Гражданское общество, как фактор, влияющий на уров (Олег Радикович Мусин)

0
601

«Уровень развития гражданского общества, влияющего на уровень социально – экономического развития государства, определяющего качественный уровень жизни населения, зависит от уровня развития его граждан».

В этой статье предлагаю своим уважаемым читателям рассмотреть зависимость уровня социально – экономического развития государства (факторный, технологический, инновационный) от уровня развития гражданского общества (не развитой демократии, развитой демократии, зрелой демократии). Чем выше уровень развития гражданского общества, тем выше уровень социально – экономического развития государства, которое определяет качественный уровень жизни своих граждан. Поэтому для всех амбициозных граждан других стран самой привлекательной страной в мире, являются США, а из стран Евросоюза – Германия. Но прежде чем перейти к сравнительному анализу и оценке преимущества одних стран над другими предлагаю разобраться с самим понятием «гражданского общества» и основными уровнями его развития, а так же понятием государство. Для раскрытия предложенной темы предлагаю рассмотреть следующие вопросы:
1. Основные определения, роль и назначение государства.
2. Основные определения, роль и назначение гражданского общества.
3. Взаимозависимость уровня развития гражданского общества и уровня развития государства и их влияние на качественный уровень жизни граждан.
4. Примеры сравнительного анализа и оценки уровня социально – экономического развития цивилизованных стран со странами третьего мира (развивающимися)

1.Основные определения, роль и назначение государства.
Государство – это определенная (авторитарная, демократическая, либерально – демократическая) политическая организационно – управленческая система власти на конкретной территории, которая опираясь на:
1. Конституцию и законы, принятые в обществе, которые, как правило, не соблюдаются властью авторитарных режимов по отношению к собственному народу…
2. Определенные методы сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета и правопорядка, а так же поддержания собственной власти авторитарных режимов (например: страны СНГ)
3. Национальные традиции народа, населяющего конкретную территорию (традиции рабской психологии крепостных крестьян, характерной для народов стран СНГ и их патерналистских традиций)
4. Политическую активность гражданского общества (народа). В тоталитарных государствах — общественно – политические объединения граждан и так называемые «патриотические» общественные организации созданные и контролируемые государством с целью насаждения населению воли государственной власти…
реализует от имени народа главные цели государства, направленные на повышение качественного уровня жизни своих граждан через:
1. решение экономических и социальных проблем. В авторитарных режимах, обеспечение полной зависимости народа от подачек государства…
2. обеспечение целостности государства,
3. управление хозяйством и обществом,
4. оборону собственной территории…
В зависимости от качественного уровня выбранного направления и реализации государством программы развития государства, каждая страна занимает определенное место в иерархии развития гражданского общества и качества жизни среди остальных стран мира.
Качественный уровень развития государства (факторный, технологический, инновационный), определяет качественный уровень жизнедеятельности граждан, который зависит от:
1. Качественного уровня развития гражданского общества (тоталитарное, демократическое, либерально – демократическое)
2. Выбора направления социально – экономического развития (факторного, технологического, инновационного)
3. Качества политической организационно – управленческой системы власти (авторитарной, демократической. )
Уровень развития государств различных стран мира подразделяется на 3 – и основные группы, которым свойственны определенные уровни развития гражданского общества.
1. Факторный уровень развития государства (20% стран мира) – это страны третьего мира с неразвитой экономикой, основанной на использовании природных ресурсов и, как правило, авторитарным методом управления. Которым соответствует низший уровень развития гражданского общества с не зрелой (гибридной) демократией. (Например: страны СНГ)
2. Технологический уровень развития государства (75% стран мира)– это страны с развитой экономикой, использующие передовые технологические достижения науки и техники при разработке, производстве и реализации продукции, относящиеся к цивилизованной группе государств. Характеризующихся средним уровнем развития гражданского общества с развитой демократией.
3. Инновационный уровень развития государства (5% стран мира) – это страны с развитой экономикой, использующие инновационные технико – технологические достижения науки и техники при разработке, производстве и реализации продукции, относящиеся к передовым цивилизованным странам мира. Характеризующихся высшим уровнем развития гражданского общества со зрелой демократией.
Для анализа и оценки зависимости уровня социально – экономического развития государства от уровня развития гражданского общества, рассмотрим более подробно понятие гражданского общества.

2. Основные определения, роль и назначение гражданского общества.
Понятие «гражданское общество», введено Дж.Локка и А.Смитом для определения исторического уровня развития общества, эволюционного перехода его от дикого природно – племенного или общинного состояния к цивилизованному.
Гражданское общество — это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы, права и свободы которых призвано обеспечить государство.
Основу гражданского общества составляют — сознательные, свободные, политически активные граждане способные создавать наиболее рациональные, честные и справедливые государственные формы коллективной жизнедеятельности.
Сознательные граждане – это значит: информированные, знающие, способные к самостоятельному анализу и оценке событий, влияющих на качественный уровень их жизни, а так же понимающие и несущие персональную ответственность за результаты принятых ими решений и поступков. Уровень сознательности большей части граждан определяет уровень развития гражданского общества, которое влияет на уровень социально – экономического развития государства, от которого зависит качественный уровень жизни населения.
Под гражданским обществом подразумевается население, занимающее определенную часть территории, контролируемой государством на определенной стадии его развития (первобытного, феодального, тоталитарного, демократического, либерально – демократического…), состоящего из добровольно созданных гражданами 3- х основных негосударственных и не подконтрольных государству общественных институтов, предназначенных для гармонизации и развития определенных направлений жизнедеятельности человека в таких сферах как:
1. Экономические взаимоотношения — в которых структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, товарищества, компании, акционерные общества, ассоциации, профсоюзы и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе и на свои средства, в которых гражданин получает средства к удовлетворению своих жизненных потребностей в пище, одежде, жилье (мотивация удовлетворения потребностей низшего уровня)
В этой сфере в гражданском обществе формируются экономические взаимоотношения между:
— наемными работниками и работодателями,
— конкурирующими предприятиями,
— поставщиками, производителями и потребителями товаров…

2. Социально-политические взаимоотношения, которые включают:
; семью, как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в которой пересекаются индивидуальные и общественные интересы;
; общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества;
; органы общественного самоуправления по месту жительства и работы;
; механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, не всегда совпадающим с государственным, а также разрешения социальных конфликтов;
; негосударственные средства массовой информации.
В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, которые выражаются в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.
3. Духовные взаимоотношения гражданского общества, которые предполагают свободу мысли и слова и предоставляют гражданам реальные возможности:
— публично высказывать свое мнение
— самостоятельности и независимости научных, творческих и других добровольных объединений граждан от государственных структур.
В целом гражданское общество отдает приоритет:1.правам и свободам человека, 2. повышению качества его жизни, а это подразумевает:
1. признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;
2. признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;
3. утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону;
4. создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.
Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе:
1. интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода — наивысшая ценность; основа свободы индивида – гарантия его частной собственности и политической самостоятельности
2. свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;
3. индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.
Основываясь на 3 – ех основных сферах направления деятельности негосударственных организаций и объединений, а так же принципах цивилизованных отношений в гражданском обществе, анализируя и оценивая их влияние на развитие различных государств мира можно выделить 3- и основные группы гражданского общества, влияющие на уровень развития государства:
1. Гражданское общество с не зрелой (гибридной) демократией с неработающими институтами (патерналистское общество), характерного для тоталитарных государств с авторитарным методом управления, не сменяемой властью и факторным уровнем экономического развития. Общества, относящегося к странам 3 – го мира, имеющим низкий качественный уровень жизни граждан.
2. Гражданское общество с развитой демократией и с эффективно работающими институтами, характерного для демократических государств, управляемых демократическими методами, сменяемой властью и технологическим уровнем развития. Общества, относящегося к цивилизованным странам мира, имеющим средний качественный уровень жизни граждан.
3. Гражданское общество со зрелой демократией и эффективно работающими институтами, нацеленными на инновации, характерного для либерально – демократических государств, управляемых либерально – демократическими методами, предоставляющими больше прав и свобод гражданам с предпринимательскими и изобретательскими способностями, сменяемой властью и инновационным уровнем развития. Общества, относящегося к передовым цивилизованным странам мира, имеющим высший качественный уровень жизни граждан.
Чем выше уровень взаимодействия гражданского общества с государством, тем выше уровень социально – экономического развития государства, что невозможно в тоталитарном государстве с гражданским обществом с не зрелой демократией. Какая демократия, такой и уровень развития государства, определяющего качественный уровень жизни населения.

3. Взаимозависимость уровня развития гражданского общества и уровня развития государства и их влияние на качественный уровень жизни граждан.
Высшей целью любого государства является повышение качественного уровня жизни своих граждан, права и свободы которых защищает правовое государство. И чем больше прав и свобод у граждан, тем выше их предпринимательский и изобретательский потенциал, позволяющий обеспечить высокий уровень социально – экономического развития государства.
Декларируемые государством цели, можно достичь через тесное взаимодействие государства и гражданского общества. Это утверждение легко подтверждается 2 – ым законом диалектики развития систем и программой ТРИЗ (методами решения противоречий конфликтующих пар).
Согласно 2 –го закона диалектики развития систем (закон борьбы противоположностей) и методологии решения задач по устранению противоречий между конфликтующими парами (программы ТРИЗ) с целью повышения уровня идеальности систем в качестве конфликтующих пар можно принять гражданское общество и государство.
В тоталитарном обществе государство выступает в качестве инструмента воздействия, а гражданское общество — материал, на который воздействуют. Поэтому повысить качественный уровень организационно – управленческой системы государства, при авторитарном методе управления, гражданское общество не может. Инструментом воздействия на организационно – управленческую систему государства, является авторитарный правитель.
В демократическом государстве гражданское общество выступает как инструмент воздействия, а государство в качестве материала, воздействия. Поэтому качественный уровень организационно – управленческой системы, и как следствие уровень социально – экономического развития демократического государства, намного превышает тоталитарное, о чем можно будет убедиться на приведенных ниже примерах.
Гражданское общество цивилизованного государства тесно соприкасается и взаимодействует с правовым государством, основные формы взаимодействия двух этих элементов системы заключаются в следующем:
1. Формирование общего видения Образа лучшего будущего страны,
2. Выработка общей стратегии социально – экономического развития для достижения будущего
3. Определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества
4. Мотивация и стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;
5. Демократизация всех сфер жизнедеятельности общества
6. Зашита границ и обеспечение общественного порядка.
Без взаимодействия гражданского общества и государства прогрессивное развитие страны невозможно, о чем свидетельствуют примеры жизнедеятельности стран бывшего соцлагеря. К чему стремятся, какой Образ будущего у них в головах.

4.Примеры зависимости уровня социально – экономического развития государства, от уровня развития гражданского общества.
В качестве доказательства теории зависимости уровня социально – экономического развития государства от уровня развития гражданского общества приведу всего лишь несколько примеров:
Пример №1
По последней информации базы данных Numbeо, характеризующей уровень качества жизни граждан Россия уступает Беларуси, Украине, Индии и Египту. Об этом свидетельствует рейтинг базы данных Numbeо. Россия набрала 85,93 балла из 200, расположившись на 61 месте. Беларусь находится на 46 месте с 119,23 балла, Украина — на 59 месте (87,49) балла.
Согласно данным рейтинга Numbeо, Россию опережают также большинство развивающихся экономик мира, среди которых Индия (51 место), Бразилия (53 место) и Китай (57 место).
Пример №2.
Сравнительный анализ и оценка доли в мировом ВВП различных стран мира на 2016г.
Место Страна ВВП $ млрд. Доля, %
1 США 18959,218 24,41
2 Китай 11968,412 15,41
3 Япония 4348,045 5,60
4 Германия 3513,630 4,52
5 Великобритания 2981,530 3,84
6 Франция 2526,323 3,25
7 Индия 2510,599 3,23
8 Бразилия 1927,673 2,48
9 Италия 1880,884 2,42
10 Канада 1684,290 2,17
11 Южная Корея 1509,632 1,94
12 Россия 1375,558 1,77
Как видно из приведенной таблицы Россия, не смотря на ее амбиции, территорию и ресурсы, не входит даже в десятку лидеров. О других странах бывшего Соцлагеря даже говорить не приходится. А главной причиной отсталости России является:
1. авторитарный метод управления государством,
2. Не развитое гражданское общество (гибридная демократия)…
Пример №3,
Этот пример, повергнет в ШОК, любителей авторитарных режимов, подтверждающий степень влияния уровня развития гражданского общества на уровень развития государства. Рассмотрим эволюцию развития различных государств, например с 1945г.
1. Антигитлеровская коалиции: СССР (России) – диктатура, Великобритании, США – демократия,
2. Гитлеровской коалиции: Германия, Япония, Италия – диктатура
Что характерно, после победы над Антигитлеровской коалицией в 1945г – Япония и Германия были разрушены почти до основания, СССР – вывез из Германии все, что можно было вывезти…
Возрождение и обучение демократии в Японии и Германии (ФРГ) проходило под протекционизмом основателей демократии – США. Именно, благодаря американским ученым и специалистам Япония совершила огромный скачек в своем социально — экономическом развитии. Эдвард Деминг и Шухарт, стояли у истоков Японского экономического чуда, о котором мир узнал в 70 -80-ых годах. А компания Тойота и ее знаменитая на весь мир производственная система (TPS), разработанная главным инженером Таити Оно, стала образцом бенчмаргинга для всех передовых компаний мира в т.ч. и для валяющейся на обочине мирового технологического развития России.
Германия в Европе является самым богатым и благополучным государством с развитой демократией и это при том, что:
1. ФРГ после падения Берлинской стены и воссоединения с ГДР, взяла на себя все расходы по повышению жизненного уровня и адаптации граждан бывшей ГДР
2. До середины 90-ых годов она выплачивала контрибуции бывшим узникам концлагерей в т.ч. и Российским…
Эти примеры очередной раз доказывают преимущество выбора демократического (цивилизованного) пути развития общества и государства, а любой переход с одного уровня развития на другой, более цивилизованный осуществляется авторитарно – демократическим методом управления.
Где оказалась через 72 года, победившая Россия и СНГ, с их недоразвитым гражданским обществом и авторитарным методом управления государством, и где проигравшие.