Утверждение авторитарной модели педагогической этики в эпоху Средневековья (IV-XIV вв

0
41

Усе це вимагає високого професіоналізму й етики в управлінні людськими ресурсами.

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

1. Истоки педагогической деятельности. Зарождение педагогической этики в трудах античных мыслителей.

2. Утверждение авторитарной модели педагогической этики в эпоху Средневековья.

3. Утверждение гуманистической модели педагогической этики в эпоху Возрождения и Просвещения.

4. Гражданский характер отечественной педагогической этики Нового и Новейшего времени.

5. Тенденции развития педагогической этики в современную эпоху.

1. Истоки педагогической деятельности. Зарождение педагогической этики в трудах античных мыслителей (середина I тысячелетия до н.э. – IV в. н.э.)

Архаический период (с древнейших времен до IV в.) является определяющим в формировании ведущих норм жизнедеятельности человека. Известно, что история развития человеческого общест­ва представляет собой непрерывную смену людских поколений, каждое из которых, придя к жизни, застает определенный уровень материальных и духовных богатств, созданных предшественниками в течение многих тысячелетий. Новое поколение должно в сравнитель­но короткий срок усвоить накопленный практикой опыт управления общественным производством, овладеть трудовыми умениями. Потребность об­щества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям породила особый вид общественно необходимой деятельности – педагогическую дея­тельность.

На ранней ступени развития архаического общества никому в отдельности не доверялось воспитание детей. Они охранялись взрослыми и воспитывались, участвуя в коллективных работах. Однако с накоплением трудового опыта и расширением знаний детям все труднее было усваивать их самостоятельно. Возникла необходимость организованного обучения и воспитания подрастающего поколения. Поручалось это ответственное дело наибо­лее опытным членам родовой общины. К ним предъявля­лись определенные требования: они должны были вла­деть теми умениями и навыками, которым обучали де­тей, знать обряды религиозного культа, сказания, игры и песни, являющиеся источником воспитания нравов.

Аристотель в «Афинской политике» описывает торже­ственный ритуал избрания афинянами учителей, которые должны были закалять молодежь физически, готовить ее к защите прав и собственности рабовладельцев, воспитывать в духе презрения к труду и рабам. Учитель прививал молодежи такие нравственные каче­ства, как верность долгу, дисциплинирован­ность, готовность управлять государством. Выборность воспитателя налагала на него большие обязанности перед обществом и свидетельствовала о том, что в рабовладель­ческом обществе педагогической деятельности придавалось большое общественное значение. Человек, избранный на пост учителя юношества, проникался чувством гордости и благодарности к соотечественникам, доверившим ему «судьбу государства», так как, по мнению древних мыслителей, судь­ба государства зависит от политической и нравственной закалки молодого поколения. К людям, взявшим на себя труд педагогов, предъявлялись требования, регламентирующие их поступки в отношении к государст­ву и к воспитуемым.

Таким образом,элементы педагогической морали как «живой ткани» образовательного процесса появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. И лишь спустя определенное время начинается процесс конституирования педэтики как области этического знания, существующей на «границе» с педагогикой.

В античную эпоху в работах философов обнаруживаются некоторые суждения по вопросам педагогической этики.

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения. Известны следующие высказывания мыслителя.

«Воспитание детей – рискованное дело! Ибо в случае удачи последнее приобретено ценой большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим» (Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 173).

«Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки» (Там же. С. 172).

«Лучшим с точки зрения добродетели будет тот, кто побуждает к ней внутренним влечением и словесным убеждением, чем тот, кто законом и силой» (Там же. С. 157).

Сократ (469-399 гг. до н.э.) считал, что целью образования должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности, для чего он продуцировал особый «сократовский» метод отыскания «истины» путем наводящих вопросов и ответов на них (майевтика).

Платон (427-347 гг. до н.э.), напротив, исповедовал идею о необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) считал образование делом государственной важности. Этика как «практическая философия» нужна «не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельным, иначе от этой науки не было бы никакого проку…». Для моральной личности высшая ценность – не жизнь сама по себе, а жизнь достойная. Умеренная, щедрая, великолепная, великодушная, в меру честолюбивая, кроткая, любезная, правдивая, общительная, без грубости личность добродетельна по отношению к согражданам. Будучи справедливой, она не стремится обеспечить преимущества для себя. Моральная личность ищет общения с себе подобными, и только она может совершенствовать свой характер.

Было обращено также внимание и на нравственные требования к личности педагога. Интерес в этом отношении представляет деятельность Квинтилиана (42-118 гг. н. э.), содержателя риторической школы в Риме, который впервые поставил вопросы педагогической этики на профессиональном уровне – его рекомендации представляли собой обобщение личного педагогического опыта. В сочинении «О воспитании оратора» он писал, что учителем может быть высокообра­зованный человек и только тот, кто любит детей, пони­мает и изучает их. Учитель должен быть сдержанным, тактичным, знать меру похвал и наказаний, являть со­бой пример нравственного поведения для воспитуемых. Опыт работы первых учебных заведений показал важ­ность индивидуальных, в том числе нравственных, качеств учителя в решении педагогических задач.

Анализ высказываний древнегреческих мыслителей свидетельствует о том, что в это время зарождаются, условно говоря, две педагогические этики – гуманистическая и авторитарная. Первая апеллирует к свободной личности ребенка, вторая уповает на безоговорочный авторитет педагога («водителя» ребенка).

Утверждение авторитарной модели педагогической этики в эпоху Средневековья (IV-XIV вв.)

Христианизация западно-европейского и славянского мира в эпоху средневековьянаполнила всю систему жизнедеятельности новой философией любви к Богу и ближнему. Институт церкви превратился в носителя новой государственной идеологии и становится механизмом формирования нового ценностно-нормативного содержания образовательной деятельности в духе послушания Богу. Для достижения данной цели главными атрибутами обучения и воспитания становятся суровая дисциплина и телесные наказания, которые дополнялись насаждением зубрежки, воспитанием страха и преподаванием не на родном языке, а на латыни.

Уже в позднее средневековье в университетах создаются специальные школы для подготовки профессиональных учителей. Будущим учителям внушали мысль, что успех обучения детей в школе зависит от строгости и умения наказывать ленивых и непослушных. По окончании университета учителю вручали розгу и так называемую «palm» – палку с диском на кон­це для ударов по детским ладоням. При выпуске из университета учитель должен был продемонстрировать перед экзаменационной комиссией свое умение «воспитывать» при помощи этих орудий. Например, в Кембриджском университете была установлена плата мальчикам, кото­рые подвергались во время экзаменов избиению будущи­ми воспитателями. Подобную систему взаимоотношений в средневековой школе порождало то, что церковь теоретически обосновала необходи­мость физических наказаний детей в процессе воспита­ния с целью «очищения их от дьявольской скверны». Таким образом, в этот период утверждается авторитарная модель педагогической этики.

Дата добавления: 2014-12-18 ; просмотров: 33 | Нарушение авторских прав