Тоталитарные режимы 20 века: общее и особенное

0
387

Зарождения тоталитаризма в начале ХХ века является весьма закономерным процессом. В этот период происходили наиболее кардинальные перемены за все существование человеческого общества кризис монархической системы, научно-технический прогресс, плодами которого было мощнейшее оружие массового поражения, первая масштабная кровопролитная война, вызванная разделением сфер мирового влияния империями.

Такие события не могли не отразиться на психике и мировоззрении современников. В сознании людей закрепилась четкая позиция, что материальное благополучие и социальная защита прямо связана с военным потенциалом государства.

Это объясняет тот факт, что первые носители тоталитаризма во главе с Адольфом Гитлером, даже не пытаясь скрыть свои авторитарные амбиции, конституционным путем пришли к государственной власти уже в 1933 году.

Фашистские тоталитарные режимы не только прижились в Испании, Португалии, Италии, Германии, Болгарии и Румынии, но и пользовались абсолютной поддержкой народа.

Экономическая и социальная жизнь государств была полностью подчинена милитаристской политике, были ликвидированы последние институты демократии, государством контролировались все сферы общественной жизни все это находило поддержку у представителей всех слоев населения, от крупных предпринимателей до крестьянства.

Особенное место в ряде тоталитарных государств занимает СССР. В отличие от фашистов, большевики первоначально прикрывались гуманными, демократическими целями. Модель сталинского авторитарного государства — это воплощение революционного тоталитаризма.

Манипулируя настроениями народных масс, пользуясь методами политической пропаганды, за несколько лет «вождь всех времен и народов» смог превратить де-юре либеральное социалистическое государство в настоящую авторитарную империю с диктаторским коммунистическим режимом, который по своей сути мало чем отличался от фашистского.

Не стоит заблуждаться, что тоталитарный режим исчез вместе с падением Третьего рейха и смертью И. В. Сталина. Множество государств продолжили диктаторские традиции, прочно заложенные отцами тоталитаризма, и в конце ХХ века.

Среди них Чили (А. Пиночет), Румыния (Н. Чаушеску), Китай (М. Цзэдун) и КНДР (династический клан Кимов благополучно правящий и по сегодняшний день). Тоталитарные режимы в этих государствах привели к гибели миллионов граждан, повторяя статистику начала XXвека.

Полное истребление тоталитаризма как политического феномена возможно только путем строения демократичного общества в авторитарных государствах и свержения диктаторов, занимающих руководящие позиции.

XX век ознаменовался возникновением в большинстве стран второго эшелона модернизации нового типа политических режимов, получивших название тоталитарных.

В этих странах (к ним принадлежали Германия, Россия, Италия), роль государства была выше, чем в Великобритании и США, считающихся родиной либеральной демократии. Так, в 1913 г. в США государство перераспределяло лишь 9% ВНП, в то время как в Германии — 18%, то есть вдвое больше. При обострении социальных и экономических проблем вполне естественным было искать их решения в еще большем расширении регулирующих функций государства. В конечном счете возникала тенденция к установлению всеобъемлющего (тотального) контроля государства над сферой производства, распределения и обмена, духовной жизнью общества, поведением граждан. Подобное расширение функций государства было бы в принципе невозможно без изменения его природы, установления нового типа отношений между государством и обществом.

Идеологические и политические основы тоталитаризма. Предпосылкой установления тоталитарного политического режима выступало принятие если не всем обществом, то значительной его частью единой системы ценностей, идеологии, политической программы, требующей для своей реализации особой роли государства.

Тоталитарные идеологии первой половины XX века не были связаны с религиозными идеями, хотя в историческом плане им предшествовал именно религиозный фанатизм. Многие черты тоталитаризма проявлялись во Флоренции времен правления монаха Савонаролы (1494—1497), пытавшегося внедрить добродетель принудительными мерами. В годы правления Ж. Кальвина в Женеве (1541—1564) государственному регулированию подвергались нравы, верования, развлечения граждан, которым строго предписывалось, какое в каких случаях у них должно быть выражение лица. Клерикально-тоталитарным принято считать и государство иезуитов, существовавшее в Парагвае в XVII—XVIII веках.

Тоталитарные эксперименты прошлого были ограничены по масштабу и по характеру целей. Лишь в XX веке в условиях существования массовых политических партий, использующих средства массовой информации для популяризации своих идей, тоталитаризм проявил себя как особый исторический феномен.

Характерной чертой тоталитарной идеологии является ее претензия на абсолютную истинность, на выражение неких высших интересов (нации, передового класса и т.д.). Будучи адресована широким слоям населения, способным обеспечить массовую опору тоталитарному режиму, данная идеология приобретает популистский характер. Она апеллирует больше к инстинктам масс (национальной неприязни, классовой нетерпимости), чем к разуму и рассудку. Носителем такой идеологии выступает тоталитарная политическая партия или движение. Такая партия в тактических целях способна идти на компромиссы, но чаще всего она рассматривает все остальные политические силы как врагов, рано или поздно подлежащих уничтожению.

Тоталитарная партия долгое время может быть малозаметной, опираться на маргинальные слои общества (разочарованных во всем интеллектуалов, люмпен-пролетарские, уголовные элементы). Однако в ситуации кризиса при резком падении доверия населения к институтам власти, традиционным политическим партиям и их лидерам тоталитарная партия, как носитель альтернативы, оказывается способной обеспечить себе массовую опору.

Особенности тоталитарных режимов. Приход к власти путем выборов или переворота тоталитарной партии знаменует поворот к установлению тоталитарного режима. Он может именовать себя как угодно (социалистической демократией, корпоративным государством, формально оставаться монархией или республикой), в данном случае название определяет форму, но не сущность режима, которая характеризуется следующим.

Во-первых, государство становится инструментом господства тоталитарной партии. Структуры партии и государства сливаются воедино. Численность государственного аппарата возрастает за счет партийных функционеров, из рядовых членов партии формируется механизм контроля за повседневной жизнью граждан. Идеология тоталитарной партии становится государственной, насаждается в обществе с помощью контроля над средствами массовой информации, жесткой цензуры. Правовые нормы корректируются с учетом текущих политических и идеологических задач. Новые лидеры рассматривают право как инструмент достижения своих целей. Свои действия они оправдывают политической целесообразностью, ссылками на «революционную мораль», которые ставятся выше закона.

Во-вторых, всякая политическая оппозиция уничтожается. Общественные организации, иные структуры гражданского общества либо распускаются, либо ставятся под контроль государства, становятся инструментом достижения поставленных тоталитарными лидерами целей. Общество рассматривается как монолитное образование, определяемое как «народ», «нация». Любые выражения несогласия с политикой и идеологией режима квалифицируются как антиобщественные, антинародные, заслуживающие сурового наказания.

В-третьих, основные ресурсы, материальные, человеческие, интеллектуальные, направляются на достижение одной главной цели, считающейся высшей ценностью. Характер этой цели определяется идеологией. Сама она является, как правило, достаточно абстрактной, но в то же время простой и понятной. Это цель восстановления величия нации или освобождения всех угнетенных и т.д.

В-четвертых, роль личности в условиях тоталитаризма не сводится к соблюдению определенных правил поведения, повиновению режиму. От человека требуется постоянное служение высшей цели, вплоть до готовности к самопожертвованию во имя ее достижения. С помощью системы образования, воспитания, в том числе и средствами искусства, пропаганды человека с рождения и до смерти убеждают в правильности господствующей идеологии, необходимости воспринимать всех, кто ее не воспринимает, в качестве врагов. Именно их происками объясняются трудности на пути достижения поставленной цели. Тем самым энергия общества, людей направляется на борьбу с «врагами» — внешними и внутренними, имитируется политическая активность, на деле сводящаяся к свободе выражения поддержки правящей партии.

В-пятых, особая роль в тоталитарных режимах отводится лидерам. Поскольку считается, что в обществе существует лишь одна верная идеология, имеющая одного носителя (партию), ее лидер неизбежно обожествляется, становится воплощением высшей идеи, символом нации, прогресса. Поклонение вождям, власти вообще, убежденность в их непогрешимости насаждаются с использованием всех возможностей средств массовой информации.

Сила и слабость тоталитаризма. Тоталитарные режимы имеют свои сильные и слабые стороны.

Тоталитарная идеология, распространяясь в обществе, способна увлечь многих людей перспективой выполнения «великой миссии». За счет этого обеспечиваются недостижимые ни при каком другом режиме единомыслие и энтузиазм масс, удается экономить ресурсы на оплате рабочей силы, побуждать интеллектуалов работать с максимально высокой отдачей. В сочетании с использованием принудительного труда жертв репрессий для неквалифицированной работы в целом обеспечивается высокая эффективность экономики. Другим источником силы тоталитарных режимов была их способность концентрировать все ресурсы общества (нередко весьма ограниченные) и централизованно направлять их на реализацию крупномасштабных проектов. Контроль над распределением ресурсов позволял создавать дополнительные рабочие места, вводить уравнительное распределение, что отчасти решало проблемы безработицы, отсутствия средств к существованию у беднейших слоев общества.

В то же время принятие решений о стратегии развития одним «центром власти» без какого-либо обсуждения повышало вероятность ошибок, нерационального расходования ресурсов. Централизованное управление при больших масштабах экономики рано или поздно теряло эффективность. Ведомственные, местные интересы при невозможности их политического выражения реализовывались в форме бюрократической интриги, подспудной борьбы за большую «долю пирога» в распределяемых ресурсах, за влияние. Рост управленческого аппарата не способствовал повышению эффективности и динамизма его деятельности. Возникающие неучтенные «излишки» ресурсов и продукции становились базой развития теневой экономики, черного рынка. Политика контроля над ценами, товарооборотом порождала стремление к изоляции от мирового рынка, к развитию с опорой на собственные силы (хозяйственной автаркии). Это ограничивало возможности использования преимуществ участия в международном разделении труда, привлечения иностранного капитала.

Самым уязвимым звеном тоталитарных режимов была их зависимость от идеологии, выступавшей их основной опорой. Падение влияния идеологии, утрата надежд на достижение поставленных целей, борьба за власть в правящей элите рано или поздно лишают тоталитарный режим главной основы — веры масс в непогрешимость его лидеров. Эта вера, благодаря косметическим мерам, может возрождаться, какое-то время режим способен существовать по инерции, репрессиями искореняя инакомыслие. Однако с эрозией тоталитарной идеологии в обществе растет число сторонников альтернативных идей и ценностей, в частности либерально-демократических. Постепенно общественное мнение обретает свободу от влияния тоталитарных средств массовой информации. В обществе формируются альтернативные модели поведения, отличающиеся от предписанных правящей партией. Это ведет к кризису тоталитарного режима, его постепенной эрозии.

Разумеется, пути установления и падения тоталитарных режимов XX века были различны. В каждой из стран второго эшелона модернизации, где они сложились, тоталитаризм имел наряду с общими свои особые, уникальные, неповторимые черты.