Опросник родительского отношения («ОРО») А

0
594

Данный опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения [8]. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Тест — опросник состоит из 61 вопроса, дифференцированного в 5 шкал:

1. «принятие – отвержение» – показатель эмоционального отношения к ребенку (высокий тестовый балл – показатель отвержения);

2. «кооперация» – шкала социально-желательного образа родительского ожидания (высокий балл показатель социальной желательности);

3. «симбиоз» – отражение межличностной дистанции в общении с ребенком (высокий балл – показатель симбиоза);

4. «авторитарная гиперсоциализация» – отражение формы и направления контроля за поведением ребенка (высокий балл – показатель гиперсоциализации);

5. «маленький неудачник» – особенности восприятия и понимания ребенка родителями.

Опросник позволил определить доминирующий тип родительского отношения к детям – преимущественно конструктивный (если доминируют значения по шкале «Принятие») или деструктивный (если доминируют значения шкал «Отвержение», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник»).

Приложение 2

Анкета по оценке уровня школьной мотивации А.М. Шуберта

Для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета, состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

1. Тебе нравится в школе? да;
не очень;
нет
2. Утром ты всегда с иду с радостью;
радостью идешь в школу бывает по-разному;
или тебе часто хочется чаще хочется остаться дома
остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, пошел бы в школу;
что завтра в школу не не знаю;
обязательно приходить остался бы дома
всем ученикам, ты пошел
бы в школу или остался
дома?
4. Тебе нравится, когда не нравится;
отменяются какие-нибудь бывает по-разному;
уроки? нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не хотел бы;
не задавали никаких не знаю;
домашних заданий? хотел бы
6. Ты хотел бы, чтобы в нет;
школе остались одни не знаю;
перемены? хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о часто;
школе своим родителям и редко;
друзьям? не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у мне нравится наш учитель;
тебя был другой, менее точно не знаю;
строгий учитель? хотел бы
9. У тебя в классе много много;
друзей? мало;
нет друзей
10. Тебе нравятся твои нравятся;
одноклассники? не очень;
не нравятся

Анализ результатов.

За каждый первый ответ — 3 балла, промежуточный 1 балл, последний — О баллов.

1. 25 — 30 баллов (максимально высокий уровень> — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

2. 20 — 24 балла — хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 -19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. 10 -14 баллов — низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывания в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно — психического здоровья.