а) Тоталитарный режим характеризуется контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Признаки тоталитарного политического режима:
1) государство стремится к глобальному господству надвсемисферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве власти и народа;
3) устанавливается монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
4) абсолютная антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;
5) государственная власть формируется бюрократическим способом, но закрытым от общества каналам, окружена ореолом тайны и недоступна для контроля со стороны народа;
6) создается всеохватывающая системы официозных массовых организаций, с помощью которых осуществляется контроль над гражданским обществом.
7) доминирующим методом управления становятся насилие, принуждение, террор;
8) господство одной партии, реальное сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиции, установление культа личности вождя и высшего партийного руководства;
9) наличие одной официальной идеологии,
10) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
б) Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он мягче, либеральнее тоталитаризма, но жестче, антинароднее демократического режима.
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (представителем класса, партии, элитной группы и т.д.) при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима является авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений. Его главное отличие от тоталитарного состоит в том, что авторитарный режим распространяет свои принципы только на сферу государственного аппарата (чиновники, армия и полиция) и параллельно этому продолжает существовать гражданское общество, которое этот государственный аппарат контролирует (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).
Признаки авторитарного политического режима:
1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент и исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
3) ограничивается роль представительных органов власти, хотя они и могут существовать;
4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;
7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;
8) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям)
Дань — натуральная или денежная форма налога, взимаемого с населения. В Древнерусском государстве известна с 9 в. Подчиняя отдельные племена, князья облагали их данью — мехами, деньгами и т.д. Позднее дань стала составной частью феодальной ренты. С образованием Русского централизованного государства на рубеже 15 — 16 вв. дань стала обязательным налогом с черносошных и дворцовых крестьян и посадских людей. К 17 в. дань была объединена с другими сборами. В 13 — 15 вв. специальная разновидность дани взималась с русских земель в пользу Золотой Орды (т.н. «ордынский выход«).
Древляне – одно из племенных объединений восточных славян ,занимавших в 6 – 9 вв. территорииПолесья и правобережной Украины. Столица – Искоростень (или Коростень). У древлян были хорошо развиты сельское хозяйство и ремесла. «Повесть временных лет » сообщает, что в 945 г. в древлянской земле произошло первое народное выступление против власти киевских князей, в результате которого был убит князь Игорь .
Древнерусское государство (Киевская Русь)(см. историческую карту«Киевская Русь в 9 – 12 вв .») – государство ,которое складывается у восточных славян начиная с 9 в. и просуществовавшее до 1132 г.
В истории Киевской Руси выделяют три основных периода: 1. IX – конец X в.Формирование государства во время правления первых русских князей (Рюрика , Олега , Игоря , Ольги , Святослава ); 2. Конец X — первая половина XI в. Время наивысшего расцвета государства при Владимире I и Ярославе Мудром ; 3. Вторая половина XI – начало XII в. Складывание предпосылок для территориально-политической раздробленности в период правления Ярославичей и Владимира Мономаха .
В 882 г. новгородский князь Олег (879 – 912 гг.) хитростью захватил Киев, затем подчинил древлян , северян и радимичей . Объединение под властью одного князя Киева и Новгорода было важнейшим этапом развития древнерусской государственности. С этого времени традиционно ведется отсчет лет Древнерусского государства с центром в Киеве. (См. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 в .»)
Дискуссионным является оценка типа этого государства . Первая точка зрения – Киевская Русь – это раннефеодальное государство (Б.Д. Греков, А.Б. Рыбаков). Вторая точка зрения была высказана ученым И.Ф. Фрояновым, который считал, что князь в Киевской Руси не был подлинным государем. Большую роль в это время играло вече , которое, по мнению ученого, было во всех землях-волостях. Поэтому в конце 9 в., по его мнению, образовалось не древнерусское раннефеодальное государство, а возглавляемый полянами восточно-славянский племеннойсоюз.
Дружина – 1). Отряд воинов, объединившихся вокруг племенного вождя в период разложения родового строя ; 2). Вооруженные отряды при князевКиевской Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Составляли привилегированный слой общества, являлись основой формирования землевладельцев (бояр ).
Духовенство православное— особое сословиев России, занимавшееся отправлением религиозных обрядов. В Русской православной церкви сложилась следующая иерархия духовенства. 1. Черное (монашество, принимавшее на себя особые обязательства, проживавшее в монастырях).2. Белое (живущее «в миру»).Духовенство появилось на Руси после принятия христианства, тогда же была утверждена митрополичья кафедра в Киеве во главе с митрополитом, назначаемым в Константинополе. Во главе отдельных епархий стояли епископы иархиепископы,избиравшиеся из среды черного духовенства митрополитом и Собором русских епископов при участии светской власти (князей). С1448 г. русская церковь стала автокефальной,т.е. самостоятельной от константинопольской. В 1589 г. было учреждено патриаршество в России и избрали первого русского патриарха. В царствование Петра I (1682-1725 гг.) патриаршество было ликвидировано, а управление церковью передано созданному в 1721 г. Синодуво главе с государственным чиновником — обер-прокурором.
Закуп –категория зависимого населения в Древней Руси. Существует несколько толкований этого термина. Закупами становились вКиевской Руси общинники , которые потеряли средства производства и получали от хозяина небольшой участок земли и инвентарь или право пользоваться господским конем. Кабальный закуп – человек, который брал «купу», т.е. помощь деньгами или товарами в долг при условии его возвращения. Закуп работал на земле своего господина (за «купу»), пас его скот и т.д. Уйти от хозяина без его разрешения он не мог до момента возвращения «купы». Бегство закупа от хозяина превращало его в раба. Вместе с тем, нужно иметь в виду, что после возвращения «купы», закуп становился свободным человеком.
Князь– глава феодально-монархического государствау славяни некоторых других народов, позднее – дворянский титул.
Первоначально князь являлся племенным вождем, предводителем племени. В процессе формирования раннефеодального государства у славян происходило постепенное объединение прежних племенных княжеств под единой княжеской властью. Княжеская власть, первоначально выборная из представителей родоплеменной знати, постепенно сосредотачивается в руках представителей одного рода (Рюриковичи на Руси ).
Великий князь – глава феодальных монархийна Руси. Остальные князья в период феодальной раздробленности назывались удельными князьями. С образованием централизованного государствана Руси удельные князья переходили в состав великокняжеского двора. (с 1547 г. – царского). В России до 17 в. княжеское звание было только родовым. Князьями были Рюриковичи и Гедеминовичи. Княжеские титулы получали также представители татарских и кабардинских владетелей, влившихся в состав русской феодальной знати (Черкасские, Юсуповы и др.) С 18 в. титул князя стал также жаловаться правительством высшим сановникам за особые заслуги (первый пожалованный князь – А.Д. Меншиков).
Княжеские съезды – встречи князей Киевской Руси с целью принятия совместных решений по тем или иным вопросам. Например, Любечский съезд (1097 г.) должен был положить конец междоусобным войнам. На этом съезде присутствовали 6князей . Здесь было принято решение о праве наследования князьями своих земель как отчины. Однако договоренности князей действовали непродолжительное время, после чего междоусобицы возобновлялись.
Купечество –социальныйслой, занимавшийся торговлей, посредник между производством и рынком. В исторических источникахдля обозначения купечества в Древней Русиупотреблялись два термина — «купец» (горожанин, занимавшийся торговлей) и «гость» (купец, связанный торговыми операциями с другими городами и странами). С XIII в. появляется третий термин — «торговец».
Первые упоминания о купцах в Киевской Русиотносятся к X в. В XI— XII вв. они составляли особую социальную группу городского населения, занимаясь наряду с торговлей ростовщичеством,пользовались поддержкой княжеской власти.В XII в. в наиболее крупных экономических центрах возникли первые купеческие корпорации. Процесс роста купечества был прерван монголо-татарским нашествием и возобновился в Северо-Восточной Русина рубеже XIII-XIV вв. Развитие городов и численный рост купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятельных групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Нижнем Новгороде, Вологде и др. городах.
Однако объединение русских земель вокруг Москвы сопровождалось ликвидацией податной и иной автономииместных купеческих корпораций, а позднее их разрушением. В период правления Ивана IV Грозного (1533-1584 гг.) многие представители купечества были физически истреблены. Купцы вместе с ремесленникамии мелкими торговцами городов были объединены в одно сословие посадских людей.С XVII в. крупное купечество стало соединять торговлю с предпринимательством в соледобывающей, винокуренной (до 50-х гг. XVIII в.), кожевенной и др. отраслях промышленности, а с XVIII в. — в металлургии, текстильной, бумажной, стекольной и др., т.е. начался процесс формирования русской национальнойбуржуазии.Развитие торговли вне города привело к появлению слоя купцов-крестьян.
С целью расширения социальной опоры самодержавия(в городах, а также в фискальных (сбор налогов) интересах, правительство в 1775 г. пошло на создание привилегированного гильдейского(гильдии — объединения)купечества. В новую сословную организацию купечества вошла буржуазиярусских, украинских и белорусских городов, крупные и средние купцы, представители нарождавшегося банковского и сохранявшегося ростовщического капитала. Остальная масса купеческого сословия, состоявшая из ремесленников, товаропроизводителей, мелких торговцев, образовала сословие мещан, т.е. податное сословие из бывших посадских людей: ремесленников, домовладельцев, торговцев, объединенных по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления.Организация гильдейского купечества, окончательно оформленная Жалованной грамотой дворянствуиЖалованной грамотой городам(1785 г.), просуществовала без изменений до 1861 г.
С отменой крепостного правав 1861 г. купечество стало составной частью буржуазии. В 60-е гг. XIX в. были подорваны и условия для существования в городах замкнутого купеческого сословия, хотя в России вплоть до 1917 г. сохранялись многочисленные сословные привилегии (в том числе и у купечества). С 1863 г. был открыт доступ в купечество для выходцев из всех других сословий. Для этого необходимо было уплатить все повинности по-прежнему сословию (касалось низших сословий), ежегодно платить гильдейский сбор (с 1-й гильдии — 500 рублей, со 2-й — 150 рублей, 3-я гильдия была ликвидирована) и другие виды промыслового налога.В купеческое сословие перешли многие крестьяне, а сословная прослойка крестьян—купцов исчезла, слившись с гильдейским купечеством. В купеческом сословии крестьян привлекали такие его права, как освобождение от телесных наказаний, возможность быть причисленным к категории почетных граждани др. В XX в. по численности купечество стало незначительной частью буржуазии России. Окончательная ликвидация купечества как сословия была осуществлена в советской России.
Куявия (Куяба), Славия (Слаба), Артания (Артаб)– объединения племенных союзов восточных славян в 8 – 9 вв. – протогосударства. Столицей Куявии был город Киев, Славии – Новгород, местонахождение столицы Артании неизвестно.
«Лествичное право»— (от старо-славянского «лествица» — лестница) – обычай княжеского наследования, существовавший на Руси с 1054 г. (смерть Ярослава Мудрого) до 1097 г. (Любечский съезд). Согласно ему, каждый потомок Владимира Iобладал правом на участие в общем дележе Русской земли, правом на получение своей доли соответственно положению, которое он занимал в родовой семье и которое определялось понятием о родовом старшинстве. Старший, сидя в Киеве, назначал остальных, в зависимости от старшинства в др. города. За братьями следовали дети старшего брата, в той же последовательности – внуки, правнуки и т.д. Если князьумирал, не успев получить княжества, то его сыновья становились изгоями, т.е. исключались из общего родового круга: при общем дележе они уже не принимались в расчет (могли получить уделыили кормление). По мере смены великого князявсе остальные переезжали из города в город (из более мелких в более важные) по старшинству. Лествичное право, с одной стороны, служило формальному сохранению единства страны, с другой – нередко вносило неразбериху из-за частых переездов князей. Князья-племянники из-за несовершенства лествичного права часто оказывались старше своих дядьев, что приводило к кровавым усобицам. Лествичное право, однако, не было строгим, и дело порой решалось силой. Так, например, Всеволод Ольгович сел на престол в Киеве, хотя его отец не княжил даже в Чернигове (если не считать краткого периода 1004 -1006 гг.).
Летопись – историческое произведение, в котором повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: «В лето …». Летописание существовало еще в X в., но ранние летописи дошли до нас только в виде позднейших списков, включенные в состав летописей более позднего времени (так называемый летописный свод). Наиболее известный из ранних летописных сводов – «Повесть временных лет » (около 1113 г.). В XVII в. летописные сочинения получили другую форму, и летописание постепенно прекратилось.
Митрополит –второй по значению чин в православной церковной иерархии (после патриарха). Появились на Руси в XI в. и были до конца XVI в. Первоначально Митрополиты назначались на Русь из Византии, хотя в своей деятельности сохраняли значительную независимость. Первым Митрополитом русского происхождения считается известный церковный писатель Иларион (Киевский Митрополит в 1051-1062 гг.). Резиденция Митрополита на Руси была сначала в Киеве. После разрушения Киева (1240 г.) татаро-монголами, кафедра митрополита влачила в этом городе жалкое существование, пока не была перенесена (1209 г.) во Владимир на Клязьме, а в сер. XIV в. — в Москву. С этого времени устанавливается титул «Митрополит всея Руси».
Митрополит возглавлял Русскую православную церковь и подчинялся Константинопольскому патриарху до 1589 г., когда в России было введено патриаршество.
Натуральное хозяйство –тип хозяйства, при котором все необходимое для удовлетворения элементарных потребностей производится и потребляется на месте. При таком типе хозяйства нет необходимости существования рынка. С развитием торговли натуральное хозяйство вытесняется товарным производством.
Норманская теория– направление в историографии , сторонники которого считают норманов ( варягов ) основателями славянского государства. Концепция скандинавского происхождения государства у славян связана с фрагментом из«Повести временных лет », в котором сообщалось, что в 862 г.для прекращения междоусобиц славяне обратились к варягам («руси») с предложением занять княжеский престол. В результате Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус – в Белоозере и Трувор в Изборске.
«Норманнская теория» была выдвинута в 18 в. немецкими историками Г. Байером и Г. Миллером, приглашенными Петром I работать в Петербургскую Академию наук. Они попытались научно доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Крайним проявлением этой концепции является утверждение, что славяне в силу своей неподготовленности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им. По их мнению, государственность была привнесена славянам извне. (Байер Готлиб Зигфрид (1694 — 1738) — немецкий историк и филолог. Окончил Кёнигсбергский университет. С 1725 г. занимал кафедру древностей и восточных языков в Петербургской Академии наук. Большое научное значение имели работы Байера по ориенталистике, филологии, исторической географии; в частности словарь китайского языка. Миллер Герард Фридрих (1705-1783) родился в Вестфалии. С 1730 г. профессор и член Академии наук. С 1732 г. редактор издававшегося по его предложению первого российского исторического журнала «Собрание российских историй». В 1733 г. присоединился к Камчатской экспедиции В. Беринга и почти десять лет провел в Сибири, изучая ее географию, этнический состав населения, архивные материалы. В 1747 г. Миллер перешел в русское подданство и был назначен Российским историографом и ректором университета. В 1749 г. произнес речь на торжественном заседании Академии наук в связи с годовщиной вступления Елизаветы Петровны на престол, в которой сформулировал основные положения «норманской теории» возникновения русского государства. Основные тезисы его доклада сводились к тому, что: 1) приход славян с Дуная на Днепр можно датировать не ранее правления Юстиниана; 2) варяги есть ни кто иные, как скандинавы; 3) понятия «варяги» и «русь» — тождественны. Из исторических сочинений принято считать крупнейшей его работой «Историю Сибири». Однако, кроме этой книги, он является также автором другого издания — «Опыт новейшей истории о России», которую рассматривал как продолжение «Истории Российской» В.Н. Татищева. Большая заслуга Миллера состоит в публикации многих важнейших источников по русской истории.)
Против этой теории первым выступил М.В. Ломоносов. Его и его сторонников стали называть антинорманистами .
Особую остроту спор норманистов и антинорманистов приобрел в 30-е годы XX века на фоне обострившейся политической ситуации в Европе. Пришедшие к власти в Германии фашисты использовали существовавшие теоретические концепции для обоснования своих агрессивных планов. Пытаясь доказать неполноценность славян, их неспособность к самостоятельному развитию, германские историки выдвинули тезис об организующей роли германского начала в Польше, Чехии, на Руси.
Сегодня значительная часть исследователей склонна соединять доводы «норманистов» и «антинорманистов», отмечая, что возникшие предпосылки образования государства у славян были реализованы с участием норманнского князя Рюрика и его дружины.
Норманны –«северные люди», или жители Скандинавии – понятие, равнозначное термину «варяги».
Община.Выделяют, во-первых, родовую общину как первичную форму социальной организации; форму объединения людей, сложившаяся при первобытнообщинном строе , представляющую собой замкнутое образование, покоившееся на общественной собственности на средства производства, на коллективном труде с естественной формой его разделения между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми и на совместном распределении и потреблении произведенного продукта. Стадию родовой общины прошли все народы.
Во-вторых – общину соседскую (крестьянскую). Соседская община была не у всех народов. У восточных славян она возникла в период «военной демократии » (VI – IX вв.). Причинами перехода от родовой общины к соседской у восточных славян были сложные природные условия (суровый климат, малоплодородные почвы), а также постоянные набеги агрессивных кочевых племен. В этих условиях выжить можно было только сообща. Так возникла соседская община – т.е. поселение людей, не связанных родственными узами, но занимающих определенную территорию, совместно использующих покосы, лесные угодья, отвечающих за выполнение повинностей в пользу князя, справедливое распределение пахотной земли. Члены соседской общины связаны круговой порукой.
Начиная с XIV в. соседская община («мир») приобрела функции общественно-административной организации сельского населения.
Патриарх –(греч. родоначальник) – высший духовный сан в православии. Титул патриарха установлен церковным собором в 451 г. В России патриаршество было установлено в период правления Бориса Годунова (1598 – 1605 гг.), стремившегося утвердить первенство русского православия в мировом православии. До этого времени глава церкви носил титул митрополита Московского и всея Руси. Первым патриархом был Иов (умер в 1607 г.). Патриаршество в России прекратилось в 1700 г., после того, как царь Петр I отменил его после смерти патриарха Андриана. Тем самым царь полностью подчинил церковь своей власти. В 1721 – 1917 гг. управление церковью осуществлялось Святейшим правительствующим Синодом во главе с обер-прокурором. Патриаршая форма правления восстановлена в Русской Православной церкви в ноябре 1917 г.
Первобытно-общинный строй –самый ранний и продолжительный период в истории человечества. Вопрос о его периодизации дискуссионен. Принята археологическая периодизация, которая основывается на различиях в материале и технике, применяемых при изготовлении орудий труда. При этом в первую очередь учитывается преобладание того или иного материала (например, в эпоху бронзы, наряду с орудиями труда из бронзы, использовались орудия из камня). Таким образом, периодизация принимает следующий вид: каменный век, бронзовый и железный век. Другим критерием для периодизации первобытнообщинного строя служат изменения физического типа человека. Различают эпоху существования древнейшего (архантропа), древнего (палеоантропа) и современного человека (неоантропа). Существование древнейшего человека относят к 2 – 2,5 млн. лет назад. Значительно ближе к облику современных людей был неандерталец (35 – 200 тыс. лет назад), относящийся к палеоантропам. Современный человек – (homo sapiens – человек разумный) появился 35 – 40 тыс. лет назад. Люди к тому времени не только научились добывать огонь, но и изготавливать сложные каменные и костяные орудия, шить одежду, строить жилища, охотиться. В позднем палеолите на смену «первобытному человеческому стаду» (непостоянная группа древних людей, объединенная в поисках средств существования) приходит родовой строй с материнской общиной (матриархат) и общей собственностью на средства производства. Постепенно родовая община переходит в соседскую. Рост производительных сил, разделение труда привели к возникновению обмена, а затем частной собственности, выделению индивидуального хозяйства и распаду первобытно-общинного строя.
Печенеги – объединение тюркских племен 8 – 9 вв., кочевавших в степях между Волгой и Аральским морем, в Северном Причерноморье. (См. историческую карту «Русь в 9 – 10 вв .») Основное занятие – скотоводство. Совершали набеги на Древнюю Русь . Киевский князь Святослав (957 – 972 гг.) погиб в засаде, устроенной печенегами в 972 г. В 1036 г. были разбиты Ярославом Мудрым (1019 – 1054 гг.). Теснимые с Волги половцами и другими племенами, печенеги в середине 9 в. отошли к Карпатам и Дунаю.
Племя — этническая и социальная общность людей, находящихся на первобытном уровне развития. Обычно состоит из нескольких родов, объединенных единой территорией, общим языком, обычаями, культом. Во главе племени находится выборный племенной совет, военные и гражданские вожди. Позже образуются союзы племен, которые в период завоеваний и перемещений ведут к смешению племен и возникновению более крупных народностей.
Половцы (кипчаки, кынчаки, куманы) – наименование тюркского народа, пришедшего около 9 в. из Заволжья в Причерноморские степи. Основное занятие – кочевое скотоводство. В 1054 г. половцы впервые столкнулись с населением русских земель, после чего многократно нападали на Русь.
«Повесть временных лет». Летописание , как специфический литературный жанр, зародилось в Киеве в конце X века. Первым летописным сводом Древней Руси был Киевский летописный свод 996 — 997 годов. Позднее, в 1037 — 1039 годах, он перерабатывался и вошел в состав древнейшего Киевского свода, который велся при храме св. Софии по повелению князя Ярослава Мудрого .Этот свод впоследствии также многократно перерабатывался и переписывался иноками Киево-Печерского монастыря, пока не принял окончательный вид и стал называться «Повестью временных лет».
Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до начала XII века. Ее первая редакция была составлена около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу князя Святополка II Изяславича . Ее вторая редакция относится к 1116 году и была составлена Сильвестром, игуменом Киевского Выдубицкого монастыря, для князя Владимира Мономаха .А в 1118 году в Переяславле безымянным летописцем была создана третья редакция «Повести временных лет» для князя Мстислава Владимировича .
На этом работа летописцев в XII веке на текстом «Повести» не закончилась. Согласно предположению ряда ученых (М.Х. Алешковский и др.) в 1119 году пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху , в четвертый раз отредактировал текст «Повести временных лет» и его сохранила нам Ипатьевская летопись. Этот Василий — автор «Повести об ослеплении князя Василька Теребовльского», вошедшей в «Повесть временных лет». В 1123 году в Переяславле епископ Сильвестр, бывший игумен Выдубицкого монастыря, скопировал текст Васильевой редакции. В процессе многократных переписок текст Васильевой редакции «Повести временных лет» вошел в состав Тверского свода 1305 года, который дошел до нас в Лаврентьевской летописи 1377г. Только Новгородская первая летопись старшего извода (Синодальный список) сохранила до наших дней более или менее цельный текст первой редакции «Повести» в составе свода 1118 года.
Погост —1)место сбора дани в Древней Руси; были введены княгиней Ольгой в сер. X в. 2) административно-хозяйственная единица в средневековой Руси; 3) сельское кладбище; расположенная вдали от села церковь с кладбищем.
Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной земель для сбора дани. Дань была неопределенных размеров. Происходило полюдье обычно зимой или осенью, после сбора урожая. Княгиня Ольга после трагической гибели своего мужа, князя Игоря (подробнее см. хрестоматию, раздел «Первые русские князья ») во время сбора полюдья (945 г.) установила уроки ипогосты . С 11 – 12 вв. вместо полюдья повсеместно была введена фиксированная денежная повинность.
Поляне – восточно-славянский племенной союз VI – IX вв., существовавший на территории по среднему течению Днепра от Припяти до Роси. Наравне с Новгородом – один из центров зарождения государственности у восточных славян. Сыграл важную роль в создании Древнерусского государства .
Посадские люди —торгово-промышленное население, селившееся у стен средневекового города на Руси.В разряд посадских людей переводилось все городское население, зависимое от удельных князей,центрального правительства и монастырей.Посадские люди платили промысловые налоги,торговые пошлины,участвовали в общегородских строительных работах. Они составляли общинуво главе с земским старостой.В 1785 г. разделены на купечествоимещан.
Православие – (от греч. – верный + мнение) – одно из важнейших вероисповеданий христианства . Первоначально вся господствующая христианская церковь именовалась православной и католической. После разделения церквей название католическая осталось за западной (римской), православие – за восточной церковью. Формально датой разделения считается 1054 г., когда римский кардинал и константинопольский патриарх отлучили друг друга от церкви. Начало формирования православного направления в христианстве относится к 3 – 5 вв. Связано это с разделением Римской империи на Западную и восточную. Постепенно сформировались важнейшие отличия православия от католичества. Например: православная церковь отвергает добавление западной церкви к «символу веры» «и от сына», т.е. считает «святой дух» исходящим только от Бога-отца; в православной церкви отсутствует целебат (обязательное безбрачие духовенства), миряне причащаются как хлебом, так и вином. Центром православия стала сначала Византия и ее столица Константинополь. Постепенно возникло несколько автокефальных церквей (административно самостоятельных) церквей. Крещение Руси предпринято при Владимире Святославовиче в 988 г., когда православие стало государственной религией. С 1448 г. действует самостоятельная Русская православная церковь.
Прародина ранних славян(праславян) – место, где обитали наши предки. Общепринятого, утвердившегося взгляда на «прародину» ранних славян до сих пор нет. По поводу ее нахождения существует несколько версий.
Среди историков 19 в. была очень популярна «дунайская версия» происхождения славян, схожая с идеями Нестора, изложенными в «Повести временных лет ». «Согласно ее трактовке, славяне осели в римской провинции Норик, расположенной между верховьями Дуная и Дравы. Теснимые римлянами, они двинулись дальше на Вислу и Днепр (Соловьев С.М. , Ключевский В.О. ).Миграция на север и северо-запад была медленной. Так, по В.О. Ключевскому , восточные славяне прежде, чем они попали на Днепр, около 500 лет пребывали в предгорьях Карпат. И только в 7 в. расселились по современной Русской равнине. Сторонники этой версии есть и в наши дни (В.П. Кобычев).Большинство современных ученых склонны славянскую прародину в более северных районах, полагая, что она находилась в среднем Поднепровье и Припяти, либо в междуречье Вислы и Одера. Б.А. Рыбаков попытался объединить оба варианта происхождения славян. По его мнению, праславяне размещались в широкой полосе от Карпат до Балтики и от Днестра, Южного Буга до Припяти. Он считал, что центром расселения индоевропейского единства была северо-восточная часть Балканского полуострова и Малая Азия, откуда в начале II тыс. до н.э. началось расселение пастушеских племен в сторону Рейна и Днепра, закончившееся в середине II тыс. до н.э. переходом к оседлому земледелию. Часть этого гигантского потока и стала предками славян.
Раб – в античности — человек, превращенный в чью-либо собственность, находящийся в полной его власти, сам не имеющий никакой собственности. В Киевской Руси существовало патриархальное рабство. Здесь рабы известны под разными названиями: челядь, холопы. Источниками рабства были многочисленные войны, долги и т.д. Историки считают, что рабство на Руси получило достаточно широкое распространение, но не определяло характер экономики и общественного строя.
Радимичи – наименование населения, входившего в союз восточнославянских племен , обитавших в междуречье верхнего течения Днепра и Десны. Около 885 г. радимичи были присоединены князем Олегом кКиевскому государству . Крупные города на земле радимичей – Гомий (Гомель), Воробоин, Ропейск и др.
Ремесленник —непосредственный производитель, занимающийся изготовлением ручным способом каких-либо изделий при помощи собственных орудий труда.
Ремесло— мелкое ручное производство промышленных изделий, господствовавшее до появления крупной машинной индустрии и сохранившееся наряду с ней.
Историяремесла восходит к началу производственной деятельности человека. В условиях первобытнообщиннойформы организации жизни людей господствовало домашнее ремесло (производство изделий из камня, дерева, кости, глиняной посуды и т. д.). С переходом человечества к земледельческо-скотоводческой экономике и оседлому образу жизни, когда усложняется ремесленная техника и появляются новые отрасли производства, происходит выделение ремесленников,занятых специально каким-то видом ремесла. Это был первый шаг на пути отделения ремесла от сельского хозяйства, давший большой толчок развитию ремесленного производства.
С выделением профессионального городского ремесла появляется новый социальный слой — городские ремесленники, сыгравший важную роль в развитии общества. В Киевской Русиуже в XII в. были известны более 40 ремесленных специальностей (плотники, бондари, столяры, иконописцы, сапожники и т. д.). Однако процесс развития ремесла в XIII в. в большинстве русских земель был прерван ордынским игомистал возобновляться лишь после освобождения от него. Но в специфических условиях образования Русского централизованного государствапроцесс формирования объединения ремесленников в организации, в отличие от Западной Европы, не получил развития.
В основном ремесло было сосредоточено в вотчинахземлевладельцев-бояр,в принадлежавших государству городских слободах.В течение XVI в. в стране резко выросло число ремесленных специальностей по обработке металла, кожи, дерева и т. д., все большее количество изделий производилось для рынка. Интенсивное развитие мелкотоварного производства в XVII в. во многом подготовило почву для экономических преобразований первой четверти XVIII в. Причем ремесленное производство соседствовало с мануфактурнойпромышленностью.
В XVIII в. появились ремесла, дублировавшие мануфактуры. Кустарное производство XVIII — начала XIX вв. в России по форме организации труда часто выступало в качестве децентрализованной мануфактуры. В XIX в. в связи с аграрным перенаселением в стране широкое развитие получила кустарная промышленность (промыслы) в деревне. В целом же развитие машинного производства вело к снижению доли кустарных изделий в общей товарной массе на рынке.
Рента – ( от лат. «отданная назад») – регулярно получаемый доход на капитал, имущество или землю, не требующий от получателя предпринимательской деятельности.
Род – коллектив кровных родственников, имеющих общего предка, общее родовое имя, которые объединялись в племена , которые распадались при образовании государства .
«Русская правда »— первый дошедший до нас письменный сборник законов Древнерусского государства .Наиболее полный вариант текстов законов, видимо, содержит так называемая «Пространная правда». Первая часть законов была записана при Ярославе Мудром в первой половине XI века, вторая часть – при Ярославичах во второй половине XI в. Третий этап формирования древнерусского свода законов связан с созданием «устава Владимира Мономаха » после его призвания на киевский престол в 1113 г. Данное законодательство продолжало действовать и после распада Киевской Руси вплоть до принятия в 1497 г. Судебника Ивана III.
В целом «Русская правда» защищала жизнь и имущество княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников игорожан, установила положение феодально-зависимых людей, обязательное и наследственное право и др. «Русская правда» оказала влияние на последующее законодательство.
Русские законы не предусматривали в это время смертной казни, они пытались даже кровную месть, издревле существовавшую у славян, заменить штрафами.
Русь –название государственного объединения восточных славян в IX в. на Днепре; название других земель и княжеств в XII – XIII вв.; название северо-восточных земель Древнерусского государства , стало основой понятия «русские». Один из авторов (Иордан) упоминает «мужей-росов» (росоманов), враждовавших с готским князем. В сирийских источниках упоминается оседлый народ «РОС», живший в Среднем Поднепровье. Византийцы применяли форму РОС, а арабо-персидские авторы IX – XI вв. – форму РУС. В русской средневековой письменности употреблялись обе формы («Руськая земля» и «Правда Роськая»). В наше время мы говорим РОСсия, а ее жителей называли РУСскими.
Ясности в происхождении слова «Русь» нет. По одной из версий, «русы суть племя славян», обитавшее в Среднем Приднепровье (Б.А. Рыбаков ), жившее на берегах реки Рось. По другой – русы – скандинавское племя, к которому принадлежал основатель славянского государства Рюрик (вполне возможно, что это название первоначально определяло норманов , а затем было перенесено и на славян, но не исключено, что оно было славянского происхождения и в определенный момент стало обозначать и тех норманнов, которые вступили в союз со славянской Русью).
Слово «русь» было распространено в Европе. Руги, русы – это название часто встречается в Прибалтике (остров Рюген), и в Южной Германии. В финском языке есть слово Ruotsi – шведы, которое в сою очередь происходит от норвежского – гребцы, гребля. Были ли русы славянским племенем или нет, сказать определенно не представляется невозможным. Вероятно, русы жили рядом с древлянами , полянами и другими восточно-славянскими племенами , имели европейское происхождение. Вполне возможно, русы были одной из наемных дружин , приглашенных славянами.
Рядович– в Древней Руси — временнообязанные, полусвободные смерды , попадавшие во временную зависимость в силу «ряда» — договора, на основании которого они работали на хозяина.
Северяне – восточнославянские племена , занимавшие в конце I тыс. до н.э. поречье Десны, Сейма и Суллы. С конца 9 в. вместе с полянами вошли в состав Древнерусского государства . Центрами северян были Курск, Чернигов, Новгород-Северский.
Славяне –крупнейшая в Европе группа народов, объединенная общностью происхождения из индоевропейской языковой семьи. К VI в. н.э. славянские племена разделились на три ветви – восточную (современные русские, украинцы, белорусы и др.),западную (современные поляки, чехи, словаки и др.), южную (современные болгары, сербы, хорваты и др.). Древнейшие предки славян жили в 3 – 2 тыс. до н.э., вероятно, между Днепром, Карпатами, Одрой и Балтийским морем. На рубеже нашей эры возникли восточные (анты ), западные и южные (склавины ) группы славян. В это время славяне впервые упоминаются античными писателями.
В VI – VII вв. н.э. славяне заселили Балканский полуостров, образовав группу южных славян. Во второй половине 1 тысячелетия у славян создаются раннефеодальные государства. У восточных славян, в частности, в конце IX в. возникает государство Киевская Русь .
Смерды –социальный слой Древнерусского государства . В исторической науке существуют различные точки зрения о положении холопов и смердов в обществе. Вероятно, первоначально (на ранних этапах развития Древнерусского государства) это была вся масса сельского населения, которая постепенно из свободного крестьянства превращалась в зависимое.
Социальная структура Древней Руси.Высшим сословием на Руси были князья , а с 10 в. также служители духовенства, т.к. они владели (очевидно, с 11 в.) земельной собственностью (вотчина ). Привилегированное положение занимала дружина . В дружинной организации была внутренняя иерархия: верхушку дружинного слоя составляла старейшая дружина; ее члены именовались боярами . Низшим слоем была младшая дружина. Ее представители назывались отроками. Низшее сословие состояло из свободного сельского населения, обложенного данью и свободных горожан, которых называли люди. Для лично зависимого населения вотчин, а также для несвободных слуг использовались термины челядь и холопы . Особую категорию населения составляли смерды . Вопрос о ее сущности дискуссионен. Во второй половине 11 в. появляется категория закупов – людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их правовое положение было промежуточным между свободными людьми и холопами.
Социально-экономические отношения в древней Руси. В экономике Древнерусского государства господствующей системой производственных отношений был феодализм , но сохранялись и рабовладельческие, и первобытно-патриархальные отношения. Главным богатством и основным средством производства была земля. Поэтому привилегированное положение занимали те группы населения, которые ей владели.
Распространенной формой организации производства была феодальная вотчина . Владельцем вотчины был князь или боярин . В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян—общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу великого князя.
Все свободное население Киевской Руси носило название «люди» или «людины». Отсюда термин, означающий сбор дани — «полюдье ». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась «смердами». Они могли жить как в крестьянских общинах , которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» — часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения – закупы . Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.
Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы , называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение на Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм, который имел существенные отличия от «классического» западно-европейского. Главной особенностью феодализма в Древнерусском государстве была большая роль государственного сектора в экономике страны. Здесь было значительное числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.
Удельное княжество (удел) — княжеское владение на Руси XII – XVI вв., образовавшееся вследствие дробления великокняжеских земель и управляемое членом великокняжеской семьи. Удельные князья номинально зависели от великих князей, на деле были независимы; имели свое войско, чеканили монету и т. д.
Управление Древнерусским государством.Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию . Во главе государства стоял Великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. В ранний период истории Руси, доходы князей и их приближенных во многом определялись данью с подчиненных племен , возможности ее вывоза в другие страны для продажи. Князь также жаловал дружинников землями. Владельцев земли стали именовать «бояре ». Позднее из бояр возник совет при князе – Боярская дума.
Уроки –фиксированный размер дани или каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определенному сроку. Введение уроков являлось частью административно-налоговой реформы, проведенной княгиней Ольгой в сер. X в.
Феодал – представитель господствующего класса при феодализме , (обычно в Западной Европе) владелец земли (феода), передающейся по наследству.
Феодализм –общественный строй, для которого было характерно преобладание в экономике сельскохозяйственного производства, господство натурального хозяйства , существование двух основных социальных групп (феодалови крестьян), использование методов внеэкономического принуждения, соединение верховной власти с землевладением. В марксистской теории – общественно-экономическая формация , приходящая на смену рабовладельческой и предшествующая капитализму.
Хазары – тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе в 4 в. и кочевавший в Западно-Прикаспийские степи. Создали государство Хазарский каганат, существовавшее в 7 – 10 вв. Столица – город Итиль.Исповедовали иудаизм и ислам. Покорили полян , северян , радимичей и вятичей. Могущество хазар было сломлено в 966 г. князем Святославом .Он разбил хазар и захватил их столицу. Непрочность Хазарского царства была обусловлена разноплеменностью его населения (входило до 25 племен , каждое из которых жило по своим законам и обычаям). С середины 12 в. хазары исчезают из истории.
Холопы – люди, право владения которыми у господ не было ничем ограничено (фактически они были рабами в русском феодальном обществе). Известны на Руси с 10 в. Холопы не имели своей собственности и в любой момент могли быть проданы или отданы любому лицу. За действия холопа нес ответственность господин. Вместе с тем, в отличие от рабов античных, холопы могли быть «посажены» на землю в качестве крепостных. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или за преступление, через женитьбу или замужество на холопе или холопке. В реальной жизни холопы состояли из двух категорий: слуги феодала, входившие в состав его личной челяди и дружины (из их среды выходила княжеская администрация и даже видные представители господствующего класса)); вторую категорию составляли пашенные холопы («страдники»), холопы—ремесленники. На протяжении 16 в., в связи с распространением крепостного права, роль холопов уменьшалась. С 17 в. наиболее массовым становится «служилое» холопство. Часть его, получая за «службу» землю в условное держание, вливались в состав господствующего слоя, становясь как бы холопами великого князя . Другая часть в 17 – 18 вв. была «положена в тягло» (т.е. подати, натуральные налоги или повинности крестьян и посадских людей в 15 – 18 вв.), слившись с массой крепостных крестьян.
Христианство — одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: католицизм, православие , протестантизм.Всех их объединяет вера в Иисуса Христа, как богочеловека, спасителя мира, который принял страдание и смерть, чтобы искупить грехи человечества, а затем воскрес и вознесся на небо. Главным источником вероучения является Священное Писание (Библия), особенно ее вторая часть – Новый Завет. Христианство возникло в I веке н.э. в восточной провинции Римской империи (в Палестине) как религия угнетенных. Из гонимой и преследуемой властями «иудейской секты» христианство в IV веке превратилось в государственную религию Римской империи. После разделения Римской империи в 395 году на Западную и Восточную усиливается соперничество Рима и Константинополя за роль центра христианского мира. Постепенно складываются различия в толковании христианского учения представителями западной и восточной церквей, а также обрядовые расхождения. В 1054 году произошло окончательное разделение христианства на две независимые церкви – католическую (западную) и православную (восточную). Дальнейшее развитие каждой из них определялось особенностями социально-политического развития Византии и западноевропейских стран. В XVI веке в результате Реформации – широкого религиозного и социально-политического движения за коренное обновление церкви, развернувшееся в большинстве европейских стран, возникли новые направления, отколовшиеся от католицизма, которые стали называть общим термином – протестантизм.
На Руси христианство было введено в качестве государственной религии князем Владимиром Святославовичем в 988году. Крещение пришло на Русь из Византии .
Язычество – комплекс ранних политеистических верований (многобожие), основным признаком которых является одухотворение природы, отраженное в культах богов, духов, предков.
Ярославичи — Изяслав, Святослав и Всеволод — сыновья Ярослава Владимировича Мудрого , которые после смерти отца сели соответственно в Киеве, Чернигове и Ростове, а на великом столе в Киеве правили поочередно.