Российская империя в начале XX в. находилась в переходном состоянии от традиционного к современному обществу, что предопределяло крайнюю противоречивость её развития. На рубеже XIX- XX вв. Россия оставалась абсолютной монархией. Вся высшая власть была сосредоточена в руках императора, который определял государственную политику. С октября 1894 по март 1917 гг. во главе государства стоял Николай П — последний российский император. Он искренне считал, что источником власти самодержца является воля Бога, перед которым единственно правитель несет ответственность за своих подданных. Царь управлял страной, опираясь на разветвленный централизованный бюрократический аппарат. К числу высших государственных учреждений относились: законосовещательный Государственный совет, Совет министров — исполнительный орган власти, Сенат — высшая судебная инстанция.
На уровне местного управления ключевой фигурой являлся губернатор, назначаемый императором. В то же время на губернском и уездном уровне после реформ 60-70-х годов XIX в. действовали представительные земские и городские учреждения.
Официальной идеологией самодержавия продолжала оставаться «теория официальной народности» с присущей ей триединой формулой – самодержавие, православие, народность.
Российское самодержавие – это специфическая форма авторитарного режима.
Термин «авторитаризм» (лат. auctoritas – власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или социального института. В качестве основных признаков авторитарного режима в политической науке принято выделять следующие:
· авторитаризм не имеет единой и обязательной для всех идеологии, допускается ограниченный политический плюрализм; инструментом консолидации общества выступают традиции, религия, национализм;
· при авторитаризме высшей ценностью является государство, выступающее как надклассовый верховный арбитр;
· авторитаризму присущ низкий уровень политического участия, а иногда и совершенная деполитизация масс;
· рекрутирование (формирование) политической элиты осуществляется назначением сверху;
· авторитарный режим не стремится к тотальному контролю всех сфер жизни, сохраняет автономность личности и общества в неполитических сферах.
В период первой русской революции 1905-1907 гг., в поиске выхода из кризиса легитимности власти, самодержавно-абсолютистская система изменила вектор своего развития в сторону конституционно-парламентской монархии. ;ч.
17 октября 1905 г. Николай подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», даровавший населению свободы совести, слова, собраний и союзов; декларировались демократические основы выборов в Государственную Думу, которая должна была стать законодательной.
Этот документ внес коррективы в существовавшую форму правления, изменился и ряд характеристик авторитарного режима в России. Впрочем, эти перемены не стали слишком радикальными. Уже в феврале 1906 г. был издан Манифест, преобразовавший Государственный Совет в верхнюю палату Государственной Думы. Весной 1906 г. были приняты «Основные государственные законы», закреплявшие, но и ограничивавшие положения Манифеста 17 октября. Так, декларировалось, что принятые законы получали реальную силу только после утверждения их императором. В перерывах работы Думы император мог самостоятельно принимать законы. Именно император, как и прежде, назначал и смещал председателя Совета министров, министров, ответственных перед ним, а не перед Государственной Думой. Он же мог созывать и распускать Государственный совет и Государственную Думу, определять время их работы.
Государственная Дума проработала 72 дня, с 27 апреля до 8 июля 1906 г. В её составе преобладали представители партии кадетов (166 депутатских мест), а также трудовики — представители российского крестьянства.
Государственная Дума была открыта 20 февраля 1907 г. и распущена 3 июня 1907 г., просуществовав 102 дня. Эта дума оказалась радикальней первой, в ней 223 депутата принадлежали к левым партиям и группам — социал-демократам, эсерам, трудовикам.
Обе Государственные Думы настаивали на максимально демократическом решении аграрного вопроса, и в этом кардинально расходились с императором и правительством.
3 июня 1907 г. Николай II одновременно издал Манифест о роспуске Думы и новый закон, изменивший порядок выборов в Государственную Думу. Этим самодержавная власть отступала от принципов, изложенных в Манифесте 17 октября 1905 г., что может быть расценено как государственный переворот.
Новая ситуация, сложившаяся после этих событий, получила название третьеиюньской монархии. Правительство сделало ставку на политику консервативного реформаторства, в том числе в решении острого аграрного вопроса. Символом и главной фигурой этого периода стал председатель Совета министров П. А. Столыпин.
Благодаря новому избирательному закону в III и IV Государственных Думах решающую роль играли депутаты от Центристской партии «Союз 17 октября», к которым при обсуждении того или иного закона примыкали либо представители правых партий, либо кадеты. В первом случае обеспечивалась поддержка карательным мероприятиям правительства, а во втором — её реформаторским начинаниям. По мере усложнения политической обстановки становилась Все более заметной малая продуктивность Государственной Думы.
В то же время следует отметить, что само существование Думы, деятельность политических партий, профсоюзов, формировали новую политическую реальность, обогащенную опытом политического плюрализма. Тогда в рамках авторитарной политической системы начинали намечаться возможности её последующей трансформации в сторону демократии, которым так и не удалось реализоваться в рамках думской монархии.