Комплексный вариант заданий для подготовки к сдаче ОГЭ по обществознани

0
464

1. Понятия «авторитарный режим», «республика», «федерация» относятся к характеристике сферы общества

Понятия «авторитарный режим», «республика», «федерация» относятся к характеристике политической сферы общества.

Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по обществознанию 16.03.2015 Вариант ОБ90901.

2. Эти потребности человека выражаются в стремлении сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Это

3) физиологические потребности

4) потребности в безопасности

Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, вариант 20.

3. Алексей посещает кружок экспериментальной физики в Доме творчества юных. Этот факт иллюстрирует получение Алексеем

1) основного общего образования

2) среднего (полного) образования

3) среднего профессионального образования

4) дополнительного образования

основного общего образования 1-9 классы;

среднего (полного) образования 1-11классы;

среднего профессионального образования — получение и профессии и среднего образования одновременно.;

дополнительного образования — посещение учреждений дополнительного образования: кружков. секций, музыкальных школ и т.д. параллельно с обучением в основной школе.

Источник: МИОО: Диагностическая работа по обществознанию 10.12.2013 вариант ОБ90601.

4. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Природные условия оказывают влияние на хозяйственную деятельность людей.

Б. Потребительское отношение человека к природе привело к экологическому кризису.

Оба верны. А — на самом деле природа сильно влияет на деятельность человека. В пустыне рыбу не будут ловить в отличие от жителей прибрежных территорий. Б — верно. Человечество хищнически использовало природу, истощило ее запасы — результат экологический кризис.

Источник: СтатГрад: Репетиционная работа по обществознанию 08.04.2015 Вариант ОБ91001.

5. Какая из перечисленных религий относится к мировым?

Существуют три мировых религии: ислам. христианство и буддизм.

Источник: МИОО: Тренировочная работа по обществознанию 16.01.2014 вариант ОБ90702.

6. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Современная система образования включает учебные заведения разного типа.

Б. Современная система образования в демократическом обществе ориентируется на потребности общества и личности.

Тенденции в развитии образования:

1) должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры;

2) переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями);

3) развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования;

4) возрастание роли образования в формировании гражданской позиции;

5) повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности.

Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, вариант 3.

7. К дефициту государственного бюджета непосредственно ведет

1) уменьшение налоговых поступлений

2) увеличение объемов производства

3) сокращение расходов на оборону

4) развитие малого бизнеса

Госбюджет — роспись доход и расходов.

2. Неналоговые поступления.

2. Затраты на хозяйственные нужды.

3. Административно-управленческие расходы.

4. Оборона и внешняя политика.

Доходы = расходы – сбалансированный бюджет

Доходы > расходов – положительное сальдо или профицит бюджета

Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, вариант 7.

8. К прямым налогам относится(-ятся)

4) налог на добавленную стоимость

Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земельный налог с предприятия.

Налоги косвенные (например, акцизы) уплачиваются посредниками (производителями обложенных товаров), которые затем возмещают их с других лиц (с потребителей).

Источник: МИОО: Тренировочная работа по обществознанию 19.05.2014 вариант ОБ91101.

9. В стране Б. ведущим типом хозяйственной деятельности является натуральное хозяйство, распределение ресурсов осуществляется в соответствии с обычаями. Какой тип экономической системы существует в стране Б.?

Только при традиционной экономической системе, в отличие от остальных, ведущим типом хозяйственной деятельности является натуральное хозяйство, распределение ресурсов осуществляется в соответствии с обычаями.

Источник: МИОО: Тренировочная работа по обществознанию 14.10.2013 вариант ОБ90102.

10. Верны ли следующие суждения о предприятиях различных форм собственности?

Предприятия различных форм собственности должны

А. ежегодно выплачивать дивиденды по своим ценным бумагам.

Б. уплачивать налоги в государственный бюджет.

Дивиденды выплачивают только акционерные общества, поэтому А — неверно.

А уплата налогов обязанность предприятий всех форм собственности.

11. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по политическому признаку?

1) воронежцы — территориальный

3) офицеры профессиональный

4) женщины демографический

Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по обществознанию 16.03.2015 Вариант ОБ90902.

12. В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье

В патриархальной семье негласно жена подчиняется мужу, а дети, в свою очередь — родителям.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1302.

13. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Ссора между приятелями служит проявлением социального конфликта.

Б. Противоречия интересов рабочих и предпринимателей могут вызвать социальный конфликт.

Социальный конфликт — высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, соц.групп, общества в целом.

Конфликт — снос старых культурных форм новыми.

1) соц. неоднородность общества;

2) различие в уровнях доходов, власти, престиже, образовании;

4) социально-психологические черты человека.

Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, вариант 7.

14. Только для правового государства характерна(-но)

1) система законодательства

2) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной

3) многообразие средств массовой информации

4) деятельность главы государства в строгом соответствии с законом

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности.

Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по обществознанию 16.02.2015 Вариант ОБ90602.

15. В конституции государства Z закреплены руководящая роль единственной в стране партии и господство одной идеологии. Эти черты характерны для режима

Тоталитаризм — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.

Признаки тоталитарного режима:

1. Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.

2. Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.

3. Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества.

4. Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации.

5. Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.

6. Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения.

7. Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»).

8. Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1323.

16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии не существуют при монархической форме правления.

Б. Политические партии могут объединять людей, принадлежащих к различным социальным группам.

А — неверно. Политические партии существуют при любой форме правления, в том числе и при монархии.

Б — верно, политические партии могут объединять людей из разных социальных слоев.

Источник: МИОО: Диагностическая работа по обществознанию 10.12.2013 вариант ОБ90601.

17. Что является примером административного правонарушения?

1) безбилетный проезд в общественном транспорте

2) кража шубы в меховом салоне

3) порча имущества другого гражданина

4) опоздание сотрудника к началу рабочего дня

1) безбилетный проезд в общественном транспорте — административное правонарушение

2) кража шубы в меховом салоне — преступление

3) порча имущества другого гражданина — гражданское правонарушение

4) опоздание сотрудника к началу рабочего дня — дисциплинарный проступок

Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по обществознанию 16.01.2015 Вариант ОБ90702.

18. Конституционной обязанностью граждан РФ является

2) участие в экономической жизни государства

3) работа в органах социальной защиты

4) участие в работе парламента

Конституция РФ, Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, вариант 18.

19. Гражданин приобрёл для домашнего пользования стиральную машину. Сервисная служба магазина доставила, установила и подключила стиральную машину, а также передала гражданину гарантийный талон. Отношения гражданина с магазином регулируются нормами права

Гражданское право — отрасль права, объединяющая правовые ресурсы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые обоснованы на независимости оценки.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1326.

20. Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?

А. Юридическая ответственность призвана восстанавливать нарушенные права граждан, пострадавших от правонарушения.

Б. Юридическая ответственность выражается в том, что в отношении лица, вина которого доказана, применяются меры государственного принуждения.

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность — правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение. Юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения и представляет собой особое правоотношение ответственность. Факт правонарушения ставит субъекта (правонарушителя) в определенную юридическую связь с государством, в которой государство в лице компетентных органов выступает как управомоченная сторона, а правонарушитель — как обязанная. При этом и правомоченная и обязанная стороны действуют в рамках закона и реализация юридической ответственности осуществляется на основе права, конкретных санкций правовых норм, предусматривающих ответственность именно за данное правонарушение.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1302.

21. В приведенном списке указаны черты сходства аграрного и индустриального типов общества и черты их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) часть материального мира, обособившаяся от природы;

2) основная часть населения занята в сельском хозяйстве;

3) большинство населения занято на промышленном производстве;

4) этап в историческом развитии конкретного народа.

Аграрное общество (аграрная экономика) — этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве

Индустриальное общество — общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений технико-технологического прогресса.

Отличия: 2) характерно только для аграрного общества; 3) характерно только для индустриального общества.

Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, вариант 12.

22. Установите соответствие между областью культуры и ее признаками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

А) вера в потусторонний мир

В) соблюдение определенного ритуала

Г) отражение личной позиции автора в произведении

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Искуcство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу).

Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, вариант 11.

23. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено соответствующей буквой.

(А) Сложившаяся в стране М. правовая система не отражает стремление общества к правовому государству. (Б) Вся политическая власть в стране сосредоточена в руках президента. (В) Ему подчиняются правительство и парламент.

Определите, какие положения текста:

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Факт — (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.

Мнения должны содержать отношение автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «скорее всего», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».

Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, вариант 7.

24. Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди тех, кто считает, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше 25-летних, чем 55-летних респондентов.

2) Равные доли опрошенных обеих групп считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа.

3) Среди тех, кто считает, что ведение домашнего хозяйства – обязанность жены, больше 25-летних, чем 55-летних респондентов.

4) Среди 55-летних респондентов меньше тех, кто считает, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа, чем тех, кто считает, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

5) Доля испытавших затруднение при ответе на вопрос выше среди 25-летних, чем среди 55-летних респондентов.

Единственно верным вариантом ответа согласно схеме являются: 124

Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по обществознанию 16.03.2015 Вариант ОБ90902.

25. Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди опрошенных есть те, кто придерживается патриархальных взглядов на семейные отношения.

2) Люди старшего возраста в большей мере готовы рассматривать вопрос о распределении домашних обязанностей в зависимости от конкретной ситуации.

3) Большинство опрошенных не состоят в браке.

4) Взгляды на семейные отношения как на партнёрские весьма популярны среди граждан страны Z.

5) Граждане страны Z предпочитают регулировать семейные отношения с помощью брачного контракта.

Единственно верным вариантом ответа согласно схеме являются:124

Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по обществознанию 16.03.2015 Вариант ОБ90902.

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Совокупность всех факторов, влияющих на развитие общества, приводит к тому, что исторически складываются различные экономические системы: традиционная с элементами натурального хозяйства, командно-административная система с жёстким централизованным планированием и управлением, рыночная экономика и смешанная экономика. Различие между ними лежит в методах принятия решений по основным экономическим проблемам.

В современных условиях наиболее распространённой экономической системой следует, очевидно, признать смешанную экономику. Для неё характерны: развитый рынок, экономическая свобода, а потому разнообразная предпринимательская деятельность широких слоёв трудоспособного населения и активная регулирующая роль государства с широким спектром экономических функций. Это позволяет реализовать возможности рыночной экономики для повышения эффективности производства, а через государственное регулирование ориентировать страну на рациональное и более полное использование ограниченных ресурсов, применение безопасных технологий и сохранение окружающей среды.

Достаточно длительный период функционирования разных моделей смешанной экономики показывает, что регулируемое государством рыночное хозяйство свободно обеспечивать экономическое и научно-техническое развитие страны и предоставлять достаточно высокие социальные гарантии её гражданам. Но и оно не застраховано от экономических спадов и кризисов,

а потому современная государственная политика не ограничивается поддержкой наименее обеспеченных слоёв населения, а чётко нацелена на экономический рост и ориентирует активную часть населения на высокопродуктивную работу, на мобильность и умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1. Типы экономических систем и их особенности.

2. Основные черты смешанной экономики.

3. Экономические функции государства.

4. Положительные результаты функционирования моделей смешанной экономики.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по обществознанию 10.12.2014 Вариант ОБ90101.

27. Какие типы экономических систем перечислены автором текста? Укажите любые две из них и характерный признак каждой.