Переход от авторитаризма к тоталитаризму в Японии

0
624

В Японии авторитарный режим, установленный в этой стране в конце XIX в., к середине XX в. превратился в тоталитарный. После Первой мировой войны авторитарный характер японского государства усилился. Японская многопартийность, которая сформировалась только в начале XX в., уже в 20-е гг. вступила в период кризиса. Правительства формировались на базе парламентского меньшинства. Особую роль играли беспартийные силовые министры (несогласие военных и военно-морских министров с курсом правительства вело к его автоматической отставке), что подрывало доверие японского общества к партиям. Роль парламента падала. Его нижняя палата работала не более трех месяцев в году, остальное время законы принимало правительство. Сохранялись ограничения власти парламента, закрепленные Конституцией 1889 года. Усилились репрессии против рабочего и коммунистического движения. В 1925 г. законом «Об охране общественного спокойствия» (в народе он получил название «Закон об опасных мыслях») были введены суровые наказания (до 10 лет тюремного заключения или каторжных работ) за участие в деятельности организации, пытающейся «изменить государственный строй или уничтожить систему частной собственности». Такое же наказание предусматривалось и для тех, кто только «намеревался совершить указанное преступление» (отсюда – народное название этого закона). В 1928 году в Японии были запрещены все левые организации. Возникали и усиливались ультраправые организации, связанные с военщиной («Молодые офицеры» и др.). В 30-е гг. был установлен государственный контроль над японской экономикой. В 1931 г. был принят закон о картелях, предусматривавший заключение соглашения между крупными фирмами о размерах производства и ценах на их продукцию. В 1933 г. в Японии был создан полугосударственный трест, сосредоточивший в своих руках 100 % производства чугуна и 50 % производства стали.

На этом фоне некоторые шаги по демократизации японского государства (отмена имущественного ценза для избирателей
в 1925 г., формирование парламентского кабинета и т.д.) изменить его политический режим уже не могли. Он оставался авторитарным со все более сильными элементами тоталитаризма.

В 1936 г. японская реакция перешла в наступление, организовав путч «молодых офицеров», с трудом подавленный правительством (во время путча было убито несколько министров). При этом мятежники не были привлечены к ответственности, так как власть боялась военщины. Под ее давлением сразу же после путча был принят ряд реакционных законов (об отмене всеобщего избирательного права, ограничении власти парламента, запрещении рабочим военных заводов вступать в профессиональные союзы и т.д.) и начата война с Китаем (1937 г.). Это создало социально-политические условия для сплочения японской элиты с целью подавления левой оппозиции и превращения Японии в сверхдержаву. Политическим выражением нового курса стали события 1940 г., когда премьер-министром был назначен принц Каноэ, ставленник японской военщины и главный идеолог военно-тоталитарного режима («монархо-фашизма»), а ключевые посты в его правительстве заняли представители японского ВПК.

Началось создание «новой политической структуры» (НПС), аналога итальянского «корпоративного государства». Эта полицейско-бюрократическая система объединяла самые различные организации. Ядром НПС была Ассоциация поддержки трона (АПТ), в которую вошли министры, генералы, адмиралы и высшие чиновники, а руководителем стал премьер-министр. Целью этой организации было содействие деятельности монархии и армии через парламентские институты. Средним звеном НПС были местные организации «движения помощи трону», в которые входили губернаторы, мэры, провинциальные чиновники, сельские старосты, отставные офицеры и т.п. Таким образом, это «движение» объединяло всю японскую бюрократию и военщину. К нему примыкали другие организации, членство в которых было принудительным («Женская ассоциация обороны родины», «Общество женщин-патриоток», «Патриотический союз работников печати и литературы» и т.п.). Низшими ячейками «движения помощи трону» стали соседские общины (10-12 семей), объединенные в ассоциации улиц, поселков и т.д. Другими элементами НПС были строжайшая цензура и разнузданная шовинистическая пропаганда. Под контроль АПТ были поставлены все японские СМИ, а для пропаганды тэнноизма (государственной идеологии Японии), в котором появились некоторые новые черты, заимствованные у европейских фашистов (расизм, создание «нового порядка» и т.п.), была создана массовая националистическая организация «Восточно-азиатская лига Великой Японии». В связи с тем, что АПТ была вспомогательной организацией правительства (узаконенным правительственным лобби) и ее политическая деятельность была запрещена, лидеры распущенных в 1941 г. японских партий и большинство депутатов парламента в 1942 г. объединились в Политическую ассоциацию помощи трону (ПАПТ). Однако реальной власти ПАПТ не имела, так как японский парламент в 40-е годы потерял всякое значение (его депутаты избирались по спискам, составленным правительством). В то же время усилилась власть репрессивного аппарата, права которого были расширены законами первой половины 40-х гг. По новой редакции закона «Об охране порядка» 1925 г. наказание за «опасные мысли» и другие политические преступления стало более суровым (вплоть до смертной казни). В 1941 г. был принят закон «Об обеспечении национальной обороны», предусматривавший жестокое наказание за любые выступления против внутренней и внешней политики правительства.

«Новая политическая структура» дополнялась «новой экономической структурой» (аналог итальянских корпораций и немецкого «фюрер-принципа»). В 1938 г. был установлен тотальный государственный контроль над всеми сферами японской экономики (финансами, торговлей, транспортом, распределением сырья, рабочей силы и продукции). В основных отраслях промышленности, торговли и финансов были созданы «контрольные ассоциации», принудительно объединявшие все предприятия данной отрасли или района. Во главе их стояли президенты, назначаемые правительством из числа крупных промышленников и финансистов, которые получили широкие административные права (контроль над производством и ценами, распределение сырья и рабочей силы и т.д.).

Таким образом, в Японии была создана социально-экономическая и политическая система, очень похожая на фашистские государства в Италии и Германии, но у японского тоталитаризма были свои особенности:

1. В Японии не было фашистской партии и однопартийной системы европейского образца.

2. Монархия, в отличие от Италии, не только не стала декоративной, но и усилилась.

3. Сохранились независимые депутаты парламента, не связанные с тоталитарным режимом (в 1942 г. они собрали на парламентских выборах 30 % голосов, а в 1945 г. занимали в японском парламенте 25 мест из 466).