Технократический Авторитаризм Это

0
42

Политические режимы и идеологии

Реклама

Прямой эфир

Блоги

  • Факультет истории, политологии и права МГОУ24.71
  • Тайные организации15.62
  • Новости9.53
  • Выборы и кадровая политика9.46
  • Партии и движения9.14
  • Юмор в политике9.08
  • Политтехнологии и Пиар8.81
  • Международные отношения и конфликты7.75
  • Балканистика6.63
  • Империи и сверхдержавы5.88

Технократия (греч. τέχνη, «мастерство» + греч. κράτος, «власть») — меритократическое общество, где власть принадлежит специалистам и идеологам построения такого общества.

Уильям Генри Смитт (англ. William Henry Smyth) использовал термин «технократия» в 1919 году в своей статье «’Технократия’ — Пути и Методы Достижения Индустриальной Демократии» (англ. «’Technocracy’ — Ways and Means to Gain Industrial Democracy») в журнале «Индустриальный Менеджмент» (англ. Industrial Management). Однако Смитт ссылался на индустриальную демократию: движение, направленное на объединение рабочих с целью интеграции их в управление предприятиями через существующие организации или революцию. Термин был использован для обозначения технически обоснованного принятия решений в управлении в 1932 году.

Изначально идею технократии как власть инженеров описал Торстейн Веблен в социальной утопии «Инженеры и система цен» (1921) и других произведениях. Далее идеи Веблена развивали А. Берл, А. Фриш, Дж. Бернхейм в книге «Революция менеджеров» (1941), Док. К. Гэлбрейт (1960—1970-х г. книги «Новое индустриальное общество» и «Экономические теории и цели общества») и другие. В 1930-е гг. в США возникло общественное движение технократии, принципы и программа которого согласовывались с концепцией Веблена.

Технократические идеи высказывались А. А. Богдановым, который ввел в оборот термин «техническая интеллигенция» (в 1909 году в статье «Философия современного естествоиспытателя»), сам же термин «технократия», является американизмом, появившимся в 1920-е гг., и отразившим попытки специалиста по научному менеджменту Г. Гантта и экономиста-дисформиста Т.Веблена создать общественно-политическую идеологию инженеров.

Технократия как концепция построения общества

В философско-политической мысли технократическая традиция имеет давнюю историю. Четко оформленная идея общества, управляемого носителями знания, впервые встречается у Платона, который в труде «Государство» отстаивает тезис о том, что государством должны управлять носители знания — сословие философов. В XVII веке идея использования научных знаний для управления обществом получила развитие в трудах Ф.Бэкона и Т.Кампанеллы. Однако это всё было лишь намёком на технократические идеи, которые проявились только на определенной стадии общественного развития.

Первую целостную концепцию о влиянии науки, производства и технических специалистов на социально-политическое развитие создал А.Сен-Симон. Приход к власти носителей научного знания рассматривался им как закономерный результат общественного развития. Для описания такого общества им вводится термин «промышленно-научная система». Он утверждал: «… при современном состоянии знаний и цивилизации одни лишь промышленные и научные принципы могут служить основанием общественной организации. Управление обществом должно строиться на научных, рациональных методах, в результате применения которых, по его мнению, политика станет дополнением к науке о человеке. В трудах А.Сен-Симона имеют место две важнейшие составляющие всех более поздних технократических концепций: управление обществом на научных принципах и ведущая политическая роль научно-промышленных специалистов. Однако Сем-Симона правомерно называть предтечей технократизма, а не первым его идеологом.

Для того чтобы говорить о технократии, прежде всего было необходимо возникновение достаточно многочисленного слоя научно-технических специалистов. А это произошло лишь во второй половине XIX века с завершением промышленной революции в передовых странах, когда началось массовое применение машин в производстве, а затем и в других сферах. Машинная техника радикально изменила повседневную жизнь человека, превратив все существование в действие некоего механизма. Технизация все шире распространялась в индустриальном обществе: от подчинения природы до подчинения всей жизни самого человека. В этой связи представляется чрезвычайно удачным термин «технокультура», применённый Ж.-П.Кантеном для характеристики содержания западноевропейской цивилизации.

Причины возникновения технократической концепции в XX веке

Технократия — ответ на проблему, стоящую перед инженерами с самого начала 20-го столетия. Сэмюэль Хабер (Samuel Haber) и Дональда Стабил (Donald Stabile) описали столкновение инженеров с противоречиями между физической эффективностью и эффективностью стоимости в новых условиях капиталистического предпринимательства конца девятнадцатого столетия в США.

Думающие только о прибыли, не технические менеджеры предприятий, где работают инженеры, из-за их взгляда на потребности рынка, часто налагают ограничения на проекты, которые разрабатываются из необходимости предприятия. Рабочие не вырабатывают на том уровне, который заложен в планах инженера, а цены всего сырья изменяются рыночными силами, таким образом нарушая точные вычисления инженера.

В результате, инженер теряет контроль над проектами и должен непрерывно пересматривать планы. Чтобы сохранять контроль над проектами, инженеры пытались установить контроль над этими внешними переменными и преобразовывать их в постоянные факторы.

Инженеры широко обсуждали эти проблемы в технических журналах и на конференциях. В результате было сформировано три идеологических течения.

Тэйлоризм, который объединяет ценовые структуры и разработку предприятий, таким образом создается научное управление где капиталистический менеджер и инженер делят контроль над процессом производства и рабочим классом между собой.

Советский Союз осуществил Социал-тэйлоризм, где экономическое планирование, политическая бюрократия и техническая элита производили контроль над экономикой через учреждения подобные ГОЭЛРО или пятилетние планы. В то же время политические воздействия повлияли на советское планирование; политическая бюрократия разрабатывала планы, чтобы достичь технических результатов, и необходимой цены производства, считаясь скорее не с технической, а с экономической необходимостью.

В Соединённых Штатах распространилось представление, что технические соображения должны иметь приоритет. Это представление развилось среди инженеров типа Уильяма Говарда Смита (William Howard Smyth), оно основано на ранней концепции индустриальной демократии которая была ограничена участием инженеров в руководстве предприятий.

Технократическое движение в США


Монада. Баланс между производством и потреблением. Официальный символ Technocracy Incorporated

Торстейн Веблен, член Технического Альянса, написал книгу «Инженеры и Система Цен» (англ. The Engineers and the Price System). Позже технократическое движение использовало её в качестве базового материала. Различные философские суждения среди инженеров и других заинтересованных сторон в конечном счете привели к образованию общественной организации, приводившей доводы в пользу чисто технического управления общества в 1930-х. Технократия Инкорпорейтед (англ. Technocracy Incorporated) сформулировала план относительно Северной Америки, включающий использование не монетарной системы, а разработанной ими системы «Расчет энергетических потребностей»(«Energy Accounting»), которая использует постдефицитный тип экономики как основу. Предложенная система основана на расчете энергетических потребностей вместо денег, использует термодинамику как основу. Научно-социальный проект Технат («The Technate») как описывалось в «Учебном курсе технократии» (Technocracy Study Course), включал бы такие постдефицитные аспекты как бесплатное жилье (Урбанат), транспорт, отдых и образование. Другими словами все бесплатно, включая все потребительские товары, для каждого гражданина. Теоретически все получали бы равное количество потребляемой мощности в системе нерыночной экономики, благодаря её бездефицитным методикам.

В «Богатство, виртуальное богатство и долг» (англ. Wealth, Virtual Wealth and Debt), Фредерик Содди обратил свое внимание на роль энергии в экономических системах. Он критиковал концентрацию на финансовых потоках в экономике, утверждая, что «реальное» богатство было получено при использования энергии для преобразования материалов в готовые товары и услуги. Экономические работы Содди были проигнорированы в его время, но позже были применены при разработке биофизической экономики и экологической экономики, а также биоэкономики в конце XX века.

Технократическое движение в Европе

Существовали и другие движения, так же поддерживающие технократические взгляды, в том числе во Франции, группа X-Crise, сформированная в 1930-х выпускниками Ecole Polytechnique и Redressement Français. Французское технократическое движение основано в 1925 году Эрнестом Мерсьером. Вместе с бельгийцем Генри де Маном, X-Crise поддерживал планизм, который рекомендовал, вместо экономического либерализма использование экономического планирования. Под влиянием планизма Де Ман и нео-социалисты Марсель Дья, Пьер Ренадель, Рене Белин, и «нео-турки» из Радикальной социалистической партии (Пьер Манде-Франс, и др.) предлагали через экономическое планирование «конструктивную революцию», возглавляемую государством и технократами. Такие идеи также влияли на Движение Нонконформистов во французском правом фланге.

Политическое и Экономическое Планирование в Великобритании (аналитический центр, основанный в 1931) также защищало такое экономическое вмешательство.

Технократизм — власть, основанная на решении проблем через применение достижений науки и техники. Экономика технократического общества имеет нерыночный характер. Основой технократической экономики является валовое производство энергии на душу населения. Критерий развитости общества в технократической системе — уровень используемых мощностей. Определяющими в экономике такого общества, в конечном счёте, оказывается научно-технический прогресс, уровень которого определяет эффективность использования энергетических мощностей, и, как следствие, развитие науки является первостепенной задачей, которая позволит разрешить все проблемы. Социальная структура такого общества базируется не на отношениях собственности, а на знаниях и квалификации. Такое социальное устройство так же известно как меритократия.

Технократическое правительство — это власть экспертов, предназначенная для гарантирования эффективности выполнения административных функций. Технократия, теоретически, может принимать много форм и включать в себя большое количество систем правления. В технократической системе, в которой экономика регулируется экономистами, социальная политика регулируется политологами, система здравоохранения управляется специалистами медиками, совместно с властью, работающими и обменивающимися знаниями, производительность каждого максимизируется настолько, насколько это принципиально возможно.

Под технократией чаще всего подразумевают «правительство ученых и инженеров».

Технократия может также относиться к системе управления, в которой законы проведены в жизнь посредством проектирования системы таким образом, что невозможно нарушить их. Например, чтобы препятствовать тому, что люди ездили на трамвае не оплачивая проезд, двери вагона могли быть разработаны таким образом, чтобы оплата была необходима для открытия дверей.

Та же самая идея может быть применена в намного больших масштабах, с автоматизированным общественным наблюдением, интеллектуальными системами, которые автоматически управляют или ограничивают действия людей, что бы предотвратить незаконную деятельность. Это часто сравнивают с тоталитарным государством, в котором все государство — тюрьма со строгими правилами, наподобие Паноптикума, где все люди контролируются, чтобы гарантировать единогласие. Чарльз Стросс назвал это Сингулярностью Паноптикона. Таким образом, бюрократическая форма технократии может быть и авторитарной системой управления.

Принципы упреждающего проектирования, предсказание, в видении Б. Ф. Скинера в его повести «Вальдэн Два» так же относительно подобны авторитарным системам, но основаны на психологии и влиянии социальной среды а не на различных навязчивых технологиях, для проведения в жизнь правил.

Технократы, отвечая на эти опасения, сказали бы, что страх перед технологией и социальными изменениями часто принимает самые тиранические и мрачные формы, указывая на популярные СМИ и пропаганду, в которой социализм, демократия, и коммунизм первоначально изображались в одинаково мрачно и предостерегающем свете.

Технократическое движение сегодня

Новое понятие Технократии отражено и развито в «Манифесте технократической партии» (1998), «Технократическая контрреволюция» и других работах Морозова Юрия Анатольевича создавшего в конце XX века в России, в Санкт-Петербурге местную политическую организацию «Санкт-Петербургская Региональная Политическая Общественная Организация „Технократическая партия“», взявшую, по утверждению ее создателей, на вооружение доктрину технократии. Из которой, по мнению некоторых его оппонентов, был почерпнут исключительно сам термин «технократия» и некоторые другие мелкие аспекты, как например использование для наименования государства термина «технат», в остальном же программа организации и её манифест были набором крайне популистских заявлений, никак не связанных с технократической концепцией построения общества.

Технократические методы и подходы, не как целостная система, а как отдельно взятые элементы политического процесса широко использовались в течение всего XX века. Особенно широко отдельные методы, идеи и приемы применяли Германия, СССР, США, КНР, Япония, Южная Корея.

К технократическому методу формирования правительства, то есть созданию его не на политической а на профессиональной основе, прибегают некоторые страны в случае политического или иного кризиса. Чаще всего так поступают государства с президентской формой правления. После второй мировой войны наиболее часто таким образом формировалось правительство в Финляндии — 7 раз. Показательной в этом отношении стала ситуация в Италии в первой половине 90-х годов XX века, когда в коррупционном скандале были задействованы все без исключения члены правительства и лидеры основных политических партий. В результате этого было сформировано непартийное технократическое правительство во главе с директором Итальянского банка К. А. Чампи. В декабре 2004 года здесь было сформировано очередное технократическое правительство во главе с банкиром Л.Дини.

Технократические взгляды разделяют современные трансгуманисты, они пользуются популярностью у футурологов, хотя последние не всегда ссылаются на технократию, как таковую, в то же время приходя к выводам, практическим идентичным технократической концепции. Примером может служить работа польского философа-футоролога и писателя фанатаста Станислава Лема «Сумма Технологии» (1963).

Разработку институциональной экономической концепции в духе Веблена до последнего времени вел Джон Гэлбрайт, умерший в 2006 году.

Популярный документальный фильм обличительного характера «Дух времени», а в особенности его продолжение — «Дух времени: Приложение» излагают, среди прочего, идеи технократии и даже предлагают аналог проекта «Технат», так называемый «Проект Венера», хотя авторы прямо не ссылаются на технократию. Сам Фреско признает, что ранее состоял в технократическом движении, но покинул его из идеологических соображений.

Технократию иногда воспринимают как альтернативу либерализму, основанную на деидеологизаторском прагматичном подходе к управлению обществом. В России обращение к технократии началось в связи с попытками реставрации позднесоветской административно-командной системы управления, которая в современной ситуации превращается в паразитирование на нефтяном экспорте. Также технократия усугубляет отрыв человека от его корней, отчуждение и бездуховность.

В фантастическом романе Жюля Верна «Пятьсот миллионов бегумы» (1879) представлено столкновение двух вариантов технократической концепции в лице доктора Сразена и профессора Шульце — французского и немецкого технократов соответственно, и, в некотором роде, предсказаны грядущие мировые войны и опасность расизма.

В романе-утопии русского учёного и писателя Александра Богданова «Красная звезда» (1911) описан социал-технократическое государство на планете Марс.

В романе-антиутопии «Мы» (1920) русского писателя Евгения Замятина представлено общество, в котором государство частично основано на технократии и сциентизме.

В фантастическом романе «Великий ум Марса»(1927) Эдгара Райса Берроуза входящем в барсумский цикл присутствует вымышленный город-государство Тунол, управляемый на основе технократии и сциентизма, ведущий войну на уничтожение с теократическим городом-государством Фандал.

В романе-антиутопии английского писателя Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (1932) описано общество, так же основанное на технократии и идеях фордизма.

В романе-сценарии английского писателя Герберта Уэллса,«Облик грядущего» (1935), экранизированного с его участием, действует тайная организация технократов «Крылья над миром», восстанавливающая цивилизацию после глобальной катастрофы — мировой войны с использованием химического и биологического оружия массового поражения.

В социально-философском научно-фантастическом романе Ивана Антоновича Ефремова «Туманность Андромеды» (1957), где действие происходит в далеком будущем, описано общество, характеризующееся необычайным развитием науки, искусства, педагогики, покорением космоса, искусственным улучшением земного ландшафта и климата, изменением психологии человека, основанное на технократии и сциентизме. Решения по мелким вопросам в этом обществе принимаются соответствующими институтами (или даже отдельными лицами, компетентными в этих вопросах), координируются советами по главным направлениям экономики, и проверяются академиями. По надобности (в чрезвычайных обстоятельствах) власть берет по своей компетенции один из советов.

В фантастическом фильме «Альфавиль»(1965) по роману французского писателя Поля Элюара представлен город будущего, за котором установлен тоталитарный строй, поддерживаемый при помощи технократических методов.
В научно-фантастическом телевизионном сериале, созданном Джином Родденберри «Звездный путь»(1966) и других фильмах, книгах и сериалах объединенных общей вымышленной вселенной «Звездного пути», человечество создало постдефицитное общество основанное на сциэнтизме и технократии благодаря технологии репликаторов позволяющей производить прямое конвертирование энергии в материю.

В цикле романов Аркадия и Бориса Стругацких, «представительской» книгой которого является «Полдень. XXII век» (1967), а последней — «Волны гасят ветер» (1985), на Земле в XXII веке царит глобальная технократия, верхушкой которой является мировой совет, законодательный и исполнительный орган власти, членами которого являются самые известные ученые, философы, историки и стратеги (60 % составляют учителя и врачи).

В дилогии Сергея Лукьяненко «Звёзды — холодные игрушки»(1997—1998) существует разумная раса Геометров, родственная человечеству и имеющая общественное устройство, близкое к описанному Стругацкими, но дополнено авторским взглядом на него. Дилогия является полемикой с Миром Полудня (а также с миром, описанным Иваном Ефремовым в романе «Туманность Андромеды»). Интересно, что описанная во второй части дилогии Звёздная Тень также является технократией, но в другом смысле слова — это общество, беспроблемное функционирование которого обеспечивается системой машин — в данном случае Врат Тени.

В художественном фильме «Эон Флакс»(2005) властвующая верхушка придерживается принципов технократии, поддерживая жизнь небольшой стабильной группы людей, оставшейся от человечества, пытаясь восстановить репродуктивные способности при помощи биотехнологии, генной инженерии и клонирования.