Формирование тоталитарных режимов в странах Европы
Урок проводится с использованием технологии проблемного обучения и метода группового кооперативного обучения. Педагогический процесс организуется таким образом, чтобы каждый обучающийся был равноправно с остальными включён в учебную деятельность и был достигнут коллективный результат.
Каждая мини-группа получает конкретное задание или решает, какую либо проблему.
учебник О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2011г.
На примере социально – политической истории Италии, Германии и Испании в 1920 – 1930-е гг. обобщить и углубить представления учащихся об основных признаках тоталитарного режима
Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Европы
Охарактеризовать основные мероприятия тоталитарных правительств в Италии, Германии и Испании
Объяснить смысл и значение важнейших исторических понятий (фашизм, тоталитаризм, нацизм) и добиться их усвоения
Выяснить основные черты тоталитаризма как феномена ХХ века
— Развитие аналитического и синтезирующего мышления
— Выработка умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы
— Отработка навыков работы в должном темпе
— Развитие умений действовать в группе и самостоятельно
— Реализация принципа проблемности развивающего обучения
Воспитание чувства неприятия к насилию, бесчеловечности тоталитарных режимов
Воспитание настойчивости, упорства, целеустремленности
На базе знаний по обществознанию, повторительно – обобщающая беседа по теме «Тоталитарный режим, его признаки».
Италия в 1920 – 1930-е гг. Особенности итальянского фашизма (проблемное изложение, работа в группах).
Германия в 1920 – 1930-е гг. Особенности германского фашизма (проблемное изложение, работа в группах).
Испания в 1920 – 1930-е гг. Особенности испанского фашизма (проблемное изложение, работа в группах).
Мы продолжаем изучение истории стран мира в межвоенный период.
Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строится сегодняшний и завтрашний день: это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего.
Один из важных уроков прошлого сегодня мы рассмотрим на занятии.
I . Повторительно – обобщающая беседа по теме «Тоталитарные режимы, их признаки».
Переходим к первому пункту плана. Термин «тоталитаризм» возник в 20-е годы в окружении Муссолини. Когда он появился, нет единого мнения среди политологов, одни считают его вечным атрибутом истории (исторический прототип – восточные деспотии), другие – достоянием индустриальной эпохи, а третьи – феноменом ХХ века.
Давайте вспомним из курса обществознания, что такое тоталитаризм? Каковы его признаки?
1.1. На основе знаний по обществознанию сформулируйте определение понятия «тоталитаризм».
Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим , имеющий полный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами жизни общества и человека.
1.2. Перечислите признаки тоталитарного режима, распределите их по трём направлениям: экономические, политические, социальные (таблица на доске).
Среди базовых признаков и сущностных характеристик тоталитаризма:
ликвидация конституционных прав и свобод
сращивание партийного и государственного аппарата
единовластие одной партии
контроль над семейной жизнью
организованный террор и репрессии
централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной)
монополия власти на информацию
культ вождя, наличие лидера-диктатора
милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).
Правильно. Одной из форм тоталитаризма является фашизм – открытая террористическая диктатура, опирающаяся на прямое насилие, шовинизм, расизм.
Национализм и идеологии и политика основана на идее национальной исключительности, национальном превосходстве .
Культ вождя: в Германии – Фюрер, в Италии – Дуче. Нацизм идеология: культ силы, расовое превосходство, антисемитизм, экспансия, насаждение образа врага.
Согласны ли вы с тем, что этот режим является антидемократическим? Так почему же в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?
Раньше всего фашизм возник в Италии: в 1922 году сам король поручил лидеру фашистов Б. Муссолини сформировать правительство. Так с соблюдением всех демократических процедур к власти пришла самая недемократическая сила – фашизм. В Германии в начале 30-х годов демократические партии имели большинство голосов и мест в парламенте, чем национально-социалистическая партия Гитлера, согласно результатам выборов в 1932 г. НСДАП теряла популярность, так почему же в 1933 году нацисты приходят к власти? Давайте разберемся с этой проблемой.
Проблемные вопросы формулируются на доске.
Почему фашистам удалось прийти к власти в ХХ веке?
Почему в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?
Три группы работают над вопросами и сравнительными таблицами, а четвёртая работает с документами.
В рабочих группах ученики, изучая особенности одной из фашистских диктатур, заполняют аналогичные сравнительные таблицы.
2.1. Что способствовало приходу фашистов к власти в Италии?
— тяжелое экономическое положение
— массовое недовольство, движение трудящихся
— во всех бедах винили правительство либералов
— фашисты объединили недовольных (крестьян, рабочих, мелкую рабочую буржуазию)
— царившая обстановка неуверенности
— неспособность правительства справиться с острыми проблемами в экономике и политике
2.2. При чтении учебника выпишите основные мероприятия тоталитарных правительств Италии в 1920 – 1930-е гг.
— ликвидация демократии (других партий, свободы и прав)
— Муссолини, фактически, единоличный правитель
— чистка государственного аппарата
— 1929 год – соглашения между римским папой и Муссолини (суверенитет
— вмешательство в экономику
— ликвидация зависимости страны от ввоза стратегического сырья для промышленности
— активная внешняя политика
— создание корпоративной системы
2.3. Перечислите особенности итальянского фашизма.
— в Италии католицизм объявлен единственной религией, поэтому псевдорелигия фашизма не так сильна
— антисемитизм в Италии не возводился в ранг государственной политики
— в руках Дуче сконцентрировалась гораздо меньшая власть, чем в руках Фюрера
— Муссолини не смог добиться такой массовой поддержки
— партия Гитлера имела большее влияние, чем партия Муссолини
2.5. Что способствовало приходу фашистов к власти в Германии?
— экономический и политический кризис
— отсутствие политической стабильности
— снижение авторитетности правительства из-за экономических трудностей
— чувство национального унижения, охватившее общество после Первой мировой войны (инфляция, контрибуция)
— популярность националистических идей
— страх правящих кругов перед ширящимся коммунистическим движением
2.6. При чтении учебника выпишите основные мероприятия тоталитарных правительств Германии в 1920 – 1930-е гг.
— террор противников (создание тайной полиции (гестапо), концентрационных лагерей)
— ликвидация буржуазно – демократических свобод
— упразднения принципа разделения властей
— запрет всех партий, кроме НСДАП
— максимальная централизация хозяйственной жизни
— организация общественных работ для ликвидации безработицы
— поиск «жизненного пространства», активная внешняя политика
2.7. Перечислите особенности германского фашизма.
— крайняя агрессивность – стремление завоевать мировое господство
— крайний национализм и расизм
— антисемитизм возведён в ранг государственной политики
— сосредоточение всей власти в руках Фюрера
— партия Гитлера имела большее влияние, чем партия Муссолини
— цензура, слежка, доносительство
2.8. А почему демократические силы не смогли предотвратить приход фашистов власти?
Они были разобщены, социалистическая и коммунистическая партии недооцени фашистскую угрозу, и продолжали взаимную борьбу. Создать единый антифашистский фронт в таких условиях оказалось невозможным.
2.9. Что способствовало приходу фашистов к власти в Испании?
— всеобщее недовольств исходом революции
— совершается размежевание социал-демократических сил
— объединение богатых и могущественных реакционных сил
— ликвидация основных социальных достижений революции
— победа Народного фронта активизировала испанский фашизм
— мятеж и гражданская война
Гражда́нская война́ в Испа́нии (июль 1936 — апрель 1939 ) — конфликт между Второй Испанской Республикой в лице правительства испанского Народного фронта (республиканцы, лоялисты ) и оппозиционной ей испанской военно-националистической диктатурой под предводительством генерала Франсиско Франко (мятежники), поддержанного фашистской Италией , нацистской Германией и Португалией , в результате которого была ликвидирована Испанская республика и свергнуто республиканское правительство.
2.10. При чтении учебника выпишите основные мероприятия тоталитарных правительств Испании в 1920 – 1930-е гг.
— создание реакционных партий (Фаланга)
— внесудебное преследование всех участников демократического движения
— 1936г. сосредоточение военной и гражданской власти в руках Франко
— указ о жёстком контроле государства над прессой и книгоизданием
2.11. Перечислите особенности испанского фашизма.
Особый режим, который сложился в Испании в годы франкизма, получил название умеренно-тоталитарного.
режим навязан военной силой при помощи извне
большое влияние сохранила католическая церковь
фашистское движение в Испании не обрело массовой социальной базы
режим Франко никогда не пытался установить жесткий контроль над экономикой
все годы диктатуры Франко Испания оставалась монархией
и деология носит гораздо менее тоталитарный характер, нежели итальянский фашизм и немецкий нацизм
Главная особенность испанского фашизма – это испанская фаланга. Именно с этой организацией связано наименование этого течения в Испании – фалангизм.
2.12. Как вы считаете, почему в Испании противостояние между силами демократии и тоталитаризма в 1930-е гг. закончилось победой фашистской диктатуры?
Победа Народного фронта активизировала испанский фашизм, группировки в партии «Фаланга». В середине июля 1936 в испанском Марокко, а вслед за тем во многих городах Испании начался военно-фашистский мятеж, главой которого стал генерал Франко. Мятежники получили щедрую помощь — военными материалами и людьми — со стороны Германии и Италии. На их стороне оказались правительства Англия и Франции. Два с половиной года длилась гражданская война в Испании. То, за что бились республиканцы, они пытались осуществить уже в ходе войны было преступлено к национализации крупной промышленности, более 300 тыс. крестьян. семей получили безвозмездно 5,5 млн. га земли, б/приняты законы о 48 –час. раб. неделе, охране труда, соц. обеспечении. Не только Каталония, но и Баскония получили национальную автономию. В конце марта испанский фашизм торжествовал победу.
После работы с таблицами анализ каждого вопроса .
1) Что способствовало приходу фашистов к власти в Италии, Германии и Испании?
2) Каковы основные мероприятия тоталитарных правительств?
3) Особенности национальной фашистской диктатуры в Италии. Германии и Испании?
4) Рассмотрение индивидуальных вопросов по каждому государству.
4.2. Каковы общие признаки всех тоталитарных режимов, утвердившихся в странах Европы в 1930-е годы?
Ответ учеников: Все признаки, записанные на доске, подходят к тоталитарным режимам, утвердившимся в странах Европы в 1930-е годы.
Сходство практики тоталитарных режимов в экономике заключалось в ее сверхмонополизации, распространении сферы государственного регулирования на все основные отрасли хозяйства, в нарушении принципа частной собственности.
3. 4 группа работает с документами по вопросам:
На основе нижеприведённых фрагментов из книги А.Гитлера «Моя борьба» опишите модель человека/общества/мира в свете национал- социалистической идеологии.
3.1. Почему физическое развитие молодёжи нацисты предпочитали её образованности?
На основе документов отвечает 4 группа.
3.2. Каковы основные черты тоталитарной идеологии? Ответ на основе дополнительного материала (ученик готовит заранее).
Основными постулатами нацистской идеологии были антисемитизм, антидемократизм, антимарксизм, расизм, национализм и шовинизм, а инструментами политики и идеологии НСДАП были террор и пропаганда. И позже массовое убийство, как виновных, так и невиновных. Террор же — это осуществление внутреннего закона движения.
Он ставит задачу полной переделки и трансформации человека с целью искоренения угрозы режиму в виде инакомыслия. В соответствии с идеологическими установками конструируется новый тип личности с особым психическим складом, особыми ментальностью, мыслительными и поведенческими характеристиками путём стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе.
Целью идеологии объявлялось создание принципиально нового общества, нового человека. Одновременно указывался враг, который подлежал беспощадному уничтожению в борьбе за достижение этой цели. Как бы ни очерчивался круг враждебных движению людей и явлений, в него обязательно включались либерализм и его ценности. Борьба за победу «нового порядка» представлялась как «последний и решительный бой», требующий тотальной мобилизации.
Ценности «нового порядка» могли определяться по-разному, но они обязательно были обращены в будущее и имели абстрактный характер. Место безусловных нравственных ценностей, морали должна была занять преданность идеологии, причем право истолкования подлинных интересов движения закреплялось за одним или немногими лидерами. Речь шла о готовности исповедовать те идеи, которые именно в данный момент провозглашают вождь, партия. В этом главное отличие тоталитарной доктрины от традиционных, в том числе религиозных, ее вариантов.
3.3. Сделайте вывод о том, чем угрожает человечеству идеология фашизма.
4.1. Каковы общие социально – экономические, политические и культурно – исторические предпосылки утверждения тоталитарных режимов?
4 группа на основе анализа делает вывод, что общими социально – экономическими, политическими и культурно – историческими предпосылками утверждения тоталитарных и авторитарных режимов в 1930-е гг. были:
Разочарование большинства населения (ремесленники, крестьяне, ветераны войны, безработные) условиями послевоенного мира; социально-экономический и политический кризис.
Неспособность правительств вывести страну из кризиса, тяга народных масс к стабильности, «сильной руке».
Поддержка фашистов со стороны крупных предпринимателей, финансистов, земельной аристократии из-за боязни революционного взрыва и заинтересованности в государственных заказах.
Слабость антифашистских сил, демократических институтов; раскол рабочего класса (лидеры СДПГ и КПГ недооценивали фашистскую угрозу и продолжали борьбу за лидирующую роль в рабочем движении).
Изменение тактики самих фашистских партий, их активная борьба за массы, внимание к парламентским формам деятельности.
4.3. Соответствовали проводимые мероприятия принципам тоталитаризма?
Да, проводимые мероприятия соответствовали принципам тоталитаризма. Политические системы германского, итальянского и испанского фашизма были схожи по ряду признаков, но далеко не были одинаковыми.
Итак, главный вопрос, который мы поставили в начале урока:
Почему в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?
Мы констатируем, что в 20-е годы в Италии и в 30-е годы в Германии и Испании к власти приходят фашисты. Появление тоталитарных государств не было случайным стечением обстоятельств. В Италии и Германии фашизм пришёл к власти при опоре на массовые движения. Для чего утверждались тоталитарные режимы? Для решения задач выхода из экономического кризиса, преодоления разрухи, предотвращения угрозы революции. Создания нового социального порядка.
В этих странах устанавливаются тоталитарные режимы, степень контроля над обществом становится достаточно высокой. Государства носят антиправовой характер. В них беззаконие и возможность произвола по отношению к гражданам были возведены в ранг закона.
При жесткой регламентации должностных функций и субординации чиновников внутри государственных ведомств, упорядоченность в межведомственных отношениях, как и четкое построение вертикали власти, отсутствовали. Фактор воли лидеров, субъективных отношений между ними был осознанно поставлен выше фиксированных правил и норм разработки, принятия и исполнения решений.
Во внешней политике обеспечивалось решение задачи, связанной с подготовкой к войне.