Что это?
Осуществление власти при авторитарном правлении происходит без участия народа, политическая сфера полностью подчинена правящей группировке. Авторитаризм занимает промежуточный этап между демократией и тоталитаризмом и отчасти является переходным состоянием от одного режима к другому.
Главное отличие авторитарного правления от тоталитаризма заключается в области осуществляемого контроля. Если тоталитаризм стремится к абсолютному контролю за всеми сферами жизни общества, то авторитарный режим предполагает монополизацию власти и полное управление политической жизни, не претендуя на неполитические сферы.
Правление без участия народа
В этой связи авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом – разрешено все, кроме политики. Следовательно, при таком правлении имеет место ограниченный плюрализм. Авторитаризм имеет особенность и в плане идеологической легитимации власти.
Высшим принципом легитимации авторитарной системы является оппортунизм – в противоположность тоталитарному догматизму и демократической принципиальности. То есть как таковой (постоянной) идеологии у авторитарного режима нет – правитель для сохранения своей власти старается использовать только те методы и средства, которые пользуются популярностью у народа и актуальные на данный момент. Также у авторитарной власти нет необходимости повсеместно применять террор, использование силовых методов воздействия необходимо лишь тогда, когда следует успокоить и стабилизировать положение в обществе.
Свобода личности провозглашается, но не обеспечивается, тем самым не дает гарантий безопасности. Правовые структуры нарушают законодательство в корыстных целях, продается и покупается абсолютно все…
Авторитаризм имеет разновидности.
Которые были наиболее удачно разработаны немецким политологом,
Дирком Берг-Шлоссером.
- Абсолютистские монархии.
- Режимы олигархического типа.
- Авторитаризм новой олигархии.
- Страны социалистического толка.
- Военные режимы.
- Теократическое правление.
Рассмотрим сущность и характеристики нескольких типов авторитаризма, однако особое внимание уделим военным режимам, попробуем определить основные причины установления милитаристского правления.
Абсолютная монархия
К числу традиционных режимов, сохраняющихся в современном мире, можно отнести:
Саудовская Аравия на карте
Саудовская Аравия
Занимает около 80 % территории Аравийского полуострова.
Столица – Эр-Рияд. Площадь составляет 2 217 949 км². Форма правления, абсолютная теократическая монархия.
В 2017 году население Саудовской Аравии составляло 33 000 000 человек.
Владеет колоссальными запасами нефти.
Страны Персидского залива на карте
Большинство княжеств Персидского залива
Страны Персидского залива расположены на стыке трех частей света и располагаются от Черного моря до Индийского океана. Различаются по площади территории, природным богатствам, уровнем социально-экономического развития, формой государственного устройства и проявлением независимости. Эти страны обладают крупнейшими в мире нефтяными богатствами.
Королевство Бутан на карте
Бутан
Королевство Бутан, государство в Южной Азии, расположенное между Индией и Китаем. Столица — город Тхимпху. Население Бутана составляло 750 425 человек. Территория – 38 394 км².
Правления, конституционная монархия.
Государство Бруней на карте
Бруней
Государство Бруней-Даруссалам, (султанат) в Юго-Восточной Азии. Площадь 5,8 тыс. км². Численность населения — 401 890 человек.
Столица — Бандар-Сери-Бегаван.
Форма правления, абсолютная теократическая монархия.
Королевство Свазиленд на карте
Свазиленд
Королевство Свазиленд, государство в Южной Африке. Общая площадь страны — 17 363 км². Численность населения 1,35 млн. человек. Столица Мбабане.
Форма правления, дуалистическая монархия.
Король, Мсвати III.
Очень ярким представителем абсолютистской монархии является Саудовская Аравия. Строгий исламский режим диктует нормы и правила во всём обществе (следовательно, королевство можно отнести и к теократическому режиму), а полиция и военные могут использовать любые средства для подавления беспорядков и конфликтов. С некоторой долей вероятности можно сказать, что арабское государство является исключением из правил, так как режим в этой стране проявляет тоталитаристские наклонности.
Олигархия
Следующей разновидностью авторитаризма являются режимы олигархического типа. При этом режиме определённая группировка или клан захватывают власть, отчуждая граждан от политического участия. В основном, такая олигархическая группа опирается на военную мощь и аристократию.
Клан Сомоса в Никарагуа – самый известный пример подобного правления.
Республика Никарагуа — государство в Центральной Америке.
Площадь территории, 129 494 км². Населения: 1,6 млн. человек. Государственный строй — президентская республика. Столица – Манагуа
С 1936 по 1979 год члены семьи Сомоса поочерёдно управляли страной, прочно оккупировав все высшие посты в государстве. Семейный клан имел тёплые отношения с США, которые активно поддерживали правителей Никарагуа, как в военном, так и в экономическом плане. Тем не менее, олигархический режим, несмотря на иностранную помощь, рухнул в результате Сандинистской революции.
Анастасио Сомоса Гарсия (01.02.1896 — 29.09.1956) — никарагуанский военный и государственный деятель, фактический глава Никарагуа с 1936 по 1956 год.
Военные режимы
Теперь стоит затронуть вопрос о военных режимах – политических режимах, при которых во главе государства стоит военный деятель или группировка (хунта). В основном, военные режимы устанавливаются в результате государственного переворота.
Подготовка военного переворота
Данный тип авторитаризма представляется наиболее интересным ввиду множества исторических примеров и проблемы установления власти. Постараемся предложить несколько причин, по которым утверждение военного режима стало возможным.
Основанием для переворота и дальнейшим установлением режима может быть слабая политическая культура. В слаборазвитых странах (особенно в Африке) военные нередко бывают единственным слоем, способным удерживать и использовать власть. XX век стал свидетелем различных военных переворотов, возникавших в Африке, Латинской Америке, Юго-Восточной Азии. В этих странах окрепшая военная верхушка часто играла первую скрипку в управлении государством.
Социально-экономические и политические проблемы только подстёгивали военные чины взяться за оружие против власти. В особенности, на этом поприще отличились африканские страны, которые в прошлом столетии поголовно получали независимость, и в которых организация государственной власти находилась в плачевном состоянии.
Так, алжирский военный деятель,
Хуари Бумедьен (23.08.1932 — 27.12.1978) — алжирский государственный, военный и политический деятель, полковник, один из лидеров антиколониальной борьбы алжирского народа.
возглавил переворот 1965 года против президента Ахмед бен Беллы, растерявшего своё влияние из-за неэффективной политики. Или тоголезское свержение режима Николаса Грюницкого в 1967 году, которое организовал подполковник Гнассингбе Эйадема. Предтечей переворота стал острый политический кризис, связанный с правлением Грюницкого и его предшественника Сильвануса Олимпио.
Ещё одной причиной установления военных режимов может быть конфликт армии с правящей элитой. Военные – одна из наиболее влиятельнейших сил в любой стране близкая к властной верхушке, поэтому любые противоречия могут коснуться и этот класс, который непременно сможет воспользоваться своим влиянием. Это доказывает ситуация в Уганде в 1966 году, когда возникший конфликт между королём Мутесом II и премьер-министром Милтоном Оботе перерос в военный переворот, который возглавил майор.
Дада Уме Иди Амин (17.05.1928 — 16.08.2003) — угандийский военный и государственный деятель, президент Уганды в 1971—1979 годах. Фельдмаршал угандийской армии.
Впоследствии последний становится единоличным правителем Уганды.
Власть и армия оказались по разные стороны баррикад и в Португалии, где в 1926 году случился переворот против Демократической партии. В условиях экономической и политической нестабильности она усиливала своё влияние в стране, что вызвало резкое недовольство среди военных чинов. Бунт возглавил,
Антониу Оскар ди Фрагозу Кармона (24.11.1869 — 18.04.1951) — португальский военный и политический деятель, маршал Португалии.
который в дальнейшем укреплял авторитарную власть в стране.
И, наконец, последняя причина – борьба за власть. На первый взгляд может показаться, что этот пункт идентичен предыдущей причине, однако здесь делается акцент именно на способе захвата власти. Если конфликт армии с правящей элитой вынуждал военных браться за оружие, то данный пункт подразумевает приобретение власти в бескровном противостоянии. Примером этой гипотезы могут служить события в Демократической Республики Конго 1965 года. Тогда попытка президента Жозефа Касавубу создать новое правительство закончилось неудачей, парламент же сумел сместить незадачливого правителя и передал власть генералу Мобуту Сесе Секо. Тот воспользоваться предоставленной возможностью, установив вскоре авторитарный режим.
Даже режим Хуана Перона в Аргентине может считаться как результат борьбы за власть. После военного переворота в 1943 году (лидером этой революции был вовсе не Перон), полковник стал играть, возможно, главную роль в стране. После социальных преобразований, Перон заручился популярностью у народа. Эта поддержка позволила ему захватить практически все важные посту в государстве. На проведённых в 1946 году Хуан Перон одерживает победу (чем не борьба за власть?).
Хуан Доминго Перон (08.10.1895 — 01.07.1974) — аргентинский военный и государственный деятель, президент Аргентины с 1946 по 1955 год и с 1973 по 1974 год.
В итоге, вплоть до своего свержения в 1955 году аргентинский военный деятель проводил жесткую авторитарную политику, ограничив создание оппозиционных партии, а также поставив под контроль практически все СМИ в стране.
Конечно, данные причины не являются истиной в последней инстанции. Нельзя точно утверждать, что каждый военный режим произошёл из-за конфликта военных с властью или неорганизованности государственной структуры. Например, правление Аугусто Пиночета в Чили довольно трудно охарактеризовать.
Аугусто Хосе Рамон Пиночет Угарте (25.11.1915 — 10.12.2006) — чилийский государственный и военный деятель. Президент и диктатор Чили в 1974—1990 годах.
События 1973 года сложно назвать противостоянием военной элиты и власти (хотя переворот был инициирован Пиночетом), так как политикой президента Сальвадора Альенде было недовольно всё общество в целом, а не только армия. С другой стороны, вешать на Чили клеймо слаборазвитой страны тоже неоправданно: институт президентства в стране функционировал немногим меньше 150 лет.
Пиночет подвергается критике за нарушения прав человека, однако в то же время его экономическая политика признаётся некоторыми специалистами успешной и прогрессивной. Так, экономисты Роберт Пакенэм и Уильям Рэтлиф из Гуверовского института оценивают экономическую политику Пиночета следующим образом:
Первой страной в мире, которая сделала решительный разрыв с прошлым — от социализма и крайнего государственного капитализма к ориентированной на рынок политике и государственным структурам был вовсе не Китай Дэна Сяопина, не Британия Маргарет Тэтчер в конце 1970-х, не США при Рейгане в 1981 и не какая-либо другая страна в Латинской Америке или где-либо ещё. Этой страной была пиночетовская Чили в 1975 году.
Однако, с подобной оценкой согласны не все. Так, российский социолог левых убеждений Александр Тарасов отмечал:
При Пиночете в Чили произошёл самый глубокий спад, произошедший в мирное время в странах Латинской Америки XX века… Из Чили уехала десятая часть населения — 1 млн. человек. В подавляющем большинстве это были квалифицированные специалисты: крестьяне выехать просто не могли.
Продолжать список можно и дальше, «бумага» выдержит, да только времени не хватит…
Находясь на распутье между тоталитаризмом и демократией, авторитарный режим рано или поздно трансформируется: либо путём реформ, либо переворотом и свержением старого режима…