Лекция №6: Политические системы современности. Тоталитарные и авторитарные политические системы
Понятие и типы политических систем
Политический режим
Понятие политической стабильности
Политическая оппозиция
Типология политических систем
Истоки и основные разновидности тоталитаризма
Специфика тоталитаризма
Характерные черты политического тоталитаризма
Авторитаризм
Понятие и типы политических систем
Разнообразные политические явлениясоставляют определенную целостность, социальный организм, выделяющийся из остального общества. Это их свойство и отражает понятие политической системы.
Появление этой категории непосредственно связано с развитием системного анализа общества Т. Парсонсом.
Впервые теория политических систем была детально разработана крупным американским политологом Д. Истоном в 50—60-х годах нынешнего столетия.
Затем она получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча, А. Этциони, Д. Дивайна и многих других ученых.
Она занимает центральное место в такой политологической дисциплине, как политическая кибернетика.
· «Политическая система» как инструмент исследования и механизм власти
В современной науке понятие политической системы имеет два взаимосвязанных значения.
В первом из нихполитическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический конструкт, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений.
Эта категория отражает не саму политическую реальность, а является средством системного анализа политики.
Использование термина «политическая система» в его первом методологическом значении предполагает ее рассмотрение как целостного организма, находящегося в сложном взаимодействии с окружающей средой — всем остальным обществом через «вход» — каналы влияния среды на политическую систему и «выход» — обратное воздействие системы на среду.
Политическая система выполняет по отношению к среде ряд функций.
— определение целей и задач общества, программы его деятельности;
— мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей;
— интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей, использование власти и т.д.;
— обязательное для всех распределение дефицитных ценностей.
Некоторые авторы выделяют более детальный перечень функций политической системы.
Так, Г. Алмондописывает ее четыре функции «входа»:
— политическая социализация;
— привлечение граждан к участию;
— артикуляция их интересов;
— агрегирование интересов.
И три функции «выхода»:
— разработка норм (законов);
— их применение;
— контроль за их соблюдением.
Среда воздействует на политическую систему через предъявляемые к ней требования и поддержку, выражаемую в форме одобрения политики, политического участия, налогов и т.п., или протеста — неодобрения, борьбы и т.п.
Политическая система в процессе конверсии «перерабатывает» требования в решения и организует соответствующие действия.
Главная цель политической системы — самосохранение путем приспособления к изменяющимся требованиям среды и активного воздействия на нее.
Цель политической системы в рамках всего общества — обеспечение его целостности, интеграции, адаптации к окружающей среде.
«Политическая система» во втором, более конкретном значении понимается как реальный сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.
Этот механизм включает государство, а также партии, СМИ, политические ассоциации и объединения, различных политических субъектов (групп и индивидов) и их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы.
Понятие политической системы по своему содержанию значительно шире категории государства и обладает достаточно высокой точностью анализа политических явлений. Это позволяет широко использовать его для сравнения политического строя различных стран, выявлять его общие черты и отличия.
Политический режим
· Сущность и особенности политического режима
Важнейшей характеристикой политической системы является политический режим.
В науке конкурируют в основномдва подхода в трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства,
и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.
Наиболее адекватным способом отображения политического режима является второй подход, дающий возможность сопоставлять официальные и реальные нормы поведения субъектов в сфере власти, отражать реальное состояние дел в области прав и свобод, выяснять, какие группы контролируют процесс принятия решений.
При социологическом подходев качестве агентов власти рассматриваются не только правительство или официальные структуры, но и те, которые не обладают формальным статусом группировки, но которые реально влияют на принятие решений.
В качестве определенной характеристики правления при этом может рассматриваться идеятельность оппозиции, а также другие, в том числе антисистемные, компоненты политики.
Политический режим можно охарактеризовать как совокупность наиболее типичных методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.
Как подчеркивают Г. О’Доннел и Ф. Шмиттер, когда говорят о политическом режиме, то имеют в виду не нормативные, задаваемые, к примеру, идеальными целями того или иного класса, а реальные средства и методы осуществления публичной политики в конкретном обществе.
Политический режим формируется и развивается под влиянием значительно более широкого круга факторов, нежели политическая система.
Облик правящего режима зачастую определяется не только и даже не столько макрофакторами, скажем, социальной структурой общества, его нравственно-этическими традициями, но и значительно более частными параметрами и обстоятельствами, а именно: межгрупповыми отношениями внутри правящей элиты, внутри- или внешнеполитической ситуацией, характером международной поддержки власти, личностными качествами политических деятелей и т.д.
Политический режим — более подвижное и динамичное явление, чем система власти.
В этом смысле эволюция одной политической системы может осуществляться по мере смены нескольких политических режимов.
Например, установившаяся в XX столетии в СССР система советской власти трансформировалась в сталинский режим, затем — в режим, сформировавшийся в годы так называемой хрущевской «оттепели» (в 60-х гг.), а впоследствии — в режим коллективного руководства при Л. И. Брежневе.
Именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах.
Как показывает исторический опыт наиболее развитых индустриальных государств, с точки зрения самосохранения наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма.
Именно такая политика способствует минимизации конфликтов в сложноорганизованных обществах, помогает наиболее конструктивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и неэлитарными слоями.
Большинство режимов в качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных позиций выбирает популизм.
Так называется тот тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом ради роста популярности лидеров.
Однако независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс предлагается стране, вся деятельность властей в конечном счете подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков в стране.
Политическая оппозиция
Одним из наиболее распространенных факторов дестабилизации политического режима является деятельность оппозиции.
Оппозиция представляет собой политический институт, имеющий целью выражение интересов и ценностей, не представленных в деятельности правящего режима.
Тем самым оппозиция выражает и консолидаризирует протестную активность населения, формулирует требования, оппонирующие или корректирующие поведение властей.
Специфика тоталитаризма
Тоталитаризм означает подчинение части — индивида целому — государству, всеобъемлющий контроль со стороны власти над личностью, ее сознанием с целью формирования угодного типа человека, управление обществом на основе определенной идеологической доктрины.
Спецификой тоталитаризма не является диктаторский характер властии даже не полнота регламентации поведения и контроля за деятельностью индивидов, а претензия на управление сознанием людей, контролирование или программирование их ценностных ориентации и образа мыслей.
В идеологии тоталитарная система черпает свои жизненные силы. Идеология призвана выполнять социально — интеграционную функцию, цементировать людей в политическую общность, служить ценностным ориентиром, мотивировать поведение граждан и государственную политику.
Идеологизация всей общественной жизни, стремление подчинить единственно верной теории с помощью планирования все экономические и социальные процессы — важнейшая черта политического тоталитаризма.
Делается попытка сформировать «нового человека», определяющими чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, готовность на любые жертвы ради «общего дела».
Формируется новый, номенклатурный господствующий класс — главная опора тоталитарного строя.
Хотя тоталитаризм, осуществляя уравниловку в распределении для большинства граждан, претендует на формирование социально однородного общества, в действительности же он порождает глубокое социальное неравенство.
Господство идеологии и политики проявляется не только в социальной сфере, нои в экономике.
Отличительными чертами политического тоталитаризма являются этатизация, огосударствление хозяйственной жизни, сильное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные методы управления. Устанавливается монополия государства на распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком.
· Разновидности политического тоталитаризма
Наряду с общими институциональными чертами государства политического тоталитаризма имеют и существенные особенности, что позволяет выделить их несколько важнейших разновидностей.
В зависимости от господствующей идеологии, их обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
Исторически первой и классической формой политического тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, сформировавшаяся в общих чертах в 1918 г.
Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем его другие разновидности, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, абсолютную власть государства.
Однако, несмотря на многие тоталитарные формы политической организации, социалистической системе присущи и гуманные политические цели.
Так, например, в СССР она смогла резко повысить уровень образования народа, сделать доступным для него достижения науки и культуры, обеспечить социальную защищенность населения, развитие экономики, космической и военной промышленности и т.д., резко сократить преступность, к тому же в послесталинский период власть не прибегала к массовым репрессиям.
Вторая разновидность политического тоталитаризма — фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922г.
Здесь тоталитарные черты были выражены не в полной мере.
Итальянский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти.
Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности.
В Италии границы фашистского тоталитаризма устанавливались позицией наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви.
Быстрый доступ к информации практически о любом конкретном человеке дают властям мощное оружие по предотвращению или пресечению нежелательных действий, косвенному, внешне не бросающемуся в глаза управлению поведением людей.
Не случайно уже один из ранних крупных теоретиков информационного общества Дж. Мартин, озабоченный распространением компьютерных досье и других негативных последствий информатизации, задался вопросом: «Не приведет ли это к информационному фашизму?»
· Программирование сознания
Важнейшей особенностью современной формы тоталитаризма являются ее «информационный» или «коммуникационный проявления.
Приоритетная роль СМИ в современном обществе связана с разрушением преимущественно стихийных неконтролируемых властями традиционных общинных, церковных, семейных, родственных, соседских и других коммуникаций, ограничивающих возможности манипулятивного влияния СМИ.
СМИ и другие институты социализации влияют на сознание и поведение людей не только через информацию об окружающем мире, но и посредством изменения самого человека: его менталитета, ценностных ориентации, потребностей и интересов, а также формирования общественного мнения, нравов и морали.
СМИ формируют неототалитарные тенденции в виде гипертрофированного потребительства, обладания престижными вещами, презрения к неудачникам. Людьми, духовно «бедными», легко управлять с помощью денег и престижных должностей.
Система идей и ценностей, основанная на потребительстве, вещизме, статусности и индивидуализмевыступает своего рода «политической религией» информационного тоталитаризма.
Информационный тоталитаризм предполагает прямую ориентацию СМИ на управление политическим поведением граждан, особенно их электоральным выбором.
Это возможно там, где правящая элита обладает фактической монополией на наиболее влиятельные, электронные СМИ и информационные агентства.
Руководство масс-медиа позволяет правящей элите эффективно влиять на формирование массовых настроений и программировать политическое поведение граждан, а порою осуществлять настоящий телевизионный террор, буквально вдалбливая угодные ей цености в сознание людей, особенно молодежи.
Информационный тоталитаризм, как и его другие виды, формирует определенный массовый тип личности.
Это «одномерный» (Г. Маркузе) «человек-волк», примитивный в своих потребностях и суждениях индивидуалист, трудолюбивый, лояльный к начальству и правительству, готовый к дарвинистской борьбе за существование и не утруждающий себя размышлениями о высоких материях.
· Экономическая и политическая власть
В условиях информационного тоталитаризма экономическая властьс успехом может выполнять характерную для политическиго тоталитаризма функцию культивирования массового страха.
В этом случае на первое место выступает, прежде всего, страх потерять работу или быть неудачником, социальным аутсайдером. Страх перед потерей рабочего места проявляется и в боязни проявления политического протеста, что наиболее характерно для российской провинции.
Информационный тоталитаризм не пренебрегаети традиционным средством государственного контроля — физическим насилием, а больше его угрозой.
Он базируется на мощном аппарате государственного принуждения, хотя и старается держать его в тени.
Огромный репрессивный аппарат превращает демократию в полицейское государство.Он гарантирует стабильность существующего строя и побуждает оппозицию отказываться от наиболее опасных для правящего слоя форм политического протеста и соглашаться на принятие заведомо проигрышных для нее правил политической игры, предполагающих отсутствие прямого доступа политических оппонентов к электронным СМИ.
· Иллюзорная демократия
Приоритетная роль информационного и экономического контроля в неототалитарной системе проявляется в доминировании в ней методов косвенного, скрытого воздействия на массы, статистического программирования их сознания и поведения.
Это позволяет широко использовать в целях манипулирования массами и камуфлирования системы тоталитарного господства демократические институты.
Урезанная демократия становится вовсе не опасна и даже полезна для сохранения этого типа господства.
Она легитимирует господство правящей элиты, поддерживает массовые иллюзии свободы выбора и выступает в роли выхлопного клапана, позволяющего спускать пар массового недовольства и предохранять систему от политического «перегрева».
Выборы превращаются в развлекательное шоу и лишь способствуют укреплению иллюзий свободы и демократии.
В качестве однозначно неототалитарного едва ли можно квалифицировать какое-нибудь из существующих государств мира.
Остановить развитие тенденции неототалитаризма и предотвратить ее массовое распространение в мире XXI в. можно лишь общими усилиями всех гуманистических сил, рассматривающих демократию не как удобную форму утонченного господства привилегированного меньшинства, а как реальное движение на пути осуществления идеалов народовластия, свободы личности и социальной справедливости.
Авторитаризм
· Отличительные черты авторитаризма
Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм.
С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:
1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения.
Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
4. Монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции.
При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и, прежде всего, в экономику.
Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопастности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.
6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитнческих сферах.
Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.).
Авторитарные политические системы очень разнообразны.
Это монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др.
На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации.
В XX в. в целях легитимации широко используются националистическая идеология и формальные, контролируемые властью выборы. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали свое существование необходимостью национального освобождения и возрождения.
В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п. — для придания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций.
Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее, России, Казахстане и многих других государствах.
Отличительными чертами таких выборов является ограниченная или лишь видимая (когда все кандидаты угодны властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость властями их официальных итогов.
При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на СМИ, отсеивание неугодных лиц еще на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.
В период после Второй мировой войны, и особенно в последние десятилетия, авторитарный политический строй чаще всего носит переходный характер и ориентируется, хотя бы формально, на постепенный переход к демократии.
· Реформаторские возможности авторитаризма
В конце 80-х — начале 90-х годов значительно возрос научный и политический интерес к авторитаризму в связи с крахом преимущественно тоталитарных политических систем в большинстве коммунистических государств мира.
Попытки многих из них, в том числе России, быстро, в духе большевистских «кавалерийских атак» ввести демократию без наличия необходимых для нее общественных предпосылок не увенчались успехом и повлекли за собой многочисленные разрушительные последствия.
В то же время целый ряд авторитарных государств (Южная Корея, Чили, Китай, Вьетнам и др.) продемонстрировали свою экономическую и социальную эффективность, доказали способность сочетать экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть — со свободной экономикой.
Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом.
Темы рефератов
1. Диктатура и демократия в современном мире.
2. Истоки и феномен тоталитаризма.
3. Природа и эволюция авторитарной власти.
4. Модели перехода к демократии.
5. Трансформация политического режима современной России.
Обязательная литература
1. Категории политической науки: учебник. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. – Главы 3, 4.
2. Политология: учебник / Под ред. М.Х. Фарукшина. – Казань: Издательство Казанского университета, 1999. – Глава 5, 9.
3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2001. – Раздел V. С. 229-266.
4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. – М., 2006, С. 171-198.
Дополнительная литература
1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. – М.: Текст. – 1993.
2. Новые демократии и/или новые автократии? (Материалы круглого стола) // Полис. – 2004. – № 1. – С. 169-176.
3. Политическая система Республики Татарстан (институционально-нормативный анализ) / Рук.: М.Х. Фарукшин. – Казань: Изд-во «Kazan — Казань», 1995. – Глава 1, заключение.
4. Третий электоральный цикл в России (заочный круглый стол) // Полис. – 2004. – № 1. – С. 6-73.
5. Фадеев Д.А. От авторитаризма к демократии: закономерности переходного периода / Д.А. Фадеев // Полис. – 1992. – № 1-2.
6. Харитонова О.Г. Генезис демократии (Попытка реконструкции логики транзитологических моделей) / О.Г. Харитонова // Полис. – 1996. – №5.
Лекция №6: Политические системы современности. Тоталитарные и авторитарные политические системы
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы