Характеристика стилей семейного воспитания

0
373

Цитировать:
Лапшина Е.А., Дуда И.В. Характеристика стилей семейного воспитания // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2017. № 9(39). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5113 (дата обращения: 26.05.2020).

Статья посвящена теме семейного воспитания. Взаимоотношения родителей с детьми зачастую имеют воспитательный характер. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников.

The article is devoted to the theme of family education. The relationship of parents with children is often of an educational nature. Educational work of parents in the family is, first of all, self-education. Consequently, each parent needs to learn life as a teacher, learn to manage relationships with children. The study of educational, pedagogical relations that arise between parents and children is of special importance for preventing deviations in the moral development of school children.

Тема «Характеристика стилей семейного воспитания» часто рассматривается в педагогической литературе. Большой объем информации, имеющейся в свободном доступе, позволяет ей пользоваться и применять на практике, но зачастую родители не всегда задумываются о том, как надо воспитывать и какое влияние их действия оказывают на развитие ребенка. Давайте поразмышляем, ведь и правда родители не посещают ежедневно курсы по воспитанию детей, не сидят на научных сайтах ночами, ну и конечно, не каждый родитель является педагогом-воспитателем. В повседневной жизни при малейшем недопонимании с ребенком мы не можем поставить ситуацию на паузу и сбегать к соседке за советом либо прочитать статью по теме. Но не стоит сильно расстраиваться, ведь многие негативные последствия семейного воспитания можно предотвратить, зная основные характеристики стилей родительского поведения. Стили семейного воспитания экспериментально исследовались через опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В.Юстицкиса, тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, тест для родителей «Ваш стиль воспитания» В.В. Столина.

По стилю отношений между родителями и детьми в семье различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

  • Попустительский стиль (синонимы в других источниках: индифферентный, безразличный, гопоопека, равнодушие);
  • Либеральный (невмешательство, в некоторых источниках либеральный стиль приравнивается к попустительскому);
  • Авторитарный (автократический, диктат, доминирование);
  • Авторитетный (демократический, гармоничный стиль, сотрудничество).

Анализируя педагогическую литературу, можно отметить, что по проблематике семейного воспитания нет конкретных рамок, родители не всегда применяют в общении с детьми один и тот же стиль воспитания. Обращаясь к практике, можно заметить, что отцы, как правило, воспринимаются мальчиками и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что семейный стиль, в известной мере, компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Стили воспитания применяются родителями неосознанно, но их не может не быть. Отсутствие воспитания – тоже стиль.

Представим характеристику каждого стиля в виде таблицы, где в первой графе будут описаны действия родителей, во второй – поведение детей в результате применения стиля.

Попустительский стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.)

Поведение детей (Д.)

Родители (Р.) неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям. Р. не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы. Р. убеждены, что если их ребенок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания – кнут и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение – «лишь бы не орал». Р. часто демонстрируют двуличное отношение к окружающим. На людях Р. проявляют к своему ребенку безграничную любовь и доверие, подчеркивая его достоинства и оправдывая шалости. Такие Р. любят повторять: «Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком». Ключевые слова попустительского стиля: «Делай как хочешь! »

(Д.) предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими маленькими проблемами. Недоласканные в детстве, они чувствуют себя одинокими. Д. полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн. Часто Д. двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, подхалимаж, любят врать, ябедничать и хвастаться. Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм. Процесс обучения для Д. неважен, важен конечный результат – отметка, которую порой они стремятся выплакать, отстоять, оспорить. Д. ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват. Самоуверенность в старшем возрасте граничит с хамством. Поведение Д., к которым безразличны Р., проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации.

Либеральный стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.)

Поведение детей (Д.)

В отличие от Р., придерживающихся попустительского стиля, либерально настроенные Р. намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют. Р. ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. Р. не ставят целей воспитания и развития, пуская все на самотек. Уровень контроля низкий, но отношения теплые. Р. всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним и прощают шалости. Выбор либерального стиля может быть обусловлен слабостью темперамента Р., их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать. Они или не умеют, или не хотят воспитывать ребенка и к тому же снимают с себя ответственность за результат. Ключевая фраза: «Делай то, что считаешь нужным».

Д. либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку. У Д. вероятно развитие эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. По плечу ли Д. такая свобода? Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Существует опасность вовлечения Д. в асоциальные группы, поскольку Р. не способны контролировать их поступки. Чаще всего в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе Д., либо, наоборот, неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае Д. родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми.

Авторитарный стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.)

Поведение детей (Д.)

Родители, выбравшие авторитарный стиль, демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения. Р. имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок, и достигают цели любыми способами. Р. категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются. Р. диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон. Р. любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком», «Яйцо курицу не учит!». В то же время Р. стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки. Ключевые слова авторитарного стиля: «Делай, как я хочу!»

Д. испытывают дефицит родительской ласки и поддержки. Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах. У Д. часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до них дела. Формируется личность со слабым Я, не способная на контакт с окружающим миром. Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность. Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки. Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность и к окружающим. Часто Д. авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода. Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребенку – первоочередная задача авторитарных родителей.

Демократический стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.)

Поведение детей (Д.)

Теплые отношения, высокий контроль – оптимальные условия воспитания, по мнению психологов. Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов. Р. признают право на свободу Д., но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у Д. правильное социальное поведение. Р. всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность. Р. и Д. сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой». Ключевые слова: «Я хочу тебе помочь. Я слушаю тебя. Я тебя понимаю».

Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания. Д. растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение. Д. часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее. Такие Д. доставят минимум хлопот, а став взрослыми, будут опорой для семьи.

Вероятно, после ознакомления с характеристиками стилей у вас возник вопрос: «Как же так? В нашей семье не применяется ни один из этих стилей!», или «В нашей семье все стили имеют место быть!», или «В нашей семье индивидуальный стиль воспитания!». И вы будете правы. Стили семейного воспитания не всегда применяются родителями в чистом виде. Например, в некоторых семьях сотрудничество порой может граничить с безразличием, диктат – с невмешательством в зависимости от ситуации.

Беспорядочное чередование стилей, непоследовательные действия родителей говорят о хаотическом воспитании. И наоборот, родители могут перестараться с заботой, и тогда сотрудничество перерастает в гиперопеку. В некоторых источниках можно встретить описание рассудительного и состязательного стилей, но их, опять же, можно рассматривать как варианты основных 4 стилей.

Так как же нужно воспитывать детей? Применение одного только демократического стиля не всегда бывает эффективным, хотя в плане развития личности он, безусловно, лучший.

Таким образом, стиль воспитания, характер отношений родителей к детям меняется не только во времени, но и в пространстве. Так, европейская культурная традиция исходит из того, что наиболее строгие требования нужно предъявлять к дисциплине младших детей, а по мере взросления ребенка дисциплина должна ослабевать, и ему следует предоставлять все большую самостоятельность. У некоторых исламских народов (турки, афганцы, курды) воспитание очень строгое, суровое, с заметным акцентом на наказание. В то же время японцы предоставляют малышам максимум свободы, практически не ограничивая их. Приучение к дисциплине, причем в весьма строгой форме, происходит здесь, в противоположность европейскому воспитанию, с взрослением ребенка, усваивающего нормы и правила поведения старших.

Выбор стиля семейного воспитания, прежде всего, зависит от личности детей и родителей, от семейных традиций и нравственных устоев. Огромный отпечаток накладывают условия воспитания самих родителей. Сколько родителей – столько и мнений.

1. Варга А.Я., Столин В.В. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник Московского университета. Серия 14 «Психология». – 1986. – № 4. – С. 78-92.
2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. выс. и сред. пед. уч. заведений. – М.: «Издательский центр Академия»,1999. – С. 25-26
3. Мамикова Л.И. Педагоги, родители, дети. – М., 2000. – С. 122-123
4. Петровский А.В. Дети и такт семейного воспитания. – М.: Педагогика,1988. – 60 с.
5. Смирнова О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 76 -87.
6. Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 93-99.

магистрант Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 660017, РФ, г. Красноярск, проспект Мира, 83

graduate student, Krasnoyarsk State Pedagogical University them V.P. Astafieva, 660017, Russia, Krasnoyarsk, Mira avenue, 83

канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 660017, РФ, г. Красноярск, проспект Мира, 83