Теория авторитаризма может показаться интуитивно убедительной, но это не значит, что она в достаточной мере объясняет крайний расизм. При оценке идей Адорно и других следует поставить два вопроса: а) в достаточной ли мере теория, сформулированная в книге «Авторитарная личность», объясняет менталитет, проникнутый предрассудками; б) если даже в недавнем прошлом эта теория могла удовлетворять, то времена изменились настолько, что сегодня существуют новые формы расизма, требующие нового объяснения. В частности, можно задаться вопросом, может ли сегодня авторитаризм, которым Адорно и его коллеги объясняли менталитет фашизма, объяснить поддержку, которую получают в наше время крайне правые партии, такие как Национальный фронт.
Для начала можно рассмотреть доказательства, приводимые Адорно и другими исследователями. Хотя Шкала F стала эталоном измерений в психологии, исследование было встречено сдержанно. Были внесены важные ограничения. Психологи — сторонники экспериментов — не одобрили глубинные интервью, а также психоаналитические темы, связанные с этой теорией. Специалисты по методикам опроса указали на недочеты в построении шкал мнений, в том числе и в Шкале F.
Книга «Авторитарная личность» — одна из первых работ, использовавших опросники в этой сфере, и совершенно неудивительно, что исследователи не подошли к своей теме с утонченными методиками, которых можно было ожидать от современного уровня исследований. Тем не менее авторы допустили ряд фундаментальных методических ошибок. Одна из наиболее значимых ошибок заключается в том, что все образцы высказываний в шкалах сформулированы в одном ДУхе. В шкале, касающейся антисемитизма, все фразы выражали антиеврейские Мнения, а высказываний в пользу евреев не было вовсе. Точно так же Шкала этноцентризма включала только высказывания против иностранцев, а Шкала F содержала только мнения, благоприятные для власти. Критики утверждали, что это Могло повлиять на ответы. Имеются доказательства, что некоторые люди, составляя ответы, склонны согласиться с вопросами независимо от их содержания.
474 Глава 17. Расизм, предрассудки и дискриминация
Д. Авторитаризм и Национальный фронт 475
В этом случае возможно, что некоторые испытуемые, получившие высокие показатели по этим шкалам, на самом деле были не авторитарными расистами, а людьми, склонными согласиться с содержанием вопроса. Чтобы воспрепятствовать такой возможности, следовало бы уравновесить шкалы так, чтобы в них одновременно присутствовали высказывания за и против.
Хотя теперь вообще признается, что рассматриваемое первоначальное исследование несовершенно в отношении методики, это, однако, не означает, что все выраженные в нем идеи обязательно неверны. Напротив, это означает, что часть данной работы следует проделать заново. Это относится к позиции канадского психолога Боба Альтмейера (Bob Altmeyer), книги которого (Right-Wing Authoritarianism, 1981; Enemies of Freedom, 1988) были написаны с целью пересмотреть теорию авторитаризма. В своем тщательном исследовании Альтмейер заново изучил аттитюды, коррелирующие с авторитарными мнениями. В то время как Адорно и его коллеги отталкивались от расистских установок и продвигались к понятию авторитаризма, Альтмейер начал с рассмотрения самих авторитарных аттитюдов, с тем чтобы построить шкалу авторитаризма, не имеющую недостатков первоначальной Шкалы F.
Работа Альтмейера выявляет портрет авторитарной личности, не столь отличающийся от приведенного выше. По мнению Альтмейера, авторитаризм включает три основные составляющие: а) авторитарное подчинение — авторитарная личность подчиняется законной власти; б) авторитарная агрессия — авторитарная личность проявляет агрессивность вообще против объектов — мишеней, которые, по ее мнению, представляют угрозу установленному порядку; в) конвенционализм — авторитарная личность в большой степени стоит на стороне социальных условностей. Так же как Адорно и соавторы, Альтмейер считает, что авторитарная личность имеет склад ума, характеризующийся глубокой нетерпимостью, антидемократичностью; его питают сильные агрессивные импульсы. Авторитаризм, пишет Альтмейер, «это, в сущности, состояние духа, аттитюд, готовность к разрушению демократических институтов, которая у некоторых людей может даже быть стремлением» (Altemeyer, 1981, р. 151).
С точки зрения Альтмейера, авторитарная личность всегда находится в состоянии тревоги и считает, что мир полон опасностей, угрозы хаоса и вырождения, неизбежных в случае нарушения установленных правил. Кроме того, авторитарная личность имеет черту, которую Альтмейер называет низостью, нравственным падением. Такая личность не может примириться с тем, что другие неплохо живут и получают удовольствие, не расплачиваясь за него. Следовательно, такой человек радуется, если узнает, что нарушители норм наказаны. Ему приятно думать, что те, кто относится к жизни легко, гедонистически, страдают от последствий такого поведения. Кроме того, авторитарная личность полна чувства своего превосходства над теми, кого она относит к категории «моральных дегенератов». Снова мы видим имидж людей, пытающихся сдержать собственные потребности, агрессивных, готовых наброситься на образ «другого».
Исследования Альтмейера, проведенные в США и Канаде, выявляют два признака, характеризующих в принципе правый авторитаризм. Во-первых, авторитарные личности, как правило, — это выходцы из религиозной среды, в частности из протестантского течения. Во-вторых, у них ограниченный жизненный опыт, так как они выросли в стороне от обычной жизни, соприкасались с узким кругом
людей и обычно склонны не иметь контактов с группами, против которых они предубеждены. Например, Альтмейер констатировал, что представители правого авторитаризма имеют сильное предубеждение против гомосексуалистов, однако лишь немногие из них говорили, что встречали или лично знали кого-нибудь из таких людей.
Исследования Альтмейера показывают, что авторитарный менталитет не отошел в прошлое. Действительно, в некоторых из его опросов можно заметить, что в Северной Америке авторитаризм усилился после 1980 г. С другой стороны, этот авторитарный менталитет, может быть, не отражает в точности то, что описано Адорно и его коллегами. Очень важно, что в работе Альтмейера авторитарная личность не имеет такой явной склонности к расизму, как жители Калифорнии, участвовавшие в экспериментах авторов книги «Авторитарная личность». Может быть, этот результат свидетельствует вообще об изменении социальных аттитюдов. Если сегодня в Соединенных Штатах меньше допускается вульгарное громкое провозглашение расистских взглядов, чем 50 лет назад, и если авторитарная личность старается соблюдать принятые в обществе правила поведения, это, возможно, означает, что такие люди не хотят выглядеть несносными расистами. Данный факт предполагает возможность существования сегодня «вежливой» формы расизма. Об этом мы поговорим ниже.