Данный опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения [8]. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Тест — опросник состоит из 61 вопроса, дифференцированного в 5 шкал:
1. «принятие – отвержение» – показатель эмоционального отношения к ребенку (высокий тестовый балл – показатель отвержения);
2. «кооперация» – шкала социально-желательного образа родительского ожидания (высокий балл показатель социальной желательности);
3. «симбиоз» – отражение межличностной дистанции в общении с ребенком (высокий балл – показатель симбиоза);
4. «авторитарная гиперсоциализация» – отражение формы и направления контроля за поведением ребенка (высокий балл – показатель гиперсоциализации);
5. «маленький неудачник» – особенности восприятия и понимания ребенка родителями.
Опросник позволил определить доминирующий тип родительского отношения к детям – преимущественно конструктивный (если доминируют значения по шкале «Принятие») или деструктивный (если доминируют значения шкал «Отвержение», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник»).
Приложение 2
Анкета по оценке уровня школьной мотивации А.М. Шуберта
Для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета, состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
1. | Тебе нравится в школе? | да; |
не очень; | ||
нет | ||
2. | Утром ты всегда с | иду с радостью; |
радостью идешь в школу | бывает по-разному; | |
или тебе часто хочется | чаще хочется остаться дома | |
остаться дома? | ||
3. | Если бы учитель сказал, | пошел бы в школу; |
что завтра в школу не | не знаю; | |
обязательно приходить | остался бы дома | |
всем ученикам, ты пошел | ||
бы в школу или остался | ||
дома? | ||
4. | Тебе нравится, когда | не нравится; |
отменяются какие-нибудь | бывает по-разному; | |
уроки? | нравится | |
5. | Ты хотел бы, чтобы тебе | не хотел бы; |
не задавали никаких | не знаю; | |
домашних заданий? | хотел бы | |
6. | Ты хотел бы, чтобы в | нет; |
школе остались одни | не знаю; | |
перемены? | хотел бы | |
7. | Ты часто рассказываешь о | часто; |
школе своим родителям и | редко; | |
друзьям? | не рассказываю | |
8. | Ты хотел бы, чтобы у | мне нравится наш учитель; |
тебя был другой, менее | точно не знаю; | |
строгий учитель? | хотел бы | |
9. | У тебя в классе много | много; |
друзей? | мало; | |
нет друзей | ||
10. | Тебе нравятся твои | нравятся; |
одноклассники? | не очень; | |
не нравятся |
Анализ результатов.
За каждый первый ответ — 3 балла, промежуточный 1 балл, последний — О баллов.
1. 25 — 30 баллов (максимально высокий уровень> — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
2. 20 — 24 балла — хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. 15 -19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
4. 10 -14 баллов — низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.
5. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывания в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно — психического здоровья.