Эссе демократия

0
867

Демократия — одна из наиболее сложных тем для размышления в вопросах политики. С одной стороны — фундаментальная ценность современного общества, с другой — безнаказанная демонстрация общественных пороков. Предлагаем поискать золотую середину вместе и написать эссе на эту тему.

Как выбирать тему эссе на ЕГЭ?

Итак, в ближайшее время Вам предстоит выбирать. Из пяти тем одну. От правильности этого выбора зависит десятая часть Вашего балла ЕГЭ. Позвольте несколько рекомендаций:

1. Выбирайте ту тему, которую поняли. Если чувствуете абстрактное понимание цитаты, откажитесь от нее, каков бы ни был соблазн (например, много знаете об авторе цитаты).

2. Набросайте на черновик все термины, возможные применить к каждой цитате. Логично, что к какой цитате получилось больше терминов, ту и следует выбирать (при прочих равных).

3. Попробуйте найти несколько аспектов к каждой цитате. Где нашлось больше одного понимания мысли, там можно оставить приоритет.

4. Не советуем готовиться к написанию только одной тематики, философии например. Что будете делать, если не поймете смысл высказывания автора?

5. Пишите эссе регулярно, и проблема сама собой решится. Вам попадется либо то эссе, которое Вами уже было написано, либо с аналогичным смыслом.

Главное — верный выбор!

Приведем пример:

Это задание 29 одного из опубликованных накануне реальных вариантов ЕГЭ. Выбирайте! Мне кажется, что здесь в приоритет попадут цитаты 1 и 2. Я, по крайней мере, сделал бы выбор между ними. Первая — о социальных изменениях (прогресс, например). Примеры — любые, общество постоянно меняется.

Вторая — просто раскрывает смысл рыночной экономики, говорит о диктате потребителя. Примеры — любые (мы ходим в магазин каждый день, и выполняем роль потребителя).

Третья — философское осмысление вторичной социализации… Не уверен в Ваших силах. Самосознание достаточно сложно объяснить (как и всякие продукты деятельности головного мозга). При разборе темы Познание мы уже говорили об этом.

Четвертая и пятая цитаты из блока «Политология» и «Правоведение» считаются всегда трудными. Готовы ли Вы размышлять, применяя сложные юридические термины?

Кстати, проблема демократии очень актуальна в свете заданий 29 на ЕГЭ по обществознанию. В вариантах ЕГЭ 2013 года, например, (Рособрнадзор выложил их 19) я насчитал 4 именно на тему эссе демократия.

Предлагаю Вам сейчас посмотреть на то, как с этой проблемой справляются подписчики нашей группе , повторить особенности демократии как не только политического режима, но и стиля жизни, и написать собственное эссе на эту спорную тему — демократия в жизни общества.

Пример эссе демократия

Вот пример эссе на тему демократии от подписчика группе Инна Симонова https://vk.com/id233522954

«Демократия — это система при которой партии выигрывают выборы»

Данное высказывание относится к предмету науки политология. Автор поднимает проблему сущности выборов в демократической системе.
Автор считает,что результаты выборов являются неоднозначными, при демократической системе, для любой партии. Смысл его высказывания в том, что при демократическом режиме главную роль играют политические организации и движения.
Данная проблема очень актуальна и на сегодняшний день, так как происходит активное развитие основ демократического строя.

Я считаю, что только демократические выборы отличаются неопределенностью, необратимостью и повторяемостью. Они являются неопределенными, потому что никто не может быть уверенным в победе до объявления результатов (результаты нельзя изменить, и избранные представители займут не предусмотренный конституцией срок) и повторяющимися через утвержденный законом срок.

Например, в России на выборах депутатов Государственной Думы действует пропорциональная избирательная система. Она позволяет партиям представить свои программы избирателям, занять места в парламенте, проводить там свою политику.

Подводя общую черту, хотелось бы отметить,что демократия представляет собой такой способ организации власти, при котором общество имеет возможность на регулярной основе посредством юридически закрепленных ненасильственных процедур корректировать деятельность управителей.

Отметим правильное построение эссе и старательное выполнение всех критериев. Смысл цитаты раскрыт, теоретические сведения наличествуют, свое мнение выражено, хотя и не очевидно и супором на теорию. Зато есть информация о социальной практике в нашей стране.

Автор применил для выдвижения аргументов в основной части эссе ПОПС — формулу:

П — Положение (утверждение) — Я считаю, что …
О — Объяснение — Потому что…
П — Пример, иллюстрация — Например, …
С — Суждение (итоговое) — Таким образом, …

Мне кажется, корректнее было бы закончить примерно следующим выводом:

«Таким образом, отличительной чертой демократического режима является многопартийность, при которой партии имеют реальную возможность получить власть посредством выборов».

Какой вывод лучше, смотрим сами, высказываемся. Нам кажется, что важнее подчеркнуть роль партий, чем вообще про демократию.

Это весьма распространенный способ построения аргументации, советую попробовать применить его в Вашем следующем эссе. Самое парадоксальное, что в оригинале цитата звучит так: «Демократия — это система при которой партии проигрывают выборы». То есть развернуть тему демократии можно, как Вы понимаете, как угодно, в том числе и в угоду личным пристрастиям, политическим выгодам, как Вы, надеюсь, понимаете.

Сложные темы кодификатора с помощью эссе

Право народа на самоопределение — это демократия? Уличные митинги? Отстаивание своих политических прав с помощью оружия? Все зависит от конкретной ситуации и конкретного политического действия.

Это демократия? «Народовластие» в патриархальном понимании этого греческого слова.
Возьмем сегодня для написания эссе наиболее иллюстрирующую всю сложность восприятия демократических процессов тему:

«Демократия является худшей формой правления, за исключением всех остальных» (У. Черчилль).

Итак, что мы знаем о демократии? Современное ее понимание.

Демократия – тип политического режима, характеризующийся предоставлением населению максимальных прав и свобод и их государственной гарантией.

Какие типы демократии выделяют политологи? Прямая демократия — все обладающие правом голоса граждане решают вопрос на народном собрании. Она характерна для раннего этапа развития демократии в Греции, боярской республике в Великом Новгороде. Грубо говоря — кто кого перекричит. «Детская» демократия.

В современном мире действует представительная демократия. Мы избираем представителей (депутатов, президента), они принимают за нас властные решения.

И редкой формой демократии является демократия плебисцитарная.

Плебисцит (по другому референдум) — это всенародный опрос по вопросу государственной важности.

Прямое решение народа становится законом. Так, например, была принята Конституция нашей страны 12 декабря 1993 года. Такая форма демократии активно развивается в Швейцарии. Законодательство Швейцарии, в отличие от законодательств большинства других европейских стран, допускает выдвижение народных инициатив по изменению конституции и выставление их на референдум независимо от того, одобрены ли эти инициативы парламентом страны.

К размышлению. Вопросы референдумов в Швейцарии (за последние 5 лет):

2009 год. О строительстве новых минаретов в Швейцарии. Против строительства новых минаретов высказалось 57,5 % принявших участие в голосовании граждан. Явка избирателей при этом составила 53 %.

2014 год. Законодательная инициатива «Против массовой иммиграции», выдвинутая «Швейцарской народной партией» получила 50,34% голосов избирателей и была принята.

Каковы основные ценности демократии? Народный суверенитет, конкуренция, плюрализм, гласность, диктатура большинства, учет интересов меньшинства. Политологи, например профессор Йельского университете США Роберт Алан Даль, автор концепции плюралистической демократии, подчеркивают ряд ее достоинств для общества.

Теперь, вспомнив теорию, приступим к написанию нашего эссе.

Освежим в памяти критерии проверки эссе согласно требований демоверсии ЕГЭ-2018:

Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт. То есть эксперт видит Ваше понимание высказанной автором мысли. Обозначены ИДЕИ, которые выражает автор цитаты.

Критерий 1 задание 29 ЕГЭ 2018

Критерий 2 (К2) – Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. То есть, в своем сочинении вы используете не собственные отвлеченные представления, а мыслите понятийным аппаратом, приводите термины.

Критерий 2 задание 29 ЕГЭ 2018

Критерий 3 (К3) – Нет ошибок в теоретических построениях, терминах.

Критерий 3 задание 29 ЕГЭ 2018

Критерий 4 (К4) – Качество аргументации своей точки зрения. То есть, у Вас есть (!) точка зрения по поднятой автором проблеме (вы поняли проблему), и обосновали ее с помощью примеров из своей жизни, социальных фактов, информации СМИ, знаний из других предметов (здесь, прежде всего, помогают литература, история).

Критерий 4 задание 29 ЕГЭ 2018

Выполним К1.

«Демократия является худшей формой правления, за исключением всех остальных» (У. Черчилль).

Смысл высказывания великого британского политика, лауреата Нобелевской премии Уинстона Черчилля, я вижу в том, что демократия, как политический режим , имеет серьезные недостатки. Но, у остальных режимов их еще больше! Основными идеями данной мысли являются — преимущества демократии по сравнению с иными политическими режимами, необходимость преодолевать те недостатки, которые несет в себе демократический режим.

Я полностью согласен с выдающимся деятелем ХХ века, победителем мирового фашизма, так как события последнего времени в мире и на Украине показывают, насколько пагубным может быть неверное понимание демократии и применение ее ценностей в жизни.

Мы применили термин, показали наш кругозор ( знания по истории ), понимание происходящих процессов и свое мнение по этому поводу.

Выполним К2.

Что такое политический режим? Это те способы, с помощью которых власть управляет обществом. Демократия — тип политического режима, характеризующийся предоставлением населению максимальных прав и свобод и их государственной гарантией . Однако, как мы помним из курса обществознания, пользование правами означает исполнение обязанностей . Прежде всего, уважать законы . Основными признаками современных демократических режимов являются господство принципа плюрализма, выраженном в многопартийности, широком спектре предоставляемых населению прав и свобод, отсутствии господствующей идеологии.

В авторитарных и тоталитарных государствах законы не уважают ни государство, периодически начиная репрессии , ни граждане, стремящиеся выжить или уничтожить такое государство. К сожалению, для истории нашей страны характерны очень незначительные периоды зарождения ростков демократии — вечевые порядки древнерусских городов (например, олигархические демократии в Новгороде и в Пскове), период деятельности Государственных Дум Российской Империи (1906-1917 гг.), современная демократия, взявшая старт с распада СССР.

Применили еще несколько терминов , раскрыли два ключевых — политический режим и демократия, сравнили с не демократическими режимами. Показали знание курса, и даже сказали об этом . Не бойтесь так делать, эксперт ЕГЭ должен это видеть! Также постепенно перекинули «мостик» к историческим реалиям, показали нашу готовность привести пример из истории.

Наш видео-курс подготовки к ЕГЭ по истории 1900-1945 на http://1900.egistor.ru/

По К3 мы уже привели ряд точных терминов, признаков демократии.

Выполним К4.

Каковы проблемы демократии? Это, прежде всего диктат большинства. А ведь, иногда оно ошибается. Вспомним, наверное, самую страшную ошибку большинства в истории человечества. В 1933 немецкий народ на демократических выборах избрал Адольфа Гитлера канцлером. Вскоре он занял пост Президента, стал фюрером — Вождем германской нации. Получил, по сути, всенародную поддержку. А через 6 лет он развязал самую страшную в истории войну. В ходе Второй мировой войны погибло свыше 65 миллионов человек, только наша страна потеряла, по официальным данным 27 миллионов. Для немецкого народа война обернулась полным крахом экономики, разрухой, до 7,5 миллионов погибших.

В тоже время, учет мнения меньшинства в практике стран с высоким уровнем демократической политической культуры практически сводит на нет этот недостаток. Обратимся к примеру из современной политической действительности. Например, в Великобритании оппозиционные партии формируют «теневой кабинет министров», его лидеры имеют статус государственных чиновников . Этот «кабинет» получает официальное финансирование государства, а его члены — надбавки к своему депутатскому жалованию. Главная задача этого кабинета — контролировать работу действующих министров, быть готовыми в любой момент, в случае их ошибок, утраты доверия парламента, занять их пост.

Показали знания смежных наук, социальной информации. Можем показать личную позицию.

Мне кажется, что только стремление развивать демократические ценности: уважение к закону, правовое образование, толерантность и плюрализм, может позволить в нашей стране истинно демократическое государство. И тогда мы никогда не увидим на улицах наших городов подобное тому, что происходит сейчас в братской стране на Западе.

Поэтому говорят, что «лучшее лекарство от болезней демократии — больше демократии!» С чем я полностью согласен.

Вот достаточно шаблонное эссе, где мы просто, раскрывая критерий за критерием, высказали свой личный взгляд на идею демократии. Эссе должно быть авторским, показывать, прежде всего, ваш взгляд на мир на основе знаний и умения высказывать мысли и облекать их в правильную удобную читателю форму. Хорошим приемом является применение похожей цитаты для жирной точки в сильном эссе.

«Демократия является худшей формой правления, за исключением всех остальных» (У. Черчилль).

Смысл высказывания великого британского политика, лауреата Нобелевской премии Уинстона Черчилля, я вижу в том, что демократия, как политический режим, имеет серьезные недостатки. Но, у остальных режимов их еще больше! Основными идеями данной мысли являются — преимущества демократии по сравнению с иными политическими режимами, необходимость преодолевать те недостатки, которые несет в себе демократический режим.

Я полностью согласен с выдающимся деятелем ХХ века, победителем мирового фашизма, так как события последнего времени в мире и на Украине показывают, насколько пагубным может быть неверное понимание демократии и применение ее ценностей в жизни.

Что такое политический режим? Это те способы, с помощью которых власть управляет обществом. Демократия — тип политического режима, характеризующийся предоставлением населению максимальных прав и свобод и их государственной гарантией. Однако, как мы помним из курса обществознания, пользование правами означает исполнение обязанностей. Прежде всего, уважать законы. Основными признаками современных демократических режимов являются господство принципа плюрализма, выраженном в многопартийности, широком спектре предоставляемых населению прав и свобод, отсутствии господствующей идеологии.

В авторитарных и тоталитарных государствах законы не уважают ни государство, периодически начиная репрессии, ни граждане, стремящиеся выжить или уничтожить такое государство. К сожалению, для истории нашей страны характерны очень незначительные периоды зарождения ростков демократии — вечевые порядки древнерусских городов (например, олигархические демократии в Новгороде и в Пскове), период деятельности Государственных Дум Российской Империи (1906-1917 гг.), современная демократия, взявшая старт с распада СССР.

Каковы проблемы демократии? Это, прежде всего диктат большинства. А ведь, иногда оно ошибается. Вспомним, наверное, самую страшную ошибку большинства в истории человечества. В 1933 немецкий народ на демократических выборах избрал Адольфа Гитлера канцлером. Вскоре он занял пост Президента, стал фюрером — Вождем германской нации. Получил, по сути, всенародную поддержку. А через 6 лет он развязал самую страшную в истории войну. В ходе Второй мировой войны погибло свыше 65 миллионов человек, только наша страна потеряла, по официальным данным 27 миллионов. Для немецкого народа война обернулась полным крахом экономики, разрухой, до 7,5 миллионов погибших.

В тоже время, учет мнения меньшинства в практике стран с высоким уровнем демократической политической культуры практически сводит на нет этот недостаток. Обратимся к примеру из современной политической действительности. Например, в Великобритании оппозиционные партии формируют «теневой кабинет министров», его лидеры имеют статус государственных чиновников. Этот «кабинет» получает официальное финансирование государства, а его члены — надбавки к своему депутатскому жалованию. Главная задача этого кабинета — контролировать работу действующих министров, быть готовыми в любой момент, в случае их ошибок, утраты доверия парламента, занять их пост.

Мне кажется, что только стремление развивать демократические ценности: уважение к закону, правовое образование, толерантность и плюрализм, может позволить в нашей стране истинно демократическое государство. И тогда мы никогда не увидим на улицах наших городов подобное тому, что происходит сейчас в братской стране на Западе.

Поэтому говорят, что «лучшее лекарство от болезней демократии — больше демократии!» С чем я полностью согласен.

Таким образом, мы сегодня разобрали тему кодификатора ЕГЭ 2018 по обществознанию «Демократия, ее основные ценности и признаки» из блока «Политика».

Мой курс эссе — это 12 РАЗНЫХ методик и подходов написания эссе на ЕГЭ по обществознанию, подкрепленных конкретным примером выполнения задания 29

Мы сделали это на примере ученического и экспертных эссе, еще раз повторив правила выполнения этого важного задания 29. Мы разобрались, как выбирать наиболее выигрышную для нас цитату в задании 29.

Закрепим материал!

И, дополним примером разбора задания из демоверсии ЕГЭ на тему демократии прошлых лет. Для закрепления материала и умения применять его на практике.

Задание 13 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Теперь политическая сфера. Проверятся понимание функций института гражданского общества — политических партий (если контекст вопроса «в демократическом обществе»), следует именно так понимать!

Партияполитический институт и группа людей, объединенных идеологией и стремлением к достижению власти или влиянию на нее.

Здесь главный критерий различия и понимания вопроса, это осознание того, что при демократии партий много, они конкурируют между собой и не замещают органы государственной власти, как при тоталитаризме и авторитаризме.

Поэтому, 1, 2, 4 не верно — это функции только государства, а 3 и 5 верно. Очень не однозначный вопрос! Как партии участвуют в проведении выборов при развитом гражданском обществе? «Проводят» = участвуют. Ответ ФИПИ: 135.

Домашнее задание!

Вот Вам цитата для домашнего разбора темы:

«Все люди равны в демократических государствах; они равны и в деспотических государствах: в первом случае – потому, что они – всё, во втором – потому, что все они – ничто». (Ш. Монтескьё)

Мы ждем Ваши эссе в комментариях и в обсуждениях нашей группы

Похожие записи:

С 9. 4 Политология
«Все люди равны в демократических государствах; они равны и в деспотических государствах: в первом случае — потому, что они — всё, во втором — потому, что они — ничто» (Ш. Монтескьё)
Французский писатель и философ Ш. Монтескьё считает, что как и в государствах с демократическим строем, так и в деспотических государствах все люди равны. Но равенство это стоит оценивать по-разному. Если в государствах с демократическим строем наивысшей ценностью является человек, его права и свободы, и высшей ценностью признаётся каждый без исключения человек; то в деспотических государствах человеческая жизнь не имеет никакой ценности. И в этом, опять же, равны все люди!
Автор цитаты поднимает проблему преимущества демократического режима.
Я рада, что живу в государстве с демократическим строем — в России. Разумеется, жить лучше в государстве, в котором люди — всё.
Чем же привлекательна демократия? Почему Ш. Монтескьё утверждает, что при демократии люди — всё? Демократия — тип политического режима, при котором населению предоставляются максимальные права и свободы и их гарантия государством. В деспотии верховная государственная власть вправе распоряжаться судьбой своих подданных.
История показывает, что народы многих государств в разные исторические периоды стремились к демократии. Средством такого перехода являлись народно-демократические революции, которые протекали по-разному. Например, бархатная революция в Чехословакии, прошедшая бескровно, и революция 1989 года в Румынии, прошедшая насильственным путём, при которой был убит Н. Чаушеску — лидер страны.
Ценности демократии призваны обеспечить людям равенство и свободу. Но, конечно, людям не стоит забывать, «что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого»

Наталья, извините за задержавшийся ответ. Нагрузка очень велика, чем ближе к ЕГЭ, тем она увеличивается.

Теперь по эссе. Смысл высказывания Вы раскрыли грамотно. К1 — 1 балл.
Вы пояснили теоретические представления о демократии. Логично было бы объяснить, что такое равенство, что такое деспотия. И, уверен, аргументы из истории, литературы, личного опыта родились бы сами собой. Но… их нет.
«История показывает, что народы многих государств в разные исторические периоды стремились к демократии. Средством такого перехода являлись народно-демократические революции, которые протекали по-разному. Например, бархатная революция в Чехословакии, прошедшая бескровно, и революция 1989 года в Румынии, прошедшая насильственным путём, при которой был убит Н. Чаушеску — лидер страны». Непонятно, к сожалению, к чему привязан этот аргумент. Ничего из цитаты он не иллюстрирует. Эссе следует оценить как плохое.

Поэтому, итоговый балл К1-1, К2-1, К3-0.

Спасибо за ответ! Буду пробовать ещё.

Демократия
Владимир Шебзухов

«Демократия – это способ с помощью которого
хорошо организованное меньшинство
управляет неорганизованным большинством»
Василий Розанов (философ)

Своим советом смог суметь
Баранов убедить медведь —
Отбросить мысли о плохом
И выбрать волка пастухом!

С тех пор лесная братия
Воспела Демократию!