Императивное общение (от лат. imprativus – повелительный) –авторитарная, директивная форма воздействия на человека. При этом ставится цель контролировать его поведение, принудить к определённым действиям или решениям. Императивное общение основано на беспрекословном подчинении, на категорических указаниях, которые выполняются беспрекословно. Оправданно оно, например, в уставных отношениях между военнослужащими или при работе в чрезвычайных обстоятельствах. В императивном общении используются приказы, предписания, указания, требования и даже угрозы. Однако директивная форма неприемлема в отношениях между друзьями, между мужем и женой, между учителем и учеником.
При м анипулятивном общении (от лат. manipulus – горсть) влияние на человека с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Оно нередко используется в области рекламы и пропаганды, иногда встречается и в повседневной жизни. Вспомните, как школьники ссылаются на хорошие отметки, обращаясь к родителям с различными просьбами. Манипулятора часто характеризуют лживость, примитивность чувств, цинизм* и недоверие к другим, вследствие чего возникает угроза для близких, доверительных отношений.
* Цинизм — пренебрежение к нормам общественной морали, наглость, бесстыдство (примеч. ред.).
Императивная и манипулятивная формы общения по сути дела являются разновидностями монологического общения. Человек, рассматривающий другого лишь как объект воздействия для достижения собственных целей, не видит в нём истинного собеседника. Мнение другого человека его не интересует, ибо он стремится навязать свою позицию.
Значительно больше возможностей для установления взаимопонимания и взаимного обогащения личностей содержит диалогическое общение, которое является равноправным, гуманистическим, доверительным.
Основные правила диалогического общения таковы:
– восприятие партнёра по общению как равного, имеющего право на собственное мнение и решение;
– доверие и уважение к намерениям партнёра;
– учёт в общении чувств, желаний, физического состояния других людей;
– обращение к собеседнику от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, выражение своих истинных чувств и желаний.
К тридцати годам круг знакомых у каждого расширяется в среднем до нескольких сотен, а порой и тысяч. Мы становимся частицей огромного океана общения. То, что происходит в нашей жизни, влияет на других людей, а то, что происходит в их жизни, влияет на нас.
Средства общения . Любое общение осуществляется по двум основным каналам передачи информации: речевому (вербальному) и неречевому (невербальному).
Вы уже знаете, насколько значима для плодотворного взаимодействия с другими людьми грамотная и правильная устная и письменная речь. Важную роль в общении играет не только точность употребления слов, правильность построения фразы и произношения, но и темп речи, ритм, тембр. Обычно наиболее привлекательна плавная, размеренная речь.
Знаменитый персонаж А. Конан Дойля (1850—1930) Шерлок Холмс заметил, что люди, с которыми мы общаемся, дают нам о себе гораздо больше информации, чем содержится в их речах или нашей предварительной о них осведомлённости. Невербальные средства общения – это жесты, поза, походка, мимика, контакт глазами. Важно даже расстояние, на котором собеседники находятся друг от друга. Возьмём, к примеру, положение рук при беседе. Раскрытые ладони – характерный знак искренности и откровенности. Если человек вас не понимает, то он сопровождает раскрытие рук пожиманием плеч. Лёгкое касание кончика носа – знак сомнения.
Жесты во многом обусловлены национальными традициями и социальными различиями. У разных народов одно и то же движение может обозначать разные чувства. Если вы в разговоре вдруг покажете язык, всем ясно – вы дразнитесь. А в Древнем Китае этот жест понимали как угрозу. У народа майя это был знак мудрости. Ваша улыбка или хмурое, напряжённое лицо, жесты, движения могут сказать людям гораздо больше, чем ваши слова.
Общение – это взаимодействие людей с целью передачи друг другу информации, достижения понимания другого человека, выражения своего отношения к нему.
Различают следующие виды общения: межличностное – массовое, ролевое — неформальное, личное — деловое.
Основными формами общения являются монологическое и диалогическое.
Гуманистическое общение позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия людей, создаёт условия для их взаимного развития.
Общение осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств, которые во многом обусловлены национальными традициями и социальными различиями.
Вспомните слова Антуана де Сент-Экзюпери о роскоши человеческого общения. На ваш взгляд, какой смысл вложил писатель в эти слова?
Какую роль играет общение в развитии личности ребёнка?
Американский философ и психолог Уильям Джеймс (1842—1910) отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Прокомментируйте эти слова. Свой ответ аргументируйте.
Л. С. Выготский (1896—1934) указал, что человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения. Как бы вы могли обосновать и проиллюстрировать эту точку зрения знаменитого советского психолога?
Какие виды общения вы считаете самыми важными? почему?
В чём сходство и различие императивной и манипулятивной форм общения? В каких сферах взаимодействия людей целесообразно их использование?
Как вы понимаете смысл основных правил гуманистического общения?
Сопоставьте высказывания: «Говорим мы голосом, беседуем всем телом» и «Жест есть не движение тела, а движение души». Обоснуйте свою позицию.
Подберите иллюстрации, характеризующие разные формы общения.
§ 1 5 . Взаимодействие с окружающими людьми
Восприятие и понимание людьми друг друга . Как мы воспринимаем и понимаем друг друга в процессе общения? Знаменитый герой Сервантеса (1547—1616) Дон Кихот, отправляя своего оруженосца с письмом к Дульсинее, говорит ему: «Напряги свою память и да не изгладится из неё, как моя госпожа тебя примет; изменится ли в лице, пока ты будешь излагать ей мою просьбу; встревожится или смутится, услышав моё имя», «Наблюдай за всеми действиями её и движениями, ибо, если ты изложишь мне всё в точности, то я угадаю, какие в глубине души она питает ко мне чувства».
Для понимания друг друга и установления взаимоотношений очень важна наблюдательность, требующая пристального внимания и опирающаяся на жизненный и профессиональный опыт личности.
Глубина, объективность, скорость восприятия и понимания другого человека зависят от пола, возраста, национальных особенностей, образа жизни человека, а также от его психического состояния и вообще от состояния здоровья. Сказываются также исходная установка, опыт общения, профессиональные и личностные особенности и т. д. Так, подростки обращают внимание в первую очередь на физические данные другого человека, более точно определяют возраст молодых людей, но чаще ошибаются при большой разнице лет. Дети и подростки часто не в состоянии понять взрослых и правильно их оценить. Немногие люди умеют «читать человека, как книгу». Вместе с тем можно значительно улучшить свои возможности в познании других людей, установлении благоприятных отношений с ними.
Если быть доброжелательным, предупредительным и вежливым с собеседником, то можно рассчитывать на его взаимность. Понять внутреннее состояние другого проще всего через сопереживание или сочувствие ему. Для этого нужно мысленно поставить себя на его место. Особой формой познания другого человека является принятие его позиции благодаря положительным чувствам, возникающим к нему.
В процессе общения мы не только учимся разбираться в людях, но и начинаем лучше понимать себя. Самопознание в процессе общения получило название социальной рефлексии.
Социальная рефлексия — это способность человека представить себе, как он воспринимается другим человеком в процессе общения. Чем более человек расположен к содержательному и доверительному общению, тем лучше у него развивается способность к рефлексии.
У всех есть свои привычные схемы объяснения чужого поведения. При формировании первого впечатления часто возникает эффект «розовых очков»: предварительно возникшее общее благоприятное впечатление о человеке способствует положительным оценкам ещё неизвестных его качеств. Наоборот, сложившееся общее неблагоприятное впечатление побуждает к отрицательным оценкам его новых поступков или качеств. При восприятии знакомого действует эффект новизны : новая информация о человеке, непохожая на прежнюю, оказывается более значимой для формирования мнения о нём. Эффект проекции побуждает нас находить в другом, как в зеркале, собственные свойства, черты и состояния. Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои достоинства, а неприятному – свои недостатки. Нередко проекция выступает как механизм психологической защиты. Например, неграмотный человек бывает чрезмерно внимателен к ошибкам других; трусливый человек может открыто радоваться неудачам смелых людей; чрезмерно озабоченный какими-либо проблемами часто предполагает наличие таких же проблем и у окружающих.
Воспринимая другого человека, мы обычно руководствуемся стереотипами – привычными нам взглядами. Например, «носит очки – умный», «глаза – зеркало души». Стереотипы могут формироваться как результат нашего личного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т. д. Однако стереотипы, если к ним не относиться критически, приводят к упрощённому или даже искажённому пониманию другого человека, к возникновению предубеждений.
Способы взаимодействия . Общение между людьми – это не только обмен информацией, но и организация совместных действий. Например, несколько учеников решили выпустить стенгазету. Для этого они договорились разделить обязанности: кто-то пишет тексты, кто-то рисует, кто-то оформляет заголовки.
Взаимодействуя с окружающими, мы используем разные способы для достижения поставленной цели. Сотрудничество и согласование действий помогают решить общую задачу. Так, если ученики на уроке будут работать вместе с учителем, внимательно следить за его мыслью, активно искать ответы на поставленные вопросы, то учёба станет интересной и более эффективной.
Противоборство и несогласованность действий, наоборот, препятствуют достижению поставленных целей. Так, в футболе важны действия именно команды, а если кто-то стремится выделиться любым путём, игнорируя усилия партнёров, то команда рискует потерпеть поражение.
Важнейшие из способов воздействия людей друг на друга – заражение, внушение, убеждение, подражание.
Заражение – это происходящее как бы само собой распространение какой-либо деятельности или настроения от одного человека к другому. Ярким примером такого способа взаимодействия являютсяспортивные болельщики. Особые условия, в которых усиливается воздействие через заражение, — толпа и ситуация паники, когда люди плохо понимают, что происходит и их поведение может стать непредсказуемым.
Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей. В отличие от заражения, за исключением отдельных случаев гипноза, оно осуществляется посредством речевого сообщения и основано на его некритическом восприятии.
Убеждение – также целенаправленный, но логически обоснованный процесс побуждения человека принять определённые ценности, верования или отношения. В отличие от внушения убеждение опирается на доверие к разуму человека, его способности согласиться с правильными доводами, рассуждениями.
Подражание – это воспроизведение человеком образцов демонстрируемого поведения, имеющее важное значение для усвоения жизненного опыта. Например, дети подражают авторитетным для них взрослым или более старшим детям. Правда, подражание может быть и некритическим. Подражая можно научиться не только хорошему, но и плохому — грубить, сквернословить и т. д.
Ролевое взаимодействие. С усложнением человеческого общения вырабатывались всё новые его правила. Вспомните, чем при феодализме поведение крестьянина отличалось от поведения аристократа. Каждый из них выполнял свою социальную роль в чётком соответствии с принятым в обществе набором норм и требований.
В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по возрастным или половым характеристикам, роду занятий, сложившимся взаимоотношениям и др.).
Один и тот же человек может одновременно реализовывать несколько социальных ролей (например, Петя Иванов — сын, ученик, друг, староста в классе, старший брат, «душа» дворовой компании и т. д.). Некоторые роли даны нам от рождения. Так, человек рождается мальчиком или девочкой. Другие роли приобретаются в процессе жизни и взаимодействия в группах. Например, работник завода был хорошим мастером и стал начальником смены; сотрудник научной лаборатории защитил диссертацию и получил учёную степень.
В некоторых ситуациях множественность ролевых позиций порождает их столкновение. Возникает ролевой конфликт, который ставит человека перед необходимостью отдать предпочтение какой-то одной из ролей. Например, школьник должен в пятницу вечером посетить факультатив по физике, а в это же время его спортивная команда принимает участие в турнире по футболу. Как быть? В подобных ситуациях человек должен решить для себя и сообщить окружающим, какая из ролей представляется ему более важной.
Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями . Так, засидевшись у компьютера, девятиклассник устал и хочет спать, но социальные роли ученика и старосты класса требуют, чтобы на занятия он пришёл вовремя и подготовленным.
В общении с другими всегда важно учитывать их ожидания от нас как партнёров по общению. Например, вы пришли в библиотеку и, взяв книгу, тихо работаете за столом; в общественном транспорте вы вежливы и предупредительны с окружающими, своевременно оплачиваете проезд. Человек играет определённую роль с учётом тех требований, которые к этой роли предъявляют в обществе. За правильное исполнение своей роли он получает заслуженное одобрение, за неправильное – наказывается. Общение – это универсальный инструмент, который помогает добиться многого из того, чего мы хотим достичь в жизни.
Важную роль для понимания другого человека играют сопереживание, сочувствие и наблюдательность.
При формировании мнения о другом человеке следует весьма осторожно использовать стереотипы.
Основные способы воздействия людей друг на друга – это заражение, внушение, убеждение, подражание.
Каждый человек исполняет определённые социальные роли. Окружающие в той или иной форме контролируют их исполнение. Несовпадение ролевых ожиданий в отношении друг к другу нередко приводит к непониманию и конфликтам.
Какие особенности личности влияют на процесс восприятия и понимания её другими людьми? Приведите примеры.
Назовите известные вам «эффекты», возникающие при восприятии людьми друг друга.
Что такое стереотипы общения? Каким образом можно уменьшить негативное влияние стереотипов при восприятии других людей?
В чём заключается «стереотип ожидания»? Как он может проявляться во взаимоотношениях?
В чём сходны и чем отличаются заражение и внушение как способы воздействия в процессе общения?
Используя картину Т. А. Осиповой «Галина Сергеевна Уланова», проанализируйте, какие роли исполняют люди, изображённые на ней.
Что такое «ролевой конфликт»? Как он может быть разрешён?
§ 1 6 . Общение в малых группах
Виды общения в группах . Когда несколько человек вступают в общение, между ними возникают связи, которые превращают их в малую группу . Представьте себе пассажиров в купе поезда. Иногда люди ещё и двух слов не сказали друг другу, а контакт между ними уже возник. Это могут быть зарождающаяся симпатия, антипатия, одобрение, осуждение и т. д. Причём обычно находится человек, который берёт на себя функции инициатора общения. И, как ни кратковременно существование такой группы, именно она на этот период, а бывает – и на более продолжительный срок, определяет настроение людей, эмоциональную атмосферу. Пассажиров в купе можно охарактеризовать как кратковременную и неформальную, т. е. возникшую случайно, официально не оформленную, группу.
Каждый человек является членом многих групп, таких, например, как семья, класс, спортивная команда или кружок художественной самодеятельности. Группы, специально созданные для определённой деятельности, называются формальными. Такие группы имеют свою структуру и устав, регламентирующий их деятельность. Группы различаются также по количеству членов. Малыми называют группы, в составе которых от 2 до 30—40 человек.
Школьный класс – это формальная малая группа. Одноклассники объединены в нём общей деятельностью и имеют возможность непосредственного контакта. Внутри такой группы под влиянием взаимных симпатий и антипатий неизбежно появляются более мелкие группировки. Присмотритесь к своему классу: у каждого из одноклассников есть круг ближайшего общения, есть своя микросреда.
Любой член группы занимает в ней определённое положение. В малой группе формальные роли (староста, отличник, сын директора и т.д.) обычно не являются определяющими это положение. Белее важным оказывается степень популярности и авторитетности человека, иными словами, его личный статус.
Может случиться, что человек действует в группе, которую не считает своей. Например, в классе он чувствует себя отчуждённо, зато ему интересны приятели из спортивного клуба, либо он вообще подражает героям какого-то молодёжного телесериала и из него берёт ценности и образцы своего поведения. Группа, из которой человек заимствует нормы, ценности и установки поведения, называется референтной (эталонной)*. Зная, с кем человек общается, можно определить его интересы и объяснить многое в его поведении.
* Референтный происходит от латинского referre — относить, сообщать. Эталон (франц. étalon — мерило, образец) (примеч. ред.).
Группы и коллективы . Низший уровень развития группы – это диффузные (случайные) группы, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями*. Болельщики на стадионе – яркий пример такой группы.
* Диффузный — случайный, рассеянный (от латинского diffusio — растекание, рассеяние, распространение). Давайте вспомним, что понятие «диффузия» нам уже знакомо из физики. Этим словом обозначается беспорядочное смешивание, взаимное проникновение соприкасающихся веществ. Происходит бессистемное, случайное объединение: частиц — в вещество, людей — в группу (примеч. ред.).
Высшим уровнем развития отношений людей является коллектив . В нём создаются благоприятные условия для совместной деятельности, есть органы самоуправления. Коллектив объединяет людей для выполнения задач, полезных обществу, в нём существует атмосфера взаимной ответственной. Все члены коллектива разделяют его ценности, воспринимают его как референтную для себя группу. Межличностные отношения в коллективе имеют характер взаимопомощи и взаимопонимания, эмоциональной совместимости и слаженности. Даже неожиданные серьёзные трудности не выбивают хороший коллектив из колеи, не вносят дезорганизованность и раздражительность во взаимоотношения между людьми.
Развитие группы в коллектив – сложный процесс, который проходит ряд этапов. Возьмём, к примеру, школьный класс. Первый этап характеризуется активным приспособлением школьников к учебному процессу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения. На втором этапе формируется актив, состоящий из учеников, пользующихся авторитетом у большинства: одновременно классный коллектив осмысливает свои цели, выдвигает ближайшие задачи и последовательно их решает. Третий этап отличает высокий уровень сплочённости, близости взглядов, оценок и позиций членов коллектива класса в решениях проблем, наиболее значимых для него.