Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
Авторитарный политический режим
Авторитарный (от лат. autorias — власть) режим — государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет диктатура одного лица или группы. При этом, однако, государственный контроль не распространяется на внеполитические сферы: экономику, культуру, религию и т.д.
Исторический опыт показывает, что авторитарный режим возникает, как правило, в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным. Поскольку такие ситуации в развитии мирового сообщества — явление весьма частое, то очевидно, что авторитаризм относится к достаточно распространенным политическим режимам. Много примеров авторитарного режима знают и история, и современность. В частности, во второй половине XX в. авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки. В СССР после 1953 г. начинается превращение тоталитарного режима в авторитарный.
Чрезвычайные условия, в которых «стартует» авторитарный политический режим, определяют и основную выдвигаемую им цель — навести в стране порядок, обеспечить нормальные условия жизни общества. Данная цель, в свою очередь, определяет средства её достижения (прежде всего это концентрация политической власти в едином центре принятия решений), а также возможности и состояние всех сфер общественной жизни и всех социальных слоев.
Поскольку конкретные условия возникновения авторитарных режимов различны, постольку каждый из них имеет свои отличительные характеристики. В нашу задачу входит, так же как и при изучении демократического и тоталитарного режимов, выделить общие черты, присущие всем авторитарным режимам, и специфические особенности, позволяющие говорить о различных типах авторитаризма. Кроме того, необходимо рассмотреть отличие авторитаризма от тоталитаризма.
К общим чертам авторитарных политических режимов относятся следующие.
1. Отчуждение народа от власти. Ее носителем является либо один человек, либо группа. Это могут быть харизматический лидер, монарх, военная хунта, диктаторы, популистские лидеры. Им принадлежит неограниченная и неконтролируемая обществом власть. Авторитарное общество порождает глубокую пропасть между народом и политической властью. Возведения мостов через эту пропасть избегают и государство, и народ.
2. Отсутствие единой идеологии. Авторитарные лидеры (в отличие от тоталитарных) не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям, например, преобразовать мир. Они просто констатируют, что общество находится на самом краю пропасти, и берут на себя задачу спасти его, после чего, по их утверждению, они готовы отдать власть.
3. Опора на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости заставить непокорных повиноваться. Однако данный режим не прибегает к массовым репрессиям, как это происходит при тоталитаризме. Более того, он может пользоваться популярностью у населения, особенно если положительные результаты его активности вполне очевидны.
4. Монополизация политики. Вся политическая деятельность становится исключительной функцией политической власти. Соответственно запрещены все иные субъекты политики: политическая оппозиция, политические партии и другие общественные организации. В отдельных случаях при авторитаризме допускается ограниченное число профсоюзов и политических партий, но они действуют под строгим контролем власти.
5. Отказ от полного, тотального контроля над обществом. Авторитарный режим в своем наиболее развитом виде основан на принципе — «разрешено все, кроме политики». Власть отказывается от нереальных претензий на всеобщий контроль и оставляет под своим полным контролем лишь несколько зон: собственную безопасность, национальную оборону, общественный порядок, внешнюю политику. Кроме того, политическая власть активно вмешивается в организацию социального обеспечения и выработку общей стратегии развития. Экономика, культура, религия, частная жизнь остаются вне государственного контроля.
6. Формирование правящей элиты не демократическим путем, а посредством назначения сверху. В результате окружение авторитарного лидера подбирается на основе личных симпатий и преданности вождю, а не в соответствии с деловыми качествами и способностями.
Таковы общие черты, присущие всем авторитарным режимам.
Однако эти режимы имеют и специфические черты, в соответствии с которыми проводятся их дифференциация и типология.
Приведем типологию авторитарных режимов, предложенную известным польским политологом Е. Вятром.
1. Военное правление. Власть захватывают военные. Политическая деятельность либо вообще запрещается, либо резко ограничивается. Так, с приходом в 1973 г. к власти в Чили военной хунты во главе с Пиночетом все партии были запрещены. Примером авторитарного режима данного типа, который хотя и допускал существование политических партий, но при этом их деятельность ограничивал, является Польшапри маршале Пилсудском.
2. Теократический авторитарный режим. Этоттип означает сосредоточение политической власти в руках фанатичного религиозного клана. Такой режим установился в Иране после революции 1979 г. Правда, по сумме характеристик теократический режим весьма похож на тоталитарный.
3. Персонифицированный режим, когда власть принадлежит политическому лидеру без сильных институтов власти (кроме полиции). Такие режимы крайне недолговечны, ибо не позволяют лидеру находиться у власти достаточно продолжительное время.
4. Монархические авторитарные режимы.Существуют в Иордании, Марокко, Саудовской Аравии и др.
5. Неоавторитарные режимы отличаются допущением массовых партий (например, в Мексике), существованием оппозиции, выборов. Однако результаты выборов фальсифицируются.
Изучив три основных вида политических режимов: демократический, тоталитарный и авторитарный, — можно ответить достаточно полно на вопрос, чем отличается авторитарный режим от тоталитарного.
Во-первых, одно из различий связано с пониманием цели, которую преследует режим. Тоталитаризм связан, как правило, с утопической идеей. Например, «третий рейх» намеревался существовать тысячу лет. Советская коммунистическая система полагала, что она вечна. Авторитарные же режимы не ставят задач коренного, революционного переустройства общества. Как уже было отмечено, их цель — выполнить конкретную задачу, а именно вывести страну из тупика. Например, когда в итоге 20-и лет авторитарного режима Пиночета страна была выведена из экономического кризиса, хунта во главе с Пиночетом не препятствовала проведению всеобщих выборов главы государства и парламента.
Во-вторых, если в тоталитарном обществе устанавливаются всеобщий контроль и насилие, то авторитаризм предполагает наличие сфер общественной жизни, свободных от государственного контроля. Принцип тоталитарного общества, как уже было отмечено, — «разрешено то, что приказано властью», а авторитарного — «разрешено то, что не имеет отношения к политике».
В-третьих, в тоталитарном обществе осуществляется систематический террор по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.
В-четвертых, в тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, а от народа — послушание и скромность. При авторитаризме от власти требуется компетентность, а от общества — послушание и профессионализм.
Изучением тоталитарных и авторитарных политических режимов занимались многие политологи. В более или менее целостном виде теория политических режимов сложилась к 50-м годам XX в. Однако многие вопросы и до настоящего времени остаются дискуссионными. Существу ют также проблемы, теоретические выводы о развитии которых претерпели существенные изменения. Это касается вопроса о перерастании тоталитарных и авторитарных режимов в демократические. Как уже отмечалось, в 70-х годах Фридрих и Бжезинский сделали вывод, что тоталитарный режим не способен меняться, что его можно уничтожить лишь извне. Они доказывали, что все тоталитарные государства обречены на гибель. Например, погиб тоталитарный режим в Германии: развязав вторую мировую войну, он проиграл ее. Однако жизнь показала ошибочность такой точки зрения. Тоталитарные режимы способны эволюционировать. Так произошло после 1953 г. в бывшем СССР, когда политический режим стал эволюционировать от тоталитаризма к авторитаризму. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Переход к демократии, как показывает опыт, наиболее вероятен в условиях мирных перемен и происходит в трех формах.
Первая форма — реформа сверху. Так случается, когда стоящие у власти решают по своей воле воплотить программу демократических перемен. Например, в Бразилии группа генералов, захвативших в 1964 г. власть, спустя некоторое время пошла на создание гражданского демократического правительства. Так же было и в Чили. Однако следует отметить, что реформы сверху — нечастое явление.
Вторая форма трансформации тоталитарных и авторитарных режимов связана со стремительным их крушением и отказом от существующих режимов в пользу демократии. В 1982 г. аргентинские генералы захватили Мальвинские (англичане называют их Фолклендскими) острова. Известно, что через короткое время английские ВВС полностью разгромили аргентинские силы. Это настолько дискредитировало аргентинских генералов, что они вынуждены были уйти в отставку и передать власть гражданскому правительству.
Можно привести и другого рода примеры отказа от существующих тоталитарных и авторитарных режимов в пользу демократии. Так было в связи с реформами, начатыми в СССР, Чехословакии, ГДР и других государствах Восточной Европы.
Третья форма трансформации — постепенное проведение реформ, основанное на согласовании действий сил, стоящих у власти, и оппозиции. Примером может быть трансформация политического режима в Испании после смерти Франко. Здесь совместные усилия правительства и короля Хуана Карлоса положили начало длительному пути прогрессивных преобразований в стране.
Переход от тоталитарных и авторитарных режимов к демократии связан с большими трудностями, прежде всего экономическими. Переход к демократическому режиму существенно облегчается в случаях, когда экономика находится в хорошем состоянии, и затрудняется в условиях ее кризиса. Состояние экономики — это первая проблема, с которой сталкиваются страны при переходе к демократии.
Вторая проблема — радикализация оппозиции, что существенно дестабилизирует экономическую и политическую обстановку. Современная Россия в этом смысле дает показательный пример. Пока не было демократии, оппозиция ставила цели, которые достигались сравнительно легко: право свободно выражать свое мнение, освобождение политзаключенных, право свободного передвижения. Однако с началом процесса демократизации радикальная оппозиция выдвигает все более труднорешаемые и дестабилизирующие ситуацию требования, вплоть до отставки правительства и президента. Такая ситуация чревата прекращением демократических преобразований и возвратом к прошлым временам.
Третья большая проблема на пути к демократии связана с многонациональным характером многих государств. Проблемы демократизации существенно усложняются, в частности движениями за установление суверенных национальных единиц. И вновь примеры такого рода мы найдем в нашей стране.
Четвертая проблема, заключающая в себе опасность для демократии, состоит в том, что в каждом государстве есть люди, которые, находясь в оппозиции к прошлому (тоталитарному) режиму, вместе с тем не являются сторонниками демократии. Их идеал — авторитаризм.
Таким образом, процесс перехода от тоталитарного и авторитарного режимов к демократии сложный, но вполне реальный.
Дата добавления: 2014-11-16 ; Просмотров: 2222 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет