу легальных форм коалиционного правительства. И это обстоятельство первоначально притупило бдительность европейской либеральной демократии, недооценившей масштабы угрозы европейской цивилизации. Именно об этой опасности, таившейся в кризисе европейского общества, предупреждали еще до прихода германского фашизма к власти и распространения тоталитарных режимов в своих романах писатели, которых считали антиутопистами (Ф.Кафка, Е.Земятин).
Для чего же утверждались тоталитарные и авторитарные режимы в 20-е и 30-е гг.? для решения задач выхода из экономического кризиса, преодоления разрухи, предотвращения угрозы революции, создания нового социального порядка и в конечном итоге внешней экспансии. Это было характерно для Германии, Италии, Испании, Японии и ряда других стран с профашистскими, авторитарными режимами. В этих случаях либеральная демократия оказалась неспособной предотвратить победу тоталитаризма.
Вопрос: каковы различия между фашистскими режимами в Германии и Италии?
Наиболее близко к нацистской системе политического господства стоит фашизм Б.Муссолини, который пришел к власти в Италии в 1922 г. Политические системы германского нацизма и итальянского фашизма схожи по ряду признаков, но далеко не тождественны.
В промышленно развитой Германии нацизм стал специфической формой преодоления кризиса. Поскольку по своему социально-экономическому развитию Италия заметно отставала от Германии, то режим Б.Муссолини сосредоточился на индустриализии страны, достигнув при этом значительных успехов. Стремление согласовывать свои действия с многими традиционными представлениями и ценностями было отличительной характеристикой фашистского корпоративного государства.
В годы фашизма Италия номинально оставалась монархией, а католицизм, объявленный единственной религией в стране, ограничивал претензии фашизма на тотальное проникновение в общество его псевдорелии. Антисемитизм в Италии не возводился в ранг государственной политики, а сам Муссолини многократно с усмешкой отзывался о господстве «высшей» расы.
Нацистский и фашистский режимы различались системами властных отношений. В руках дуче концентрировалась значительно меньшая власть, чем в руках фюрера. Наряду с фашистской партией в стране значительный вес имели военные, аристократия, церковь и бюрократия. Сама фашистская партия со временем становилась менее монолитной и не могла претендовать на руководящую роль. Центральным звеном политического механизма оставалось государство.
Нацизм подавил все видимые оппозиционные силы, и сопротивление гитлеровской диктатуре оставалось уделом подпольных групп коммунистов и социал-демократов, в также заговорщиков из военных и аристократии, но оно не причиняло массового характера. Муссолини не смог добиться такой массовой поддержкой, и но фашистская диктатура рухнула после вступления союзников на территорию Италии и нарастания сопротивления ударов Сопротивления изнутри.
Политика нацистской Германии и фашистской Италии носила откровенно имперский характер. Ее агрессивность ввергла мир в кровавый кошмар Второй мировой войны, в которой и потерпел крах правый тоталитаризм.
Основатели тоталитарных систем полагали, что они выносят смертный приговор либеральному демократизму. Следует признать, что и социалистическая модель, которая была построена в СССР, и нацистский тоталитаризм как альтернативы демократической государственности в экономическом, политическом и морально смысле не состоялись