Авторитарные традиции в российской политике

0
492

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:17, контрольная работа

Краткое описание

Авторитарный режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права. Авторитаризм — (от франц. autoritatie — властный, от лат. autoritas — власть) — политический режим, основу которого составляет диктатура одного лица или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но сохраняющая автономию личности и общества вне политической сферы. Следовательно, авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.

Содержание

Введение 2
Признаки авторитарного режима 2-5
Авторитаризм в истории России 5-11
Заключение 12
Список литературы 13

Прикрепленные файлы: 1 файл

политология.doc

Государственное образовательное учреждение высшего и профессионального образования

Южно-Уральский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права

Тема: «Авторитарные традиции в российской политике»

по дисциплине (специализации) политология

Контрольную работу защитил

с оценкой (прописью, цифрой)

Признаки авторитарного режима 2-5

Авторитаризм в истории России 5-11

Автократический режим занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, сохранение элементов гражданского общества.

При автократии отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авторитарный режим либерализует общественную жизнь, не стремится навязывать обществу четко разработанной официальной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с существованием оппозиции. Руководство различными сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурой гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации.

Авторитарный режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Авторитаризм — (от франц. autoritatie — властный, от лат. autoritas — власть) — политический режим, основу которого составляет диктатура одного лица или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но сохраняющая автономию личности и общества вне политической сферы. Следовательно, авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.

Признаки авторитарного режима.

Автократическому режиму присущи следующие характерные признаки:

1. Автократизм или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, президент, военный диктатор) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа). Политическая власть сконцентрирована в руках одного человека или одного органа государства. В случае концентрации власти в руках харизматического лидера могут проявляться вождистские тенденции, культ личности. Однако этот культ не достигает сакральных форм выражения и не требует постоянной демонстрации преданности этой личности со стороны населения.

2. Опора на силу. Власть может и не прибегать к методам прямого насилия и подавления. Она может пользоваться популярностью и массовой поддержкой. Но она обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости подавить оппозицию.

3. Государственная власть поставлена в рамки права и действует на основе Конституции и других законов. Имеются определенные возможности для выражения и представления социальных интересов, признается право на автономное самовыражение различных групп общества.

4. Неподконтрольность власти гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она принимает их единолично по своему усмотрению.

5. Монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. Авторитаризм допускает существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям. Часто отсутствие оппозиции при авторитаризме вызвано не противодействием властей, а неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к политической самоорганизации.

6. Отсутствует четкое разделение властей. Значительная концентрация исполнительной и зачастую и законодательной власти — в руках главы государства при ограничении роли парламента в контроле за государственной политикой и влияние исполнительной власти на судебную.

7. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику. В круг внимания государства входят вопросы обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя оно может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

8. Формирование органов власти, а также циркуляция правящих элит осуществляются не путем конкурентной борьбы кандидатов на выборах, а кооптацией, волевым введением их в руководящие структуры. Процесс передачи власти чаще всего осуществляется не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно.

9. В обществе доминирует государственная идеология, но допускаются и другие идейные течения, более или менее лояльно относящиеся к правящей элите, но занимающие ряд самостоятельных позиций. Различные общественные силы могут придерживаться несовпадающих мировоззренческих установок.

10. Существует цензура над издательской деятельностью и средствами массовой информации. Однако при сохранении лояльности к правящему режиму разрешено критиковать некоторые недостатки государственной политики и политических деятелей.

11. Полиция и спецслужбы ориентированы на выполнение функции охраны правопорядка. Однако они находятся на страже правящего режима и могут быть использованы вместе с армией в качестве карательных органов для подавления общественных сил, выступающих против властей.

Автократические политические системы чрезвычайно разнообразны. Это монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. На протяжении тысячелетий, эти режимы опирались главным образом на традиционную и харизматическую легитимность. В XX веке, в целях легитимации широко используется националистическая идеология и формальные, контролируемые властью выборы.

Авторитаризм в истории России.

Способы реализации политической власти в истории российского общества не оставались неизменными. Трем периодам российской политической истории, качественно отличающимся друг от друга — досоветскому, советскому и постсоветскому — соответствовали конкретные способ и характер государственного правления. Сходство же этих трех периодов заключалось, прежде всего, в том, что российскому политическому процессу на всем его протяжении больше соответствовала диктатура, чем демократия.

Традиционной абсолютной монархии, существовавшей со времен правления Ивана III до 1917 года, была характерна диктатура, то усиливавшая свою жесткость (как было при Иване IV, Петре I), то переходившая в умеренную авторитарную систему с элементами парламентаризма в лице Государственной Думы и многопартийности (например, в конце царствования Николая II). Вся полнота власти сосредоточивалась в руках монарха, который в своем правлении опирался не только на традиции, но и на насилие.

Особой разновидностью диктаторского политического режима является диктатура пролетариата, установленная после Октябрьской революции 1917 года. Диктатура пролетариата по определению В. И. Ленина означала, что «только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле создания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов». На практике был создан политический режим партийной номенклатуры. В составе правительства за весь советский период рабочих было мало, а в Коммунистической партии их было значительно меньше половины. Государство, возглавленное профессиональными революционерами, сосредоточило в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти, монополизировало национальную собственность. Постепенно сформировавшийся новый класс партийно-государственной номенклатуры тяготел к олигархическому характеру власти, социальную базу которой составили массовая Коммунистическая партия и Советы. Правящее меньшинство осуществляло свою власть над большинством, опираясь не только на сильный пропагандистский аппарат, но и на разветвленную карательную систему, средства политического террора и борьбы с инакомыслием. Вследствие этого режим со временем приобрел черты тоталитарности. Вместе с тем политический режим в СССР, для которого больше подходит название «диктатура номенклатуры», стремился реагировать на социально-экономические потребности населения, удовлетворять их. При наличии ресурсов, которые формировались в основном за счет продажи нефти, газа, вооружений, это удавалось делать, однако по мере их сокращения возможности режима также ограничивались. На отдельных этапах тоталитарный режим приобретал черты авторитарности, как это было при Н. С. Хрущеве.

Авторитарные тенденции в нынешней российской действительности — реальность. За ними не только инерционная дань многовековой традиции, закрепленной в стереотипах политической культуры и социальной психологии. Налицо объективные условия, питающие эти тенденции: экономические, социальные, политические, культурно-ценностные.

Экономические предпосылки — в потере управляемости народным хозяйством, вызванной быстрым распадом системы централизованного управления при практически полном отсутствии рыночных механизмов регулирования. После провала радикально-либеральных экспериментов, которые, по замыслу инициаторов, должны были автоматически обеспечить переход к демократии и рынку, возникло стремление преодолеть кризис с помощью сильных рычагов неэкономического воздействия.

Авторитарные тенденции проявляются в трех разновидностях. Первая — попытки сохранить и реставрировать систему государственного патернализма и социального иждивенчества. Вторая — стремление твердой рукой надежно и быстро обеспечить правовые и политические условия для рыночной экономики. Третья — криминально-мафиозное перерождение целых сегментов народного хозяйства.

Социальные предпосылки авторитаризма являются прямым результатом происходящих в структуре российского общества кардинальных изменений в положении, роли и взаимоотношениях различных общественных групп и слоев. Резкая ломка прежней жесткой системы связей опрокинула устоявшуюся иерархию социальной идентификации. Бездумное разрушение ранее существовавших социальных гарантий, пренебрежение адаптационными амортизаторами, полная неопределенность перспектив дальнейшего развития создали ситуацию, в которой большие группы людей оказались выбитыми из привычных жизненных ниш, лишенными социаль-ных ориентиров и статуса, неспособными найти себе место в потоке перемен.

Возникли новые формы отчуждения, порожденные разрушением общих условий общественного бытия, обнищанием и обездоленностью широких слоев населения, их незащищенностью перед коррумпированностью и некомпетентностью власти и негативными последствиями «дикого» рынка.

Неустроенность и неопределенность, утрата идеалов и перспектив подталкивают большие массы людей к поиску утерянной идентичности и способов самовыражения за пределами общественных структур. Их социальная активность проявляется в приверженности сильным лидерам политических, национальных или даже мафиозных образований, группирующим вокруг себя «команды» преданных сторонников. Создается социальная среда для разрастания кумовства, непотизма, способствующего и сопутствующего авторитарным тенденциям.