Сравнение авторитаризма и тоталитаризма
Основными разновидностями антидемократических режимов являются авторитаризм и тоталитаризм, которые различаются между собой разным характером и степенью отрицания демократических начал государственно-политического властвования. Но кроме этих критериев существует ещё ряд признаков, по которым различают тоталитаризм и авторитаризм.
Основные признаки различия тоталитарного и авторитарного режимов заключаются в следующем:
Самый главный критерий связан с пониманием какой-либо цели, миссии данного режима (например, идея расового превосходства). Можно сказать, что тоталитаризмом на первых порах двигала та или иная мечта об утопии, направленная против либеральной демократии, капиталистической экономической системы и в какой-то мере отвечавшая ожиданиям большинства населения страны. Подвижники тоталитарного идеала рассматривали его как модель мирового порядка. Поэтому тоталитаризм ориентирован не только на создание совершенного общества в какой-либо отдельной стране, но и пытается распространить аналогичный своему общественный строй на другие страны.
Авторитарные режимы в большинстве случаев не ставят перед собой задачу полного преодоления предшествующего социального строя. Военные хунты в Латинской Америке обычно приходили к власти под лозунгами сохранения утвердившегося порядка, избавления угрозы его изменения. Авторитаризм склоняется к идее органичного развития, под которым часто скрывается желание воспрепятствовать вообще всяким заметным изменениям.
Следующий признак, по которому различаются тоталитарные и авторитарные системы, заключается в разной степени регламентации различных аспектов общественной жизни. Тоталитаризм стремится реализовать утопический идеал во всех сферах общественной жизни. В результате предполагается не только создание и пропаганда новой системы ценностей, но и формирование такого политизированного человека, индивидуальность которого должна быть подчинена коллективности.
Для авторитаризма, напротив, характерна намеренная деполитизация народа, его довольно слабая политическая информированность. Для авторитарного режима, как правило, не характерен тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни.
При авторитаризме формально может существовать парламент, принцип разделения властей и другие явления, присущие демократии (например, гражданское общество, которое не полностью поглощено государством).
В политической системе тоталитарного строя вся полнота высшей власти концентрируется в руках правителя и его ближайшего окружения. Практическая реализация директив высшего политического руководства осуществляется партийно-государственной бюрократией, которая в своей деятельности руководствуется не законами, а, прежде всего, секретными постановлениями, решениями вышестоящих государственных и партийных инстанций. В тоталитарном государстве фактически полностью отсутствует принцип разделения властей.
Еще одно различие между тоталитаризмом и авторитаризмом заключается в самой структуре власти и наличии оппозиции. В тоталитарной системе центром власти является одна партия, которая пронизывает весь государственный аппарат, общественные организации и производственные структуры.
Авторитаризм — это режим ограниченного плюрализма. При авторитарном режиме существует оппозиция в усеченном виде.
Авторитарные режимы, как правило, сохраняют традиционные классовые, сословные перегородки, которые тоталитаризму чужды. Тоталитаризм в соответствии со своим утопическим идеалом разрушает прежнюю социальную структуру, разрывает традиционные социальные связи, ликвидирует ранее сложившуюся социальную дифференциацию, т.е. превращает классы в массы.
Еще одно из отличий авторитаризма от тоталитаризма заключается в том, какую роль играют в обоих режимах репрессии. В период зарождения и формирования тоталитарный режим осуществляет террор по отношению к своим противникам легально и организованно. Кроме того, репрессии обрушиваются не только на противников режима, но порой угрожают и вполне лояльным гражданам.
При авторитаризме насилие и принуждение играют хотя и немалую, но не определяющую роль, и в основном используются против бесспорных противников режима. Массовые репрессии для авторитарного режима обычно не характерны. Репрессии по сравнению с тоталитарным режимом носят ограниченный характер. Массовый физический террор, как правило, отсутствует.
Следующий критерий — методы экономического регулирования. Тоталитарные режимы активно вторгаются в экономическую сферу, либо устанавливая над ней строгий контроль, либо подвергая её полному или почти полному огосударствлению. Для тоталитарного режима характерна государственная или находящаяся под жестким бюрократическим контролем частная собственность на средства производства.
Если для тоталитаризма характерно стремление распространить политическое регулирование и на сферу экономики, то авторитаризм может сочетаться как с плановой экономикой, так и с рыночной, которая может быть весьма эффективна.
Конечно, отмеченные различия между тоталитаризмом и авторитаризмом не следует абсолютизировать. Некоторые режимы являются как бы промежуточными между ними и объединяют признаки разных типов в силу особенностей своего исторического развития и политического опыта.
Оба этих режима сходны недемократической формой осуществления политической власти. Будучи родственным авторитарному режиму, тоталитарный режим имеет и во многом схожие с ним признаки:
Отдаление народа от участия в политической жизни страны. Тоталитарное государство характеризуется тем, что в нём не существуют принципы выборности государственных органов и должностных лиц, гласности их деятельности, подотчетности их населению. При тоталитаризме принцип всеобщего избирательного права отменяется, происходит ограничение участия широких народных масс в решении важных проблем общественной жизни. Господствует принцип назначения на должности.
Значительный централизм в руководстве обществом. В центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного человека, группы людей или нескольких тесно взаимосвязанных государственных или партийных органов, решения которых должны выполняться безоговорочно. Государство ставит исполнительную власть выше законодательной и судебной. Происходит снижение роли представительных органов государственной власти. Поскольку власть концентрируется в руках главы государства, представительные органы превращаются во второстепенные учреждения, а зачастую вообще упраздняются. Органы местного самоуправления обычно отсутствуют, заменяясь назначаемыми из центра чиновниками. Исполнительные органы власти юридически или фактически наделены законодательными и судебными полномочиями.
Руководство и управление обществом во всех сферах жизнедеятельности осуществляется в основном приказными методами. На всех уровнях государственного механизма господствует жёсткое правило обязательного подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим. Государство обладает правом вмешиваться в любую сферу жизни общества.
Преобладание в политической системе одной правящей партии. Организации, которые угрожают власти правящей партии, оказываются вне закона. Правящая партия обычно соединяется с государственным аппаратом, а ее монополия на власть закрепляется законом. Деятельность других общественных объединений допускается лишь при условии их подчинения власти. Общественные объединения и средства массовой информации, выступающие против режима, подвергаются репрессиям и запрещаются.
Неправовой характер деятельности власти. Роль права и закона в условиях тоталитарного режима становится второстепенной: власть получает неограниченные законом и закону неподчиненные полномочия. Это создает условия для беззакония и произвола со стороны власти. С целью удержания населения в повиновении режим прибегает к насилию, которое становится важным инструментом общественного регулирования. Увеличенную роль в обществе приобретают карательные органы. Суд, различные правоохранительные органы лишаются самостоятельности и являются исполнителями распоряжений власти.
Армия, полиция, органы безопасности используются для подавления оппозиции, выступающей против режима. Силовые структуры становятся главной опорой власти.
Ограничение прав и свобод граждан. Для тоталитаризма характерно отторжение демократических прав и свобод. Тоталитарный режим отменяет большинство демократических прав и свобод граждан. Особенно это касается гражданских и политических прав граждан. Личность отчуждается от власти и превращается в объект манипулирования. Неприкосновенность личности в должной мере не обеспечивается. Плюрализм мнений существует в жёстко ограниченных рамках. Закон преимущественно охраняет интересы государства, а не личности.
Все средства массовой информации берутся под полный и жёсткий контроль государства. СМИ должны сохранять лояльность по отношению к режиму. Может существовать цензура.
Указанные признаки свидетельствуют, что тоталитаризм, действительно, схож с авторитарным режимом правления.