Соотношение психологических свойств личности политического мировоззрения

0
50

К психологическим свойствам личности, связанным с формированием политического мировоззрения, относятся самооценка, мотивация личности в диаде альтруизм-эгоизм и наличие/отсутствие у личности авторитарных качеств. Данные элементы можно отнести к первой подструктуре личности по К.К.Платонову, объединяющей направленность и отношения личности, проявляющейся как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания, в процессе социализации. Она может быть названа социально обусловленной подструктурой или направленностью личности, отмечает К.К.Платонов. Направленность, взятая в качестве целого, в свою очередь, включает влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения, представляет собой систему доминирующих у человека потребностей, мотивов, целей, интересов, установок, которые «направляют» его социальную активность.

Направленность раскрывает отношение человека к себе и к обществу и трактуется так: « в зависимости от того, что побуждает человека — мотивы личной заинтересованности или мотивы, связанные с интересами других людей, строятся и все другие особенности его личности: интересы, черты характера, стремления и переживания».

Рощин С.К. полагает, что при изучении личностного плана особенное внимание необходимо уделять тем особенностям, которые могут сыграть определенную роль в процессах принятия решения. К ним относятся например, такие качества, как авторитарность, самоуважение, потребность в успехе, мстительность и т.п.

Согласно критерию направленности различаются две модели личности: 1) альтруист — личность, сознательно ориентирующаяся на благо коллектива, общества, других людей; ее смысложизненная ориентация — служение достижению этого блага; 2) эгоист — личность, сознательно ориентирующаяся на удовлетворение собственных желаний и амбиций, на личный успех; ее смысложизненной ценностью становится Я, самость индивида, применительно к которой строится вся система ценностных ориентаций.

Эгоизм, как негативная ценностная ориентация, представляет собой крайнюю форму индивидуализма. Проявляется в сознательном, корыстном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам других людей и общества в целом. Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности является следствием дефектов воспитания. Если практика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм, то у ребенка может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчет лишь собственные интересы, переживания. В зрелом возрасте, подобная концентрация на своем «Я» может привести к отчуждению как переживанию человеком одиночества во враждебном ему мире.

Противоположностью эгоизма является альтруизм. Альтруизм — это нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия на благо (удовлетворение интересов) других людей.

Альтруизм предполагает оказание помощи в отсутствии ожиданий какого-либо вознаграждения и личной выгоды. Альтруизм, по мнению Ш.Тейлора, Л.Пипло, Д. Сирса, следует отличать от просоциального поведения, которое включает в себя любые действия, связанные с оказанием помощи или намерением оказать помощь другим людям независимо от характера ее мотивов. Большинство просоциальных поступков не являются абсолютно бескорыстными.

Как требование, предъявляемое к отношениям между людьми, альтруизм шире принципа уважения, запрещающего отношение к другому человеку как к средству достижения собственных целей, и принципа справедливости, запрещающего ущемление интересов другого человека. Альтруизм представляет собой частный случай милосердия, один из видов так называемого просоциального поведения. Альтруизм, став ценностной ориентацией личности, определяет ее жизненную позицию как гуманистическую. Основной движущей силой альтруистического поведения считается желание улучшить благополучие другой личности, а не ожидание некой награды или любая иная причина в которой можно усмотреть корыстный интерес. В западных социобиологических теориях основное внимание акцентируется на том, что хотя большинству людей кажется, будто в действиях альтруиста отсутствует личный интерес, на самом деле он имеет место в скрытом виде. Альтруистическое поведение рассматривается как стратегия, развившаяся в процессе естественного отбора.

Известны три теории альтруизма. Согласно теории социального обмена, оказание помощи, как и любое другое социальное поведение, мотивируется желанием минимизировать затраты и оптимизировать вознаграждение. Другие же психологи считают, что к оказанию помощи побуждает и подлинный, бескорыстный альтруизм.

Теория социальных норм исходит из того, что оказание помощи связано с существованием в обществе определенных правил. Норма взаимности побуждает нас отвечать добром, а не злом тем, кто пришел нам на помощь. Норма социальной ответственности заставляет нас заботиться о тех, кто в этом нуждается, столько времени, сколько это нужно, даже тогда, когда они не в состоянии отблагодарить нас.

Эволюционная психология исходит из существования двух типов альтруизма, основанного на защите собственного рода, и альтруизма, основанного на взаимном обмене. Однако большинство психологов — эволюционистов полагают, что у генов эгоистичных индивидов больше шансов выжить, чем у генов личностей, склонных к самопожертвованию, и что именно поэтому общество должно учить альтруизму.

Как нам представляется, мотивация человека в диаде альтруизм-эгоизм оказывает существенное влияние на формирование политического мировоззрения определенного типа.

Данная мотивация поведения всегда включает в себя цели поведения (например, помогать или не помогать людям), поэтому, сформировавшиеся убеждения относительно различных сфер общества способствуют достижению личных или наиболее важных для личности целей, а в целом, способствуют принятию или неприятию современного устройства общества.

Самооценка является важным регулятором поведения, влияет на взаимоотношения с окружающими, на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. В качестве основного критерия самооценки выступает система личностных смыслов индивида. В отечественной психологии показано влияние самооценки на познавательную активность человека и ее место в системе межличностных отношений. Вслед за отечественными исследователями самооценки мы полагаем, что убеждения личности формирующиеся в рамках познавательного процесса мышления постепенно складываются в определенный тип мировоззрения, а самооценка в межличностных отношениях играет значительную роль в установлении определенного способа поведения личности в группе.

Третьей психологической особенностью личности, после направленности и самооценки, являются проявления авторитарных качеств у отдельного человека.

Вскоре после крушения нацизма группа психологов и социологов, собравшаяся вокруг Т.Адорно и ставшая известной под названием франкфуртской школы, ввела в науку понятие авторитарной личности. У истоков концепции авторитарной личности стоит Э.Фромм. Т.Адорно разрабатывал эту концепцию в более поздние годы, обобщив совокупность теоретических представлений об определенном типе, в котором прослеживается не только связь с воспитанием в семье, но также связь с ослаблением этических начал в обществе. Целью исследования, выполненного под руководством Т.Адорно, явилось выяснение корней предрассудка, точнее, личностных факторов, связанных с предрассудком. По мнению авторов, авторитарная личность продуцируется родителями, которые используют суровые и жесткие формы дисциплины по отношению к ребенку. Ребенок вынужден подчиниться суровой власти родителей, но в результате в нем развивается враждебность, которая не может прямо вылиться на фрустрирующий его объект — родителей, так как он зависит от них и боится наказания. Потребность ребенка подавлять враждебность по отношению к родителям ведет к идентификации с фрустрирующей властью, к идеализации этой власти с сопутствующим смещением враждебности на аут-группы, которые обычно оказываются группами более низкого статуса. Именно на эти внешние группы, характеризующиеся более низким социальным статусом, происходит проекция тех авторитарных импульсов, которые вызваны у ребенка состоянием фрустрации и подавлены вследствие неприемлемости их реализации в рамках семьи.

По мнению авторов, боязнь собственных импульсов и потребность жестко их подавлять ведут к ригидной организации личности, к стереотипному мышлению. Адорно и его соавторы сконструировали пять шкал для измерения антисемитских установок. Следующим шагом явилась сконструированная авторами Ф-шкала, которая, по замыслу, замеряет предрасположенность к фашизму (отсюда буква «ф» в ее названии).

В основе черт авторитарной личности лежит «портрет» человека, сформированный жестокой окружающей средой. Характерными чертами для этого типа личности признавались преклонение перед властью, отсутствие сомнения в ее правоте, привычка и любовь к подчинению вышестоящим наряду с жестокостью и нетерпимостью к нижестоящим. Ярко проявляются у человека авторитарного типа такие черты как: крайний консерватизм, агрессивность, ненависть к интеллигенции и представителям других этнических групп, жажда власти, примитивные стереотипы в мышлении, конформность, ориентация на власть и силу в межличностных отношениях, неспособность признавать вину, стремление рассматривать межличностные отношения в терминах власти и статуса, а не дружбы и любви, садомазохизм.

Авторитарная личность — тип личности, характеризуемый нетерпимым отношением к неопределенности, чрезмерной почтительностью к власти и авторитету, а также враждебностью к любой группе, потенциально нарушающей существующий порядок.

В начале XX века один из первых реформаторов психоанализа А.Адлер признал влечение к власти основной движущей силой человеческого поведения. У тоталитарной личности стремление к власти вытесняется в бессознательное. Главным достоинством для такой личности является скромность, причем скромность не ее самой, а нижестоящих подчиненных. Эта скромность создает у начальника уверенность в том, что подчиненный не хочет занять его место, причем не просто притворяется, а искренне не хочет, считает себя не достойным.

Ученые выделили несколько составляющих синдрома авторитарной личности:

— Конвенционашзи — следование традициям рядового обывателя в силу неформирования ценностей.

— Авторитарное подчинение — Психологическая потребность жить в рамках определенной власти, иметь сильного лидера, подчиняться и подчинять.

— Авторитарная агрессивность — неосознаваемая, возникающая из враждебности к внутригрупповым властям (сначала к родителям) агрессивность.

— Интрацептивность — повышенная чувствительность, мягкодушие, сентиментальность, отсутствие ее проявляется в нетерпимости к мягкодушию, фантазиям. Это результат тесных рамок сознания. Человек боится собственных мыслей и чувств, того, что исчезнут и так слабые ценности.

— Суеверие и стереотипность- тенденция перекладывать ответственность на внешние силы и тенденция думать в жестких категориях.

— «Ста» и «мощь» — компенсация слабости демонстративной силой.

— Деструктивность и цинизм — осознаваемая агрессивность, выражается в неверии в конструктивные решения, в отсутствии веры в идеалы (цинизм).

— Чрезмерная нетерпимость и ханжество в отношении секса.

Проекция — как преобладающий защитный механизм.

На основе результатов экспериментов можно выделить следующие условия воспитания: Подобно детям, авторитарные личности часто крайне дисциплинированы. Вероятно, это ведет к проявлению враждебности и к проецированию подавляемых импульсов на тех, кто не входит в их собственную группу.

Недостаток чувства безопасности у авторитарных детей, очевидно, предрасполагает их к чрезвычайной озабоченности вопросами власти и статуса, а также к негибкому «черно-белому» мышлению и нетерпимости к неопределенности. Поэтому такие люди склонны подчиняться тем, кто обладает властью, и наказывает тех, кто ниже их по статусу.

У людей с авторитарным типом личности наблюдается феномен Лa Пьера — значительное расхождение между вербальными установками и реальным поведением: т.е. на словах большинство из них отрицательно относится к проявлениям авторитаризма и более склонны к демократическому стилю поведения, однако, в своем собственном поведении эти же люди четко следуют авторитарным установкам, при этом не проявляя достаточной самокритичности. Обычно, люди с авторитарным типом личности имеют ярко выраженную потребность четко определить нормы поведения в группе и уйти от личной ответственности, для них характерен феномен конформизма — некритичное подчинение мнению большинства. Такие люди стремятся не выделяться среди других, даже когда их мнения, оценки, представления о том, как себя вести, значительно отличаются от характерных для большинства. Они во всем подчиняются мнению авторитетов, мало ценят у других яркость воображения, оригинальность идей, самостоятельность принятия решений. Любое проявление эмоций у других расценивается как слабость, люди отличающиеся в чем-то от других рискуют получить ярлык «чудаков». В речи людей с авторитарным типом личности преобладают высказывания типа: «я присоединяюсь к мнению большинства», «мы считаем», «мы думаем». Очевидно, это можно рассматривать, как попытку снизить личную ответственность даже за свои слова, опираясь на какую-то условную общность. Наиболее ярко авторитарные установки проявляются в отношениях «власти-подчинения». Если учесть, что в отношении партнера по общению мы можем занять одну из трех возможных позиций: «сверху-вниз», «наравне» и «снизу-вверх», то такие люди чаще всего используют первую и третью позиции, а вторая — «наравне» — ими не замечается. Чуждыми им кажутся взаимоотношения партнерства в любых переговорах, и наиболее реальным оказывается соперничество. Для большинства, эталоном авторитарного типа личности является «сильный» человек, способный подавлять других, манипулировать поведением окружающих.

Сразу после выхода работа Т.Адорно подверглась серьезной критике в зарубежной литературе. В частности, критиковались методическое обеспечение исследования и организация сбора данных. В свете того, что знает современная наука о тоталитарных режимах Запада и Востока, идеи франкфуртской школы представляются недостаточными. Тем не менее, главный вывод выдержал напор критики: авторитарные тенденции, иногда выражающиеся в этнической напряженности, усиливаются в периоды экономического спада и социальных перемен.

Таким образом, мы полагаем, что выбранные нами психологические показатели наиболее взаимосвязаны с выбором определенных политических убеждений и формированием определенной направленности политического мировоззрения.