Типология политических режимов — Студопедия

0
332

Лекция 4. Политический режим

1. Понятие политического режима

2. Типология политических режимов

Понятие политического режима

Политический режим — содержание власти, выраженное в сред­ствах и способах властвования, в характере власти — демократи­че­ском или недемократическом.

Поэтому категория политического режима не говорит о государ­стве — монархии или республике, а о самом существе власти, о средствах и способах властвования словом, о власти демократической и недемокра­тической, авторитарной.

Как функционирует политическая система, кому принадлежит реаль­ная политическая власть в обществе, какими методами она осуществля­ется, каковы объем и гарантии прав и свобод личности, как соотносятся и взаимодействуют гражданское общество и государство? Для ответа на эти вопросы в политологии используется понятие «политический режим».

«Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более ши­роком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик полити­ческой власти. Именно политический режим придает качественную опре­деленность политической системе. Не случайно, поэтому, синонимиче­ское использование понятий: демократический политический режим – демократическая политическая система, тоталитарный политический ре­жим – тоталитарная политическая система и т.д.

Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями форма правления и форма государственного устройства определяют характеристику формы государства. В этом случае «политический ре­жим» используется как синоним «государственного режима», хотя оче­видно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политиче­ской власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п.

Политический режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:

· степень участия народа в формировании политической власти;

· гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с пра­вами государства;

· степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;

· характеристика реальных механизмов осуществления власти в обще­стве;

· положение средств массовой информации, степень гласности в обще­стве и прозрачности государственного аппарата;

· реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;

· положение политических партий, движений, общественных объеди­нений граждан в политической системе; функционирование сис­темы социального представительства;

· политическое и юридическое положение и роль в обществе сило­вых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);

· доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

· учет интересов меньшинства при принятии политических реше­ний;

· наличие механизмов политической и юридической ответственно­сти должностных лиц, включая самых высших.

Типология политических режимов

Эмпирическое описание политических режимов прошлого и совре­менности выявило бы их боль­шое разнообразие и существенные особен­ности. Однако это разнообразие укладывается в три основные теоретиче­ские модели – демократического, авторитарного и тоталитарного полити­ческих режимов.

Понятие «демократия» означает, как известно, «народовластие». При всей многозначности и неопределенности этого понятия можно вы­делить общие признаки демократии как современного конституционного строя и режима функционирования политической системы:

· признание народа источником власти, сувереном в государ­стве. Суверенитет народа выражается в том, что он посредством выборов формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении прямо (с помощью референдумов, местного самоуправления, а также, главным образом, через выбираемые им представительные органы);

· периодическая выборность и сменяемость центральных и мест­ных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

· провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод чело­века и гражданина. Особое значение для полноценного функционирова­ния демократической политической системы имеет гарантированность прав граждан на участие в управлении государством – избирательного права, права на создание политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права на информацию и т.п.;

· принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении;

· демократический контроль общества над силовыми структу­рами (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.), исполь­зуемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов;

· доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; сужение методов насилия, принуждения, пресечения;

· реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей.

В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия может быть подразделена на прямую, плебисцитарную и представи­тельную.

Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения и принятия решений. Историческим примером осуществления такой формы можно назвать античные полис­ные демократии. В современных условиях эта форма демократии встре­чается на уровне местного самоуправления, а также в деятельности раз­личных небольших коллективов. К прямой демократии относят также на­деление избранных представителей так называемым императивным ман­датом, предполагающим обязанность голосовать строго в соответствии с наказом избирателей.

Плебисцитарная демократия в отличии от прямой предполагает право граждан голосованием принять или отвергнуть уже подготовлен­ные правительством решения. При этой форме участие основной массы населения в процессе принятия решения сведено к голосованию (плебис­циту).

Наиболее распространенная в современных государствах форма де­мократии – представительная демократия. Граждане выбирают в ор­ганы власти своих представителей, которых наделяют правом принимать решения. Чаще всего представители получают так называемый свобод­ный мандат, т.е. право принимать решения по своему усмотрению, с уче­том интересов не только избирателей собственного округа, но и всей страны в целом. Доминирование в современном мире представительной демократии обусловлено не только размерами современных государств, но и, прежде всего, сложностью подавляющего большинства принимае­мых решений, требующих высококвалифицированного подхода. Однако там, где это возможно, в демократическом обществе широко практику­ются и прямая и плебисцитная формы. Особенно это касается уровня ме­стного самоуправления, а также решения вопросов ценностного харак­тера (например: референдум в Италии в 1973 году по вопросу о праве на развод, дискуссии в ряде стран об абортах и т.п.).

Современную демократию обычно характеризуют как плюралисти­ческую. В данном случае имеется в виду, что она базируется на много­образии (плюрализм – от лат. pluralis – множественный) общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, этни­ческих, групповых, региональных и т.п.) и форм их выражения (полити­ческих партий, общественных организаций, движений и т.д.). Вместе с тем плюралистичность современной демократии в концептуальном плане связана с пониманием народа-суверена как совокупности множества групп – социальных, профессиональных, этнических, демографических, территориальных, религиозных и т.п. Индивид как составная часть на­рода реализует свою политическую субъектность через участие в различ­ных группах интересов. Политика воспринимается как сфера межгруппо­вого взаимодействия конкуренции, борьбы, компромиссов, сотрудниче­ства, а демократия – как форма правления, позволяющая многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения. На государство при этом возлагается ответственность за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддержание в обществе социальной справедливости. Оно же выступает в качестве ар­битра, гарантирующего соблюдение законов, правил игры в соревновании групп и не допускающего монополизации власти.

Нормальное функционирование плюралистической демократии воз­можно лишь при наличии в обществе согласия относительно базовых ценностей, при признании и уважении всеми участниками политического процесса основ существующего государственного строя, демократиче­ских правил игры, прав и свобод человека и гражданина, законов страны.

Теория плюралистической демократии не во всем безупречна. Ее критики указывают на следующие ее слабые стороны:

ü в ней преувеличена степень групповой идентификации граждан; их участия в группах интересов; в реальности такая модель демократии не вовлекает большинство населения в политический процесс;

ü различные группы интересов обладают неодинаковыми ресурсами влияния, следовательно, не может быть гармонического равновесия инте­ресов общественных групп;

ü плюралистическая демократия консервативна, малоэффективна, осо­бенно при необходимости политического реформирования, поскольку для принятия решений требует широкого согласия всех заинтересованных групп.

Тем не менее, считается, что именно плюралистическая теория наи­более адекватно описывает политический режим современных западных демократий.

Для России и других постсоциалистических стран актуальными яв­ляются проблемы перехода к демократии, а также оценки режимов, скла­дывающихся на этом пути. Сложность перехода к демократии в этих странах обусловлена тем, что происходит глубокое преобразование всей общественной системы, включая экономическую, социальную, политиче­скую и духовную сферы. Анализируя уже накопленный опыт, исследова­тели отчетливо выделяют два главных пути общественных и политиче­ских преобразований:

1. быструю политическую и экономическую либерализацию запад­ного образца, так называемую шоковую терапию (восточноевропейские страны, СССР и большинство постсоветских государств);

2. так называемая китайская модель, суть которой состоит в сохране­нии авторитаристских черт, сильной власти центра и ее активном исполь­зовании для поддержания политической стабильности и проведения ра­дикальных экономических реформ.

В любом случае в постсоциалистических обществах главным инстру­ментом социальных преобразований является государство, а также другие политические институты. С осознанием этого факта связаны усилия рос­сийского руководства по укреплению государства и повышению эффек­тивности государственного управления.

Недемократические политические режимы принято подразделять на тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарный режим.

Тоталитарные политические режимы возникли в ХХ веке, хотя то­талитарные идеи содержались в большинстве утопических моделей об­щественного устройства, выдвигаемых политическими мыслителями раз­ных эпох, начиная с античности.

Теория тоталитаризма складывалась в основном на основе анализа политических режимов социалистических стран, фашистских режимов в Италии и Германии. Однако после того, как фашистский и нацистский режимы были ликвидированы, а в странах социализма произошла относи­тельная либерализация, возникли проблемы с адекватностью описания с помощью этой теории особенностей различных политических режимов, тяготевших к тоталитаризму.

Как справедливо отмечает В.П.Пугачев, тоталитаризм плодотворнее трактовать как нормативное понятие, находящее большее или меньшее практическое воплощение в идеологии, политическом движении и реаль­ной политической системе. В таком плане тоталитаризм характеризуется стремлением к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразова­нию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для инди­видуальной свободы и социальных противоречий.

Характерные черты тоталитаризма:

· идеологизация всей общественной жизни при монопольном господ­стве «единственно верной» идеологии (классовой, расовой, нацио­налистической), жестокое подавление всякого инакомыслия;

· господство предельно централизованного политического движения во главе с массовой партией тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством («партия-государство») и сосредотачивает всю полноту власти в обществе. Партия-монополист становится ядром всей политиче­ской системы;

· запрет на всякую политическую оппозицию; господствующая пар­тия контролирует создание и функционирование любых общественных объединений;

· тотальное манипулирование общественным сознанием с помощью всеохватной системы пропаганды и агитации, формальной коллективист­ско-демократической мобилизации и мобилизированного участия (в вы­борах, манифестациях и т.д.), в политическом сознании целенаправленно формируется представление о единстве власти и народа;

· монопольный государственный контроль над экономикой, средст­вами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни граждан, бытовыми и даже брачно-семейными отношениями;

· доминирование в управлении методов насилия, принуждения, тер­рора; наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.д.). Слепая вера и страх – главные ресурсы тоталитарного управления;

· предельная централизация государственной власти, сакрализация (обожествление) ее носителей, культ вождей.

Возникновение тоталитарных режимов было вызвано рядом предпо­сылок. Среди них наиболее общими считаются сложность перехода ряда стран к индустриальной стадии развития при слабости и неукорененности демократических институтов, атомизация общества в результате быст­рого разрушения доиндустриальных социальных структур и институтов, неспособность правящих элит решать проблемы модернизации с помо­щью механизмов права и свободного рынка. Как отмечает И.Н.Рассоха, в каждом случае роль и место этих факторов, их сочетание различны. Но их успешное использование тоталитаристскими силами стало возможным только в чрезвычайных обстоятельствах, близких к национальной катаст­рофе. Таковыми стали первая мировая война, а затем жестокий мировой экономический кризис конца 20-х годов. Именно страны, наиболее сильно затронутые историческими катаклизмами, оказались в конце кон­цов во власти тоталитаристских сил.

В зависимости от господствующей идеологии и особенностей поли­тической практики тоталитарные режимы подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) стал исторически первой и классической формой тоталитаризма. В нем черты тоталитаризма представлены в наи­более полном виде. Вместе с тем необходимо учитывать, что коммунизм вырос из вековой мечты человечества о всеобщем равенстве, социальной справедливости и разумно организованной общественной жизни. В ком­мунистической идеологии содержатся гуманные, имеющие общечелове­ческий характер ценности. К тому же с середины 50-х годов произошла либерализация этого режима, и он почти не прибегал к массовым репрес­сиям.

Фашистский режим впервые был установлен в Италии в 1922 г. В нем тоталитарные черты были выражены не в полной мере. В государстве влиятельные позиции сохранили король, аристократия, офицерский кор­пус и церковь. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрожде­ние итальянской нации и величия Римской империи, установление по­рядка, твердой государственной власти.

Национал-социализм как реальный политический и общественный строй утвердился в Германии в 1933 г. Это весьма консолидированный тоталитарный режим, многое заимствующий у советского коммунизма, в частности формы организации тоталитарной партии и государства. Глав­ной целью он провозглашал мировое господство арийской расы, для дос­тижения которого стремился к крайней милитаризации и безудержной военной экспансии, к геноциду в захваченных странах и территориях.

Таким образом, главные различия основных разновидностей тотали­таризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).

Выделяют еще3 типа тоталитаризма:

Старый тоталитаризм

2. Поздний тоталитаризм, который существовал в СССР после Сталина, в странах так называемой народной демократии. Поздний тоталитаризм отличается от старого тем, что не было массовых репрессий, но были репрессии по политическим мотивам.

3. Неототалитаризм, который существует сегодня во многих странах, в т.ч. и на Западе. Он выступает виде праворадикальных, неофашистских, неонацистских сект и течений и леворадикальных сил. (Красные бригады в Италии и Испании).

Необходимо иметь в виду, что тоталитаризм – это не только опреде­ленная диктаторская политическая система. Тоталитаризм как тенденция к заорганизованности жизни общества, ограничению личной свободы и подчинения индивида государственному и иному социальному контролю в той или иной степени проявляется и в странах Запада, что делает борьбу за совершенствование демократии актуальной в любом обществе.

Авторитарный политический режим можно определить как неог­раниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую поли­тическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и об­щества во внеполитических сферах.

Признаки авторитарного режима:

· автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, дикта­тор, военная хунта, олигархическая группа);

· неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет дей­ствия принципов выборности государственных органов и должност­ных лиц, подотчетность их населению;

· игнорируется принцип разделения властей, глава государства, испол­нительная власть доминируют, роль представительных органов ог­раничена;

· монополизация власти и политики, недопущение реальной политиче­ской оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообраз­ных политических институтов может быть следствием незрелости граж­данского общества);

· отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;

· в качество методов государственного управления доминируют ко­мандные, административные, в то же время отсутствует террор, практи­чески не применяются массовые репрессии;

· отсутствует единая идеология;

· права и свободы личности главным образом провозглашаются, но ре­ально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);

· личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с вла­стью;

· силовые структуры обществу практически неподконтрольны и ис­пользуются подчас в политических целях.

В последние десятилетия интерес к авторитаризму возрос в связи с тем, что аналитики разглядели в нем определенные реформаторские и модернизаторские возможности. Кроме того, выдвигались идеи о том, что переход от тоталитаризма к демократии легче осуществить через проме­жуточный авторитарный режим. В таком случае авторитаризм опреде­ляют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Утверждают, что он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, ре­лигиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать поли­тическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать обще­ственные ресурсы на решение определенных задач.

Однако авторитарный режим без массовой поддержки и развития хотя бы минимальных демократических институтов вряд ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Поэтому можно, вероятно, лишь говорить о сочетании авторитарных и демократи­ческих элементов при переходе к демократии, об укреплении власти при ее подконтрольности гражданам. Опыт последнего десятилетия показы­вает, что демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не­долговечны и уступают место демократии.