АВТОРИТАРИЗМ это что такое АВТОРИТАРИЗМ: определение

0
782

Найдено 23 определения термина АВТОРИТАРИЗМ

Авторитаризм

учение о правлении «сверху», при котором власть действует без оглядки на общественное мнение, а также практическое применение этого учения.

Авторитаризм

антидемократический политический режим, система политического властвования единоличного правителя (деспота, диктатора, тирана) или правящей клики (хунты).

Авторитаризм

политический режим, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или властного органа, а также занижением роли других представительных институтов.

Авторитаризм

фр. autoritarisme власть, влияние) – тип политической системы, особенностью которого является неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но сохраняющая автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Авторитаризм

политический режим власти одного человека или корпоративной группы. Характерно полное или частичное отсутствие политических свобод, ограничение деятельности партий и общественных организаций, подавление оппозиций, применение политических репрессий.

АВТОРИТАРИЗМ

фр. Autoritarisme, от лат. auctoritas — власть влияние, англ. authoritarianism) — антидемократическая система политической и государственной власти, присущая наиболее реакционным режимам. Как правило, включает элементы и признаки личной диктатуры, а в своих крайних проявлениях тяготеет к такой абсолютной диктатуре

АВТОРИТАРИЗМ

от лат. auctor — зачинатель, основатель, творец и auctoritas — мнение, решение, право) — политический режим, смысл правления при котором заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти.

Авторитаризм

разновидность политического режима, основанного на неограниченной власти правителя или правящей группировки, с жестким контролем за политической сферой и запретом политической оппозиции, но с допущением относительной независимости социальных групп, организаций и индивидов во внеполитических сферах жизни общества.

АВТОРИТАРИЗМ

от лат. auctoritas — власть), система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, средневековья и нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма.

Авторитаризм

политический режим, при котором политическая власть находится в руках одного человека или группы лиц. Для А. характерно полное или частичное отсутствие политических свобод граждан, ограничение деятельности партий и организаций, подавление оппозиции, роспуск или подчинение властям представительных учреждений, отсутствие разделения властей, применение политических репрессий.

Авторитаризм

от лат. auctoritas — власть) — тип политического режима, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или потестарного (властного) органа, но при наличии ее определенных ограничений: экономических (допускает многообразие форм собственности), политических (зачастую имеет опору в блоке партий и движений), социальных (не претендует на введение единообразия, не уничтожает враждебные силы, классы и т.п.), идеологические (допускает ограниченное и латентное существование иных, кроме традиционных, систем ценностей.

АВТОРИТАРИЗМ

от лат. auctoritas власть, влияие) — антидемократическая система власти, политический режим, основанный на самовластии, диктатуре единоличного правителя или правящей группировки, грубо попирающий правовые и нравственные нормы жизни общества. Авторитарная власть не подконтрольна гражданам. Политическая элита рекрутируется здесь путем назначения сверху. В условиях авторитарного режима порой допускается лишь ограниченный и строго контролируемый плюрализм в политических мнениях, действиях [Основы политологии: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов / Под ред. А.В. Малько. — М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 2000. — С. 68].

АВТОРИТАРИЗМ

от лат. autoritas — власть, влияние) — социально-политический режим, характеризующийся сосредоточением всей или почти всей власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы и серьезным ограничением, принижением и даже подавлением роли других, прежде всего представительных, органов, социальных и политических институтов и организаций, всего общества. Для А. наиболее характерным является огосударствление всех или многих сторон общественной жизни, высокая централизация власти, командно-административные методы руководства, безоговорочное подчинение власти. Мировой опыт показывает, что А. имеет тенденцию перерастать в тоталитаризм, представляющий собой высшую, крайнюю форму А. Он несовместим ни с подлинным демократизмом, ни с реальным гуманизмом, ни с гражданским обществом, ни с правовым государством. Несмотря на то, что крайние формы А. (фашизм, расизм и тоталитаризм) потерпели крах в мировом масштабе, тенденции его очень живучи.

АВТОРИТАРИЗМ

лат. autoritas — самовластие), одна из форм недемократического (тоталитарного) политического режима. Характеризуется сильной личной властью (диктатурой), концентрацией властных полномочий в руках узкой группы лиц, близких к диктатору . Авторитаризм может быть присущ и так называемым «демократическим государствам», когда под маской народовластия существует государственно-олигархический строй, поддерживающий свое существование различными способами .

Новейшими демократами и либералами термин используется для обозначения таких форм правления государством, которые еще не являются совсем потерянными для демократических преобразований, и могут быть вылечены при помощи только лишь шоковой терапии, не прибегая к гуманитарным миссиям (бомбардировкам). В качестве примера авторитарного государства часто приводится Белоруссия периода правления А. Г. Лукашенко.

См. также: диктатор, система сдержек и противовесов, тоталитаризм.

АВТОРИТАРИЗМ

от лат. auctoritas — власть, влияние), политический режим, характеризующийся монополией на власть одного лица, группировки или партии. Отличительные признаки А. — чрезмерная централизация власти, свое внешнее выражение находящая в культе личности; ограниченный плюрализм и отсутствие реальной политической конкурен-ции в борьбе за власть; широкое использование силовых методов и структур в управлении обществом; формальный характер образования и функционирования представительных органов власти; ущемление прав и свобод человека и гражданина и т. п. В той или иной форме А. утверждался в разные эпохи и у разных народов. Его установление и существование, как правило, оправдывалось необходимостью национального возрождения, завоевания или защиты национальной независимости, на деле, однако, А. всегда сковывал и деформировал национальное развитие. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, Средневековья и Нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма.

АВТОРИТАРИЗМ

от лат. autoritas — власть, влияние, вес) — социально-политический режим, характеризующийся сосредоточением всей или почти всей власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы лиц и серьезным ограничением, принижением и даже подавлением роли др., прежде всего представительных, органов, социальных и политических институтов и организаций, всего общества.

Для А. наиболее характерным является огосударствление всех или многих сторон общественной жизни, высокая централизация власти, командно-административные методы руководства, безоговорочное подчинение власти. И мировой, и наш собственный опыты показывают, что А. имеет тенденцию перерастать в тоталитаризм, представляющий собой высшую, крайнюю форму А. Он несовместим ни с подлинным демократизмом, ни с реальным гуманизмом, ни с гражданским обществом, ни с правовым государством. Несмотря на то, что крайние формы А. в лице фашизма, расизма и тоталитаризма потерпели крах в мировом масштабе, тенденции А. еще очень живучи, к сожалению, в региональном, государственном и местном масштабах различных частей света.

АВТОРИТАРИЗМ

лат. auctoritas власть, влияние) — политический режим, характеризующийся монополией на власть одного лица, группировки или партии. К авторитарным режимам можно отнести восточные деспотии, тирании, олигархии, диктатуры Древнего Рима; феодальные государства средневековой Европы; политические режимы части европейских стран в период между Первой и Второй мировыми войнами, а в наши дни — многие государства Азии и Африки.

Отличительные признаки А.: чрезмерная централизация власти; монополизация власти одной группой, лицом или партией; формирование элиты на основе наследования или кооптации; Ограниченный плюрализм; широкое использование силовых структур для удержания власти. При А. могут существовать представительные органы власти, выборы, оппозиция. Однако их функционирование достаточно ограничено и носит формальный характер.

Причинами сохранения А. в современном мире являются: неразвитость гражданского общества и экономическая отсталость; преобладание вертикальных связей и отношений патронажно-клиентального типа в обществе; господство подданнического типа политической Культуры; высокая степень конфликтности в развивающихся обществах. Существуют различные типы А. — военный, олигархический, популистский, бюрократический, «А. развития».

Авторитаризм

тип политического режима, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или властного органа, но при наличии ее определенных ограничений: экономических (допускает многообразие форм собственности), политических (зачастую имеет опору в блоке партий и движений), социальных (не претендует на введение единообразия, не уничтожает враждебные силы, классы и т.п.), идеологические (допускает ограниченное и латентное существование иных, кроме традиционных, систем ценностей. Наряду с демократией и тоталитаризмом; предполагает высокую степень ограничения политических свобод, прежде всего свободы деятельности оппозиционных организаций и прессы, концентрацию государственной власти в руках одного лица или группы лиц. Выборы и референдумы в авторитарном обществе проводятся под контролем правительства, носят формальный или фальсифицированный характер. Реальный механизм власти и характер общественно-политических отношений при авторитаризме расходятся с нормами конституции и законов. Зачастую законодательство изменяется в антидемократическом духе. Авторитарные режимы могут варьировать от умеренных (режим де Голля во Франции) до открытой военной диктатуры. Однако при авторитаризме контроль правительства над обществом не является всеобъемлющим, что и отличает его от тоталитаризма.

АВТОРИТАРИЗМ

(authoritarianism) Система правления, при которой правители от тех, кем правят, требуют неукоснительного повиновения. Традиционно сторонники авторитарной власти ратовали за активное вмешательство правительства в вопросы идеологии и поведения граждан и, соответственно, за уничтожение мнения индивидов. Вместе с тем можно быть авторитарным в одной области и более либеральным – в другой. Фридриху Великому, например, приписывают такие слова: «Я пребываю в согласии с моим народом – он может говорить, что хочет, а я могу делать, что хочу». Слово «авторитаризм» имеет негативный оттенок и употребляется при характеристике самонадеянного и нетерпимого руководства вне зависимости от того, есть ли у него соответствующие права. Часто употребляется в том же значении, что и «деспотизм». Некоторые американские политологи во время холодной войны (Cold War) проводили различие между «авторитарными» и «тоталитарными» правительствами. Первые (обычно военные режимы) имели по сравнению с последними два преимущества: во-первых, они не так долго оставались у власти, хотя могли подавлять своих оппонентов не менее жестоко, чем любой другой режим; во-вторых, они оставляли более широкое поле деятельности для граждан. (К тоталитарным режимам в этом контексте непременно относились коммунистические режимы.) Таким образом, там, где еще не созрели условия для демократии, всегда есть место для авторитаризма.

АВТОРИТАРИЗМ

тип политического режима, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или потестарного органа, но при наличии ее определенных ограничений. Авторитаризм является свойством любой социальной системы, основанной на доминировании и навязывании воли большинству. Авторитарность — односторонняя властность, господство управляющих над управляемыми. Формы: абсолютная монархия, диктатура, теократические и посттоталитарные режимы.

К авторитаризму могут привести пограничные способы разрешения политических проблем (качественные реформы, перестройки, преобразования общества; а также революции и войны). Авторитаризм имеет существенные отличия от тоталитарного режима (см: «Тоталитаризм»): ограничения свободы в значительной степени носят разрешительный характер, а ограничиваются не личные, а политические права и свободы; опору режим имеет не в идеологии или политической партии, а в армии, традиционной религии и т. п.; не стремится создать и внедрить в общество новую систему ценностей, «нового человека» и пр.; нуждается в более широкой и устоявшейся социальной базе; не ставит целью уничтожения гражданского общества и не носит всепроникающего характера; он более мобилен, восприимчив к новациям; направлен на сохранение традиционных структур.

Авторитаризм имеет ограничения своей власти: экономические (допускает многообразие форм собственности), политические (зачастую имеет опору в блоке партий или движений), социальные (не претендует на введение единообразия, уничтожая враждебные слои, классы и т. п.), идеологические (допускает ограниченное и латентное существование иных, кроме традиционных, систем ценностей). Традиции (и отчасти — начала законности) — основные ограничители власти авторитаризма. Но у него есть и общие черты с тоталитаризмом: нет легитимного механизма преемственности и передачи государственной власти; права граждан и организаций сужены; серьезная политическая оппозиция запрещена; политическое поведение граждан и их организаций подвергнуто строгой регламентации и пр. Авторитаризм в управлении опирается на жесткую централизацию государственной власти и командные методы руководства. Не стремясь к уничтожению гражданского общества, авторитарный режим просто паразитирует на его слабости и неразвитости, довольствуясь легальностью и лояльностью институтов последнего. Поэтому, сохранив основы автономии и будущего развития общества, авторитаризм, как правило, медленно либерализируется в сторону демократии. Поэтому авторитарные режимы, — скорее, можно назвать прагматическими диктатурами в отличие от идеократических тоталитарных.

АВТОРИТАРИЗМ

от лат. auctor — зачинатель, основатель, создатель, творец и auctoritas — суждение, решение, власть, влияние) — политический режим, при котором монополия на власть принадлежит одному лицу, комитету, партии либо иному органу, не допускающему -участия в управлении других группировок. А. имеет богатую историю. К авторитарным можно отнести восточные деспотии Древнего Египта, Индии, Китая; феодальные государства средневековой Европы; абсолютизм Нового Времени; русский царизм: политические режимы большей части европейских стран между I и I I Мировыми войнами, а в наши дни — режимы многих стран «третьего мира». Чертами А. отмечен и современный политический режим в России. Судьбы А. в России проанализированы в работах А. Янова «Происхождение автократии», «Русская идея и 2000-й год» и М. Капустина «Конец Утопии? Прошлое и будущее социализма». Авторитарные режимы возникают, как правило, при сломе старых социально-экономических институтов и поляризации сил а процессе перехода стран от традиционных структур к индустриальным. В России этот период начался с реформ Александра II и закончился февральской революцией 1917 г. А. имеет ряд общих черт с тоталитаризмом: авторитарные режимы также не распо-лагают механизмом преемственности власти и ее передача происходит бюрократическим путем, нередко через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия. Но при том А., обеспечивая любым путем, в том числе и прямым насилием, политическую власть не допуская в сфере политики никакой конкуренции, не вмешивается а области жизни, не связанные непосредственно с политикой. Относительно независимыми остаются экономика, культура, межличностные отношения. Авторитарное общество, построено на принципе «разрешено все — кроме политики». Не исключаются и определенные элементы демократического режима: выборы, борьба политических партий в парламенте и др. (правда, политические права граждан и общественно-политических организаций сужены, серьезная легальная оппозиция запрещена. политическое поведение как отдельных граждан, так и политических организаций строго регламентированы). Продуктом А. выступает авторитарная личность. Характерными чертами ее мировоззрения являются: упрощенная картина мира, политическое отчуждение, ориентация на «распределительную» философию и социальное иждивенчество, антиинтеллектуализм и культ «простого человека», утопизм и мифотворчество. Выделяют следующие типы А.: а) «популистский» А., опирающийся на уравнительно ориентированные массы; б) «либеральный» А., стремящийся к созданию рынка; в) «национал-патриотический» А., использующий национальную идею для создания либо тоталитарного, либо демократического общества. Типологию авторитарных режимов может определять и специфика партийных систем, особенно в странах «третьего мира». Выделяют военный («правительство а хаки»), однопартийный, однопартийный «полуконкурентного» типа и многопартийный режимы. Отличительной чертой однопартийных политических систем «полуконкурентного» типа является введение выборов с альткрнативными кандидатами в представительные органы власти всех уровней, кроме президентского. Такие выборы по сути своей лишь кооптируют новых людей в правящую элиту и подтверждают в глазах общественного мнения законность этой элиты и ее методов правления. В современной западной литературе выделяются следую-щие пути перехода от авторитаризма к демократии: эволюционный («трансформация»), революционный («замена» или крах старого режима), военное завоевание.

Литература: Майданик К. Л. Демократия и авторитаризм // Латинская Америка, 1989, № 5; Лебедева Э. Авторитаризм в Африке: типология, эволюция, перспективы // Мировая экономика и международные отношения, 1990, N9 4; Хенкин С. М. От авторитаризма к демократии: что происходит с общественным сознанием (Из опыта Испании) Рабочий класс и современный мир, 1990, № 3.

АВТОРИТАРИЗМ

лат. аutoritas — влияние, власть) — разновидность недемократического политического режима, основанного на принципе централизации власти, при котором власть единоличного правителя (диктатора) или правящей элиты не ограничивается правом, представительными органами власти и системой разделения властей. Авторитаризм имеет множество черт, роднящих его с тоталитаризмом: концентрация политической власти в одних руках, отсутствие инакомыслия и оппозиции, использование силовых методов воздействия, но, в отличие от тоталитаризма, не предполагает наличия единой, общеобязательной идеологии, регламентирующей все сферы жизни общества. К характерным особенностям авторитарного политического режима относят: 1) централизацию политической власти; 2) закрытый характер политической элиты; 3) монополизацию государственной властью политической сферы при относительной свободе в других сферах общественной жизни; 4) приоритет силовых методов над другими в политическом управлении; 5) отчуждение народа от власти. Согласно классификации, предложенной Е. Вятром, основными формами авторитаризма являются следующие режимы: 1) военные режимы, возникающие, как правило, в результате государственного переворота, путча — захвата власти диктатором или военной группировкой, сопровождающегося уничтожением оппозиции, репрессиями по отношению к политическим деятелям прежней власти (диктатура «черных полковников» в Греции (1967-1975), военный переворот в Панаме (1968), хунта Пиночета в Чили (1973-1989) и др.); 2) традиционные режимы, получившие распространение в государствах с абсолютной формой монархического правления, для которых характерно либо отсутствие органов представительной власти, либо их строгое подчинение монарху, сосредоточение в руках главы государства всей полноты власти, легитимность которой носит традиционный характер (политические режимы стран арабского Востока — Саудовской Аравии, Омана, Брунея и др.). Разновидностями данного вида политического режима являются клановый авторитаризм в традиционных обществах, основанный на этнических или семейно-родовых отношениях (Заир, Гватемала); национальный авторитаризм, для которого характерно правление определенной национальной или этнической группы (Туркменистан, Узбекистан); 3) теократические режимы, характеризующиеся концентрацией реальной власти в руках духовенства или религиозного лидера (теократия в Иране, сложившаяся после революции 1979 г., когда реальную власть в стране захватил исламский фундаментализм во главе с аятоллой Хомейни); 4) персонифицированные режимы — режимы личного правления, в которых власть принадлежит лидеру, опирающемуся не на политические институты, а на репрессивно-полицейский аппарат (режимы личного правления Иди Амина в Уганде (1971-1979), Саддама Хусейна в Ираке (1979-2003) и др.); 5) неоавторитарные режимы, характеризующиеся сосредоточением власти в руках правящей элиты при формально существующей оппозиции и системе конкурентных выборов (режим в Мексике, а также в большинстве стран — бывших республик СССР). Разнообразие форм авторитаризма в современном мире обусловлено различными факторами, в частности: слабым экономическим развитием, политической модернизацией, трансформацией партийных систем, переходом от тоталитаризма к демократии и пр. Помимо рассмотренных выше видов авторитаризма в современной политической науке выделяют еще такие его разновидности, как: однопартийные режимы (Египет при Насере, Аргентина при Пероне, Замбия при Каунде); корпоративный авторитаризм, разновидностями которого являются теневой авторитаризм — власть теневых (криминальных) группировок, бюрократический авторитаризм — власть, осуществляемая закрытой группой чиновников (административно-управленческим аппаратом), опирающейся на армию и силовые государственные структуры, олигархический авторитаризм — власть, основанная на сочетании политического и экономического господства (Филиппины при Маркосе); популистские режимы, ориентированные на завоевание популярности у широких масс с помощью демагогии, стереотипов и мифов, манипулирования общественным мнением, использования выборов, референдумов, а также разнообразных форм политического участия граждан (митингов, демонстраций и пр.) с целью искусственной легитимации политической власти (Ливия, Беларусь). Авторитаризм может возникать и как переходный режим при модернизации традиционных государств, а также при либерализации тоталитарных режимов, выступая формой посттоталитарной трансформации общества (Южна
я Корея, Китай).

АВТОРИТАРИЗМ

от лат. auctoritas — власть, влияние) — недемократический политический режим с элементами личной диктатуры. Личная власть, или диктатура, правителя может быть ограничена парламентом (конституционная монархия в России после 1903 г.) или внешней коллегиальностью руководства (власть Н.Хрущева после смерти И.Сталина, власть Л. Брежнева и К.Черненко в годы застоя). Если существующие ограничения личной диктатуры правителя не срабатывают или их нет, авторитаризм может выродиться в автократию (от греческого autokrateia — самодержавие, самовластие), т.е. политический режим с неограниченным и бесконтрольным полновластием, одного лица (деспотии Древнего Востока, империи Рим, Византия, абсолютные монархии Средневековья и Нового времени). Автократическими принято называть также некоторые политические режимы фашистского типа.

В современных демократических политических системах, связанных с парламентом и многопартийностью, где высшая исполнительная власть, в том числе и личная, (скажем, власть президента) находится так или иначе под парламентским контролем, чаще всего речь идет не о наличии авторитаризма режима личной власти, а об авторитаристских тенденциях (например власть генерала де Голля в V республике)

Это же имеет место и в том случае, если страна с парламентской многопартийной демократией в силу особых условий (экономический кризис развал хозяйства, межнациональные или межплеменные распри) или вводит чрезвычайное положение, наделяя конкретное лицо, представляющее исполнительную власть весьма широкими полномочиями или подобное лицо само постепенно, шаг за шагом концентрирует в своих руках основные бразды правления.

На протяжении длительного времени, когда политология как наука не призна валась в советском общест ве понятие «авторитаризм» не использовалось в инструментальных целях С началом перестройки М.Горбачева ситуация стала постепенно изменяться. Ровно за два года до августовского путча 1991 г. в «Литературной газете» появилось интервью двух советских политологов И.Клямкина и А.Миграняна под интригующим заголовком «Нужна «железная рука»?», где содержалась едва ли не первая в стране трактовка авторитаризма и его роли в общественном развитии. Интервью вызвало широкие отклики. Но многие не заметили ни того, что А. Мигранян уже тогда ставил вопрос о введении чрезвычайного положения («требуется Комитет национального спасения»), ни того, что, говоря об авторитаризме, авторы придерживались разных позиций. И.Клямкин рассматривал авторитаризм как политический режим «железной руки», являющийся условием перехода от дорыночной экономики к товарной, рыночной: «Переход от дотоварной экономики к товарной, — утверждал он, — к рынку, никогда и нигде, ни у одного народа не осуществлялся параллельно с демократизацией. Политическим переменам всегда предшествовало более или менее длительное господство авторитарных режимов. Это подтверждает вся мировая практика и XVIII, и XX века».

В отличие от И.Клямкина, А.Мифанян заявлял, будто существует нечто вроде закономерности самого политического развития, что авторитаризм — условие перехода, переходный режим в движении от тоталитаризма к демократии. «Признать объективную необходимость усиления власти при переходе от тоталитарного режима к демократии вовсе не значит быть в восторге от авторитаризма. Но коли переход к демократии — и в этом я глубоко убежден — лежит только через это. «

Возникшая по поводу этих толкований дискуссия не касалась взглядов И.Клямкина, ибо вряд ли можно оспаривать вывод, что беды и катаклизмы первоначального накопления, если при этом население хотят держать в узде, не давая конфликтам вылиться в гражданскую войну, требуют сильной власти (хотя вряд ли точно говорить об усилении власти при переходе от тоталитаризма к авторитаризму). Другое дело — позиция А.Миграняна. Многие быстро заметили отсутствие логики в его рассуждениях: не ясно, на каких основаниях следует считать, что тоталитарная власть «слабее» авторитарной? А если так, то можно ли вообще признавать «объективную необходимость усиления власти при переходе от тоталитарного режима к демократии», что является исходным пунктом в рассуждениях А.Миграняна?

В ходе дискуссии было показано, что тоталитаризм и авторитаризм — отнюдь не демократические формы правления, но между ними налицо весьма существенные различия. Это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Если тоталитаризм характеризуется всеобщим (тотальным) порабощением человека власть имущими, что приводит в конце концов к исчезновению грани между политическими и неполитическими сферами жизни (языкознание, например, становится политикой), абсолютно вся деятельность общества оказывается регламентированной, во всем требуется единодушие и единомыслие («чем меньше своих мнений, тем больше единомышленников*) то авторитаризм здесь имеет свои черты «Авторитарный же режим — отмечал А.Мигранян, — хотя и концентрирует всю власть в одних руках допускает размежевание и даже поляризацию сил и интересов При этом не исключаются определенные элементы демократии — выборы парламентская борьба. Правда, все это строго регламентируется». И далее «При авторитарном режиме общество расслаивается и вызревают различные интересы И вот в тот момент когда носители их готовы кинуться друг на друга; чтобы перегрызть глотку, «сильная рука» не допускает до этого Так постоянно создаются условия для гармонизации интересов, а значит, для демократических реформ» Не будем спорить о том, является ли все это «гармонизацией интересов» более важно другое.

Прежде всего нельзя согласиться с наличием некоторой закономерности, как считает А.Мигранян, в том смысле, что история отнюдь не одновариантна, а потому трудно предположить, что в любых условиях авторитаризм как «железная рука» как твердая власть одного человека — это единственная возможность для вхождения и в рынок, и в демократию.

Совсем другое дело, если речь идет о том, что сра зу перейти от тоталитаризма к демократии невозможно необходимо определенное время и на разрушение тоталитарных структур, и на введение демократических, необходимо время и для перестройки общественного сознания, для становления разноплановых предпосылок или устоев демократии. Из этого вытекает, что на пути от тоталитаризма к демократии неизбежно будет какойто этап, когда некоторые тоталитарные опоры и структуры уже рухнули, разрушены, а другие продолжают функционировать, когда в одних сферах общество уже руководствуется демократическими нормами и сознанием, а в других все еще продолжает следовать нормам и правилам тоталитарного общества. Однако есть ли основания политический режим подобного рода считать авторитаризмом, если это смесь еще не исчезнувших устоев тоталитаризма и еще только становящихся элементов демократизма? Видимо, лучше сказать, что здесь возникают переходные политические режимы, сходные с авторитаризмом и могущие стать причиной действительного утверждения авторитаризма. Понятия «авторитарная власть» и «тоталитаризм» очень часто путают, но они все же означают разные вещи. Авторитарная власть — это система правления, при которой власть осуществляется конфетным лицом при минимальном участии народа. Этим лицом может быть и семья — в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией. Это может быть какойнибудь социальный класс, как в странах с либеральной монархией, где страной правит король, опирающийся на дворянство; или же элитная демократия, при которой у власти находятся несколько выдающихся личностей. В качестве такого лица может выступать и сильная политическая партия, основная задача которой состоит в том, чтобы в случае необходимости обеспечить национальную солидарность.

Подобная однопартийная система распространена в развивающихся странах Африки, Азии и большей части Латинской Америки. Но устанавливается авторитарная система правления с помощью армии.

Авторитарное правительство не пытается контролировать все сферы человеческой деятельности, оно обычно не вмешивается в экономические, социальные, культурные, религиозные и семейные вопросы. Философию авторитаризма резюмировал король Генрих V в одной из шекспировских пьес, сказав: «Обязанности каждого подданного — это собственность короля, но душа каждого подданного — это его личная собственность».

Однако это отнюдь не означает, что при авторитарных режимах возможна личная свобода. Авторитарная власть представляет общество в виде некой иерархической структуры с особым звеном управления, которым руководит один правитель либо определенная группа. Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарной системе правления больше, чем свобода, согласие и участие народа. Поэтому граждане повинуются законам и платят налоги, не принимая участия в их обсуждении. Даже если в авторитарном государстве и существуют демократические институты, реальной силы в обществе они не имеют. Законодательные учреждения в таких государствах не более, чем «печать», которую ставят на документы, принятые правящей верхушкой. Теория и практика авторитарного правления были выражены Людовиком XIV, который заявил «Государство — это я!»

Франкистская Испания 1939-1975 гг. являлась «традиционным авторитарным государством», а не тоталитарным государством, так как каудильо (руководитель) был заинтересован больше в политической пассивности и подчинении, чем в активном участии народа в осуществлении своих планов. У Франко и ею сторонников не было четком идеологической теории, пресса и экономика в какой-то степени были свободными Ж Киркпатрик, политолог и постоянный представитель США ори ООН во время президентства Р. Рейгана считала, что между тоталитарными и авторитарными режимами правления существуют четкие различия. Авторитарный режим (как, например, в Аргентине или Бразилии) допускает некоторые изменения, но как только в стране укореняется тоталитарный режим (например, коммунизм), никакие изменения уже невозможны.

И Аргентина, и Бразилия в итоге вернулись в 80-х годах к демократической системе правления.

Авторитарная система правления и развивающиеся страны. Пожалуй, наиболее значительным политическим событием с конца Второй мировой войны стал распад бывшей колониальной системы на независимые государства. Большей частью идеология борьбы за национальную независимость была основана на принципах, провозглашенных Декларацией независимости США и французской Декларацией прав человека и гражданина. Однако после завоевания независимости этими государствами демократия там долго не продержалась. Политическая культура народов, которые не знали самоуправления и самоопределения, плохо сочетается с политической демократией. А демократия западного образца характеризуется индивидуализмом, который в большой степени обусловлен рыночной системой экономики при капитализме, основанной на личной конкуренции. Развивающиеся страны имеют доиндустриальную, традиционно аграрную экономику, в шторой семейные и племенные связи значат гораздо больше. чем личная конкуренция и самообогащение. Практически во всех этих странах уровень образования и национального дохода низок, и большинство населения просто ведет борьбу за выживание.

Большинство развивающихся стран отвергли и демократию западного образца, и тоталитарно-коммунистический путь развития, выбрав свой собственный путь развития, который заключается в господстве в обществе какой-то одной партии. В Зимбабве в 1980 г. было две партии, но вскоре оказалось, что наличие в стране двух партий приводит к вражде племен и к партизанской войне. Р.Мугабе, лидер наиболее многочисленной партии, при помощи воинов одного из основных племен совершил переворот и установил однопартийную систему правления, заявив, что он не видит другого пути к национальному единству и что Зимбабве останется демократическим государством и при однопартийной системе правления. Используя такие же доводы, многие страны третьего мира и сами не заметили, как превратились в авторитарные государства. Они сохраняют относительную стабильность, но достигается это путем ущемления политических свобод и свободы прессы, а также с помощью единовластного правления.