Характеристика Стилей Управления Авторитарный Демократический И Либеральный

0
68

Стиль управления — представляет собой манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющую влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно.

К ним относятся: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).

Сравнительная таблица психологических характеристик стилей управления

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными Авторитарный стиль управления Демократический стиль управления Либеральный стиль управления
Приемы принятия решений Единолично решает все вопросы Принимая решения, советуется с коллективом Ждет указания руководства или отдает инициативу в руки подчиненных
Способ доведения решений до исполнителей Приказывает, распоряжается, командует Предлагает, просит, утверждает предложения подчиненных Просит, упрашивает
Распределение ответственности Полностью в руках руководителя В соответствии с полномочиями Полностью в руках исполнителей
Отношение к инициативе Подавляет полностью Поощряет, использует в интересах дела Отдает инициативу в руки подчиненных
Принципыподбора кадров Боится квалифицированных работников, старается от них избавиться Подбирает деловых, грамотных работников Подбором кадров не занимается
Отношение к знаниям Считает, что все сам знает Постоянно учится и требует того же от подчиненных Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных
Стиль общения Жестко формальный, необщительный, соблюдает дистанцию Дружески настроен, любит общаться, положительно идёт на контакты Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе, допускаем фамильярное общение
Характер отношений с подчиненными По настроению, неровное Ровное, доброжелательное, требовательное Мягкое, нетребовательное
Отношение к дисциплине Жесткое, формальное Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям Мягкое, формальное
Отношение к моральному воздействию на подчиненных Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам Постоянно использует разные стимулы Использует поощрение чаще, чем наказание

В. 32. Психологическая характеристика теории»Управленческой решетки»Р.Блейка и Дж.Мутона

Теория «управленческой решетки», разработанная Р.Блейком и Дж.Мутоном, указывает, что трудовая деятельность разворачивается в силовом поле между производством и человеком. Первая силовая линия (горизонтальная) определяет отношение руководителя к производству. Вторая линия (вертикальная) определяет отношение руководителя к человеку (улучшение условий труда, учет желаний, потребностей и т.д.).

Соотношение различных стилей руководства, представлено на рис. 18.

Рис.18. Соотношение стилей руководства

Тип 1.1 — руководитель ни о чем не заботится, работает так, чтобы не быть уволенным. Такой стиль считается чисто теоретическим.

Тип 9.1 — стиль жесткого администрирования, при котором для руководителя единственной целью является производственный результат.

Тип 1.9 — либеральный или пассивный стиль руководства. В данном случае основное внимание руководитель уделяет человеческим отношениям.

Тип 5.5 находится в середине «управленческой решетки». При таком компромиссе достигаются средние результаты труда, не может быть резкого прорыва вперед. В то же время такой стиль руководства способствует стабильности и бесконфликтности.

Тип 9.9 считается наиболее эффективным. Руководитель старается так построить работу своих подчиненных, чтобы они видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. Цели производства определяются совместно с сотрудниками.

В.33. Психологическая характеристика теста – опросника «Диагностика лидерских способностей» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий)

Шкалы: уровень лидерских качеств

Назначение теста: Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

Инструкция к тесту:Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

1. будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;

2. возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

17. Какое из двух мнений вам ближе?

1. настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

2. настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете работать?

2. с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?

1. предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;

2. просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

1. самый компетентный человек;

2. тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

28. Уважаете ли вы дисциплину?

29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?

1. тот, который все решает сам;

2. тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?

32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?

1. человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;

2. человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?

2. будете отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?

1. работать под руководством хорошего человека;

2. работать самостоятельно, без руководителей.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?

40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

2. появляется сильное желание их преодолеть.

41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают?

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?

1. введу нужные изменения немедленно;

2. не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

47. Кем бы вы предпочли стать?

1. художником, поэтом, композитором, ученым;

2. выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам приятнее слушать?

1. могучую и торжественную;

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?

Ключ к тесту: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае – 0 баллов.

Интерпретация результатов теста:

• Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.

• Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

• Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

• Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е.Жариков и Е.Крушельницкий, могут служить следующие проявления:

•Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.

•Настойчив, умеет разумно рисковать.

•Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.

•Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.

•Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.

•Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.

•Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.

•Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.

•Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.

•Надежен, держит слово, на него можно положиться.

•Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.

•Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.

•Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.

•Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.

•Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.

•Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

Источник: Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2009. C.316-320