Педагогическая теория И

0
471

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841 гг.) – философ, психолог, математик – один из выдающихся педагогов XIX в. Основные труды Гербарта: «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» (1806 г.), «Учебник психологии» (1816 г.), «Письма о приложении психологии к педагогике» (1831 г.), «Очерки лекций по педагогике» (1835 г.) и др.

И.Ф. Гербарт видел в педагогике как науке в первую очередь методологический инструментарий. Он настаивал на суверенности педагогической науки: «Было бы лучше, если педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мыш­ление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук».

И.Ф. Гербарт считал педагогику не только наукой, но и искусст­вом, владея которым педагог в каждом конкретном случае поступает в соответствии с тем, что «предоставил ему практи­ческий опыт».

Цель воспитания находилась в центре педагогической системы И.Ф. Гербарта и выводилась им из философии, главным образом из этики, а средства, приемы и методы реализации цели воспитания – из психологии.

Цель воспитания по И.Ф. Гербарту – это воспитание добродетельного человека. Дав этическое обоснование общей цели воспитания, он выделял две группы целей воспитания – возможные и не­обходимые. Возможные ориентированы на перспективу, это те цели, которые воспитанник может поставить себе, уже будучи взрослым, при выборе какого-либо рода занятий. Не­обходимые цели касались выработки субъективных, личностных качеств, необходимых при занятии всяким делом.

Он полагал, что главным средством развития многосто­роннего интереса детей является обучение, а средством развития их нравственных сил – нравственное воспитание. Поэтому обучение без нравственного воспитания характеризовалось им как сред­ство без цели, а нравственное воспитание без обучения — как цель, лишенная средства («Обучение без нравственного воспитания есть сред­ство без цели…. Нравственное воспитание без обучения есть цель, лишенная средств»).

Рассматривая организацию учебно-воспитательной дея­тельности как средство формирования нравственной воли, И.Ф. Гербарт исходил из неспособности детей младшего воз­раста осмысливать этические отношения. Пока в сознании ребенка не сформированы группы организованных представ­лений, он не способен управлять своими беспорядочными желаниями, порывами – «дикой резвостью». Приучение де­тей к порядку, их дисциплинирование как первоначально необходимую ступень, предваряющую собственно воспита­ние, И.Ф. Гербарт обозначил термином «управление». Так им были выделены три раздела теории и практики воспита­ния: управление, обучение, нравственное воспитание.

Управление не воспитывает, а является временным, но обязательным условием воспитания. И.Ф. Гер­барт предлагал следующие средства управления: угроза, надзор, запрет, критика, приказ, включение в деятельность и др. Однако при этом он подчеркивал, что дисциплинирование детей дол­жно смягчаться любовью и снисходительностью к ним и само управление ими предполагает умение укрощать так называе­мое детское упрямство, не нарушая «детской беспечности».

Обучение и, как его следствие, умственное развитие есть главное средство воспитания лич­ности. Можно утверждать, что И.Ф. Гербарт ввел в педа­гогику понятие «воспитывающее обучение». Обучение, по его мнению, должно основываться на многосторонности интересов.

Процесс обучения, утверждает И.Ф. Гербарт, проходит через углубление учащегося в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). В процессе обучения он выделяет четыре ступени:

1. ясность (углубленное рассмотрение явления, события);

2. ассоциация (установление связей, ассоциаций между представлениями);

3. система (усвоение нового знания, обобщения);

4. метод (применение имеющихся знаний к новым явлениям).

Каждая из указанных ступеней требует особых методов преподавания. Ясность требует наглядности – показа предметов, иллюстраций в связи с живым рассказом учителя. Ассоциация осуществляется методом беседы. Систематизация – путем обобщающего изложения учителя.

Теория нравственного воспитания органично завершает целостную педагогическую систему И.Ф. Гербарта. Нравственное воспитание должно формировать волю и характер человека. Намечается ряд правил воспитания: предоставление ребенку свободы, если воспитатель уверен в его поступках; абсолютный авторитет воспитателя; удержание воспитанника от дурных поступков; ориентация на осознание поступков, поведения; одобрение и поощрение; установка на самовоспитание.

Важную роль в нравственном воспитании И.Ф. Гербарт отводил религиозному интересу, как части многостороннего интереса, считая, что его надо возбуждать у детей как можно раньше и постоянно развивать.

Вклад И.Ф. Гербарта в развитии педагогической теории и практики состоит в следующем:

— представление педагогики как науки и искусства;

— философско-психологическое обоснование целей и средств воспитания;

— разработка психологических начал обучения;

— идеи воспитывающего обучения и многостороннего интереса.

Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 1856 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ