Чем характеризуется авторитарный стиль педагогического общения: пример

0
388

Для каждого человека характерен свой собственный стиль общения — кто-то стремится ставить себя на одном уровне с окружающими людьми, кто-то — предпочитает держаться обособленно, в стороне, но есть также и люди, которые ставят себя над остальными.

Авторитарный стиль общения — чем он характерен, в чем его преимущества и недостатки?

Как проявляется интерактивная сторона общения? Узнайте об этом из нашей статьи.

Авторитаризм — понятие

Авторитаризм — это изначально политическое понятие, происходящее от латинского слова «auctoritas» (влияние, власть), которое подразумевает концентрацию власти в государстве в руках одного человека или небольшой группы людей.

В психологии же авторитаризм — это характеристика личности, которая постоянно стремится максимально подчинить себе окружающих людей, оказать на них влияние, а также достичь определенных целей за счет других.

Наиболее ярко авторитарный стиль общения показывает себя в профессиональных, деловых отношениях, а также при воспитании или обучении.

Однако он также может существовать и при межличностной коммуникации, когда в группе людей образуются неформальные лидеры — личности, не имеющие официальных прав руководства, однако пользующиеся настолько сильным авторитетом, что остальные участники такой социальной группы беспрекословно выполняют их указания и требования, а также как должное принимают сделанные ими замечания, позволяют судить о себе и указывать на недостатки.

Чем характеризуется авторитарный стиль общения?

Авторитарный стиль общения характеризуется, прежде всего, сосредоточением влияния у его носителя.

Роль остальных членов социальной группы при этом минимизируется.

Авторитарный человек единолично принимает решения, не советуясь с окружающими и при этом требует неукоснительного их выполнения, постоянно контролируя процесс достижения поставленной цели.

Для авторитарного стиля общения доминирующими являются критика и запреты. При этом позитивное отношение авторитарной личности к его окружению встречается крайне редко.

Сам стиль коммуникации носит агрессивную форму — связано это с тем, что авторитарная личность во многих ситуациях видит угрозу своему авторитету, стараясь противодействовать ей максимально жестко.

Руководитель с авторитарным стилем общения будет минимизировать неформальные отношения со своими работниками. Для него характерен гиперконтроль за своими подчиненными, а также завышенные требования к ним.

Если же при попытке заставить выполнять какие-либо определенные действия такой руководитель встречает сопротивление от своего работника, то это гарантирует конфликтную ситуацию, при которой авторитарный руководитель будет стремиться не только подчинить себе работника, но и вынести ему наказание.

Поощрения носят крайне редкий характер — в коллективе под руководством авторитарного человека больше стремятся избежать ошибок, чем заработать поощрение.

Авторитарный стиль педагогического общения подразумевает то, что педагог сам решает вопросы, связанные как с жизнедеятельностью класса или группы, так и с каждый отдельным учеником.

При этом педагог проводит субъективную оценку деятельности учеников, противодействуя ее оспариванию.

При крайней форме авторитаризма в педагогике учащиеся не смеют обсуждать с учителем напрямую касающиеся их проблемы, их инициатива пресекается и наказывается, а противодействие учащихся авторитарному педагогу приводит к конфликтным ситуациям, устойчивым во времени.

Признаки

Какие характерные признаки соответствуют авторитарному стилю общения? Это:

  1. Все решения принимает один человек, без возможности других членов группы оспорить их.
  2. Возможность вклада в организационную работу членов группы минимизирована или отсутствует полностью.
  3. Подавление воли и желаний окружающих людей — иногда даже попреки здравому смыслу.
  4. Крайне агрессивное поведение в случае возникновения конфликтных ситуаций.

Данные признаки характерны для авторитарного человека вне зависимости от того, в какой группе людей он находится — в кругу родных и близких, среди подчиненных или его учеников.

Виды и примеры

Авторитарный стиль общения часто наблюдается в отношениях родителей и ребенка. При этом родителя не интересуют предпочтения и увлечения ребенка — на первом плане у него его видение ситуации.

Например, отец приказывает ребенку: «Ты будешь заниматься футболом» и отправляет его на кружок футболу, несмотря на то, что ребенку не интересно занятие этим видом спорта и он предпочел бы учиться игре на фортепиано.

Тем не менее, решающим остается влияние отца, который в случае неповиновения может наказать ребенка.

Авторитарность у руководителей проявляется в вынесении строгих поручений и постоянного контроля над их исполнением.

Работнику дается четкое указание, которому он должен следовать без проявления инициативы.

Например, руководитель приказывает работнику: «Сегодня к 14 часам квартальный отчет должен лежать у меня на столе. В случае невыполнения ты лишаешься месячной премии».

Ведущим стимулом при таком приказе является лишение работника материальных благ, а возможность поощрения даже не рассматривается.

Авторитарность педагога при его общении с учащимися может быть выражена в постоянном акцентировании внимания на негативной оценке результатов их деятельности.

Например, педагог говорит учащемуся-отличнику: «Петров, ты получаешь 3 по контрольной работе, поэтому твоя четвертная оценка снижается до 4», при этом учитель прекрасно знает, что неуспеваемость в общем способного ученика обоснована тем, что он длительное время болел и пропустил важные тематические уроки.

Однако авторитаризм учителя не позволяет ему выделить ученика, как личность, подойти к нему индивидуально и поспособствовать внеклассным занятиям по пропущенной теме — учитель руководствуется общими принципами оценивания деятельности учащихся, не вдаваясь в частные подробности.

В семейных парах авторитаризм в стиле общения одного из супругов выражен в том, что только он принимает решения, влияющие в целом на жизнь всей семьи, при этом не учитывая ни мнения остальных ее членов, ни последствий собственных решений, которые могут быть в чем-то негативны по отношению к остальным членам.

Простой пример такого стиля общения в семье, когда муж говорит жене: «Мы начинаем копить на автомобиль, поэтому твоя учеба откладывается на потом».

Данное решение звучит, как уже принятое и не терпящее возражений. При этом оно должно беспрекословно выполняться, несмотря на то, что может исключать цели одного из партнеров.

Плюсы

Авторитаризм в общении, несмотря на то, что преподносится, как подавление чужой воли и субъективную оценку ситуации, имеет как плюсы, так и минусы.

Авторитаризм при управлении группой людей позволяет в минимальные промежутки времени принять ценное решение, не консультируясь с другими членами группы.

Это позволяет в кратчайшие сроки принять ответственное решение, влияющее на исход ситуации.

Также авторитаризм руководителя незаменим в сложных, критических ситуациях, когда обычные работники не могут себе позволить взять инициативу на принятие какого-либо решения, влияющего на всю группу, так как они не желают брать на себя такой ответственности, уступая ее лидеру.

В условиях аврала и кризиса авторитаризм в общении руководителя со своими подчиненными необходим для поддержания строгой дисциплины, без которой эффективность работы предприятия может быть значительно снижена.

Также такая форма управления отлично показывает себя там, где действия работников четко прописаны по инструкциям — например, при службе в армии.

Авторитаризм в общении, как правило, оправдывает себя при форс-мажорных обстоятельствах, когда нужно быстро и четко среагировать на какое-либо изменение ситуации.

В плановой работе руководителя авторитарная форма общения допустима при четко проработанной стратегии и достаточном опыте руководителя, которому необходимо постоянно поддерживать свой авторитет правильными решениями.

Минусы

Недостатков авторитарности при общении несколько больше.

Многие психологи указывают, что авторитаризм при коммуникации родителей с детьми оказывает влияние на всю их дальнейшую жизнь — дети становятся безынициативными, теряют активность, так как она обусловлена ли приказаниями родителей.

Дети, воспитанные авторитарными родителями, легче поддаются пагубному влиянию своих сверстников, в то время как сами родители с таким стилем коммуникации ожидают большей зрелости от ребенка в каком-либо возрасте.

В результате формируется отчуждение ребенка и родителей, недоверие, невозможность проявления любви.

Авторитарность в общении одного из супругов делает возможной счастливую семейную жизнь только при готовности второй половины добровольно всегда быть жертвой и занимать более низкое положение.

В других ситуациях игнорирование и ущемление прав одного из супругов будет приводить к постоянным конфликтам, спорам и борьбе за возможность принимать решения.

При авторитаризме в педагогике ребенок, обучающийся у властного учителя, не имеет возможности самовыражения, он обучается в среде, исключающей инициативные проявления, что в дальнейшем сказывается на творческих способностях учащегося.

Руководитель с автократическим подходом управления вверенной ему командой также исключает творческое решение в некоторых ситуациях, которое привело бы к оптимизации деятельности команды.

Также работники такого руководителя редко принимают на себя ответственность при отсутствии руководителя, привычка, что за ними постоянно производится контроль, может привести к некоторой недееспособности и несамостоятельности в решениях.

Авторитарный стиль общения, хотя и дает возможность почувствовать собственную значимость человеку, способствует поднятию его самооценки, в ряде случаев приводит к ограничению его общения в коллективе, неприязни со стороны сверстников, подчиненных, учеников, супругов, которые также имеют право на самореализацию и при этом стремятся его защищать.

Авторитарный стиль воспитания: