Взаимоотношения политических институтов и гражданского общества в Республике Корея при переходе от авторитаризма к демократии – тема научной статьи по политологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

0
303

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ланцова Ирина Сергеевна

В статье рассматривается политическое развитие Республики Корея с конца 70-х до начала 90-х годов XX в. Показывается, как шло формирование основ гражданского общества , становление партийной системы в условиях авторитарного режима. Проанализированы результаты парламентских и президентских выборов. Рассматривается эволюция институтов государственной власти в условиях перехода к демократии .

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ланцова Ирина Сергеевна

Interaction between State institutes and Civil Society during Transition of the Republic of Korea from Authoritarism to Democracy

In the article political development of the Republic of Korea from the end of 1970s till the beginning of 1990s is considered. The author examines building of civil society basis and creation of party system under conditions of authoritarian rule. Results of presidential and parliament elections are analyzed. Evolution of government institutes under conditions of transition from authoritarism to democracy is considered.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения политических институтов и гражданского общества в Республике Корея при переходе от авторитаризма к демократии»

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ АВТОРИТАРИЗМА К ДЕМОКРАТИИ

В статье рассматривается политическое развитие Республики Корея с конца 70-х до начала 90-х годов XX в. Показывается, как шло формирование основ гражданского общества, становление партийной системы в условиях авторитарного режима. Проанализированы результаты парламентских и президентских выборов. Рассматривается эволюция институтов государственной власти в условиях перехода к демократии.

Ключевые слова: демократия, авторитаризм, политическая модернизация, гражданское общество, политические партии, избирательный процесс.

Одним из наиболее ярких примеров успешного демократического транзита последних десятилетий стала трансформация политической системы Республики Корея. С момента освобождения от японского колониального господства политическое развитие Южной Кореи происходило в условиях далеких от стандартов демократии. Господствовавший в первые пятнадцать лет существования Республики Корея режим Ли Сын Мана, несмотря на наличие ряда формально демократических институтов, носил ярко выраженный авторитарный характер. Начавшийся после свержения этого режима в 1961 г. короткий период либерализации и демократизации был прерван военным переворотом. Перекрыв путь для политической модернизации, военный режим во главе с генералом Пак Чонхи сделал в 1960-1970-е гг. немало для ускорения процесса технологической и экономической модернизации Южной Кореи.

Первоначальная стабилизация политической ситуации, обусловленная приходом к власти военных, в начале 1970-х годов сменилась усилением нестабильности в южнокорейском обществе. Эти события были связаны с кризисом легитимности режима Пак Чонхи — если в 1960-х годах решение экономических проблем страны и повышение уровня жизни населения могли легитимировать в определенных рамках действующий режим, то к началу 1970-х годов поставленные экономические задачи были во многом решены. Социально-экономическая модернизация привела к появлению среднего класса, значительное число корейцев получали образование в США, где на них, безусловно, оказывали влияние западные демократические идеалы. Совокупность этих факторов привела к

кризису легитимности режима, и для сохранения status quo требовались жесткие репрессивные меры.

В октябре 1972 г. Пак Чонхи, мотивируя свои действия изменениями в международной политике (сближением США и Китая) и началом переговоров между Севером и Югом, объявил о необходимости новой Конституции, а до ее принятия в стране было введено чрезвычайное положение. Национальное собрание было распущено, функционирование политических партий, а также иная политическая деятельность были приостановлены. Согласно новой Конституции, президент избирался не всенародным голосованием, а новым центральным органом — Гражданским собранием по самостоятельному объединению. Политические партии не могли участвовать в выборах в Гражданское собрание, 1/3 депутатов Национального собрания выдвигались через Гражданское собрание. Срок президентских полномочий продлевался с 4 до 6 лет, ограничения на количество сроков пребывания на посту снимались. Таким образом, новая Конституция делала власть президента практически абсолютной, неограниченной во времени и несменяемой. Этот период вошел в историографию под названием «Диктатура Юсин» (Хан Тхсу, 1996, с. 1054).

Политический кризис в стране нарастал: в 1973 г. по всей Корее развернулось движение за изменение антидемократической конституции, которое было жестко подавлено. В 1974 г. произошло покушение на самого Пак Чонхи. В 1976 г. поднялась новая волна забастовок, в них принимали участие не только студенты и представители интеллигенции, но и значительные группы рабочих. 26 октября 1979 г. Пак Чонхи был убит начальником корейского ЦРУ, что привело к распаду системы Юсин. В стране было введено чрезвычайное положение, вся полнота власти временно перешла к тогдашнему премьер-министру Чхве Гюха, который стал исполняющим обязанности президента. В декабре 1979 г. Гражданское собрание избрало его президентом РК, однако в силу отсутствия организационного и идеологического оформления государственной власти деятельность нового президента была малоэффективна.

По всей стране прокатились массовые народные выступления за выработку новой конституции, проведение свободных выборов президента и парламента. Однако противостояние внутри оппозиции мешало становлению и укреплению новых приоритетов развития. В стране с полным отсутствием демократических традиций в критический период становления новых государственных структур оппозиция оказалась не в состоянии выработать жизнеспособные компромиссы и возглавить преобразования. Это облегчило приход к

власти нового генерала — Чон Духвана, который, опираясь на армию, осознающую слабость гражданского правительства и опасность утраты власти, восстановил в стране жесткие авторитарные структуры прежнего периода. Однако эти структуры уже не могли быть восприняты обществом как норма.

Согласно новой редакции Конституции, президент избирался коллегией выборщиков, срок его полномочий определялся в семь лет. Президент имел особые права на введение чрезвычайного положения и роспуск Национального собрания. В феврале 1981 г. коллегия выборщиков избрала Чон Духвана на пост главы государства (Юн Хёнсоп, 1992, с. 154-159).

Политический курс Чон Духвана не отличался новациями, и после стабилизации внутриполитической ситуации был продолжен курс Пак Чонхи, направленный на развитие экономики. В результате к середине 1980-х годов темпы экономического роста достигли 8%. Главным приоритетом стала стабилизация экономики, а также выравнивание доходов населения и сокращение разрыва между богатыми и бедными. Однако политическое развитие общества вновь было отброшено на десятилетие назад. Как и прежде, возобладали силовые методы правления. Это вносило дисгармонию в общественную систему, поскольку происходящие социально-экономические изменения уже никак не вписывались в рамки авторитарной государственности.

Для борьбы с оппозицией новая военная власть создала Комитет по чрезвычайным мерам охраны государства, во главе комитета встал лично Чон Духван. Комитет поставил в повестку дня задачу усиления мер по стабилизации общей обстановки и фактически занялся чисткой в высшем руководстве страны. Проводились мероприятия, направленные на ужесточение порядков в сфере образования, средствах массовой информации. Все ранее существовавшие политические партии были распущены, а любая политическая деятельность была на время запрещена.

Новая Конституция, принятая в октябре 1980 г., содержала положения, регламентирующие деятельность политических партий. Согласно статье 7, было гарантировано создание плюралистической партийной системы. Непременным условием существования партий считалось покровительство со стороны государства. Конституция предусматривала финансовую поддержку партий государством путем выделения им фондов. Однако было зафиксировано право правительства добиваться роспуска той или иной партии, если оно сочтет, что деятельность партии «противоречит основным демократическим принципам», т. е. устоям существующего режима.

Закон о политических партиях, принятый в ноябре 1980 г., опре-

делял основные условия создания и функционирования партий. Согласно закону, основной целью партии являлось не выражение и защита интересов различных социальных групп, а завоевание наибольшего числа мест в парламенте. Перед партиями ставилась жесткая альтернатива: получить как минимум 2% голосов на выборах в Национальное собрание или потерять право на дальнейшее существование. Как и в предыдущем законе о партиях, принятом в 1963 г., требовалось создать отделения на местах, в новом законе их число было увеличено до 26.

Согласно Закону о политических фондах, принятому в декабре 1980 г., часть средств на обеспечение деятельности партий брало на себя государство. Центральная избирательная комиссия распределяла средства, полученные из правительственного бюджета, исходя из количества мест в парламенте и числа голосов, поданных за ту или иную партию. Такая система распределения была, несомненно, ориентирована на будущую правящую проправительственную партию. Финансовую поддержку партиям не могли оказывать иностранные корпорации, государственные предприятия, религиозные организации, учебные заведения, средства массовой информации. Крупным частным корейским корпорациям также было запрещено оказывать финансовую помощь политическим партиям, чтобы не создавать невыгодного впечатления о связях между верхушкой делового мира и проправительственной партией. Однако, действуя через подставных лиц, закон можно было обойти, что обычно и делалось. Часть положений Закона о фондах и Закона о партиях вошли в нынешнюю Конституцию РК, что в условиях либерализации политической и экономической сфер привело к огромному росту коррупции (Мазуров, 1996, с. 66-71; Энциклопедия, 2002, с. 632).

Закон о выборах в Национальное собрание предусматривал создание однопалатного парламента в составе 276 депутатов. Процедура его формирования заключалась в следующем: 184 депутата избирались прямым голосованием (количество избирательных округов было увеличено до 92), остальные 92 места подлежали распределению среди партий, получивших пять и более мандатов в ходе прямого голосования. Партия-победительница получала 2/3 мест из числа подлежащих пропорциональному распределению (Ким Хёну, 2000, с. 583). Таким образом, были предприняты все меры, чтобы проправительственная партия могла получить большинство в парламенте.

С 1 января 1981 г. была разрешена политическая деятельность, началось оформление новых партий. 15 января 1981 г. создается

правительственная Демократическая партия справедливости (Мин-чжу чжоныйдан). Костяк ДПС составляли военные из высшего руководства, а также члены распавшейся после смерти Пак Чонхи Демократической республиканской партии. Руководящие звенья аппарата партии были тесно связаны с высшим слоем бюрократии, а ее почетным председателем стал Чон Духван. Таким образом, функции главы государства и лидера партии были сосредоточены в одних руках. Впервые в политической практике РК была учреждена группа финансовой поддержки партии. Помимо официальных фондов, существовали также и секретные фонды, средства в которые (хотя это было запрещено законом) вносили крупные конгломераты.

В том же январе 1981 г. появились и другие политические партии. Однако в связи с тем, что видным деятелям оппозиции, таким как Ким Тэчжун и Ким Ёнсам, было запрещено заниматься политической деятельностью, эти партии фактически представляли собой неустойчивые группировки. Их лидеры не обладали политическим весом, необходимым для успешной деятельности. 17 января по инициативе четырнадцати бывших депутатов от запрещенной Новой демократической партии была создана Партия демократической Кореи (Минчжу хангуктан). ПДК провозгласила в качестве своих целей борьбу за передачу власти в рамках основанных на демократических принципах политико-правовых процедур, введение независимой судебной системы для защиты гражданских прав, мирное объединение Кореи. Корейская гражданская партия (Хангук кунминдан) была создана 23 января, основой своей программы партия объявила обеспечение достойного уровня жизни граждан, сбалансированное развитие всех сторон жизни общества, мирное объединение полуострова.

Выборы на Национальное собрание принесли победу партии Чон Духвана — Демократическая партия справедливости получила 151 мест из 276 возможных. Партия демократической Кореи получила 81 место, Корейская гражданская партия — 25 мест, еще по 2 места получили Социально-демократическая партия и Партия гражданских прав. 15 депутатских мандатов получили независимые кандидаты (Ким Хёну, 2000, с. 584). Вновь был создан парламент, полностью контролируемый действующим режимом. Партия демократической Кореи, заявлявшая о своей оппозиционности, на деле даже не пыталась использовать парламентскую трибуну в интересах обновления и демократизации политических институтов.

Борьба с авторитарным режимом развернулась за пределами парламента. Огромный вклад в нее внесли Ким Тэчжун и Ким Ёнсам — лидеры, лишенные права на легальную политическую деятельность. В мае 1984 г. под их руководством был создан Союз содей-

ствия демократии (СДД). Союз представлял собой организацию правозащитного толка, деятельность которого была сосредоточена на обеспечении правовой защищенности личности от произвола авторитарно-бюрократической системы. В Союз вошли как члены запрещенной Новой демократической партии, так и часть студенческих организаций умеренного направления.

Именно на основе Союза содействия демократии в январе 1985 г. была создана Новая корейская демократическая партия (Синхан-минчжудан). Инициаторам ее создания стали члены запрещенной Новой демократической партии. Заметное влияние на формирование руководящего звена партии и состояние дел в целом оказывали Ким Ёнсам и Ким Тэчжун, хотя в силу запрета на политическую деятельность им приходилось оставаться в тени. На пост председателя партии был избран Ли Мину, однако в сущности он был номинальным, символическим лидером. В программе партии говорилось о важности изменения политической системы таким образом, чтобы стала возможной мирная передача власти. Также говорилось о необходимости предоставления гражданских прав и свобод, освобождения жертв политических репрессий, введения избирательных органов местного самоуправления (Юн Хёнсоп, 1992, с. 267-269).

Таким образом, накануне парламентских выборов на политической сцене Кореи действовали три крупные и влиятельные партии: правящая Демократическая партия справедливости и оппозиционные Партия демократической Кореи и Новая корейская демократическая партия. Такая ситуация сложилась впервые за всю историю существования политических партий на Юге полуострова: правящей партии противостояли две влиятельные оппозиционные партии. Накануне выборов Новая корейская демократическая партия прибегла к резкой критике авторитаризма, что значительно прибавило ей популярности.

Результаты парламентских выборов 1985 г. выглядели следующим образом: правящая Демократическая партия справедливости получила 148 депутатских мандатов (32,2% от общего количества голосов), Новая корейская демократическая партия — 67 депутатских мандатов (29,4% голосов), Партия демократической Кореи — 35 депутатских мандатов (19,9% голосов), Корейская гражданская партия — 20 депутатских мандатов (8,9% голосов). Еще одно место получила Новая общественная партия, образованная незадолго до выборов (Ким Хёну, 2000, с. 599). Однако, получив широкое представительство в законодательной власти, оппозиционные партии не использовали в полной мере вновь открывшиеся возможности.

Несмотря на бездействие оппозиции в парламенте, в стране ак-

тивно развертывалось движение за изменение Конституции. Какие же силы способствовали мобилизации общества? Прежде всего, это радикальные студенческие группировки. Среди студенческой молодежи популярны были убеждения, что для изменения тенденции общественного развития необходимы жесткие меры, только экстремистские действия смогут способствовать установлению национальной независимости и демократии. Огромное влияние на студенческие организации имели леворадикальные идеи. Эти организации не были согласны на компромиссы и намеренно провоцировали более умеренные оппозиционные силы на столкновения с властями и полицией. Так, например, они способствовали срыву мирного массового митинга, который устроили представители Новой корейской демократической партии в городе Инчхоне.

Другой силой, нацеленной на политическую модернизацию общества, была протестантская церковь в Корее. Под ее влиянием увеличивалось число людей, симпатизирующих западным ценностям и принципу плюрализма в политической жизни. Наиболее значительной христианской организацией являлась Городская промышленная миссия, созданная католическими и протестантскими священнослужителями. ГПМ по своей сути стала средоточием протеста рядовых рабочих и служащих, она требовала ослабления правительственного контроля над деятельностью профсоюзов, увеличения заработной платы и т. д. Для достижения этих целей ГПМ прибегала к пикетированию, стачкам, забастовкам.

Под действием таких разнородных сил в стране разворачивалось антиправительственное движение. Только в 1987 г. партийная оппозиция впервые сумела создать всекорейскую антиправительственную организацию, однако этому событию предшествовал очередной кризис в самой оппозиционной партии.

Внутри Новой корейской демократической партии вокруг депутатов парламента Ли Тхэкхи и Ли Чхольсына консолидировались силы, открыто критиковавшие лидеров партии за нарушение внутрипартийной демократии, за стремление принимать единоличные решения. Ни Ким Тэчжун, ни Ким Ёнсам не собирались мириться с данными обстоятельствами. Они попытались добиться исключения из партии этих депутатов. Дело дошло до того, что Ли Тхэкхи с группой сторонников ворвался в штаб-квартиру НКДП, где в это время проводилось дисциплинарное слушание об его исключении, и устроил погром. В результате произошел очередной раскол оппозиционной партии.

В апреле 1987 г. из рядов НКДП вышли сторонники Ким Ёнсама и Ким Тэчжуна, и 1 мая 1987 г. сформировали новую организацию — Партию объединения и демократии (Тхонильминчжудан). В ее ряды

вступили 73 из 90 членов Национального собрания от Новой корейской демократической партии. Президентом партии был избран Ким Ёнсам, а Ким Тэчжун (после того, как в июне 1987 г. он был амнистирован, ему было разрешено заниматься политической деятельностью) занял должность постоянного советника (Мазуров, 1996, с. 132-133).

Партия объединения и демократии стала ядром новой всеко-рейской антиправительственной организации, созданной 27 мая 1987 г. и получившей название Штаб гражданского движения за демократическую Конституцию (Гражданский штаб). Причиной создания Гражданского штаба явилось заявление Чон Духвана о необходимости перенесения на более отдаленное время возвращения к прямым президентским выборам и пересмотра Конституции. Целью штаба стала организация и руководство народным движением за новую Конституцию, а значит и за смену всей политической системы. В июне 1987 г. по Корее прошла серия народных выступлений, организованная Гражданским штабом. 20 июня 1987 г. Штаб выступил с заявлением, в котором подтверждались требования об изменении Конституции, а также содержалась угроза провести еще одну антиправительственную акцию — «Мирный марш протеста» (Oberdofer, 2001, с. 157-159). Впервые в политической истории РК оппозиционная партия сумела стать связующим звеном между простыми гражданами и властью, мобилизовать различные социальные группы, превратить разрозненные демонстрации в единый антиправительственный акт протеста. Именно в этот момент наступил перелом, который в итоге привел к падению авторитарного режима.

Пытаясь стабилизировать положение в стране, Чон Духван вступил в переговоры с Ким Ёнсамом, лидером Партии объединения и демократии, стоявшей во главе Гражданского штаба. Однако в этот момент президент все еще колебался: велико было искушение использовать «экстренные меры» для предотвращения политического кризиса. Армия находилась в боевой готовности, и приказ мог быть отдан в любой момент. В этой ситуации огромную роль в предотвращении вмешательства военных сыграла американская администрация и сам президент Рейган, который направил письмо президенту РК. В нем содержался призыв к сдержанности по отношению к демонстрантам, призыв к отмене ограничений на деятельность политической оппозиции. В письме говорилось, что политические проблемы требуют политического решения, а не военного вмешательства (Oberdofer, 2001, с. 168-169). Именно позиция США удержала армию от вмешательства в политический процесс.

29 июня 1987 г. Ро Дэу (близкий друг и соратник Чон Духвана, который в 1986 г. сменил его на посту председателя правящей пар_ 193

тии) выступил с сенсационным заявлением. В нем говорилось, что правительство принимает требования оппозиционных партий и народа и заверяет, что уже в текущем году пройдут президентские выборы. Конституция РК будет пересмотрена так, что страна вернется к прямым президентским выборам, в полной мере будет разрешена свобода слова, расширятся основные права граждан, начнет реализовываться политика местного самоуправления, система образования станет более самостоятельной, всем политическим партиям будет гарантирована свобода деятельности.

Летом и осенью Национальное собрание занималось разработкой и обсуждением новой редакции Конституции. Новый основной закон Республики Корея вводил прямые президентские выборы, а срок президентских полномочий определялся пятью годами без права переизбрания. Власть президента значительно ограничивалась: из его ведения изымалось право объявлять чрезвычайное положение, распускать Национальное собрание и назначать досрочные выборы. Конституция предоставляла гарантии неприкосновенности членам парламента. Были значительно расширены права и свободы граждан. Впервые в истории РК был создан Конституционный суд. Статья 8 первой главы Конституции была посвящена политическим партиям. Согласно данной статье, обеспечивалась свобода в создании политических партий, гарантировался партийный плюрализм. Политические партии находились под защитой государства и могли получать финансовую поддержку из государственных фондов. Если деятельность партии противоречила бы демократическому устройству, решение о роспуске партии могло быть принято только в Конституционном суде (Конституция, http://www.eng.assembly.go.kr/laws/constitution/index_01.html).

После принятия новой Конституции для окончательного достижения цели построения демократического государства в РК необходимо было провести новые президентские и парламентские выборы, то есть сменить власть. Накануне парламентских выборов 1988 г. был пересмотрен законопроект о выборах в Национальное собрание. В соответствии с новым законом, число депутатов увеличивалось с 276 до 299. Процедура комплектования депутатского корпуса предусматривала избрание 224 депутатов в 224 избирательных округа. Кроме того, 75 мест подлежало распределению среди партий согласно пропорциональному принципу в соответствии с результатами выборов.

Выборы в Национальное собрание, проведенные в апреле 1988 г., продемонстрировали, что эпоха доминирования правящей партии осталась в прошлом: в совокупности оппозиционные партии сумели занять 174 места в парламенте, тогда как правительственная Демо-

кратическая партия справедливости заняла 125 мест. Партия мира и демократии Ким Тэчжуна получила 70 депутатских мандатов (54 по округам и 16 дополнительно), Партия объединения и демократии Ким Ёнсама — 59 (46 по округам и 13 дополнительно), новая демократическая республиканская партия Ким Чжонпхиля — 35 (27 по округам и 8 дополнительно). Остальные 10 депутатских мандатов получили независимые кандидаты (Ким Хёну, 2000, с. 641).

Таким образом, на определенное время в РК сложилась многопартийная система. Однако противостояние оппозиционного большинства и правящего меньшинства, по сути, заблокировало законотворческий процесс. В этих условиях правящие круги сумели проявить гибкость, и пошли на беспрецедентный в политической истории РК компромисс между правительственной партией и партиями, находившимися прежде в оппозиции. В январе 1990 г. президент Ро Дэу заявил о слиянии Демократической партии справедливости с двумя оппозиционными партиями — руководимой Ким Ёнсамом Партией объединения и демократии и возглавляемой Ким Чжонп-хилем Новой демократической республиканской партией. В итоге этого соглашения Партия мира и демократии под руководством Ким Тэчжуна оказалась в изоляции.

В феврале 1990 г. лидеры трех партий заявили о создании нового политического образования — Демократической либеральной партии (Минчжандан). Президентом ДЛП на двухлетний срок был избран Ро Дэу, а сопредседателем стал бывший лидер Партии объединения и демократии Ким Ёнсам. Программа партии содержала три основные цели — «достижение демократии, процветания и национального единства». Такое объединение вызвало протесты со стороны населения. Ким Ёнсама обвинили в измене идеалам демократии. Однако сам факт объединения бывшей «диктаторской» партии с демократическими партиями свидетельствовал о том, что изначально эти партии мало отличались по своим идеологическим и социально-политическим ориентациям. По всей видимости, это слияние было осуществлено в надежде на возможность создания сильного блока, способного править в течение длительного периода без серьезного противодействия со стороны оппозиции. Моделью послужила японская «политическая система 1955 года», успешно действовавшая в Японии на протяжении тридцати восьми лет. Суть системы заключалась в доминировании в ней Либерально-демократической партии, которая неизменно формировала однопартийное правительство, а Социалистическая партия Японии довольствовалась положением «вечной оппозиции» ЛДП (Сенаторов, Цветова, 1998, с. 41-42).

Однако не все сторонники Ким Ёнсама сочли приемлемой для себя идею о важности прямого диалога и сотрудничества с правящими кругами. Часть членов Партии объединения и демократии не пожелали войти в ДЛП и в феврале 1990 г. основали Демократическую партию (Минчжудан). Ее возглавил Ли Гитхэк — один из старейших парламентариев страны. В сентябре 1991 г. произошло слияние Демократической партии Ли Гитхэка и Партии мира и демократии Ким Тэчжуна. Вновь образованную Демократическую партию возглавил Ким Тэчжун. В программе партии основной акцент делался на задачах либерализации экономики, разукрупнения финансово-промышленных групп, а также на интенсификации переговоров с Севером по особому плану, выдвинутому Ким Тэчжуном.

В 1992 г. предстояло два важнейших политических события — выборы президента и парламента. Своеобразным индикатором политической обстановки стали выборы 1991 г. в органы местного самоуправления, которые состоялись впервые за тридцать лет. На этих выборах правящая Демократическая либеральная партия получила 70% мест в 260 советах нижнего уровня и 65% в 15 советах крупных территориально-административных единиц. В 11 из них она заняла большинство мест. Успешно участвовали в выборах и независимые депутаты, получившие больше мест, чем предполагалось. Зато оппозиционные силы выступили на выборах неудачно, практически не получив мест в органах местного самоуправления (Мин Чжунги, 1998, с. 345-347). Таким образом, влияние оппозиции после объединения трех партий заметно ослабло.

В целом картина парламентских выборов оказалась несколько иной. Демократическая либеральная партия, хоть и получила 149 мест в парламенте (116 по избирательным округам и 33 по пропорциональной системе), не сумела добиться квалифицированного большинства, необходимого для принятия решений. По сравнению с выборами 1988 г. правящая партия потеряла 70 мест. Причина этого заключалась в том, что произошел отток избирателей, в 1988 г. голосовавших за партии Ким Ёнсама и Ким Чжонпхиля как за партии оппозиционного характера. Напротив, Демократическая партия Ким Тэчжуна получила на 19 мандатов больше, чем в 1988 г., и заняла 97 мест в парламенте (75 по избирательным округам и 22 по пропорциональной системе). Образованная накануне выборов Гражданская партия за объединение (Тхониль Кунминдан) получила 31 место (24 по избирательным округам и 7 по пропорциональной системе). Еще 22 места получили независимые кандидаты (Ким Хёну, 2000, с. 653-655). Таким образом, выборы в парламент принесли победу правящей Демократической либеральной партии. Однако и оппозиционная Демократическая партия сумела упрочить свои по-

зиции. Парламентские выборы 1992 г. наглядно продемонстрировали, что Республика Корея твердо стала на путь демократических изменений.

Президентские выборы 1992 г. принесли победу лидеру правящей Демократической либеральной партии Ким Ёнсаму. Причины его победы связывают с успешной политикой правящей партии в сфере экономики и повышения качества жизни населения страны. Важным фактором являлся и вопрос финансирования — как уже было упомянуто выше, согласно Закону о фондах, правящая партия получает в РК наиболее мощную финансовую поддержку. Достаточные финансовые ресурсы позволяют проводить более масштабные избирательные кампании, что в условиях практически полного отсутствия борьбы избирательных программ может значительно влиять на исход выборов. В результате выборов 1992 г. впервые за всю историю Республики Корея у власти оказался президент, избранный справедливым, демократическим путем, не имеющий отношения к диктатуре или военным. Таким образом, к 1992 г. переход от авторитаризма к демократии был в основном завершен.

1. Конституция Республики Корея. Глава 1 // http://www.eng.assembly.go.kr/laws/constitution/index_01.html

2. Мазуров В. М. От авторитаризма к демократии (практика Южной Кореи и Филиппин). М.: Восточная литература, РАН, 1996 г. 199 с.

3. Сенаторов А., Цветова И. Пять лет политической перегруппировки в Японии. Многопартийность или двухпартийная система? // Проблемы Дальнего Востока. 1998. № 5. С. 40-50.

3. Oberdofer Don. The two Koreas: a contemporary history. Basic Books, 2001. 521 p.

4. Ким Хёну. Хангук чондан тхонхап ундонса. (История процесса слияния корейских политических партий). Сеул, 2000.

5. Мин Чжунги. Хангук минчжухвава чончхи пальчон. (Демократизация и политический процесс в Южной Корее). Сеул, 1998.

6. Сэгукса сачжон. (Энциклопедия корейской истории). Сеул, 2002.

7. Хан Тхэсу. Хангук чонданса. (Политическая история Южной Кореи). Сеул, 1996.

8. Юн Хёнсоп. Хангук чончхи квачжон. (Политический процесс в Южной Корее). Сеул, 1992.