Стиль межличностного взаимоотношения с коллегами и пациентами, Med-Read

0
415

Еще Мартин Лютер (1483-1546) сказал, что «должности созданы Богом для добра, а человек обращает их во зло» По­этому стиль межличностного взаимоотношения с коллегами и пациентами на протяжении уже многих веков регламентиру­ется этическими кодексами. В приложении вниманию читате­лей предложены некоторые из них. Естественно, что основа всех этих документов — клятва врачей добросовестно испол­нять свой профессиональный долг. Но особый интерес пред­ставляет тот факт, что акценты и этические приоритеты рас­ставлены в этих документах по-разному — в зависимости от эпохи и страны.

В «Клятве Гиппократа» первый пункт посвящен учителям, к которым необходимо относиться как к родителям: «считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими роди­телями, делиться с ним своими достатками и в случае надобно­сти помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими ю* братьями и это искусство, если они захотят его изучать, препо­давать им безвозмездно и без всякого договора». Второй пункт посвящен служению больному и третий — самому врачу: «чи­сто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусст­во». В четвертом пункте указывается на необходимость сохра­нения врачебной тайны.

В Женевской декларации, которая является современной про­фессиональной клятвой врачей всего мира (принята Всемирной медицинской ассоциацией) первый пункт клятвы посвящен «службе во благо человека», второй пункт — учителям: «с ува­жением и благодарностью относиться к моим учителям», тре­тий — выполнению профессионального долга: «добросовестно и достойно исполнять свой профессиональный долг» В этой клятве также прописан стиль межличностного отношения с коллегами- «относиться к коллегам, как к братьям и сестрам»

В Международном кодексе медицинской этики, Клятве вра­ча Советского Союза и Клятв1 лжаря УкраУни отсутствует пункт

0 благодарности и уважении к Учителям. Что касается коллег, то Международный кодекс медицинской этики рекомендует врачу вести себя «по отношению к своим коллегам так, как он хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему» и «не переманивать» у них пациентов В клятве врача Советского Союза и Клятв1 л жаря УкраУни рекомендуется «никогда не отка­зывать коллегам в совете и помощи» и быть справедливыми к ним.

При оценке эффективности работы врача стилю его взаи­моотношений с коллегами придается большое значение. Психо­логи Bennett & Robinson (2000) разработали шкалу, позволяю­щую оценить поведение коллег, опасное для людей, работающих с ними рядом. Они назвали такой стиль поведения «межлично­стной девиантностью». Эта шкала содержит 7 пунктов.

1 Вы когда-нибудь высмеивали кого-нибудь из своих коллег?

  1. Говорили ли вы что-нибудь обидное кому-нибудь из своих коллег?
  2. Высказывались ли вы по поводу этнической или расовой принадлежности своих коллег, или об их религиозных убеж­дениях?
  3. Позволяли ли вы себе сквернословить в адрес своих кол­лег?
  4. Доводилось ли вам сыграть злую шутку с кем-либо из ва­ших коллег?
  5. Позволяли ли вы себе грубить вашим коллегам?
  6. Доводилось ли вам публично оскорблять кого-либо из своих

Ответившие хотя бы на один из этих вопросов положитель­но относятся к группе людей, потенциально способных проявить жестокость по отношению к коллегам и персоналу. Таким ра­ботникам предлагают помощь психолога-консультанта.

Этические стандарты служат формальной основой для взаи­моотношений в диаде «врач-больной». Но эти отношения во многом определяются также стилем межличностных отноше­ний. Стиль межличностного взаимоотношения с пациентами является профессионально значимой характеристикой врача Особенно это значимо для профессионалов, работающих в сфе­ре психического здоровья, так как многие виды психотерапии основаны исключительно на умении профессионально выстра­ивать межличностные взаимоотношения с клиентом.

Следует заметить, что коммуникативная компетентность важ­на не только для врача, но для пациента, так как неумение паци­ента наладить контакт с врачом, так же как и нежелание врача установить эффективный контакт с любым пациентом, приво­дит к негативным терапевтическим результатам.

Выделяют следующие виды общения (С И.Самыгин, Л.Д.Сто- ляренко, 1997; В.Д.Менделевия, 1998):

  1. Контакт масок — это разновидность формального об­щения, при котором ни врач, ни больной не стремятся (да и не имеют на это времени) к углубленному постижению личност­ных особенностей собеседника, его тонких душевных пережива­ний. Это, как правило, краткосрочное общение без перспектив к долгосрочным отношениям (например, наркологические профи­лактические осмотры, осмотры призывников и т.п.). В беседе используются стандартные наборы вопросов, выражений лица, жестов, то есть привычных масок (вежливости, учтивости, участ­ливости и др.).
  2. Примитивное общение — это разновидность манипу- лятивного общения врача и пациента. В этом случае стратегия поведения врача относительно ведения пациента (или пациента по отношению к врачу) определяется его «нужностью». Если пациент привлекателен для врача (или врач для пациента), то с ним охотно и продуктивно вступают в контакт, если нет — контакты редки и малопродуктивны. Например, если целью об­ращения к врачу становится получение каких-либо дивидендов (больничного листа, справки, формального экспертного заключе­ния и пр.) Инициатором примитивного общения может быть и врач (в случаях, когда пациент оказывается человеком, от кото­рого может зависеть благополучие доктора). Интерес к такому пациенту пропадает после получения желаемого результата.
  3. Формально-ролевое общение — вид общения, при кото­ром регламентированными оказываются и содержание, и сред­ства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Подобный выбор вида общения со стороны врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой (к примеру, участковый врач на приеме).
  4. Деловое общение. При таком стиле общения учитыва­ются личностные и характерологические особенности пациента, его социально-демографические характеристики, настроение Но очень часто врач рассматривает проблемы больного с патерна- листических позиций, то есть с позиции собственных знаний и опыта и склонен директивно принимать решения без согласова­ния с другим участником диалога.
  5. Духовное межличностное общение. Редко встречаю­щийся стиль общения в системе врач-больной, поскольку диаг­ностическое и лечебное взаимодействие в общемедицинской практике не подразумевает столь близкого контакта. При та­ком виде общения в беседе может быть затронута любая тема. Чаще всего такой вид общения встречается в психотерапевти­ческой практике, где пациент и терапевт могут поделиться лю­бой интимной информацией друг с другом.
  6. Манипулятивное общение. Разновидность более арти­стично и квалифицированно исполненного (с использованием специальных приемов) примитивного вида общения, при кото­ром поведение направлено на извлечение выгоды от собесед­ника. В медицине известен способ, названный «ипохондризаци- ей пациента». Суть его заключается в преподнесении заключения врача о состоянии здоровья пациента в русле явного преувели­чения тяжести обнаруженных расстройств. Целью такой мани­пуляции может быть:

> снижение ожиданий больного от успеха лечения, что позво­ляет медицинскому работнику избежать ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента;

> демонстрация необходимости дополнительных обследований или вмешательств.

Помимо вышеназванных типов общения, для медицинской практики чрезвычайно важен стиль поведения врача. Крайними вариантами являются авторитарный и демократический стили руководства, между которыми находится множество промежу­точных стилей.

Авторитарный стиль руководства (патерналистический, директивный) — это стиль руководства подчиненными либо стиль взаимоотношений с больными и их родственниками, при котором врач единолично принимает все решения и указывает подчиненным или пациентам, что и как они должны делать. При данном стиле взаимоотношений в лечебном учреждении доминирует культура зависимости. Такой стиль оправдан, если работа сопряжена со стрессами и требует как быстроты приня­тия решений, так и умения эффективно их исполнять. Как пра­вило, в таких ситуациях нет времени для более демократичес­кого руководства. Например, врачи скорой помощи, работающие в медицине катастроф, в хирургических специальностях, в ане­стезиологии и реаниматологии должны немедленно принимать решения и быстро и эффективно их реализовывать.

Демократический стиль руководства — это стиль, для которого характерно информирование о ситуации, совместное принятие решений и партнерский стиль общения как с подчи­ненными, так и с больными и их родственниками. Такой стиль предпочтителен в медицинских подразделениях, где ургентные ситуации чрезвычайно редки. Психиатрия является той областью медицины, где партнерский стиль общения во многом определя­ет психотерапевтическую среду в отделении и успех лечения. Кроме того, Закон «О психиатрической помощи» предполагает именно такой стиль взаимоотношения с больным, законодатель­но закрепив добровольность лечения и консультирования, ин­формированное согласие на применение тех или иных процедур и медикаментов, перечень прав пациента.