ТОТАЛИТАРИЗМ НА ПРИМЕРЕ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ

0
299

Основные понятия: нацистский тоталитаризм, расизм, фашизм.

Нацистский тоталитаризм идейными истоками обязан политиче­ским взглядам своего основателя А. Гитлера (Л889—1945). Взгля­ды Гитлера и других теоретиков нацизма — И. Геббельса, А. Ро-зенберга — являлись полной противоположностью той традиции, которая восходила к идеям Просвещения и Французской револю­ции и наследником которой провозглашал себя коммунизм.

Гитлер отрицал универсальные человеческие ценности и опери­ровал расовыми и биологическими сущностями. История представ­лялась в виде вечной борьбы между «высшими» и «неполноценны­ми» расами. Нацисты подхватили идеи английского теоретика расизма X. С. Чемберлена (1855—1927) о германцах как о ядре «высшей» арийской расы и французского теоретика графа Ж—А. Го-бино (1816—1882) о том, что упадок арийской расы тесно связан с расовым смешением. Гитлер видел немцев наследниками арийцев, а их всемирными врагами — евреев, католическую церковь и со­циализм — словом, все, что ассоциировалось в его сознании с ин­тернациональной тенденцией.

Выход из экономических проблем Гитлер пытался найти при по­мощи идеи «национального социализма», давшей наименование всему движению. Впрочем, содержание этой идеи нигде конкретно не уточнялось. Критикуя марксизм и либерализм, нацисты выдви­гали идею «народного сообщества», служащего общим целям. Мысль о таком сообществе принималась многими в качестве иде­ала. Она предполагала искоренение причин классовой борьбы, ис­ходя из общности традиций, нравов, а также выявляя врагов на­ции.

Цель захвата власти виделась Гитлеру в создании нового Тре­тьего рейха, возродившего традиции подлинного германизма. Для достижения этой цели всем немцам следовало подчиниться общей единой воле. Подобно коммунистической доктрине, в нацизме зна­чительная роль отводилась партии. После захвата власти НСДАП была объявлена единственной партией, а ее монопольное положе­ние в политической системе закреплено законом «Об обеспечении единства партии и государства». Однако НСДАП не была всевла­стна, она лишь выполняла волю фюрера. Если коммунистическая партия основывалась на принципе демократического централизма, создававшего условия для власти партийной верхушки, то нацисты открыто провозглашали принцип фюрерства, строгой партийной и государственной иерархии.

Апелляция к инстинктам и страданиям широких слоев населе­ния, лозунговость политической пропаганды нацизма, одетая в

смутные мистические и националистические одежды, совпали с эмоциями масс Благодаря тому что программа была нечеткой, она подходила многим К тому же мало кто всерьез воспринимал экс тремистскую фразеологию нацистов

30 января 1933 г рейхспрезидент Гинденбург назначает Гитлера на пост главы правительства Кабинет министров в это время был коалиционным в его состав входили только два нациста За Гитлера было отдано около 33% голосов Назначе ние его было законным, но оно означало первый шаг в утверждении диктатуры Действуя в русле чрезвычайного законодательства Веймарской республики и опира ясь на свою партию, Гитлер совершил ряд политических шагов, противоречащих не только духу но и букве конституции

Используя террор против коммунистов, преследования политических противни ков в уголовном порядке, нарушения парламентского иммунитета депутатов и при остановление действий статей конституции, гарантирующих права человека, Гитлер добился абсолютной власти В отличие от большевизма в России нацизм в Герма нии стал господствовать без активного сопротивления подавляющего большинства немцев

Правый тоталитаризм в отличие от левого, коммунистического, в меньшей степени контролировал жизнь общества Это особенно заметно на примере регламентации экономической жизни Гитлер не преследовал цель огосударствления хозяйства Важнейшие принципы частной собственности не были нарушены, однако неко торые положения хозяйственного права были изменены снижен размер прибыли до 6—15%, увеличен максимальный размер капи­тала для создания акционерных обществ и т д Централизованная экономика нацистской Германии, где 4/5 продукции производилось по государственному заказу, радикально отличается от свободного рыночного хозяйства

Наиболее близко к нацистской системе политического господ­ства стоит фашизм Б Муссолини, который пришел к власти в Ита­лии в 1922 г Политические системы германского нацизма и италь­янского фашизма схожи по ряду признаков, но далеко не тождественны

В промышленно развитой Германии нацизм стал специфической формой преодоления кризиса Поскольку по своему социально-эко­номическому развитию Италия заметно отставала от Германии, то режим Б. Муссолини сосредоточился на индустриализации страны, достигнув при этом значительных успехов Стремление согласовы­вать свои действия со многими традиционными представлениями и ценностями было отличительной характеристикой фашистского корпоративного государства.

В годы фашизма (1922—1943) Италия номинально оставалась монархией, а ка толицизм объявленный единственной религией в стране, ограничивал претензии фашизма на тотальное проникновение в общество его псевдорелигии Антисемитизм в Италии не возводился в ранг государственной политики, а сам Муссолини мно гократно с усмешкой отзывался о господстве «высшей» расы

Нацистский и фашистский режимы различались системами вла­стных отношений. В руках дуче концентрировалась значительно меньшая власть, чем в руках фюрера. Наряду с фашистской пар­тией значительный вес в стране имели военные, аристократия, цер­ковь и бюрократия. Сама фашистская партия со временем стано­вилась менее монолитной и не могла претендовать на руководящую роль. Центральным звеном политического механизма оставалось государство.

Нацизм подавил все видимые оппозиционные силы, и сопротив­ление гитлеровской диктатуре оставалось уделом подпольных групп коммунистов и социал-демократов, а также заговорщиков из воен­ных и аристократии, но оно не приняло массового характера. Мус­солини не смог добиться такой массовой поддержки, и его фашист­ская диктатура рухнула после вступления союзников на территорию Италии и нарастания ударов Сопротивления изнутри.

Политика нацистской Германии и фашистской Италии носила откровенно имперский характер. Ее агрессивность ввергла мир в кровавый кошмар Второй мировой войны, в которой и потерпел крах правый тоталитаризм.

Основатели тоталитарных систем полагали, что они выносят смертный приговор либеральному демократизму. Следует признать, что и социалистическая модель, которая была построена в СССР, и нацистский тоталитаризм как альтернативы демократической го­сударственности в экономическом, политическом и моральном смысле не состоялись.

  1. 1. В чем заключались основные принципы фашистской идеоло­гии?
  2. 2. Каковы основные различия между фашистскими режимами в Германии и Италии?
  3. 3. Можно ли считать экономику нацистской Германии свобод­ным рыночным хозяйством? Почему?

§ 5. АВТОРИТАРНЫЕ РЕЖИМЫ

Основные понятия. авторитаризм, страны «социалис­тической ориентации», военно-политические режимы, прето­рианские режимы, гражданский авторитаризм.

Кавалькада «мерседесов» останавливается у кофейной плантации кенийский президент Даниэль Арап Мои хочет осведомиться о жизни рабочих Согласно офи циальной идеологии ньяйо весь кенийский народ — одна большая семья, которую сплачивают идеалы «любви, мира и единства» Разумеется, в конечном итоге пре­зидент определяет шаги, ведущие к этим ориентирам Он молится вместе со всеми

в церкви, поздравляет молодоженов, разрезает торт на дне рождения, сеет зерно — словом, играет роль «отца нации» Его портреты везде в ресторанах, учреждени­ях, школах, на бумажных деньгах и монетах, его день рождения — национальный праздник, улицы, школы и больницы носят его имя В его адрес не допускается ни­каких шуток и карикатур Арап Мои является главой государства, правительства, партии и главнокомандующим

Такова политическая реальность в Кении, где общественная жизнь регулируется авторитарными методами. В настоящее время больше половины населения земного шара живет в условиях авто­ритаризма. В сравнительно недавнем прошлом и некоторые евро­пейские государства управлялись авторитарными методами.

Мы уже видели, что политический строй, созданный Муссолини в Италии, сочетал тоталитарные и авторитарные черты. Типично авторитарными можно назвать режимы, существовавшие в Порту­галии (1922—1974), Испании (1939—1976), Греции (1967—1974) и других странах. Практически все оставшиеся диктаторские режи­мы существуют в развивающихся странах, которые часто называют также странами «третьего мира».

Термин «авторитаризм» восходит к латинскому auctoritas, что означает «власть», «влияние». Большая часть современных неде­мократических режимов относится к этому типу. Их главный при­знак — концентрация власти в руках одного лица или группы лиц, утвердившихся недемократическим путем.

Как мы уже знаем, тоталитаризм руководствуется револю­ционной идеологией, чтобы коренным образом изменить господствующие в обществе ценности и построить новый политический порядок. При авторитаризме же главную роль играют интересы сохранения власти и устранения конкурентов. В этом смысле авторитарные лидеры скорее консервативны, чем революционны.

Другой признак, по которому различаются тоталитарные и ав­торитарные системы,— неодинаковая степень регламентации в них различных аспектов общественной жизни. В первом случае пред­полагается не только пропаганда и создание тоталитарной систе­мы ценностей, но и формирование политизированного человека, индивидуальность которого должна быть подчинена коллективнос­ти. Для авторитаризма, напротив, характерна намеренная деполи-тизация масс, их слабая политическая информированность. Здесь политическая стабильность достигается за счет удержания граждан вдали от политики. Возможно даже «дозированное инакомыслие»: если человек не является активным противником режима, его не преследуют.

Авторитаризм пытается проповедовать мысль о наведении порядка, и недоста­ток идейного сплочения часто с успехом выполняют ссылки на «суровую необходи мость обеспечить национальную безопасность» Авторитаризм часто взывает к на­циональным чувствам, чем и привлекает массу сторонников Такой прием лучше всего срабатывает в периоды, когда всем становится ясно, что ни практически бес­прерывные заседания парламента и партийных комитетов, ни пакеты принимаемых

законов ни на шаг не продвигают дело вперед Если власть бессильна и в ее кори дорах царит апатия, если система неэффективна и вызывает раздражение граждан, то опасность диктатуры повышается многократно Диктатор приходит к власти под лозунгами забвения партийных распрей во имя долга перед родиной Польский ру ководитель Ю Пилсудский (1926—1934) говорил о себе, что он вышел из партий ного поезда на остановке, которая называется «Независимость», руководствуясь идеей национальною возрождения Польши, а не правыми или левыми симпатиями

Авторитаризм не претендует на полный контроль всех аспектов жизни общества Зачастую при авторитаризме формально сущест­вуют партии, профсоюзы, парламент, разделение властей и другие атрибуты демократии, гражданское общество не полностью погло щено государством Авторитарный лидер не стремится полностью подчинить государственному контролю экономику, тем более ради­кально изменить формы собственности Диктатура признает или терпит определенные социальные конфликты При ней продолжает существовать целый ряд влиятельных в политическом отношении групп давления (различные фракции бюрократии, военные, этниче­ские и религиозные лидеры и т д ), сохраняются традиционные классовые, сословные или племенные перегородки

Конечно, отмеченные различия между диктатурами тоталитар­ного и авторитарного типов не следует абсолютизировать Многие режимы являются промежуточными между ними и объединяют при­знаки разных типов в силу особенностей своего политического опыта, как мы видели на примере итальянского фашизма Целый ряд стран в наши дни совершает переход от диктатуры к демокра­тии и с трудом поддается однозначному определению

Рассмотрим подробнее некоторые основные модели авторита­ризма, чтобы можно было составить более четкое представление о сути этого феномена

После Второй мировой войны десятки стран освободились от колониальной зависимости и их руководители были полны опти­мистических планов быстрого экономического развития и соци­ального прогресса В конце 50-х — начале 60-х годов автори­тарные режимы, прежде всего военные диктатуры, находили своих сторонников не только в развивающихся странах, но и среди влиятельных аналитиков на Западе Некоторые политики и политологи полагали, что эти режимы являются наиболее под­ходящим типом осуществления власти для стран, совершающих переход от традиционного к индустриальному обществу Счита­лось, что индустриализация, урбанизация и высокие показатели грамотности населения автоматически создадут условия для бу­дущей демократии

Особое место при этом отводилось авторитарному государству Оно должно было определить основные линии политики развития на основе научных принципов, разработанных специалистами За­падные сторонники такого авторитаризма, получившего название «диктатура развития», полагали, что подобным образом традицион-

ные ценности, стереотипы мышления и поведения, а с ними и прежняя социальная иерархия будут преодолены «сверху».

Но история последних десятилетий обернулась скорее трагеди­ей, чем триумфом освободившихся стран. Лишь единицам из них удалось достичь демократии, меньшинству — политической ста­бильности и немногим — экономического процветания. Большинст­во развивающихся стран пережили бесконечные серии переворотов и революций, которые подчас бывает трудно отличить друг от дру­га. На смену одному авторитаризму приходил другой, но с прямо противоположными лозунгами. Так было в Иране в 1979 г., когда вместо прозападного шахского режима утвердилась исламская дик­татура Хомейни, или в том же году в Никарагуа, где революцион­ные сандинисты свергли олигархическую диктатуру Д. Сомосы, что­бы установить свою собственную. Почему политика в развивающихся странах так часто выступает в авторитарном облачении? Для ответа на этот вопрос мы обратимся к рассмотрению некоторых особеннос­тей политической жизни в развивающихся странах.

Авторитаризм в этих странах стал не проводником предло­женных западными экспертами схем социального развития, а свое­образной реакцией отторжения привнесенных экономических и политических принципов. В афро-азиатском регионе основа тради­ционной политической культуры выжила, несмотря на широкое влияние Запада на экономику, политику и культуру этих стран. Во многом традиционному менталитету их населения и обязан своей живучестью авторитаризм. Каковы его корни?

Издавна на Востоке огромную социальную роль играет рели­гия. Ее нормами человек здесь руководствуется почти во всех сфе­рах — будь то свадебный обряд или наказание преступников. Лю­бой кризис, в том числе политический, рассматривается как отрыв от религиозного мира. Поэтому заимствованные на Западе инсти­туты и ценности с большим трудом укореняются в политической жизни.

Другим важнейшим фактором политических отношений в разви­вающихся странах остаются связи общинного характера: семейно-родовые, конфессиональные, клановые, этнолингвистические и др. Исторический опыт этих стран не выработал идею самостоятель­ной ценности человеческой жизни, не содержит в себе положитель­ной оценки индивидуальности. Человек мыслится как часть целого, как член определенного сообщества, ценности которого служат ему ориентирами в жизни. Иначе говоря, коллективное начало довлеет над личным.

На основе таких связей формируются политические интересы и представляющие их группировки. Но выражают они интересы оп­ределенных кланов, а не классов, как в западных странах. Классо­вое деление в развивающихся странах в большинстве случаев не развито, и положение человека в системе производственных отно­шений или в имущественной иерархии вряд ли поможет понять его политическое кредо. В большинстве конфликтов в афро-азиатском

регионе политические противники разделяются по клановому при­знаку Это явственно просматривается на примере большинства междоусобных столкновений и гражданских войн, например в Аф­ганистане, Таджикистане, Чаде и т. д

Власть в кланах строится на неформальных личных отношениях Это означает, что глава клана рассчитывает на поддержку и личную преданность его членов, а те взамен ожидают от лидера или его приближенных различных материальных льют — работы, доступа к образованию, финансовой помощи, а также защиты от произво ла государства, заступничества в суде и т д Хотя интенсивность таких отношении проявляется по разному в конкретных культурах, а процессы индустриализации и урбанизации постепенно вытесняют социальные связи традиционного типа, запас их прочности еще достаточно велик

Указанный тип социальных взаимоотношений диктует и своеоб­разие политических ориентации Если европеец отдаст свой голос какой-либо партии, идеологию которой он разделяет, то в развива­ющихся странах политический выбор осуществляется по персональ­ному признаку. Поддерживают конкретное лицо (главу клана), на­деляемое известной суммой индивидуальных достоинств.

Авторитарному лидеру помогает его популярность в народных массах, поскольку часто его действия совпадают с их интересами Подчас политические амбиции лидера и его искренняя уверенность в своей силе и правоте заставляют его апеллировать к обществен­ному мнению и ради этого уделять особое внимание созданию соб­ственного позитивного образа в глазах сограждан. Харизматичес­кий элемент всегда был главным фактором в стремлении оправдать диктатуру. Культ лидера весьма характерная черта в политической жизни развивающихся стран, которая компенсирует недостатки сплочения на идеологической основе. К политическим партиям здесь обычно относятся негативно.

Своей устойчивостью авторитаризм обязан также особому пониманию права Если на Западе государственная власть не обладает юрисдикцией над сферой част ной собственности, то на Востоке (и в известной степени в России) власть обще­ственным сознанием часто понимается как право собственности В странах Запада капитал отворяет его обладателю двери в политику На Востоке же высокое поли тическое положение помогает обрести собственность, воспользоваться доступом к государственным средствам Суд здесь оказался тесно связан с чиновничеством и независимость его всегда была очень относительной Власть почитается выше за кока, а само обладание ею создает привилегию неподконтрольности закону Авто­ритет права сравнительно невысок, а к морально нравственным принципам обраща­ются чаще, чем к писаным законам

Авторитаризм в развивающихся странах связан также с широ­кими функциями государства, прежде всего исполнительной влас­ти, в условиях слабого развития гражданского общества. Государ­ство консолидирует общество, которое часто разделено многочисленными религиозными, этническими, сословными и ины­ми перегородками и ни одна политическая сила в нем не может

стать гегемоном. Особая роль государства в развивающихся стра­нах проявляется еще и в том, что оно из-за слабости местного ка­питала мобилизует средства и берет на себя главную роль в реше­нии проблем развития, взаимоотношений с транснациональными корпорациями и Международным валютным фондом, в создании ин­фраструктуры и т. д. Иными словами, политическая власть благо­даря государственным мероприятиям обладает способностью опере­жающих действий, она подгоняет и ускоряет более постепенный процесс экономических и социальных изменений.

Указанные черты создают предпосылки и гарантируют живучесть авторитарной власти Почти все попытки приобщения развивающихся стран к демократии путем копирования конституций и политических систем стран-метрополий оказались не­удачными Установившиеся там непрочные «демократии» не были результатом дол­гой и упорной борьбы самих народных масс за свои права, как зто было в Европе

Каковы основные разновидности авторитарных режимов, кото­рые существовали или продолжают существовать в последние пол­века? Задача такой классификации представляет собой серьезную проблему для любого словаря по политологии. Условно авторитар­ные режимы можно разбить на следующие группы.

Традиционные абсолютные монархии(Эфиопия до 1974 г., Са­удовская Аравия, Марокко, Непал и др.). Это наиболее старый тип авторитаризма, который восходит к мифическим представлениям о власти. В этих странах отсутствует открытая политическая борьба, разделение властей, а нити управления замыкаются на конкретных личностях, часто соединенных родственными узами. Господствует идеология аристократического класса.

Страны «социалистической ориентации»(Алжир, Бирма, Гви­нея и др.).

Во второй половине XX в. авторитарные диктатуры стремились приобрести идеологическую окраску, благодаря чему в литературе появилось привычное, но очень условное разделение на автори­таризм левого и правого толка. Такое разделение в значительной степени соответствовало принятому в советской литературе противопоставлению «капиталистического развития» «социалисти­ческой ориентации». Многие лидеры постколониальных государств открыто провозглашали своей целью построение социализма (Алжир, Ангола, Бенин, Бирма, Мозамбик, Мадагаскар и т. д.). Что стояло за подобными лозунгами?

Политическая элита стран, выбравших путь «социалистической ориентации», черпала запас аргументов и методов из различных версий арабского и африканского социализма. В этих идеологиче­ских течениях можно найти элементы марксизма-ленинизма, прин­ципов европейской социал-демократии, маоизма, но тон задавали самобытные мотивы.

В арабском социализме, например, главная роль отводилась духовной сфере, а не материальному производству, и считалось, что нет нужды менять форму собст-

венности, а достаточно изменить механизм распределения, чтобы наступили спра­ведливость и благополучие Коммунисты рассматривались как противники, не в по­следнюю очередь из за своего атеизма Идейное кредо арабских социалистов труд но спутать с марксистским, поскольку они вдохновлялись не заимствованными рациональными концепциями общественного переустройства, а идеалами исламской социальной справедливости

Основу африканского социализма составляли представления, унаследованные от доколониальных времен, и прежде всего идея «большой семьи», в которой нет эксплуатации человека человеком и нет классовых конфликтов

Из ленинского учения социалисты в странах Востока усваивали прежде всего ан­тиимпериалистический пафос Многие страны заимствовали марксистскую фразеологию в надежде на советскую помощь, которая в обилии поступала для поддержки просовет­ских режимов В последние юды вслед за крахом «реального социализма» понятие «со­циалистическая ориентация» практически исчезло из политического словаря

Военно-политические режимы.В Латинской Америке, Азии и Африке авторитарная политика часто связана с ролью военных. В некоторых странах и районах армия является единственной реаль­ной государственной властью, а там, где происходит постоянная во­оруженная борьба с оппозицией (Сальвадор, Гватемала, Ангола и др.), вообще стержнем политической системы, что вынуждены призна­вать представители других органов власти.

На первый взгляд армии присущ ряд черт, которые могли бы оказать позитив­ное воздействие на осуществление программ развития Такую роль вооруженных сил любят подчеркивать сами военные Они полагают, что армия способна быстро при­вести в движение весь потенциал нации и сконцентрировать его на задаче развития

Роль военных в развивающихся странах неоднозначна В большинстве своем военные диктатуры обнаружили чрезмерную склонность к бюрократизации Им ока­зались присущи те же язвы, что и обществу, и партиям, прежде всего коррупция и кумовство Расходы на армию увеличивались за счет средств, необходимых для про ведения реформ Все больше сфер общественной жизни военные стремились поста­вить под свой контроль Чуждой оказалась им и идея сотрудничества различных по­литических сил

Армия в большинстве случаев не смогла противостоять этниче­скому и конфессиональному расколу. Ее вовлеченность в политику лишний раз продемонстрировала низкий престиж гражданских вла­стей, поскольку претенденты на власть в первую очередь стреми­лись заручиться поддержкой военных.

Во многих армиях развивающихся стран существует несколько противоборствующих группировок, организующих заговоры и контрзаговоры. Это нередко приводит к затяжным кровавым кон­фликтам (Чад, Уганда и др.). Режимы с частыми военными пере­воротами получили название преторианских по аналогии с импера­торским Римом, где императорская гвардия (преторианцы) часто возводила на престол претендента, который обещал ей наибольшие выгоды. Для режимов такого рода характерна строго диктаторская, террористическая природа и персонифицированный характер влас-

ти. Примером такого характера власти может служить диктатура И. Амина в Уганде.

Такие политические режимы, как военные хунты, подчеркивают свой временный характер, вызванный стремлением «навести поря­док» и модернизировать экономику. Явление это характерно для Турции после военных переворотов 1960 и 1980 гг., но наиболее показательно для Латинской Америки.

Страны этого региона заметно различаются по уровню индустри­ализации, роли государства в экономике, степени развития парла­ментской системы. Однако примерно с середины 60-х гг. почти все они совершили довольно похожий и практически одновременный пе­реход к военной диктатуре. Парламентским путем не удалось урегу­лировать отношения между политическими противниками. В этих ус­ловиях власть берут военные. Их диктатура носит временный характер и нацелена на силовое прекращение политического проти­востояния. Большинство упомянутых стран примерно через двадцать лет, с наступлением «весны демократии» в середине 80-х гг., продела­ли и обратный переход — от военного режима к парламентскому.

Авторитаризм на примере хунты дает чилийский политический опыт. В 1970 г. к власти в этой стране пришло правительство со­циалиста С. Альенде. Оно не имело большинства в парламенте и опиралось на политически и идеологически разноликий блок «На­родное единство», в котором не последнюю роль играли левые ра­дикалы. Когда Альенде разрешил прямой захват земли и национа­лизацию промышленности без законодательного оформления, крупные промышленники и землевладельцы, а также иностранные фирмы оказались в тупике. Резко сократился поток кредитов, упал уровень сельскохозяйственного производства, снизились доходы от основной статьи экспорта — меди из-за падения мировых цен. Эко­номический кризис привел к утрате доверия средних слоев, на ко­торые рассчитывал президент. США в этих условиях, стремясь пре­дотвратить развитие событий по кубинскому сценарию, активно способствовали устранению правительства Альенде.

Кульминацией обострения положения стал приход к власти военных, которые сначала были довольно лояльны по отношению к Альенде Президентский дворец был взят штурмом, сам президент покончил с собой (сентябрь 1973 г.)

Хунта физически уничтожила наиболее активных оппозиционеров, провела чи­стки в университетах и организовала преследования инакомыслящих Тем не менее в некоторых странах (Эквадор, Перу) репрессии не получили размаха В своей вну­тренней политике военные руководствовались доктриной «национальной безопасно­сти» Главной функцией вооруженных сил провозглашалось обеспечение не внеш­ней, а внутренней безопасности, защита от революционных движений и партий Практически ни одна из латиноамериканских хунт не проявила заинтересованности в создании массовой поддержки или в активной административной деятельности По­следнюю функцию военные передавали не представителям каких-либо партий, а технократам из хозяйственных кругов, сферы управления, университетов, стоявших вне большой политики.

Большой разброс приоритетов наблюдался в сфере экономиче­ской политики военных режимов регулирующие функции государ­ства были значительно усилены в Эквадоре и Перу, а в Чили по­следовательно проводились в жизнь монетаристские принципы — реприватизация, снижение налогов и либерализация внешней тор говли Плодом этих мер стало десятикратное снижение инфляции и значительный экономический рост, который заставил себя долго ждать и сопровождался значительными трудностями для общества снижением зарплаты, увеличением безработицы, разорением мел­ких и средних производителей Платой за высокие экономические показатели оказалось и значительное социальное неравенство Кроме того, пример Чили в сфере экономики является исключени­ем среди стран региона, поскольку в остальных случаях хунты не смогли обеспечить хозяйственные успехи

Авторитаризм существует и в гражданских формах.Характер­ными примерами этого могут быть различные олигархические режимы (Гватемала, Никарагуа до 1979 г, Камерун, Тунис, Фи­липпины при президенте Ф Маркосе (1972—1985) и др ) При по литическом режиме такого типа власть находится в руках несколь­ких могущественных семейств или кланов (из крупных землевладельцев или компрадорской буржуазии) Эти кланы кон­тролируют всю экономическую и политическую жизнь при помощи армии и полувоенных формирований, которые запугивают населе ние и оппозицию при помощи террора Один лидер здесь может сменять другого при помощи простого переворота, договоренности или манипуляции с выборами При новом главе государства поли­тическая структура остается прежней Элита тесно связана с цер­ковью и военной верхушкой

Другой тип гражданского авторитаризма — однопартийные системы с широким базисом и долговременным характером (Еги­пет, Индонезия, Ирак, Мексика, Сингапур, Тайвань и др ), где во­енные тоже играют значительную роль

Показательным для однопартийной системы является политическое устройство Мексики, которую один перуанский писатель назвал «самой совершенной диктату рой нашего столетия» Свыше 60 лет страной без перерыва управляет Революци онно институциональная партия численностью 10 млн человек (седьмая часть насе ления страны) Из ее рядов вышли все президенты, практически все губернаторы и члены сената, подавляющее большинство палаты депутатов Партия состоит из трех секторов, которые объединяют соответственно членов профсоюзов крестьян и ос тальные катеюрии населения — государственных служащих, предпринимателей и лиц свободных профессий Между ними нередки столкновения по программным во просам или по поводу борьбы за власть, но против внешних противников партия всегда выступает монолитной

Сравнивая современный авторитаризм с демократией, следует избегать черно-белой палитры, которая вряд ли поможет нам уви­деть реальное положение дел Поверхностные и неверные пред­ставления складываются, когда сопоставляют западную демократа-

ческую теорию, с одной стороны, и политическую практику авто­ритаризма — с другой

Авторитаризм играет неоднозначную роль в жизни развивающихся государств Часто его альтернативой выступает череда конфликтов на этнической и религиоз­ной почве, экономический хаос Для того чтобы непредвзято оценить достижения той или иной системы, требуется изучение многих социальных параметров разви­тия, в частности достигнутого уровня образования, продолжительности жизни, ус­пехов в области культуры, состояния национальной и религиозной терпимости, уров ня преступности и других конкретных аспектов жизни общества Даже беглое знакомство с особенностями развития некоторых авторитарных государств, в осо­бенности в Юго-Восточной Азии, позволяет заметить, что темпы прироста нацио­нального дохода значительно опережают показатели многих демократий

Тем не менее такие примеры благоприятного развития стран с авторитарными политическими формами в подавляющем большин­стве случаев обусловлены либо наличием гигантских запасов энерго­ресурсов (монархии Персидского залива), либо особенностями тру­довой этики (страны восточно-азиатского региона). В целом политологами на основе сравнительных исследований установлено, что более высокий уровень экономического развития соответству­ет преимущественному распространению демократических ценнос­тей среди населения.

  1. 1. Каковы основные отличия авторитарных режимов от тоталитарных?
  2. 2. С чем связана неустойчивость демократии в развивающихся странах?
  3. 3. В чем состоит политическая роль вооруженных сил в развивающихся странах?

Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 5845 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет