Форма правления в СССР: описание устройства государства, политический режим и символика

0
431

Одним из самых дискутируемых вопросов в современной историографии советского периода истории России является проблема определения формы правления в СССР. Сложность заключается в том, что советской политической элитой была создана не имеющая аналогов в мире система управления союзным государством. Политическая терминология этого периода отличается неоднозначностью: должность генерального секретаря по внутреннему содержанию термина явно не отвечает ее значению в соотношении властных структур и должностных лиц Советского Союза.

Основные виды форм правления

Прежде чем выяснять, какая форма правления была в СССР, необходимо определиться с непосредственным содержанием этого термина. Под формой правления понимается организация государственной власти, система высших государственных органов, порядок их формирования, а также взаимоотношения как внутри них, так и с населением государства.

Выделяются две основные формы правления: монархия и республика. Каждая из них подразделяется на подтипы. Под монархией понимается персональное единовластие. Если оно ничем не ограничено, монархия считается абсолютной, если имеется парламент, не оказывающий существенного влияния на политическую жизнь страны — дуалистической. Если же полномочия монарха ограничены парламентом и ответственным перед ним правительством, монархия называется конституционной.

При республиканской форме правления властными полномочиями по воле народа, выраженной через выборы, наделяются коллективные властные структуры: парламент, правительство. Чаще всего республика возглавляется президентом. Ее подтипы определяются сложившейся системой взаимодействия между президентом и парламентом. Если последний обладает широкими полномочиями, формирует правительство и играет ведущую роль в политической жизни страны, то республика считается парламентской. В противоположном случае — президентской. В некоторых случаях исследователи настаивают на выделении суперпрезидентской и смешанной форм правления.

Политический режим

Изучение сложившейся политической системе в выбранной стране с точки зрения только установившейся формы правления окажется неполным. Для полноценной характеристики того, какая форма правления была в СССР, необходимо рассмотреть основные виды политических режимов.

Существует три основные классификации:

  1. По принадлежности государственной власти — охлократия, олигархия, тирания;
  2. По применяемым методам осуществления власти выделяются либеральные, умеренные и репрессивные политические режимы;
  3. По механизму осуществления власти: демократический, авторитарный и тоталитарный режимы.

В истории Советского Союза можно наметить три вехи его развития, связанные с личностью высшего должностного лица в государстве: окончательный приход И. В. Сталина к власти (1928-1929), его смерть (1953), приход к власти М. С. Горбачева и запуск процесса модернизации, в обиходе и наук известного под именем «перестройка» (1985). Эти рубежи позволяют конспективно наметить изменения в политическом режиме по трем его видам:

Классификации политического режима Правление Сталина (1928-1953) Правление Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева (1953-1985)
По принадлежности власти Тирания Олигархия
По методам осуществления власти Репрессивный Умеренно-репрессивный
По механизмам осуществления власти Тоталитарный Авторитарный

На данный момент признаются неизбежными свертывание демократических инициатив и процессов, переход к более жестким формам правления в СССР, государствах Западной Европы и Латинской Америки. Тридцатые годы прошлого века стали эпохой становления тоталитарных диктатур в самых различных по уровню развития и политической культуры странах: Германии, Испании, Португалии, Италии, в государствах Латинской Америки. Тоталитарной угрозы всерьез боялись жители даже таких стран, как Франция и Великобритания. Разрушительная Первая мировая война продолжилась трудным периодом восстановления, прерванным разразившемся в 1929 году мировым экономическим кризисом. Утрата прежних ценностей и ориентиров способствовала распространению радикальных идей.

Революция 1917 года в России

Советская историография настаивала на выделении Февральской революции как буржуазно-демократической и Октябрьской как социалистической. В настоящее время это разделение признается искусственным и непродуктивным, а события 25 октября (7 ноября по новому стилю) являются логическим следствием из неспособности Временного правительства решить наиболее острые вопросы: о мире с державами Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария), о перераспределении земли и о срочных мерах по исправлению тяжелейшей экономической ситуации в стране.

В любом случае штурм Зимнего дворца — резиденции Временного правительства — ознаменовал крушение надежд либеральных слоев общества на демократическое урегулирование. К власти пришли большевики, наиболее радикальная из существовавших тогда политических сил, возглавляемые В. И. Лениным, Л. Д. Троцким, Г. Е. Зиновьевым и другими. Революция в Петрограде и Москве не означала немедленного перехода всей страны под власть большевиков. Отстоять свое право на осуществление власти им удалось лишь в долгой и кровопролитной Гражданской войне (1917 — 1922).

Образование СССР

К 1922 году сопротивление белых (в их числе были как убежденные монархисты, так и сторонники демократических преобразований) в основном было сломлено. Политическая карта территории бывшей Российской Империи представляла собой конгломерат спонтанно возникших государственных объединений. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика состояла из многочисленных автономных образований, присоединенных в ходе Гражданской войны. Похожая ситуация наблюдалась в Закавказской Советской Федеративной Социалистической республике, образованной Грузией, Арменией и Азербайджаном. Еще двумя мощными центрами были Украина и Белоруссия.

Историческая традиция и насущные необходимости требовали организации сотрудничества между четырьмя республиками. Еще в период Гражданской войны их лидеры искали возможные пути соглашения и объединения государств. Единого мнения по методам объединения не было: одна сторона предлагала унитарную республику (ярым ее сторонником был Сталин), другая настаивала на федерации. После долгих споров и ожесточенной борьбы, в ходе которой многие лидеры республик были смещены, 30 декабря 1922 года в Большом театре был подписан союзный договор. Нормативное определение сущности нового государства растянулось еще на год. Окончательной датой появления СССР можно считать 31 января 1924 года, когда на II Съезде Советов была утверждена и принята Конституция.

Форма правления в СССР по Конституции 1924 года

После принятия союзной Конституции и приведения основных законов республик в соответствие с ней, установилась единая система органов управления. Высшим законодательным органом являлся Всесоюзный съезд советов, который должен был в плановом порядке собираться один раз в год. В промежутках между съездами текущую законодательную власть осуществлял Центральный исполнительный комитет, в состав которого на принципе равноправия входили Совет Союза и Совет Национальностей. Внутри ЦИК СССР существовал Президиум, который формировал правительство — Совет народных комиссаров, первым главой которого — хотя и формальным в силу серьезных проблем со здоровьем — стал В. И. Ленин.

СНК состоял из отраслевых народных комиссариатов, которые делились на три типа:

  • общесоюзные (иностранных дел, внешней торговли, военных и морских дел, путей сообщения, почт и телеграфа);
  • объединенные (дублировались в каждой республике);
  • республиканские (существовали только в конкретно взятом субъекте; их наличие определялось специфическими особенностями республики).

Хотя открытые боевые действия к 1924 году прекратились окончательно, существовали определенные слои общества, которые не желали мириться с победой большевизма и советской властью. Помимо этого, уже внутри правящей партии стали появляться фракции и течения, готовые к схватке за власть после смерти Ленина. С целью противодействия этим силам при СНК был создан обладающее широкими полномочиями Объединенное государственное политическое управление, подконтрольное лишь прокурору Верховного суда.

Символика СССР

Конституция окончательно закрепила положение Москвы как столицы СССР, а также ввела новую государственную символику. Гербом стало изображение серпа и молота на фоне земного шара и надписью на государственных языках СССР (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский и тюркско-татарский) «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Флаг государства представлял собой красное полотнище с отношением ширины к длине как 1:2. В верхнем углу рядом с древком располагались золотые серп и молот с пятиконечной звездой над ними.

Политическая борьба после смерти Ленина и трансформация политического режима

В СССР форма правления и государственного устройства определялась потребностями умиротворения и восстановления народного хозяйства. С этой целью Ленин инициировал новую экономическую политику (нэп), дозволяющую частную кооперацию и многоукладность экономики. Однако прогрессирующая болезнь не позволила довести ему дело до конца. Парализованный вождь последние годы жизни находился в фактической изоляции на своей даче в подмосковных Горках.

Уже на самом раннем этапе существования СССР одним из главных инструментов контроля над политической жизнью страны стали кадровые перестановки. Возрастающая бюрократизация высших органов государственного управления способствовала размыванию их властных полномочий. В этих условиях все большее значение приобретает пост Генерального секретаря ЦК ВКП(б) (в дальнейшем название этого поста менялось в соответствии с названием партии). Первоначально в функции генсека входило лишь руководство партийным аппаратом, но оказавшийся на этой должности И. В. Сталин сумел сосредоточить в своих руках значительную власть, что вызывало опасения как дряхлеющего Ленина, так и возможных его преемников — Троцкого, Зиновьева, Каменева.

Сразу же после смерти Ленина в партии разгорелась политическая борьба за лидерство. Главным кандидатом на роль лидера был Троцкий, но коалиции Зиновьева, Каменева и Сталина удалось оттеснить его на второй план. Вслед за этим произошел конфликт уже в лагере победителей, победителем из которого вышел Сталин.

Логика политической борьбы вынуждала Сталина идти по пути ужесточения уже сложившихся в период Гражданской войны и системе военного коммунизма авторитарных тенденций. Уже к 1924 году были уничтожены основные политические соперники большевиков, как и их союзники — левые эсеры. Не одобрялось инакомыслие в партии: борьба с Троцким, а затем с Зиновьевым и Каменевым позиционировалась как борьба с оппортунизмом и правым (или левым) уклоном. Таким образом, легальные возможности существования оппозиции были уничтожены.

Диктатура пролетариата, провозглашенная после революции, осуществлялась не самими рабочими и тем более крестьянами — это была прерогатива партии. Этот лозунг тоже стал удобной ширмой для прикрытия централизации и ужесточения системы управления. Нэп, существовавший короткий срок, так и не смог кардинально изменить положение дел в экономике, а заложенная в нем возможность многоукладности не могла существовать и реализоваться при установлении диктатуры в политической сфере.

Уже в 20-е годы начался процесс сращивания партии и государства: любую должность, даже незначительную, мог занимать лишь большевик. В конечном итоге возник разветвленный и неповоротливый класс партийной номенклатуры, чье существование не предусматривалось Конституцией. После масштабной национализации средств производства именно в руках номенклатуры оказались крупнейшие фабрики и заводы.

Ситуация, в которой конституционные органы управления фактически не имели реальной власти, а все к рукам прибрала номенклатура, была на руку Сталину как главному человеку, отвечающему за кадровые перестановки. Эта власть позволила ему одержать победу над Н. И. Бухариным. Схватка между этими двумя претендентами на власть была неизбежна: Бухарин после смерти Ленина стал главным идеологом партии, имел возможность высказывать свои идеи через «Правду» — главную газету страны, его ставленники занимали высшие руководящие должности. Помимо этого, Бухарин не чурался интриг и играл заметную роль в начинающихся репрессиях. Победа Сталина оказалась возможной лишь в силу ассоциации Бухарина с терпящим крах нэпом, а также непрекращающихся интриг.

Установление тоталитарной диктатуры

Расправившись с соперниками, Сталин получил возможность привести к единообразию всю страну. Частная кооперация была уничтожена в ходе процессов индустриализации и коллективизации, а с оставшимися соперниками генсек расправлялся репрессивными методами. На VII съезде ВКП(б) в 1934 году старые большевики предприняли последнюю попытку отстранить Сталина от власти. Он был подвергнут критике за ошибки, допущенные в ходе коллективизации, а большая часть партийцев проголосовала против его переизбрания. Однако С. М. Киров, главный кандидат на пост генсека, отказался от должности, а итоги выборов были сфальсифицированы, что стало одним из шагов по установлению тоталитарной формы правления в СССР при Сталине.

В итоге съезд партии перестал проводиться вовсе (при Сталине это случилось лишь дважды: в 1939 и 1952 гг.) Нераскрытое убийство Кирова дало повод массовым репрессиям, в ходе которых были физически уничтожены все несогласные с генеральной линией партии. Параллельно рост культ личности Сталина: его мнение стало непререкаемым авторитетом во всех научных исследованиях, в его честь слагались поэмы. Таким образом, форма правления в СССР в 30-е годы приобрела все характеристики тоталитарной диктатуры.

Конституция 1936 года

Произошедшие в ходе борьбы за власть и установления тоталитаризма изменения отразились в тексте новой союзной Конституции. Она официально закрепляла руководящую роль Коммунистической партии, но при этом разграничивала органы исполнительной и законодательной власти. Так, последняя принадлежала исключительно Верховному совету СССР, избираемому на 4 года. Внутри него сохранялись прежние палаты — Совет Союза и Совет Национальностей — с одинаковом правом законодательной инициативы. Закон утверждался, если обе палаты принимали его большинством голосов.

Верховный совет работал на посессионном принципе. В интервалах между сессиями высшей властью обладал Президиум Верховного совета. Исполнительная власть принадлежала СНК, включающему 8 общесоюзных наркоматов и 10 союзно-республиканских. В интересах единообразия чисто республиканские наркоматы упразднялись.

Дальнейшие изменения в системе управления

Форма правления в СССР в 1945-1953 гг. характеризуется все большим ростом тоталитарных тенденций и культа личности Сталина. Вторая мировая война сменилась холодной войной, что спровоцировало новые репрессии, направленные на борьбу с космополитизмом. Однако даже лица, входящие в круг ближайших соратников Сталина все больше сомневались в целесообразности такого курса.

Со смертью Сталина вновь разгорелась борьба за власть, победителем из которой вышел Н. С. Хрущев. По его инициативе в 1956 году прошел XX съезд партии, где был прочитан секретный доклад, осуждающий культ личности и раскрывающий истину о масштабных репрессиях, ставших неотъемлемой частью формы правления в СССР при Сталине. Это событие стало первым на пути постепенной демократизации режима.

Так была ограничена деятельность карательных органов, а сами они стали нести ответственность перед партией. Еще при Сталине наркоматы были заменены отраслевыми министерствами, что должно было войти в состав реформы органов управления. Это продолжил Хрущев, полагавший, что чрезмерная централизация власти ведет к снижению эффективности отправления властных функций. Однако следствием этого стал резкий рост бюрократии. На эффективности, о которой мечтал Хрущев, это сказалось не лучшим образом.

Реформаторские устремления Хрущева вызвали опасения в среде партийной номенклатуры.

Возможность утраты многочисленных привилегий и контроля за наиболее доходными отраслями промышленности спровоцировала заговор, в результате которого Хрущев был отстранен от власти, а новым лидером страны стал Л. И. Брежнев.

Форма правления в СССР по Конституции 1977 года

Время правления Брежнева не случайно именуется застоем: стагнация наблюдалась не только в экономической сфере, но и в политической. Полнота власти оказалась в руках номенклатуры и бюрократии, система управления была практически парализована волокитой и повальным взяточничеством.

Все это отразилось на тексте новой Конституции, вводившей невиданное прежде определение советского народа и государства развитого социализма. Формально декларировались демократические принципы управления, права и свободы граждан, но на деле система властных структур по-прежнему оставалась авторитарной, а реальной властью в стране обладала олигархия. Сращивание партии и государства констатировалось положением о руководящей роли КПСС, о ее центральном положении в системе власти.

В заключительной части Конституции подтверждался столичный статус Москвы, а также фиксировалась государственная символика. Это по-прежнему был серп и молот на фоне земного шара в качестве герба и красное полотнище с серпом и молотом в качестве флага. Отличие от 1924 года состояло в том, что надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» теперь дублировалась на всех языках союзных республик.

Эпоха перестройки

Необходимость изменения формы правления СССР при Горбачеве была очевидна всем. Руководящие должности занимали престарелые люди, неспособные адекватно решать задачи по реформированию внутреннего устройства и экономики страны. Особенно ярко это проявилось в годы правления в СССР лидеров, пришедших на смену Брежневу (Ю. А. Андропов, К. У. Черненко).

Реформирование политической системы началось под лозунгом обновления кадров: за первые два года перестройки около 80% руководителей было отправлено в отставку. Вслед за этим Горбачев решительно начал вводить демократические методы: на выборах в органы местного самоуправления в 1987 году было разрешено участвовать нескольким кандидатам. Тогда же разрешается создание новых политических партий, объединений и движений. Это нанесло столь значительный удар по номенклатуре, что в 1989 году удалось сравнительно мирно отменить статью Конституции, закрепляющую руководящую и направляющую роль КПСС, а в следующем году была упразднена и должность генсека, вместо которой вводился институт президентства.

На волне гласности и демократизации общественной жизни все чаще стал подниматься вопрос о пересмотре союзного договора 1922 года. Многие республики вспомнили о существовании статьи, позволяющей выйти из состава СССР — прежде она была всего лишь формальностью. Изменение формы правления в СССР при Горбачеве запустило процесс децентрализации государства. Введение института президентства в союзных республиках, создание системы демократических равных выборов позволяло требовать новых уступок со стороны власти. Итогом этого, как известно, стал распад СССР.

Таким образом, форма правления в СССР с 1922 по 1991 гг. так или иначе менялась. От попыток демократического переустройства страны в межреволюционный период через тяжелый этап сначала военного коммунизма, а потом тоталитарной диктатуры, общество пришло к брежневскому застою и авторитарным методам управления. Горбачевская перестройка сумела возродить демократические традиции, но платой за это стал распад государства.