Вторая империя — Специфика бонапартизма

0
286

История Франции XIX века неразрывно связана с династией Бонапартов. Если имя Наполеона I ассоциируется, прежде всего, с чередой блестящих побед и завоевательных походов, то Наполеон III известен как автор государственного переворота 2 декабря 1851 г. и основатель Второй империи. Возврат к империи и установление авторитарного правления ознаменовали собой конец существования Второй республики. Но, пожалуй, наиболее спорным моментом всего правления Луи-Наполеона был и остается государственный переворот 2 декабря 1851 года. Он потряс Европу и породил множество слухов. Его современники были поражены тем, что с осуществлением переворота в стране был основан режим, который смог установить гораздо больший контроль над личностью, чем при прежних монархиях.

  • 2 декабря 1851 г. под лицемерным предлогом защиты республики от заговорщиков и в нарушение Конституции 1848 г. Луи Бонапарт, опираясь на армию, разогнал Национальное собрание и установил президентское правление, т. е. открытую личную диктатуру. В ходе этого переворота сотни людей погибли , около 30 тысяч арестованных, и несколько тысяч подвернуты принудительной высылке. Все эти обстоятельства создали Луи-Наполеону репутацию человека, шагнувшего к власти не только через попранную конституцию, но и через трупы сограждан (этого в свое время удалось избежать его дяде — переворот 18 брюмера был практически бескровным)В демагогических целях Луи Бонапарт, используя приемы Наполеона I, объявил о восстановлении всеобщего избирательного права, отмененного Национальным собранием. Одновременно был введен режим военного и полицейского террора, направленный против монархической оппозиции, но прежде всего против республиканцев и демократических сил
  • 14 января1852 г., осуществляя свои амбициозные политические замыслы, Луи Бонапарт промульгировал новую Конституцию, которая в своих основных чертах напоминала бонапартистскую Конституцию 1799 г. Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров, которые не несли ответственности перед Национальным собранием, и тем самым имел в своем распоряжении полицейско-бюрократический аппарат. От имени президента осуществлялось правосудие республики. Парламентарии и должностные лица приносили ему присягу на верность.

Законодательный процесс находился всецело под контролем президента и осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом. Из них лишь Законодательный корпус был выборным учреждением, члены Государственного совета и Сената назначались президентом. Сенат по указанию президента мог вносить последующие изменения в конституционную систему.

За президентом было зарезервировано право непосредственного обращения к населению в форме плебисцита, результаты которого в условиях полицейского контроля были предрешены. Таким образом, вся деятельность конституционных учреждений ставилась под контроль президента, власть которого, как и первого консула, по Конституции 1799 г., имела лишь слегка замаскированный авторитарный характер.

Логическим завершением Конституции 1852 г. были сенатус-консульт и последующий плебисцит о восстановлении во Франции императорской власти в лице Наполеона III.

Официальное провозглашение 2 декабря 1852 г. Второй империи означало торжество откровенной реакции, окончательное утверждение новой разновидности бонапартистского (цезаристского) режима. Цезаризм Луи Бонапарта наряду с общими признаками, характерными и для правления Наполеона I, имел свои специфические черты. В новых исторических условиях, характеризующихся ростом политического сознания и активности трудящихся масс, правительство Наполеона III было вынуждено постоянно лавировать, изображать из себя некую «надклассовую» и «надпартийную» силу.

Так, столкнувшись с более зрелым и организованным рабочим движением, Наполеон искал выход в политике «кнута и пряника». Используя жестокие репрессии против участников рабочих организаций, в частности против членов I Интернационала, он в то же время шел на отдельные уступки рабочему движению (отмена закона Ле Шапелье и т. д.). Опирающийся на армию, ищущий поддержки у консервативной верхушки общества, а также крестьянства, заигрывающий с рабочими, новый бонапартистский режим, созданный Наполеоном III, представлял собой какое-то время удобную для крупной буржуазии форму организации политической власти.

Цезаристская внешняя политика Второй империи, особенно политика экономического либерализма, создавала исключительно благоприятные возможности для предпринимательской деятельности, для создания многочисленных акционерных компаний и биржевой игры. В спекулятивных махинациях активное участие принимала и верхушка государственного аппарата. Но, предоставив предпринимательским кругам неограниченные возможности для обогащения, бонапартизм существенно ограничил политические права населения империи.

После официального провозглашения империи государственный строй Франции приобретал все более антидемократический и авторитарный характер. Сенатус-консульт 25 декабря 1852 г. дал императору право председательствовать в Государственном совете и Сенате, издавать декреты и определять расходную часть бюджета, который лишь в самой общей форме утверждался законодательным корпусом.

Выборы в Законодательный корпус были поставлены под контроль правительства. Вводилась система «официальных кандидатов», которые должны были поддерживаться местными властями. Кандидаты оппозиции практически были лишены возможности вести предвыборную кампанию.

В 60-х гг. в связи с ростом общественного недовольства и подъемом рабочего движения Наполеон III был вынужден провести частичные либеральные реформы (период так называемой «либеральной» монархии). Законодательный корпус и Сенат получили право ежегодно вотировать адрес на тронную речь императора, публиковать отчеты о своих заседаниях, в 1870 г. им было дано право постатейного голосования бюджета.

Однако эти малозначительные реформы хотя и позволили усилиться республиканской оппозиции, но не затрагивали основ французской государственности и не меняли сущности бюрократического правления и полицейского режима Второй империи,

Важным звеном в политическом механизме Второй империи была армия, верхушка которой не только поддерживала внутренние репрессивные акции императора, но и была вдохновителем его внешней агрессивной и колониальной политики. Хотя Наполеон III пришел к власти с демагогическим лозунгом: «империя — это мир», он для отвлечения населения от острых внутриполитических проблем неоднократно втягивал Францию в сомнительные военные кампании. Политический авантюризм Наполеона привел к тому, что в 1870 г. Франция оказалась втянутой в войну с Пруссией. Поражение и капитуляция французской армии, явившиеся результатом ее полной неподготовленности к серьезным военным действиям, ускорили падение Второй империи.

Известия о военной катастрофе под Седаном и о пленении императора вызвали в начале сентября 1870 г. новый революционный взрыв в Париже. 4 сентября палата депутатов под прямым давлением революционной толпы заявила об отстранении Наполеона III от власти

Тем не менее , социальная база режима Второй империи была достаточно широкой. (Постоянную враждебность ему выказывали только радикальная интеллигенция, консервативная аристократия и часть парижской мелкой буржуазии и рабочего класса; также, по ряду специфических причин, оппозиционные настроения были распространены в юго-восточных регионах страны). Плебисциты, неоднократно проводившиеся в годы Второй империи, были символом связи высшей власти непосредственно с народом, как бы в обход элит, а выборы в органы законодательной власти долгое время также были своего рода плебисцитами о доверии режиму. В то же время император не мог не чувствовать, что он опирается как бы на всех и ни на кого. Показательно донесение в Париж, написанное одним провансальским прокурором летом 1855 года: «Хотя у правительства мало по-настоящему опасных врагов, количество действительно серьезных приверженцев, на которых оно могло бы рассчитывать в критической ситуации, также весьма ограниченно». До конца разрешить эту проблему, вообще характерную для бонапартистских режимов с их претензиями на представительство интересов всего народа, Второй империи так и не удалось, в противном случае ее падение в 1870 году, после военного поражения от Пруссии, не было бы столь стремительным.

Луи-Наполеон сознавал эклектичность созданной им системы. Это нашло отражение в известной остроте императора о себе и своих приближенных: «Императрица — легитимистка, Морни — орлеанист, принц Наполеон-Жером — республиканец, а сам я — социалист. Бонапартист только один — это Персиньи, но он сумасшедший». Шутка отражала не только (преувеличенные) идеологические разногласия ведущих представителей режима, но и объективную необходимость для власти лавировать между политическими течениями, выражавшими интересы различных социальных групп и элит.

Система, существовавшая при Наполеоне III могла бы оказаться довольно прочной, не вступи Франция в войну с Пруссией. О жизнеспособности модели «либеральной империи» говорит тот факт, что 90 лет спустя, в 1958 году, при разработке конституции Пятой республики генерал де Голль и его соратники пришли к весьма схожей политической системе, которая успешно функционирует во Франции на протяжении уже полувека. В то же время падения Наполеона III нельзя списывать исключительно на неблагоприятное стечение внешнеполитических обстоятельств: в конце концов, и решение вступить в совсем не неизбежную войну, и плохая подготовка к ней армии были грубыми просчетами императора и его правительства.