АВТОРИТАРИЗМ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕБЕНКУ

0
322

студент, кафедра общей и когнитивной психологии Астраханский государственный университет

В современном мире под понятием «авторитаризм» понимается форма государственной власти, которая основана на безусловном или мнимом авторитете правящего субъекта и обусловлена соответствующей формой политического сознания на основе отношения к авторитету вообще и к авторитету власти в частности. Но данный термин применим не только в форме государственной власти, но и к человеку и его поведению, стилю воспитания.

Сначала обратимся к зарубежной литературе. В 1943 г. появляется работа А. Маслоу «Структура авторитарного характера», который в отличие от двух предшествующих авторов показал, что в становлении авторитарных структур личности большую роль играют не только внутренние психологические факторы, но и ситуация, или «поле», в котором происходит становление индивида. Согласно Маслоу, авторитарный человек, как и все психологически незащищенные люди, воспринимает мир как опасные джунгли, несущие в себе потенциальную угрозу. Этот мир населен людьми, подобными животным, которые либо едят, либо будут съедены и соответственно их надо либо бояться, либо презирать.

В работе Т.Адорно авторитарный человек — это тот человек, который предрасположен следовать диктату сильных лидеров и традиций, общепринятых ценностей.

После работы Адорно и его соавторов, понятие авторитарной личности получило развитие в трудах Г. Айзенка, М. Рокича, Ф. Тэтлока, Р. Кристи, X. Гибениша, Б. Альтемейера. С. МакФарленда, В. Агеева и других политических психологов, подтверждающих, что авторитарность — это особый синдром или связка качеств, которые возникают у личности в ходе ее социализации, преимущественно первичной.

Э. Фромм определял авторитарную личность как “человека толпы”, представителя “массового общества”, которого отличают такие черты, как консерватизм, жажда власти.

В отечественной литературе авторы по — разному определяют данное понятие.

Потапова Е. А. определяет авторитарность как качество единоличника. Тот, кому оно свойственно, не прислушивается к стороннему мнению, не учитывает его в принятии каких-либо решений, а также довольно грубо пресекает любые инициативы, исходящие со стороны.А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский в своем психологическом словаре определяют авторитарность следующим образом: авторитарность — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Также авторы отмечают, что авторитарность связана с такими личностными чертами, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и т.п.[2]

С появлением ребенка в семье у родителей формируется собственный стиль воспитания. Стилей воспитания существует несколько. Подробнее рассмотрим авторитарный стиль и как следствие авторитаризм родителей в отношениях с ребёнком.

П.С. Гуревич говорит о том, что существует несколько признаков авторитарного родителя:

-авторитарный родитель воспринимает ребенка как маленького взрослого. То есть, между ребенком и родителем отсутствует возрастная грань;

— постоянный контроль над поведением ребенка, вечные нотации, то есть вразумления, агрессивная моральность;

— эмоциональная глухота к возрасту ребенка, к его ценностям. [1]

Авторитаризм в отношении с детьми, прежде всего, проявляется:

— в подавлении детской воли, желаний и стремлений;

-в желании видеть полное подчинение своему авторитету;

-в контроле мыслей, чувств и поведения детей;

-в некоторых случаях — насилии и манипуляции;

-в демонстрации авторитета родителей;

-в ограничении свободы ребенка.

Авторитаризм в отношениях с детьми всегда влияет на:

-успеваемость ребенка в школе;

-активность в период взросления и после;

-вероятность попадания в «плохую компанию»;

-склонность к жестокости, аморальным поступкам;

-склонность к злоупотреблению алкоголем, наркотиками;

-самооценку, понимание своих собственных желаний и предпочтений.

У родителей, которые придерживаются авторитаризма в отношениях с ребенком чаще всего на первом месте стоят не интересы ребенка, а его успешное, процветающее будущее. Немаловажным фактом является и то, что мама с папой самостоятельно решают, опираясь на свой жизненный опыт, что ребенку лучше носить, как говорить, что делать, чем заниматься. Родители не учитывают желания ребенка и считают его мысли чем-то неважным и несущественным. Чаще всего такие родители имеют выраженную цель в отношениях с ребенком. Они считают, что ребенок должен учиться только на «отлично» или ребенок точно должен поступить именно в медицинский ВУЗ. Родители делают все для достижения этих целей, забывая о мнении и желаниях своих детей. При этом строго контролируя данный процесс.

Использование авторитаризма превращает воспитание в постоянное подавление ребенка, принуждение, излишнюю строгость и даже насилие. Ребенок, растущий в такой атмосфере, не вправе решать даже маленькие мелочи, например, в какую прическу будут собраны волосы, или по какой дороге идти домой из школы.

При авторитаризме в семье, дети почти беспрекословно подчиняются родителям, так как ими руководит страх.

В подростковом возрасте часто возникают проблемы, связанные с тем, что:

-авторитет родителя ставится под сомнение, то есть подростки хотят доказать свою точку зрения любыми способами. Из-за основного показателя этого возраста — чувства взрослости, ребенок хочет казаться взрослым и перенимает привычки, стиль, поведение более взрослого человека. И таким образом его авторитетом становится тот взрослый, чьё поведение ему кажется наиболее близким, зачастую такими людьми являются вовсе не родители;

-в семье учащаются скандалы по различным поводам. Например, плохая успеваемость в школе, помощь по хозяйству родителям, внешний вид ребенка, то есть одежда, прическа и так далее;

-подросток стремится поступать наперекор взрослым, только бы отстоять собственное мнение. Здесь также играют важную роль различные возрастные кризисы.

В зависимости от собственного характера, ребенок, который вырос в атмосфере авторитаризма в отношении со стороны родителей, характеризуется следующими качествами: чаще всего имеет слабую жизненную позицию, нередко не понимает, чего он хочет, не умеет принимать решения. Помимо этого у таких детей нет собственного мнения и способности отвечать за поступки и действия. По мере взросления такие люди часто пытаются оправдать чужие ожидания, стремятся всегда угодить и иногда подчиниться. Также следует отметить, что дети, которые выросли в такой атмосфере, могут перенять поведение, стиль и методы воспитания родителей. Таким образом формируется агрессивная, конфликтная, грубая личность. Чаще всего такие люди предпочитают решать вопросы силой, не уважают окружающих, отличаются циничным и даже деспотичным поведением. Кроме того, они часто испытывают неприязнь к своим родителям.

Список литературы:

  1. Гуревич П. С. Проблема целостности человека. — М., 2004 Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / Гуревич П.С. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
  2. Петровский А.В. Энциклопедический словарь в шести томах/ Том 1, М.: ПЕР СЭ, 2005.