ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (ПОЛИТИЧЕСКОГО) РЕЖИМА — Студопедия

0
952

Из курсов истории и обществознания основной школы вы знакомы с понятием «политический режим» и его типами. В дальнейшем это понятие будет подробно изучаться на уроках курса обществознания. Подчеркнём, что государственный режим является составной частью политического режима и рассматривается нами в юридическом аспекте. С этой точки зрения под государственным (политическим) режимом понимается форма государства, характеризующая реальный правовой порядок функционирования государства, способы осуществления государственной власти.

В правоведении наиболее распространена классификация государственных режимов на режимы демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные; иногда учёные рассматривают тоталитаризм как крайнюю форму авторитаризма).

Демократический государственный режим (от греч. demos – народ + kratos – власть) характеризуется реальным разделением государственных властей. Органы законодательной власти и высшие должностные лица избираются народом и ответственны перед народом. Выборы являются периодическими, что позволяет обновлять властные структуры. Они осуществляются на альтернативной основе, обеспечивают свободное волеизъявление граждан.

Демократическое государство признаёт, охраняет, защищает естественные и неотчуждаемые права человека. Здесь создаются правовые законы, утверждаются принципы верховенства права и независимости правосудия. Правовое регулирование общественных отношений осуществляется согласно принципу «разрешено всё, что не запрещено законом». Действуют принципы многопартийности и идеологического многообразия. Граждане, реализуя свои политические права, могут влиять на государственную власть через своих представителей в выборных государственных органах, а также непосредственно (выборы, референдумы, петиции, обсуждения законопроектов и пр.).

В государственном управлении метод убеждения превалирует над методом принуждения. Социально-политические противоречия и конфликты разрешаются прежде всего на правовой основе, путём согласования интересов, поиска компромисса и достижения консенсуса (от лат. consensus – согласие). Силовые структуры (вооружённые силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под контролем общества, используются только по назначению, их деятельность регламентируется законами.

Подчеркнём, что при неблагоприятных обстоятельствах демократический государственный режим может переродиться в анархический или охлократический режим.

Анархический режим (от греч. anarchia – безвластие) характеризуется разрушением суверенной публичной власти, распадом единой системы правового регулирования, раздроблением властных структур и их взаимной конфронтацией с применением неправовых мер принуждения.

Охлократический режим (от греч. ochlos – толпа, чернь + kratos – власть) возникает в случае прихода к власти лиц, выступающих от имени политически активной толпы (массы людей, движимых эмоциями), и характеризуется поддержкой люмпенизированных слоёв общества, беспринципной демагогией и политической безответственностью.

Рассмотрим антидемократические государственные режимы.

При авторитарном режиме (от лат. auctoritas – власть, влияние) формально может провозглашаться принцип разделения государственных властей. Фактически же господствующее положение приобретает исполнительная власть, которая сосредоточивается в руках одного лица (монарха, премьер-министра, президента) или группы лиц. Роль парламента и других органов незначительна. Распространяется практика создания неправовых законов, нарушения действующего законодательства представителями власти. Значительно ограничиваются или ликвидируются права и свободы граждан. Выборы и референдумы проводятся под контролем правительства и нередко приобретают формальный характер. Действует, как правило, частичная цензура средств массовой информации, отсутствуют легальные оппозиционные политические партии или власть чинит им препятствия. Реакция граждан на решения и действия властей не учитывается (блокируется) государством. Основными методами государственного управления становятся команды и приказы, могут широко использоваться также силовые методы. Таким образом, при авторитаризме наблюдается возвышение государственной власти над обществом, правом, законом.

Известны менее жёсткие и более жёсткие авторитарные режимы. Например, авторитарный режим Пиночета в Чили был жёстким режимом. Он сопровождался грубыми нарушениями прав человека, применением насилия. Авторитарный режим де Голля во Франции периода Пятой республики являлся менее жёстким, так как для него характерны командные, но не силовые методы.

В зависимости от целей и задач авторитарный режим может быть конструктивным и деструктивным. Конструктивный авторитаризм преследует цели проведения общественно необходимых реформ и стабилизации общества, когда их осуществление обычными методами невозможно в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (последствия гражданской войны, революции, экономической депрессии). Деструктивный авторитаризм не преследует общественно значимых целей и стремится укрепить собственную власть, которая, как правило, имеет личный или клановый характер.

Тоталитарный режим (от лат. totalis – весь, полный, целый) представляет собой безраздельное господство бюрократии (номенклатуры, партократии), возглавляемой лидером, действия которого не опираются на законы. По своей сути это режим деспотический, хотя подчас он и стремится имитировать демократию. При таком режиме отсутствует реальное разделение властей. Законы являются средством подчинения людей государственной воле. Действует принцип регулирования общественных отношений «запрещено всё, кроме официально разрешённого». Права и свободы человека нарушаются. Выборы превращаются в фикцию. Человек полностью отчуждён от власти и политики. Господствует единая общеобязательная идеология, выразителем которой выступает, как правило, одна политическая партия. Правосудие становится элементом мощной карательной системы, которая обеспечивает тотальный контроль за жизнью общества, каждого человека. В качестве основного метода государственного властвования применяется насилие, массовые репрессии, нагнетающие атмосферу страха.

В заключение подчеркнём, что проблема формы государства имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.

2. Какими признаками характеризуется любое государство? Охарактеризуйте их.

3. Что такое публичная власть? Как она проявляется?

4. В чём суть понятия «функции государства»?

5. Какие существуют классификации функций? (охарактеризуйте их)

6. Составьте развернутую схему «Форма государства»