Железнодорожное сообщение одно из основных для трансфера. Составы, курсирующие по различным ж/д направлениям, перевозят как пассажиров, так и грузы самого разного назначения. Рельсовые пути как раз и предназначены для того, чтобы обеспечивать направление поездов.
Железнодорожные пути – это особая конструкция, в которой основной составляющей являются рельсы. Они выполняют одновременно несколько функций: распределяют равномерно вес состава и направляют его. Данные рельсы можно найти на сайте https://www.mtrk.ru/price/zheleznodorozhnye-relsy/shirokoy-kolei/r-43/.
Сферы использования
Металлопрокат сегодня занимает одно из ведущих мест. Он выпускает на рынок большое количество продукции, в том числе и рельсы. Востребованность этого продукта очень высока, поэтому производитель предлагает большой выбор различных видов:
- Железнодорожные
- Узколинейные
- Промышленные
- Рудничные
- Остряковые
- Рамные
- Усиковые
- Крановые
- Трамвайные
- Контррельсовые
Каждый вид предназначен для определённой сферы применения. Изготовители специально маркируют их. Контррельсовые, усиковые, рамные и остряковые применяются для стрелочных переводов. Большие предприятия промышленного назначения используют одноименные рельсы, для передвижения транспорта на территории предприятия. Под землей в горнодобывающей сфере используют рудничные рельсы.
Само название видов рельс уже говорит о сфере их применения. В каждом виде есть несколько маркировок, которые имеют отличительные особенности, существенные для тех или иных условий эксплуатации.
Особенности конструкции
Каждый из вышеперечисленных видов рельс имеет ряд своих конструкционных особенностей. Но все они состоят из трёх основных элементов:
- Подошва
- Головка
- Шейка
Головка немного выпуклая и меньше подошвы. Выпуклость обеспечивает необходимое распределение нагрузки. Что же касается длины, то именно она будет обеспечивать плавность хода всего состава. Ну а ширина подошвы – это устойчивость и опора.
Требования к рельсам
Поскольку это главный элемент строения пути, то у них есть ряд функций, которые они обязательно должны выполнять. Помимо направления движения и распределения веса, участки с автоблокировкой, рельсовые нити обязательно должны проводить через себя электричество.
№ | Требования | Подробнее |
1 | Вес | Рельс должен быть настолько тяжелым, чтобы выдерживать большой вес и при этом настолько легким, чтобы быть подъемным, при погрузке-выгрузке самого рельса |
2 | Вязкость | Подвижный состав довольно быстро передвигается по путям и оказывает ударное действие, именно поэтому рельс не должен ломаться от такой динамики |
3 | Малое количество видов | Этот вид продукции приводят к стандартным показателям, которые позволят удешевлять производство. |
4 | Шероховатость | Поверхность рельса не должна быть гладкой, для того, чтобы обеспечивать сцепление колес с ними |
5 | Жёсткость | Вес составов очень большой, именно поэтому он должен хорошо сопротивляться изгибу и при этом быть довольно гибким |
Очень важно, чтобы все эти требования соблюдались и ни одно из них не было упущено. Только тогда продукт будет качественным.
Железнодорожный металлопрокат
Этот вид рельс используется чаще всего. Их особенности строго регламентируются ГОСТом. Для ЖД дорог предназначены марки: Р43, Р65, Р65К, Р75, Р50. В маркировке число означает вес готового изделия, а «К», что оно применяется для внешних частей готовых путей.
Маркировку могут дополнять еще обозначениями, которые будут означать вид стали, используемый для производства рельс: мартеновская, электросталь и конвертерная. Самая качественная считается электросталь (Э), а мартеновскую использовали еще наши предки в 19 веке.
Качество каждой отдельной марки будет также определятся своими обозначениями. Например, устойчивость к высоким нагрузкам обозначается буквой «А», а высокое качество – буквой «В». Рельсы могут выпускать как с отверстиями для болтов, так и без них.
Во время производства, необходимо строго соблюдать состав, от этого будет зависеть прочность изделия срок службы. Поэтому соблюдение ГОСТа крайне важно.
Рудничные и узколинейные
Фабрики или заводы часто применяют у себя на производстве рельсы особого назначения. Они подходят для применения в труднодоступных местах, поэтому такие рельсы востребованы в шахтах, рудниках, горах. Добыча полезных ископаемых просто невозможна без прокладки таких рельсовых путей.
Узколинейные пути применяются там, где нужно провозить небольшой груз, или, например, туристические маршруты. Маленькие вагонетки для перевозки груза или рабочих требуют особых рельсовых путей.
Магистральные
Самыми популярными рельсами в этой категории являются марки Р50 и Р65. Они не просто характеризуются своей прочностью, а предназначены для масштабных нагрузок.
Если заглянуть немного назад в прошлое, то можно увидеть, что такие рельсы изготавливались из дерева, чуть позже из чугуна. И уже тогда они выдерживали довольно большие нагрузки. Сегодня этот вид рельс строго контролируется отделами качества на полное соответствие ГОСТу.
Крановые
Подъемные краны для работы нуждаются в отличной опоре и при этом должны перевозить беспрепятственно грузы. Для них специально устраивают рельсовые пути. Маркируются они так: КР70, КР100 и т.д. При этом число обозначает ширину верхнего края в миллиметрах. Такие рельсы производители могут выпускать стандартных размеров или же под заказ, но как правило без отверстий под болты. Такие рельсы менее прочные и твердые.
Как правильно эксплуатировать
Рельсы — это то изделие, которое требует регулярных профилактических осмотров. Даже самый качественный продукт рано или поздно выйдет из строя, даже несмотря на то, что прослужить может не один десяток лет.
Тщательный осмотр поможет избежать катастрофических последствий. Многое зависит от того, какие составы двигаются по путям и с какой частотой. Пассажирские перевозки отличаются лёгкостью, грузовые же наоборот, в сутки могут пропускать много составов и очень тяжеловесных.
В случае обнаружения дефектов или деформаций необходимо сразу же устранять их.