Урок истории в 9-м классе по теме — Становление тоталитарного режима в Германии в 30-е годы ХХ в

0
51
  • доказать, что в 30-е гг. XX века в Германии установилось тоталитарное государство; выявить сущность идеологии нацизма:
  • показать бесчеловечный характер идеологии и политики нацистского режима, основанных на расизме и антисемитизме;
  • раскрыть содержание понятий национальная и расовая дискриминация, геноцид; описать конкретные проявления геноцида;
  • добиться понимания школьниками преступного характера нацистского режима.
  • карта Европы перед началом Второй мировой войны;
  • пакет-комплект документальных материалов;
  • мультимедиа проектор, презентация в PowerPoint

Ход урока

1. Орг. Момент.

Приветствие. Проверка наличия необходимого к уроку. Вводное слово учителя. Знакомство с темой урока.

2. Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами должны доказать, что в Германии в 30-е гг. XX века утвердился тоталитарный режим, выясним характерные черты германского тоталитарного государства, сформируем своё мнение о германском нацизме.

3. Актуализация опорных знаний. (В форме фронтальной беседы)

— О чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

— Какой политический режим сложился в Италии в 20-30-е гг.XX века?

— Какие признаки тоталитарного государства вы можете назвать?

— Какие отличительные черты итальянского фашизма вы знаете?

— В каких странах, кроме Италии, в 30-е гг. утвердился тоталитарный режим?

4. Изучение новой темы.

Становление тоталитарного режима в Германии произошло ещё в более жёсткой форме, нежели в Италии. Германия сильнее других европейских стран пострадала от «Великой депрессии». Если в Англии, Франции и ряде других стран кризис наступил после периода относительной стабилизации, то в Германии экономика к его началу только стала выправляться.

Чувство обиды и униженности, сохранявшееся у миллионов немцев все послевоенные годы, дополнялось недовольством политикой Веймарской республики, неспособной навести порядок в стране. В этой обстановке стала расти популярность фашисткой, так называемой Национал-социалистической рабочей партии (НСДАП) во главе с Адольфом Гитлером. Кем же был этот человек, изменивший жизнь Германии и чуть было не ставший властителем целого мира?

Сообщение учащихся о Адольфе Гитлере.

Понятные большинству немцев лозунги Гитлера быстро принесли ему массовую поддержку, и в 1933 году президент Гинденбург предоставляет Гитлеру право сформировать правительство.

Назначение Гитлера рейхсканцлером в 1933 г. означало фактический конец Веймарской республики. Новое, невиданное ранее тоталитарное государство, к строительству которого приступила НСДАП, получит впоследствии и новое название — Третий рейх (первой империей считалась средневековая Священная Римская империя германской нации, начало которой было положено в 962 г. и которая просуществовала до 1806 г., а второй — Германская империя 1871—1918 гг.).
Гитлер, придя к власти законным путем, получил в управление страну всё еще демократическую — несмотря на массовое недоверие граждан к демократическим институтам. Перестройка политической, социальной и экономической систем, ликвидация оппонентов, огосударствление всех сфер общественной жизни, абсолютизация единоличной власти и создание условий для внешней агрессии — таковы были стоящие перед Гитлером задачи.

В ходе работы учащиеся должны раскрыть внутриполитические цели нацистов и методы их достижения. Опираясь на ранее изученный материал , школьники доказывают, что в Германии складывалось государство тоталитарного типа (его признаки — однопартийная система, слияние партийных и государственных органов, ликвидация демократических свобод и т.д.).

Продолжение рассказа учителя

Тоталитаризм нуждается не только в сильной репрессивной системе, но и в поддержке населения. Для того, чтобы эта поддержка, весьма активная вначале (во время кризиса, приведшего нацистов к власти), не пропала при нормализации обстановки в стране, население должно быть теснейшим образом привязано к государству благодаря определенной идеологии, которую распространяли профсоюзы, школа, армия, молодежные и женские объединения, местные органы власти и т.д. Главная цель их — придать политический смысл любой деятельности человека.
Частная жизнь в тоталитарном обществе просто невозможна. Каждый немец сначала попадал в детскую политическую организацию Юнгфольк, затем, с четырнадцати лет, — в Гитлерюгенд, затем — в СА; кое-кто вступал в НСДАП, избранные зачислялись в СС.

Работа с документом №2, таблицей №2, сочинение Эрны Листинг. (См. Приложение 1) [2]

Продолжение рассказа учителя

Конечно, такая политизация всего и вся нуждается в идее. Таковой стала борьба с врагами, мешающими Германии строить великое государство. Первый враг оказался на самом верху нацистской партии. Борясь с ним, Гитлер одновременно указывал массе на врага и избавлялся от людей, могущих быть опасными для его власти.
В ночь на 30 июня 1934 г. во время запланированной и подготовленной акции отрядами СС была полностью уничтожены старые соперники Гитлера в партии, с которыми он до времени вынужден был мириться. Это событие, ночь длинных ножей, было, конечно, очень похоже на борьбу с уклонами и оппозициями в сталинском СССР. Убиваемые нацисты гибли с криками «Да здравствует фюрер!» — и так же, как в СССР, их обвиняли в измене партии и государству, шпионаже и т.д.
Но это был враг временный, справиться с которым оказалось достаточно легко. Тоталитарный режим нуждался в «настоящем» враге: коварном, злобном, плетущим заговоры, во враге, борьба с которым могла бы стать постоянным делом, способствующим промыванию мозгов и политической мобилизации масс.
Учитель предлагает классу вопрос о том, кто мог бы сыграть роль такого врага. ( школьникам предлагается вспомнить об особенностях нацистской идеологии.) Получив ответ: «Евреи», — учитель продолжает рассказ.
Да, конечно, это были описанные в «Майн Кампф» «извечные враги высшей арийской расы». И действительно, практически сразу после прихода нацистов к власти евреи были объявлены «врагами Рейха», а через некоторое время этот тезис получил свое политическое и юридическое подтверждение.

Работа с документом № 4 (См. приложение 1) [1]

Разобрав ответы, основанные на конкретных примерах из документов, учитель продолжает рассказ.

Продолжение рассказа учителя

Итак, мы можем сделать вывод о том, что в нацистской Германии проводилась целенаправленная политика ущемления прав людей по национальному и расовому признаку. Для обозначения такой политики существует специальное понятие — национальная и расовая дискриминация.
Пиком политики расовой дискриминации в предвоенной Германии стала ночь с 9 на 10 ноября 1938 г., когда нацистами был учинен всегерманский еврейский погром. Объектом особой ненависти гитлеровцев и распаленной ими толпы стали крупные универсальные магазины, принадлежавшие евреям. Из-за огромного количества разбитых витрин этот погром получил название хрустальная ночь.
Но до начала большой войны нацисты еще соблюдали некую видимость «правового» подхода к «борьбе за чистоту расы и крови»: многие евреи смогли эмигрировать, а в самой Германии, несмотря на дискриминацию, непосредственной угрозы их жизни не было: заправилы режима еще заботились о мировом общественном мнении.
Главный ужас ждал человечество с началом Второй мировой войны. Теоретиками нацистской партии была разработана новая псевдонаука: так называемая биополитика, в соответствии с которой надлежало строить — на расовой основе — жизнь завоеванной Европы.
Программа переустройства Европы получила название новый порядок. Суть этого нового порядка была проста — завоеванная территория объявлялась «жизненным пространством» высшей арийской расы и эта «раса господ», ее вожди, должны были решать: кому и как в этом пространстве дозволяется жить, а кто в нем жить не должен. Естественно, «извечным врагам» — евреям — в праве на жизнь было отказано.
Евреи подлежали изоляции в специальных поселениях — гетто, откуда они постепенно передавались в руки специальных групп СС, которые занимались массовыми расстрелами. Когда выяснилось, что уничтожение «низшей расы» с помощью расстрелов идет слишком медленно, план был пересмотрен и главным местом убийств стали специально построенные гигантские лагеря смерти: Освенцим, Майданек, Дахау и другие. Доставленные в концлагеря узники убивались отравляющим газом в специальных газовых камерах, а их тела сжигались в круглосуточно работавших гигантских крематориях.
В течение 1941—1945 гг. в ходе «окончательного решения еврейского вопроса» были уничтожены шесть миллионов евреев — две трети живших в Европе. После войны для обозначения этой беспримерной трагедии было использовано древнегреческое слово Холокост, в буквальном переводе означающее «огненное жертвоприношение».
Весной 1942 г. группой специалистов, работавших в Берлинском университете, по заданию Гиммлера был разработан план «Ост» — план использования немцами оккупированных территорий СССР.

Работа с документом № 5 (См. приложение 1)[1]

Получив ответы, содержащие приблизительное объяснение понятия преступления против человечества — как массового истребления людей, учитель продолжает изложение материала.

Наверное, самым ужасным, оставшимся навсегда в памяти человечества преступлением нацистов стало именно истребление народов — сознательное, продуманное, планомерное уничтожение людей по национальному признаку. Для обозначения этого страшного явления юристам пришлось ввести специальное понятие — геноцид.

Нацистам удалось (к счастью, лишь отчасти) осуществить только одно из задуманных ими преступлений — массовое истребление евреев и цыган, но, как мы теперь понимаем, огненное жертвоприношение ждало не только их.
Приступая к изучению Второй мировой войны, необходимо помнить, что эта война была не только борьбой между государствами, это была борьба всего человечества против абсолютно бесчеловечного и преступного режима, борьба за спасение в человеке человеческого начала.

5. Итог урока. Этап рефлексии.

Учитель предлагает учащимся продолжить фразу: «Сегодня я узнал, что…», «Я уверен, что…», «Я считаю, что…»

6. Дом. задание:

Параграф 13-14, таблица по признакам тоталитарного государства.

В ходе подготовки к уроку были использованы следующие материалы: