Кризис 1929-1933 годов. «Новый курс» Ф. рузвельта. установление в 1920-1930-х годах авторитарных
И ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ.
международные отношения в 30-Е годы
Ко второй половине 20-х годов XX века все ведущие капитали стические страны восстановили экономику, а затем превзошли довоенный уровень. Экономический подъем сопровождался рос том занятости и заработной платы. Наиболее быстрыми темпами шло экономическое развитие США. Во всех европейских странах было введено всеобщее избирательное право, которое получили и женщины. Важную роль в политической борьбе стала играть пресса, начался процесс зарождения «массовой культуры». Все это привело к спаду социальной напряженности и за бастовочного движения. Но фундамент процветания оказался непрочным. 25 октября 1929 года нью-йоркскую биржу охвати ла паника: миллионы акций упали в цене. Это был крах рынка ценных бумаг. США как лидер промышленного производства и всемирный кредитор оказались в центре кризиса, но вслед за ними все страны были ввергнуты в пучину мирового экономи ческого кризиса. Особенности кризиса 1929—1933 годов заклю чались в том, что он был продолжительным по времени (в ряде стран до пяти лет), затронул все сферы хозяйственной жизни и привел к сокращению промышленного производства. Кризис породил небывалую ранее огромную массовую безработицу, со здал угрозу голода для миллионов людей, опасность спонтанных бунтов и восстаний. Кроме того, он показал, что традици онный механизм автоматического выхода из кризиса не работает и должен быть введен механизм государственного регулиро вания. Дальнейшее развитие стран зависело от выбора пути выхода из создавшегося положения.
Реформистский путь был характерен для государств с проч ными демократическими традициями, развитой политической культурой и общественными движениями. К ним относились США, Великобритания, Франция, скандинавские страны, ряд других стран.
В ноябре 1932 года победу на президентских выборах в США одержал кандидат от демократической партии Франклин Рузвельт, единственный президент в истории страны, избранный на этот пост четыре раза (в 1932, 1936, 1940 и 1944 годах). Программа выхода из кризиса, предложенная Ф. Рузвельтом, получила название «Нового курса». В ней принципиально новым для политического курса США и ряда других стран стало государственное вмешательство в экономическую жизнь, вы ступление государства в роли гаранта социальной защищеннос ти граждан, расширение прав граждан, и, как следствие, раз витие либеральной демократии. Одним из первых мероприятий «Нового курса» стала банковская реформа — контроль Феде ральной резервной системы (ФРС) за деятельностью банков, обязательное страхование банковских вкладов и т. д. Одним из важнейших юридических актов был закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА), на основании которо го были введены «Кодексы честной конкуренции». Предприни матели объединились по отраслям промышленности с целью согласования таких условий производства продукции, которые ставили их в равное положение. Это означало принудительное ограничение конкуренции. Кодексы честной конкуренции ут верждались президентом и становились обязательными для выполнения. Закон о регулировании сельского хозяйства предусматривал материальную помощь фермерам, премию за сокращения посевов и др. Следующей важной мерой была программа помощи нуждающимся, включавшая в себя организа цию различных общественных работ. В 1935 году трудящиеся США впервые получили право на организацию профсоюзов и стачку, а в августе этого же года принимается закон о страховании по старости и от потери работы. Законодательно закреплял ся минимальный уровень заработной платы и максимальная про должительность рабочей недели; предприниматели теперь были обязаны заключать с профсоюзами договоры и принимать на работу в первую очередь членов профсоюза. Таким образом, ре формы «Нового курса» привели к расширению и укреплению роли государства во всех областях американской жизни при со хранении и развитии демократических институтов.
Другой путь выхода из экономического и политического кри зиса — это установление тоталитарных режимов. Они утверди лись сначала в Италии, затем в Германии в форме нацизма, а позднее — в Испании и Португалии. Фашизм — это открытая террористическая диктатура, направленная на подавление всех демократических свобод и прогрессивных общественных движе ний. В 1922 году в Италии лидер фашистской партии Б. Муссо лини стал главой правительства: произошел поворот к созданию тоталитарного государства, растянувшийся на десятилетие. Ита льянский фашизм имел ряд особенностей: в стране была сохра нена монархия (главой государства формально считался король), сохранялась идея корпоративного государства (корпорации были построены по иерархическому принципу: во главе стоял руково дитель, корпорация объединяла рабочих, служащих, предпри нимателей), осуществлялась политика хозяйственного обособле ния страны. Помимо этого сохранялось влияние католической церкви на население страны при относительно лояльном отношении Ватикана к фашизму. Большая часть населения приспо сабливалась к тоталитарному режиму.
Германский фашизм отличался крайним национализмом и расизмом, а также крайней агрессивностью, проявлявшейся в стремлении завоевать мировое господство. 30 ноября 1933 года президент Германии П. Гинденбург назначает А. Гитлера рейхс канцлером (главой правительства). Установлению фашистской диктатуры в Германии способствовал ряд обстоятельств. Стра на, более чем другие европейские государства, пострадала от экономического кризиса, так как ее хозяйство было подорвано выплатами репараций.
Возникшая на месте кайзеровской Германии Веймарская республика оказалась лишенной национальной идентичности: в республику были внесены политические правила и обычаи, чуждые немцам. Все это усугублялось неэффективностью поли тики правительства Веймарской республики. Экономические трудности еще более усилили чувство обиды и национального унижения, возникшее после Версальского мира (германская армия не была разбита Антантой, на территорию Германии союзные войска не вошли, поэтому многие немцы восприняли ноябрь 1918 года как национальную катастрофу). НСДАП уже с начала 30-х годов имела организацию, построенную на основе беспрекословного подчинения вождю, хорошо организованную пропагандистскую службу, специализированные военизирован ные отряды СС. Ее стали финансировать крупные промышлен ники и банкиры.
Реальной политической силой, которая могла противостоять фашизму, были коммунисты и социал-демократы. КПГ к этому времени являлась одной из самых влиятельных сил не только в стране, но и в Западной Европе. Однако ее лидеры считали, что Германия стоит на пороге социалистической рево люции, поэтому нет необходимости в разработке планов совме стных действий с социал-демократами. Отрицательную роль сыграла и политика Коминтерна, которая исходила из сталин ской оценки социал-демократов как «социал-фашистов». В стра нах Центральной и Юго-Восточной Европы (Австрии, Венгрии, Румынии, Югославии, Польши и др.) утвердились авторитар ные политические режимы. Для авторитаризма характерно полное или частичное отсутствие политических свобод граж дан, ограничение деятельности партий и организаций, подав ление оппозиции, роспуск или подчинение властям представи тельных учреждений, применение политических репрессий. Возникновение в 30-х годах тоталитарных диктатур и автори тарных режимов, ориентированных на агрессивную внешнюю политику, вело к осложнению международной обстановки.