Авторитет родителей и авторитарный подход в воспитании

0
377

Слова: «родительский авторитет» обычно произносятся с благоговейным трепетом, и концепция обязательности безусловного авторитета родителей у ребенка отстаивается, как святыня. Но что стоит за этой святыней? Не стала ли она идолом, прикрывающим совсем не святые вещи? Почему многие родители так цепляются за авторитарные традиции, несмотря на то, что педагогика уже давно вооружилась принципами личностного подхода в воспитании?

Теория безусловного родительского авторитета

Родительский авторитет… В каком же смысле употребляется это понятие? Мы говорили в прошлый раз о двух видах авторитета — рациональном и иррациональном. Однозначно, что в подавляющем большинстве случаев, а уж в особенности, когда его считают святыней, под родительским авторитетом имеется в виду именно иррациональный авторитет. То есть: родители всегда правы, и их нужно слушать и слушаться только потому, что они — родители.

Более того, под словами «родительский авторитет» обычно прямо подразумевается родительская власть. И есть большое подозрение, что часто для родителей это просто легитимная форма реализации своего нездорового стремления к власти, иными словами, авторитарного характера.

Людей с этой склонностью немало, и некоторые из них постарались и придумали целую теорию, оправдывающую авторитарный подход в воспитании. Как и положено теориям, она либо насаждается идеологически, либо сама идет в массы, если есть достаточное количество людей, которым теория очень нравится, отвечая их склонностям. В общих чертах, теория родительского авторитета гласит:

Ребенку нужен авторитет родителей, ему очень плохо без него. Вообще ребенок без авторитета жить не может ни секунды, и если нет авторитета родителей, то обязательно найдет на стороне, кому подчиниться. И потому святой долг родителей — этот свой авторитет насаждать и укреплять любой ценой, во имя блага ребенка » :))) (Не люблю смайлы в статьях ставить — но здесь не могу удержаться!)

Вполне понятно, почему у нас насаждалась эта идеология во времена советской власти — тоталитарное государство нуждалось в подданных с авторитарным характером, чтобы успешно ими управлять. Не менее понятно, почему авторитарные отношения были в семьях крестьян до революции, что обычно приводят как «традицию» для оправдания теории родительского авторитета. — Крестьяне были почти рабами сотни лет. Конечно, лучшее средство предотвращения бунта — идеология священности барской власти. А для того, чтобы ее принять, человек с младых ногтей должен боготворить власть вообще. Аристократия же воспитывала своих детей совсем по другим принципам.

Нетрудно заметить, что те, кто сейчас проповедуют идеологию родительского авторитета, в интернете, например, одновременно проповедуют и отношения в семье по принципам власти и подчинения. Им чужды понятия свободы о достоинства личности, возможности доверия и партнерства… И неудивительно, что они часто оказываются адептами сомнительных и деструктивных сект, проповедуя вместо психологии их учение.

Они могут окрестить себя «ведическими психологами», скажем — и, ничтоже сумняшеся, нести в народ «ведическую мудрость» разлива секты «Сознания Кришны», не имея никакого понятия и о психологии. Все правильно: задачи этой секты — абсолютная власть над телами и душами ее членов, а совсем не их развитие, счастье или личностный рост. Для того, чтобы подготовить людей к принятию этого учения, необходимо взрастить и укрепить в них авторитарный характер.

Для человека с авторитарным характером эта теория безусловного родительского авторитета — выражение «закона природы». Он не представляет себе жизни без власти и подчинения, и отношений без этого — тоже. Но, как бы не была распространена эта болезнь, называемая Фроммом «авторитарный характер», все-таки, это болезнь. И сколько бы больной не убеждал себя, что иного не бывает, и «все такие», все — не такие. Есть масса здоровых людей, живущих и общающихся совсем по другим принципам. А особенно не такие — дети.

Авторитарный подход в воспитании

Ребенок не рождается с авторитарным характером — ему глубоко чужда идея власти и подчинения, как и страх. На месте этого у него присутствует безграничное доверие родителям, являющееся, как мы помним, основой рационального авторитета. Вполне естественно, что ребенок доверяет опыту родителей. Он задает им разные вопросы и верит ответам. Если он сам думает и познает мир и только пользуется тем, что говорят родители, то ничего страшного. Но такое использование предполагает, что родители не навязывают свое мнение и оставляют ребенку свободу как минимум в нем усомниться. Ребенок будет спокойно познавать мир, проверяя его на прочность, а родительские объяснения — на истинность.

Но нам такие проверки неудобны, нам нужно безусловное и безоговорочное послушание. И тогда ребенка начинают пугать. Пугают много чем — от бабы Яги до наказаний. Но действеннее всего пугать самым важным — лишением своей любви и расположения. Маленький ребенок ничего не боится. Но родители поселяют в его душе страх. Нет, не со зла — чаще всего это происходит почти бессознательно, они просто воспроизводят поведение своих родителей.

Авторитет родителей в авторитарном подходе к воспитанию зиждется на самом их положении. Пользуясь зависимостью от них ребенка, они диктуют свои условия. Авторитарный подход не оставляет ребенку выбора, а утверждает, что родители — истина в последней инстанции. Если ребенок принимает эту истину, то он — хороший. Если не принимает — плохой. В авторитарной позиции беспрекословное послушание является главной добродетелью ребенка, непослушание — главным пороком.Тем самым нравственность подменяется следованием авторитету.

Семья — это авторитарное государство, где рабы — дети

Просто перл встретила в одной статье: «Я считаю, что я добрый отец — дети меня слушаются». Это насколько же нужно извратить свое сознание, чтобы принимать послушание детей за доказательство свой доброты, если оно как раз следствие страха (не важно, чего — наказания или лишения расположения)?! С каких это пор доброта вызываете страх? И этот «добрый отец» красочно рассуждал о том, что детям нужен безусловный авторитет родителей для счастья и покоя…

Последствия авторитарного подхода в воспитании

Считается, что родительский авторитет удерживает ребенка от дурных поступков, и даже может удержать от них во взрослой жизни. Но это не так. В условиях отсутствия давления авторитета, например, когда общественное мнение снимает родительские запреты или когда «никто не видит», такой человек просто следует своим страстям. Ведь еще в детстве родители были убеждены, что сущность ребенка — низкие страсти, которые вырвутся на свободу, если их не контролировать насильственно рамками и запретами. Ответственно принимать решения он не умеет.

Программа задана — человек порочен до мозга костей именно благодаря родителям, которые «желали ему добра», занимаясь его нравственным воспитанием! Он хорошо научился лицемерить, скрывая свою порочность на людях. Но лицемерить 24 часа в сутки тяжело, и истинное лицо человека неизбежно открывается в семье, например — к ужасу и страданиям близких…

Считается, что это сейчас мы направляем ребенка, а вырастет — и обретет способность выносить самостоятельные суждения. Но так ли это? Каким это чудом вдруг у человека появится способность к самостоятельности, если именно ее в нем вытравляли до совершеннолетия и глубоко в его подсознание вбито, что самостоятельность — это плохо? Не бывает таких чудес!

Реально бывает, что такой человек во взрослой жизни продолжает руководиться родительскими программами или ищет себе другой авторитет. Он заражен авторитарным характером и уже не может без авторитета! И тогда авторитетом становится кто угодно — лидер дворовой компании, телевизор, так называемое общественное мнение, супруг…

Что представляет из себя человек, всю жизнь живущий по чужой указке? Уж во всяком случае — не личность. Как бы ни были хороши те ценности, которые прививает авторитет, будет ли следование им нравственным в полноценном смысле? Ведь нравственный выбор — это собственный выбор по совести между добром и злом, а не бездумное послушание кому-то или тому, что кем-то сказано.

Один комментатор прекрасно описал общепринятые основы воспитания: «В каждой семье так или иначе воспитывают по своим семейным традициям». Вот именно — по традициям! Традиции же часто именно авторитарные, благодаря нашей истории — мы потомки крестьян-рабов и строителей коммунизма. Но теперь-то ситуация изменилась, и в наше время люди, воспитанные «винтиками системы», которой нет, могут оказаться на обочине жизни. Не востребовано больше бездумное послушание и пассивность.

Те, кто не умеет самостоятельно думать, становятся легкими жертвами многочисленных охотников за душами и деньгами… Сейчас мошенники всех мастей имеют широкие возможности пользоваться доверчивостью сограждан. Реклама работает, финансовые пирамиды растут и деструктивные секты процветают именно благодаря нашей несамостоятельности в суждениях и авторитарному характеру.

Этого ли мы желаем свои детям? Может, лучше пересмотреть традиции и отказаться от теории священного родительского авторитета? Растить ребенка без страха, имея только рациональный авторитет, не спорю, не легко. Командовать и пугать — проще. Но мы же желаем детям счастья, не правда ли? Мы смиряемся с ночными бдениями у кроватки, так почему бы не смириться с тем, что ребенок имеет право на свое мнение, свои ошибки, свою жизнь?

Самое типичное следствие авторитарного подхода воспитания — так называемый, подростковый бунт. Это бунт раба против оков, бунт души, пытающей отстоять свою свободу перед властью родителей. Если на ребенка не давить, то бунтовать ему будет незачем. К сожалению, сам бунт указывает на то, что ребенок уже заражен авторитарным характером. Бунтует жертва, свободному внутренне человеку это не нужно.

Сначала мы заражаем детей авторитарным характером, вбиваем его в их души любой ценой, а потом говорим, что дети в этом нуждаются и такова их природа! Мы разрушаем доверие ребенка, заменяя его послушанием, и радуемся, что ребенок послушен и управляем, а потом удивляемся, почему у нас такие натянутые отношения со своим чадом. Мы строим его с колыбели, а потом недоумеваем, от чего он бунтует, став подростком…

Ребенок — не наша собственность, не пластилин для лепки по нашему произволу, а личность, рожденная для свободы и творчества, нам доверенная лишь на время для того, чтобы мы о ней заботились. Это совсем другой подход, но принять его в наших силах, не правда ли? Я, наверное, утомила вас теорией и дальше мы будем говорить о конкретике: как осуществить личностный подход в воспитании и какие трудности поджидают нас на этом пути. А сейчас жду ваших комментариев и вопросов. Что Вы думаете по поводу авторитета родителей?