Какой церковный праздник, сегодня, 18 мая чтят православные христиане

0
591

Какой церковный праздник, сегодня, 18 мая чтят православные христиане

18 мая отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 18 мая

Арина Капустница (Рассадница)

Великомученицы Ирины Македонской

Почтение памяти святой Пенелопы (в крещении — Ирины). Жила в I веке. Проповедовала христианскую веру среди язычников. Поддавалась пыткам за веру правителями городов Мигдонии и Каллиполя.

Святая Ирина жила на рубеже III—IV вв. Она была дочерью Ликиния, царя Магедонской области в Персии, и до кре­щения носила имя Пенелопа. Девочка была необычайно красива, поэтому царь, желая уберечь ее от пагубного влия­ния внешнего мира, запер шестилетнюю Пенелопу в высокую недоступную башню. Там она жила в невообразимой роско­ши и удобстве. Ей прислуживали тринадцать горничных. Ее воспитанием занимался мудрый старец по имени Апелиан.

Прошло несколько лет. Однажды девушка увидела, как голубь влетает в башню, держа в клюве оливковую ветвь. Го­лубь положил ветку на золотой стол. Затем прилетел орел, держа в когтях цветочный венок, и положил его рядом. Наконец черный отвратительный ворон принес змею. Пенело­па попросила учителя объяснить смысл знаков. Тот раскрыл ей, что она крестится, о чем свидетельствует оливковая ветвь, и что после многих испытаний и скорбей завоюет царский венец мученицы.

Скоро после видения Ангел обучил девушку христианской вере и дал ей имя Ирина, что означает «мир». После креще­ния Ирина сокрушила идолов отца и мужественно выступи­ла против его угроз. В ярости Ликиний велел бросить дочь под ноги диким коням. Но один из коней обернулся против царя и растоптал его. Воскрешенный молитвами дочери, Ликиний обратился в христианство вместе со многими поддан­ными. Он отказался от царства и уединился в башне, где про­вел оставшуюся жизнь в покаянных слезах.

Его преемник Седекия несколько раз пытался вернуть царевну в идолопоклонство. Но она упорно отказывалась. Тогда он бросил ее в ров, наполненный змеями. По воле Божией Ирина избежала этого испытания также, как и других истязаний, и обратила многих язычников в истинную веру.

Враги Седекии свергли его с трона. Чтобы отомстить, его сын Сапор отправился воевать. Но и он сам, и его вой­ско были поражены слепотой, и им пришлось остановить­ся. Они встретили за городом Ирину, и святая исцелила их всех от телесной слепоты. Однако душевная слепота оста­лась, и Сапор с приближенными предал ее новым истязани­ям: молодую деву нагрузили песчаным мешком, пронзили ей ноги гвоздями и заставили пройти почти пять километров. В наказание за такое оскорбление святой земля разверзлась перед войском и поглотила множество неверных. Среди тех, кто остался в живых, тридцать тысяч обратились в христи­анство. Один царь остался непоколебимым и за это был на­казан Ангелом.

Будучи отныне свободной, Ирина обошла город Магедон с проповедью Благой Вести и привлекла ко Христу множе­ство горожан. Затем она отправилась в город Каллиник (в Се­верной Месопотамии, на берегу Евфрата, известный также как Ракка), где превозмогла все пытки, которым ее подвер­гали. Она обратила все население к вере, включая префекта, которому царь поручил ее пытать.

Слава о св. Ирине дошла до персидского царя Сапора. Он ее призвал и обезглавил. Но Ангел вернул Ирину к жизни, чтобы она могла довести свою миссию до конца. Она пошла в город Месемврию, держа в ру­ке оливковую ветвь в знак по­беды веры над властью смер­ти. Окрестив царя той земли, св. Ирина вернулась на роди­ну, затем перешла в Ефес, где в подкрепление своей проповеди совершила чудеса, достой­ные апостолов.

Окончив миссионерские труды, святая в сопровожде­нии учителя Апелиана и шес­терых учеников направилась к выкопанной могиле. Вой­дя туда, она велела закрыть могильную плиту и вернуть­ся за ней только через четыре дня. Два дня спустя Апелиан пришел туда, нашел отвален­ную плиту и пустую могилу.

Обретение мощей преподобного Иакова Железноборовского

Событие в честь игумена Иакова. Годы жизни: вторая половина XIV века — 1442. Обитал в месте под названием Железный Борок, отчего и получил свое прозвище. Его мощи прославлены чудотворениями.

Преподобный Иаков Железноборовский, сын бояр Аносовых, (Амосовых), имевших земли в Галиче Костромском, родился во второй половине XIV века. Юношей он пришел к Преподобному Сергию Радонежскому, принял от него монашеский постриг и несколько лет жил в Троицкой обители. В 1392 году преподобный Иаков поселился в глухом лесу у железных рудников, в месте, которое называлось Железный Борок, на берегу речки Тебзы. Святость его жизни была известна уже современникам. В 1415 году супруга великого князя Василия Дмитриевича (1389 — 1425) София Витовтовна (в монашестве Синклитикия; + 1453) тяжело болела перед родами. Великий князь посылал к преподобному Иакову просить, чтобы он помолился о его жене, и спрашивал, будет ли она жива. Преподобный велел молиться святому мученику Лонгину и предсказал благополучное рождение сына Василия. (В 1450 году великий князь Василий Васильевич (1425 — 1462) после победы над князем Димитрием Шемякой посетил обитель преподобного Иакова и с благодарностью молился там.)

Признательный князь Василий Дмитриевич щедро одарил преподобного Иакова и дал ему средства построить на месте подвигов монастырь с храмом во имя святого пророка Иоанна Предтечи. В 1429 году казанские татары опустошали окрестности Галича. Преподобный Иаков с учениками скрылся в глухих лесах. Возвратившись, они нашли обитель в развалинах. Все пришлось восстанавливать заново. Преподобный построил храм во имя святителя Николая, выкопал вместе с братией пруды. По примеру Троице-Сергиева монастыря в обители было введено строгое общежитие. Множество голодных и бедных людей, разоренных татарами, кормилось в монастыре.

После многих лет совместных подвигов иноки просили преподобного быть их игуменом. Он смиренно покорился их просьбе и поехал в Москву, где был облечен священным саном.

Скончался преподобный глубоким старцем 11 апреля 1442 года и был погребен в Предтеченской церкви основанной им обители.