Педагогические течения: авторитарное воспитание, гуманистическая педагогика

0
373

Авторитарное воспитание

Авторитарное воспитание – это воспитание, в основе которого лежит беспрекословное подчинение воспитанника (учащегося) педагогу.

Сущность авторитарного воспитания заключается в том, что взрослые, которые занимаются воспитанием (воспитатель, педагог, родитель и т.д.) очень требовательны и строги по отношению к детям, держат их под постоянным и жестким контролем. Просьбы и жалобы, не отвечающие запросам со стороны взрослого – игнорируются, так как считаются баловством. Мнение взрослого ставится выше мнения ребенка. От ребенка требуют беспрекословного послушания, в случае если ребенок ослушался, то его неминуемо ждет наказание.

Авторитарный тип воспитания – это низкая удовлетворяемость потребностей и нужд ребенка и высокие требования со стороны взрослого.

При авторитарном типе воспитания, взрослые не вникают в нужды ребенка, их не интересуют его жизненные проблемы и желания. Так же им не интересен внутренний мир ребенка и его переживания.

Готовые работы на аналогичную тему

Авторитарное воспитание вызывает у детей серьезные психологические проблемы, возникновение агрессии. У мальчиков чаще всего развивается несамостоятельность, у девочек – недостаточная целеустремленность.

В процессе такого типа воспитания у детей формируются две крайности:

  • С одной стороны, дети закомплексованы, имеют низку самооценку и целеустремленность. Боятся ошибиться, самостоятельно принять решение. Чужое мнение их пугает и расстраивает.
  • С другой стороны они могут проявлять агрессивность, очень наглы и эгоистичны. В подростковом возрасте могут бросать вызов старшим или даже обществу, совершать безумные поступки. Их ненависть и агрессивное поведение вызваны желанием причинить такую же боль, как они ощутили в детстве другим людям.

Дети, которые были воспитаны в авторитарной семье, психологически разрушены и опустошены, имеют множество комплексов. Пытаясь заглушить свою боль и заполнить душевную пустоту, они часто совершают поступки, которые противоречат нравственным и моральным нормам. В последствие из детей вырастают взрослые, которые решая свои психологические проблемы, совершают правонарушения.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В том случае, если ребенок не справляется с требованиями, которые ему предъявляет авторитарный взрослый, то его наказывают и унижают. Все это может вызвать протест и враждебность по отношению к взрослому. Это связано с тем, что в силу возраста ребенок не может иначе сохранить собственное достоинство и отстоять себя.

Протест может протекать в «открытую», когда ребенок делает наперекор взрослому. А может, напротив, протекать скрыто, когда ребенок таит и копит в себе обиды до поры.

В настоящее время, в современной школе, до сих пор считается, что эффективным является именно авторитарный стиль воспитания. Это мнение сохранилось еще со времен советской школы и присуще учителям старой закалки.

При авторитарном типе воспитания, ребенок не воспринимается как равный участник воспитательно-образовательного процесса. Его мнение не учитывается. И это несмотря на то, что все больше молодых и прогрессивных педагогов доказали на собственном практическом опыте неэффективность авторитарного воспитания и успешность применения гуманистического подхода к воспитанию.

По своей природе авторитаризм эффективен в младшем возрасте, в этот период у детей присутствует безусловное уважение личности педагога. Однако с возрастом дети начинают проявлять нежелание подчиняться чьему-то мнению, они начинают относиться к педагогу ровно так же, как и он относится к ним (могут повысить голос, показывают непослушание и т.д.). Все это формирует у детей неверную модель поведения, оказывает негативное влияние на психологическое развитие.

Гуманистическая педагогика

Гуманистическое направление в педагогике является относительно молодым. Оно возникло в конце 50-х начале 60-х годов в Америке. В основе гуманистического воспитания, положены идеи гуманистической психологии.

Гуманистическое воспитание имеет личностно-ориентированный характер и направлено на преодоление авторитаризма в воспитании и обучении детей.

В центре воспитательно-образовательного процесса ставится личность ребенка, его интересы, мнения, стремления, желания и т.д. Исходя из потребностей и возможностей детей, педагог выстраивает процесс воспитания.

Основная цель гуманистической педагогики – это формирование полноценной и разносторонне развитой личности, обладающей необходимым набором знаний, умений и навыков.

Гуманизация воспитания и обучения предполагает своего рода «очеловечивание» данных процессов, то есть, такую их направленности, при которой на первое место выходит личностный смысл данных процессов.

В процессе развития в рамках гуманистической педагогики был разработан ряд положений, которые являются её отличительными признаками и должны обязательно учитываться при реализации процессов обучения и воспитания. Отметим следующие признаки гуманистической педагогики:

  1. Создание эмоционально положительной и благоприятной среды, комфортной для воспитания и обучения.
  2. Дети являются равными участниками педагогического процесса, они имеют возможность принимать равное активное участие в педагогическом процессе.
  3. Установление благоприятного эмоционального климата в детском коллективе, основанном на межличностных отношениях в группе (классе).
  4. Реализуемые педагогом образовательные программы должны быть направлены на максимальное развитие творческого потенциала и возможностей каждого ребенка.
  5. Предоставление детям возможности обсуждения с педагогом возникающих в процессе обучения и воспитания проблем, совместный выбор методов и средств их преодоления, осуществление самооценки собственной деятельности.
  6. Отказ от использования жесткой оценочной шкалы успеваемости, которая оказывает на детей определенное психологическое давление.

Такое построение учебного процесса и педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы – от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся, до достаточно жестких, которые будут опираться на устойчивую мотивацию и потребности детей.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь