Концептуальные подходы к воспитанию: авторитарное, свободное, гуманистиче­ское воспитание

0
357

1). Воспитание — это процесс формирования личности,при котором воспитатели и вос­питанники вступают в отношения между собой. По стилю отношений различают сле­дующие теории воспитания:

А) — авторитарное воспитание (полное подчинение требованиямпедагога, подавление, управление, представитель- И.Ф.Гербарт, методы — угроза, надзор, запрещение, приказание); Основная роль в обучении отводилась учителю и таким методам преподавания, кото­рые предусматривали систематическую передачу учащимся знаний. Деятельность ученика состояла в углублении и осмысливании получаемых от учителя знаний. Пе­редаваемые знания увязывались с развитием чувств и воли учащихся, что выражалось в воспитывающем характере обучения, чему Иоганн Фридрих Гербарт придавал особое значение.

Активным в такой школе являлся учитель, ученики же должны были «сидеть тихо, быть внимательными и выполнять распоряжения учителей». Большая роль в обуче­нии отводилась внешнему порядку, дисциплине, в частности, таким средствам управления, как надзор, приказание, запрещение, наказания, в том числе и телесные, а так­же умениям учителя занять ребенка.

В) — свободное воспитание (выдвинул Ж.Ж.Руссо, он призывал уважать в ребенке растущего человека, стимулировать его естественное развитие)Возникло как протест авторитарному в эпоху Возрождения. Л.Н.Толстой(1829-1910) придерживался концепции свободного воспитания. Создал в Ясной поляне частную школу для крестьянских детей, в основе которой лежал опыт естественного взаимодействия детей и педагогов, превращающий школу в лабораторию жизни.

Толстой отрицал заранее установленные программы, твердое учебное расписание, требовал, чтобы содержание учебных занятий в школе определялось ин­тересами и потребностями детей. Считал, что невозможно заранее знать сущность об­разования, ставил под сомнение необходимость педагогики как науки, знающей, ка­ким образом следует воспитывать человека; ему принадлежит фраза: «воспитание портит, а не исправляет людей».

Основная задача школы, по Толстому, чтобы дети учились хорошо и охотно. «Един­ственный метод образования есть опыт, а единственный критериум его есть свобо­да» — такой вывод сделал Л. Н. Толстой на основе анализа истории развития педаго­гики и философии.

В Яснополянской школе (1862 г.) в трех классах занималось около 40 детей. Чет­веро учителей вели в общей сложности 12 предметов:

1) чтение механическое и постепенное;2) писание;3) каллиграфия;4) грамматика;5) священная история;6) русская история;7) рисование;8) черчение;9) пение;10) математика;11) беседы из естественных наук;12) закон божий. Для развития своей дидактической системы Л. Н. Толстой подготовил комплекс учебных книг с методическими указаниями для учителя под названием «Азбука».

В) —современное воспитании (гуманистическое)(опыт лучших учителей и педагогов ориентировали педагогов на гуманизациювоспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправле­ния). Представители:В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко,Ш.А.Амонашвили. Цель: гармоничное развитие личности, предполагающий гуманный характер отношений между участниками пед. Процесса. Развитие личности в гуманистическом воспитании – это гармония самости и социумности. Самость-отражение внутреннего плана развития личности, характеризует глубину индивидуальности личности. Социумность- отражение внешнего плана развития личности, прежде всего социализированной.

2). Закономерности процесса воспитания — объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями.

Отдельными сторонами воспита­тельногопроцесса являются:

а) воспитательные отношения (хотите воспитывать-добивайтесь расположения воспи­танника);

б) соответствие целей и действий по ее достижению (деятельность должна соответство­вать целям),

в) воспитание исамовоспитание (переход целей воспитания в цели самой личности);

г) эффективность процессов развития и обучения;

д) квалифицированные действия педагога;

е) интенсивность воздействия на «внутреннюю среду».
3). Принципы воспитания (Подласый Иван Павлович)

1.Личностный подход— опора на личностные качества (организация совместной деятельности-качества личности проявляются в деятельно­сти, организация совместной деятельности способствует укреплению качеств личности),

2.Сочетание личной и общественной направленности-воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни (организация деятельности педагога требует подчи­нения задач воспитания требованиям общества, государственной стратегии, формиро­вание социально необходимого типа личности),

3.Связь воспитания с жизнью, трудомформирование личности человека в прямой зависимости от жизни и практики (понимание роли труда в жизни общества, бережное от­ношение к общественному достоянию, сочетание личных интересови обществен­ных),

4.Опора на положительное в воспитании (выявление положительного в человеке, при опоре на хо­рошее, развивать другие недостаточно сформированные качества личности),

­ 5.­ Единство воспитательных воздействий (единство требований школы, семьи, обще­ственности).

6. Гуманизация воспитания (гуманное отношение к воспитаннику, уважениеего прав, свобод, ненасильное формирование требуемых качеств, отказ от телесных иунижаю­щих достоинство личности наказаний),

Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия,

1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, то­варищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т. д.

2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье.

3. В практике нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с позицией семьи или, напротив, се­мья отрицательно относится к требованиям воспитателей. Часто ро­дители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.

4. Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время, что обеспечивается соблюдением преемственности и после­довательности.

В воспитательной работе нужно опираться на при­обретенные ранее положительные качества, нормы поведения

5. Способ достижения единства воспитательных воздействий — ко­ординация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социаль­ных институтов. Вот почему воспитателям не надо жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к воспитанию социальными и государственными службами, людьми.

Таким образом, принципы воспитания — это общие исходные по­ложения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика направляет воспитательный процесс в соответствии с принципами личностного подхода; сочетания личной и обществен­ной направленности воспитания; связи воспитания с жизнью, тру­дом; опоры на положительное в воспитании; единства воспитатель­ных воздействий.

Вывод: Учет закономерностей, соблюдениепринципов воспитания обеспечат эффек­тивное развитие личности.

25. Понятие внеучебной воспитательной работы, ее цели и задачи, содержание вне-учебной воспитательной работы. Требования к организации внеучебной воспита­тельной работы.

1.Понятие внеурочной воспитательной работы

Внеклассная воспитательная работа(ВВР)- это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые усло­вия для социализации личности ребенка. ВВР имеет большие возможности:

— способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка,

обогащает личный опыт ребенка,

способствуетразвитию удетей интереса к различным видам деятельности,

дети учатся жить в коллективе, сотрудничать друг с другом.

Цель ВВРнаправлена на достижение цели воспитания — усвоение ребенком необхо­димого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой об­ществом системы ценностей.

— формирование уребенка положительной «Я-концетщии» (уверенность в доброжелательном отношении к нему других людей, чувство собственной значимости).

формирование навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия,

формирование у детей потребности в продуктивной,социально-одобряемой деятельности,

— формирование нравственного, эмоционального,волевого компонентов мировоззрения детей,

— развитие познавательного интереса.

4.Содержание ВВРпредставляет собой адаптированный социальный опыт, эмоцио­нально пережитые реализованныев опыте ребенка разнообразные аспекты челове­ческой жизни — наука, искусство, литература, техника.

Специфика содержания ВВР характеризуется:

-преобладанием эмоционального аспекта над информационным,

-определяющее значение имеет практическая сторона знаний.
Содержание ВВР складываетсяиз:

-познавательной деятельности (формирует познавательный интерес, мотивация — «Что’, Где’. Когда»).

— досуговой (развлекательной) деятельности (организация полноценного отдыха, создание положительных эмоций — дискотека, вечер),

— оздоровительно-спортивной(полноценное физическое развитие, сохранение здоровья, эстафеты. ),

— трудовой деятельности (бытовой, ручной, общественный труд — субботники, кружок),
творческой деятельности (развитие склонностей, интересов — конкурсы, обсуждение. )

Содержание ВВР зависит:

от традиций и особенностей школы,

— особенностей самого учителя.

Поэтому содер­жание ВВР в школах различно.

5.Требованияк организации ВВР:

при организации и проведении ВВР обязательна постановка цели,

перед началом необходимо определить ожидаемые результаты,

необходим- оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке,

педагог должен обладать высокими личностными качествами,

педагог должен быть в постоянном педагогическом поиске.

Вывод: ВВР способствует раскрытию творческих способностей воспитанников.