Левый Правый Авторитарный Антиавторитарный

0
338

Теория авторитаризма может показаться интуитивно убедительной, но это не зна­чит, что она в достаточной мере объясняет крайний расизм. При оценке идей Адорно и других следует поставить два вопроса: а) в достаточной ли мере теория, сформулированная в книге «Авторитарная личность», объясняет менталитет, про­никнутый предрассудками; б) если даже в недавнем прошлом эта теория могла удовлетворять, то времена изменились настолько, что сегодня существуют новые формы расизма, требующие нового объяснения. В частности, можно задаться во­просом, может ли сегодня авторитаризм, которым Адорно и его коллеги объясня­ли менталитет фашизма, объяснить поддержку, которую получают в наше время крайне правые партии, такие как Национальный фронт.

Для начала можно рассмотреть доказательства, приводимые Адорно и другими исследователями. Хотя Шкала F стала эталоном измерений в психологии, иссле­дование было встречено сдержанно. Были внесены важные ограничения. Психо­логи — сторонники экспериментов — не одобрили глубинные интервью, а также психоаналитические темы, связанные с этой теорией. Специалисты по методикам опроса указали на недочеты в построении шкал мнений, в том числе и в Шкале F.

Книга «Авторитарная личность» — одна из первых работ, использовавших опросники в этой сфере, и совершенно неудивительно, что исследователи не по­дошли к своей теме с утонченными методиками, которых можно было ожидать от современного уровня исследований. Тем не менее авторы допустили ряд фунда­ментальных методических ошибок. Одна из наиболее значимых ошибок заклю­чается в том, что все образцы высказываний в шкалах сформулированы в одном ДУхе. В шкале, касающейся антисемитизма, все фразы выражали антиеврейские Мнения, а высказываний в пользу евреев не было вовсе. Точно так же Шкала этно­центризма включала только высказывания против иностранцев, а Шкала F содер­жала только мнения, благоприятные для власти. Критики утверждали, что это Могло повлиять на ответы. Имеются доказательства, что некоторые люди, со­ставляя ответы, склонны согласиться с вопросами независимо от их содержания.

474 Глава 17. Расизм, предрассудки и дискриминация

Д. Авторитаризм и Национальный фронт 475

В этом случае возможно, что некоторые испытуемые, получившие высокие пока­затели по этим шкалам, на самом деле были не авторитарными расистами, а людь­ми, склонными согласиться с содержанием вопроса. Чтобы воспрепятствовать такой возможности, следовало бы уравновесить шкалы так, чтобы в них одновре­менно присутствовали высказывания за и против.

Хотя теперь вообще признается, что рассматриваемое первоначальное иссле­дование несовершенно в отношении методики, это, однако, не означает, что все выраженные в нем идеи обязательно неверны. Напротив, это означает, что часть данной работы следует проделать заново. Это относится к позиции канадского психолога Боба Альтмейера (Bob Altmeyer), книги которого (Right-Wing Authori­tarianism, 1981; Enemies of Freedom, 1988) были написаны с целью пересмотреть теорию авторитаризма. В своем тщательном исследовании Альтмейер заново из­учил аттитюды, коррелирующие с авторитарными мнениями. В то время как Адорно и его коллеги отталкивались от расистских установок и продвигались к понятию авторитаризма, Альтмейер начал с рассмотрения самих авторитарных аттитюдов, с тем чтобы построить шкалу авторитаризма, не имеющую недостат­ков первоначальной Шкалы F.

Работа Альтмейера выявляет портрет авторитарной личности, не столь отли­чающийся от приведенного выше. По мнению Альтмейера, авторитаризм включа­ет три основные составляющие: а) авторитарное подчинение — авторитарная лич­ность подчиняется законной власти; б) авторитарная агрессия — авторитарная личность проявляет агрессивность вообще против объектов — мишеней, которые, по ее мнению, представляют угрозу установленному порядку; в) конвенциона­лизм — авторитарная личность в большой степени стоит на стороне социальных условностей. Так же как Адорно и соавторы, Альтмейер считает, что авторитарная личность имеет склад ума, характеризующийся глубокой нетерпимостью, антиде­мократичностью; его питают сильные агрессивные импульсы. Авторитаризм, пи­шет Альтмейер, «это, в сущности, состояние духа, аттитюд, готовность к разруше­нию демократических институтов, которая у некоторых людей может даже быть стремлением» (Altemeyer, 1981, р. 151).

С точки зрения Альтмейера, авторитарная личность всегда находится в состо­янии тревоги и считает, что мир полон опасностей, угрозы хаоса и вырождения, неизбежных в случае нарушения установленных правил. Кроме того, авторитар­ная личность имеет черту, которую Альтмейер называет низостью, нравственным падением. Такая личность не может примириться с тем, что другие неплохо живут и получают удовольствие, не расплачиваясь за него. Следовательно, такой чело­век радуется, если узнает, что нарушители норм наказаны. Ему приятно думать, что те, кто относится к жизни легко, гедонистически, страдают от последствий та­кого поведения. Кроме того, авторитарная личность полна чувства своего превос­ходства над теми, кого она относит к категории «моральных дегенератов». Снова мы видим имидж людей, пытающихся сдержать собственные потребности, агрес­сивных, готовых наброситься на образ «другого».

Исследования Альтмейера, проведенные в США и Канаде, выявляют два при­знака, характеризующих в принципе правый авторитаризм. Во-первых, автори­тарные личности, как правило, — это выходцы из религиозной среды, в частности из протестантского течения. Во-вторых, у них ограниченный жизненный опыт, так как они выросли в стороне от обычной жизни, соприкасались с узким кругом

людей и обычно склонны не иметь контактов с группами, против которых они предубеждены. Например, Альтмейер констатировал, что представители правого авторитаризма имеют сильное предубеждение против гомосексуалистов, однако лишь немногие из них говорили, что встречали или лично знали кого-нибудь из таких людей.

Исследования Альтмейера показывают, что авторитарный менталитет не ото­шел в прошлое. Действительно, в некоторых из его опросов можно заметить, что в Северной Америке авторитаризм усилился после 1980 г. С другой стороны, этот авторитарный менталитет, может быть, не отражает в точности то, что описано Адорно и его коллегами. Очень важно, что в работе Альтмейера авторитарная личность не имеет такой явной склонности к расизму, как жители Калифорнии, участвовавшие в экспериментах авторов книги «Авторитарная личность». Может быть, этот результат свидетельствует вообще об изменении социальных аттитю­дов. Если сегодня в Соединенных Штатах меньше допускается вульгарное гром­кое провозглашение расистских взглядов, чем 50 лет назад, и если авторитарная личность старается соблюдать принятые в обществе правила поведения, это, воз­можно, означает, что такие люди не хотят выглядеть несносными расистами. Дан­ный факт предполагает возможность существования сегодня «вежливой» формы расизма. Об этом мы поговорим ниже.