Авторитарный политический режим является самым распространенным в истории политическим режимом. Такие политические режимы занимают в определенном смысле промежуточное положение между демократией и авторитаризмом.
Авторитаризм объединяют с тоталитаризмом централизация власти, безапелляционный метод руководства, безусловное повиновение. Но его принципиальное отличие от тоталитарного режима заключается в отсутствии артикулированных амбиций всеобщего контроля над обществом. Авторитарный режим сосредоточивается в политической сфере и оставляет некое условно автономное пространство индивида и групп в неполитических сферах.
Типичный авторитарный правитель не стремится оправдать свои действия научно или мифологично обоснованной теорией переустройства общества. Он сосредоточивает внимание граждан на решении локальных задач, связанных с наиболее острыми проблемами общества и государства. Носителем власти в авторитарной политической системе может выступать один человек или узкая группа лиц (монарх. Диктатор, революционный комитет, военная хунта и т. п..
83 Условиями существования авторитарного режима ляются неограниченность власти и ее неподконтрольность гражданам, а также опора на силу как на главный ресурс власти. Авторитарный режим в отличие от тоталитарного не прибегает к постоянным массовым репрессиям, однако потенциальная опора на силу и угроза ее применения — постоянный фактор авторитарного управления.
Монополизация власти исключает наличие легальной оппозиции. Рекрутирование политической элиты осуществляется путем кооптации, избирательного вовлечения в правящую элиту тех или иных людей по принципу личной преданности, а также семейным, родовым, клановым и корпоративным мотивам, что неизбежно приводит к ее деградации.
Все существующие авторитарные режимы можно разделить на четыре типа. Самым распространенным является военный режим, который возникает вследствие переворота силами регулярной армии. Военные авторитарные режимы возникают, как правило, в кризисных ситуациях. Когда острота кризиса начинает ослабевать, руководство государства позволяет некоторым оппозиционным политическим силам возобновить свою деятельность. Такие авторитарные режимы носят переходный характер и, как правило, эволюционируют в сторону возврата к демократическому политическому режиму. Такая тенденция неоднократно проявлялась в Латинской Америке второй половины XX в.
Второй тип авторитарного режима можно назвать персонифицированным авторитаризмом. Такой режим предполагает наличие одного ярко выраженного лидера, обладающего диктаторскими полномочиями. Лидер опирается не на корпоративную поддержку соратников, а на мощный репрессивный аппарат.
Авторитарный персонифицированный режим может носить радикально-популистский характер и представлять мягкую договорную разновидность авторитаризма. П. Сафронов показал, что в Индонезии, Бразилии, Венесуэле, Египте, Ливии и других странах такие режимы позволили кризисному обществу утвердить формальный гражданский мир, ликвидировать остатки феодальных отношений, создать индустриальную базу и укрепить рациональное государство. Благодаря этому стало возможно вхождение данных стран в индустриальную современность1.
Третьим типом авторитарного режима является теократический авторитарный режим. Его главная особенность заключается в гипертрофированной роли религии, нормы которой лежат в основании всех сфер общественной и государственной жизни. В качестве примера здесь можно привести исламистский режим, сложившийся в результате антишахской революции 1979 г. в Иране. Власть захватила клерикальная политическая сила во главе с имамом Хомейни. Этот режим формально обладает классическими институтами власти (президентом, министерствами, парламентом). Однако реальная политическая власть сосредоточена в руках религиозных авторитетов, а шариату (своду религиозных законов ислама) придан статус действующих законодательных норм.
В качестве последнего типа выделяют абсолютную монархию. Вся полнота власти при таком режиме сосредоточена в руках одного лица, получившего власть по наследству. В современном мире такие режимы сохранились в странах арабского Востока — Саудовской Аравии, Катаре, Омане и др. Жизнеспособность этих режимов обусловлена их традиционностью и прочной экономической основой, связанной с наличием огромных запасов нефти и газа.
Таким образом, авторитаризм в гражданской или в военной ипостаси, является весьма неоднозначным политическим явлением. К числу его сильных сторон отно-
Сафронов А.П. Радикальный популизм и мобилизационное участие. М.. 2006. — С. 245.
сится то, что в ситуации острого политического кризиса и социального раскола авторитарный режим способен спасти страну от потрясений и обеспечить политическую стабильность, обеспечить ускоренное проведение необходимых реформ, подавив сопротивление антире- форматорских сил. Но имеются крупные недостатки и даже пороки авторитарного правления. Бесконтрольный характер власти и ее чрезмерная зависимость от воли одного или немногих лиц часто подвигают ее на авантюры и произвол, от которого страдает население страны. Кроме того, паразитическо-олигархические режимы изначально направлены на личную наживу. Долгий срок жизни даже «прогрессивных* авторитарных режимов парализует и блокирует развитие гражданского общества, приводит к коррупции и застою в общественной жизни.
Какую роль играет понятие «политическая система»? 2.
Какова структура политической системы и как взаимосвязаны ее элементы? 3.
Какая типология политических систем существует в современной политологии? Кратко охарактеризуйте каждый из типов политических систем. 4.
Какие функции выполняет политическая система в общественной жизни? 5.
Охарактеризуйте процесс становления и функционирования политической системы в современной России. 6.
Дайте классификацию политических режимов современности. 7.
Назовите предпосылки возникновения тоталитаризма. 8.
Перечислите особенности политической системы в условиях тоталитарного режима. 9.
Какие разновидности тоталитарных режимов вы знаете? 10.
Назовите особенности авторитарных политических режимов.