Сценарий занятия на тему «Стили управления»

0
79

Доплата за классное руководство: как оценить 24 часа «боевой готовности»?

Средняя зарплата учителя в России. Часть 2: «Где живут самые бедные педагоги?»

Средняя зарплата учителя в России. Часть 1: «Где живут самые богатые педагоги?»

Опрос

Ожидаете ли вы проблем с отпуском из-за переноса сроков ЕГЭ и летней оздоровительной кампании?

Да, планы уже пришлось изменить

Пока ситуация неопределенная, жду ясности

Нет, выхожу в отпуск по плану

Текущий номер

По-настоящему ценишь только ту победу, которая досталась в борьбе

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Миллион не поможет. Президентская программа «Земский учитель» требует серьезных и неотложных содержательных корректировок, убежден доктор педагогических наук, академик РАО Анатолий Цирульников. Он напоминает, что за 15-20 лет на селе было ликвидировано около 20 тысяч (!) малокомплектных школ, что стало одной из главных причин исчезновения с карты страны 20 тысяч деревень.

Домашние задания сегодня чаще раздражают или угнетают школьников, считает учитель географии Иван Колечкин. Нередко детям на дом дается то, что учитель не успел дать на уроке. Бывает, задания сваливаются на родителей – например, это касается «детских проектов». Наконец, часто ученики просто перегружены. По мнению педагога, нужно искать подходы к тому, чтобы уроки на дом были эффективными и мотивирующими.

Как заинтересовать детей физикой? Далеко не секрет, что не все школьники изучают ее с удовольствием, многим она кажется скучной и занудной дисциплиной. Может, стоит преподносить предмет по-другому? Своим видением на этот счет делится Алексей Иванченко – инженер-конструктор, физик-экспериментатор, изобретатель, член Ассоциации каскадеров России и ведущий телешоу «Просто физика» на канале «Наука».

Народный артист России, автор музыки ко многим легендарным фильмам, среди которых «Карнавал», «Мэри Поппинс, до свидания!» и «Три мушкетера», Максим Дунаевский – ровесник Великой Победы. В этом году ему исполнилось 75, но многие могут позавидовать его красоте, энергии и востребованности. В эксклюзивном интервью «Учительской газете» композитор рассуждает о музыкальном уровне в стране и рассказывает о своих преподавателях.

Наши приложения

Сценарий занятия на тему «Стили управления»

Знание основных стилей управления и способов применения их на практике позволит обучающимся выработать коммуникативные способности, лояльнее относиться к действиям руководителей. Кроме того, существует большая вероятность, что нынешние студенты в скором времени сами станут «у руля» какого-либо предприятия, и знания, полученные на дисциплине «Менеджмент» непременно пригодятся каждому студенту в последующей трудовой деятельности. Ольга Мухамадиева

Цели: аудиторное самостоятельное изучение нового материала по теме «стили управления» и закрепление полученной информации в практических действиях.

Ольга Мухамадиева, преподаватель экономических дисциплин Можгинского ветеринарного колледжа Удмуртской Республики, победитель XVI Всероссийского конкурса «Сто друзей»

Сценарий занятия и приложения 1, 2, 3, 5, 9, 10 опубликованы в №10 «Учительской газеты» за 11 марта 2014 года.

Ниже публикуются остальные приложения.

Характеристика стилей управления

  1. Авторитарный (директивный) стиль характеризуется чрезмерной концентрацией власти в одних руках. Руководитель автократ сам единолично принимает все решения и волевым порядком проводит их в жизнь, через приказы и распоряжения. Он сам подбирает себе помощников, но использует их не как советчиков, а только как исполнителей своей воли, боится квалифицированных работников, старается от них избавиться. Инициативу работников подавляет полностью. Он держит всю власть в своих руках; требует жесткой дисциплины и идеального порядка; берет на себя всю ответственность за результаты деятельности; держится отчужденно от рядовых исполнителей. Характер отношения с подчиненными диктуется настроением. К подчиненным он требователен без снисхождения, насаждает суровый психологический климат в группе, считает наказание основным методом стимулирования, поощряет только избранных. По отношению к сотрудникам выбирает стиль общения либо жестко формальный, либо вовсе не общается. Недостатком такого руководителя является то, что он обладает гипертрофированным самомнением, считает, что все знает и умеет. Такой руководитель желателен для деятельности, связанной с высшей социальной ответственностью (например, президент), с решениями сложных задач в экстремальных условиях правоохранительной и воинской деятельности (примером такого типа руководителя может быть маршал Г.К. Жуков). Руководитель такого типа оптимален там, где необходимо принимать быстрые решения, где нет времени на совещания и обсуждения ситуации, где необходимо проявить волю и решительность, взять на себя всю ответственность за последствия принятых решений.

К авторитарному стилю руководства тяготеют преимущественно люди холерического темперамента, хотя в виде исключения этот стиль могут усваивать сангвиники и флегматики.

  1. Демократический (коллегиальный) стиль руководства строится на двойной основе: делового и личного авторитета. Руководитель – демократ умеет использовать свою власть, не аппелируя к ней. Он предпочитает активное участие своих помощников (инициативной группы) в принятии решений, однако право окончательного выбора оставляет за собой, ответственность за решения распределяет в соответствии с должностью подчиненных. При доведении решения до исполнителя, он не приказывает, а предлагает или просит. Действует он по принципу свободы мнений «сверху донизу» и «снизу доверху»; поощряет личную деловую инициативу подчиненных; контактен с ними, тактичен, терпелив, оптимистичен. Подбирает деловых, грамотных работников. К сотрудникам обычно дружески настроен; любит общаться, характер отношения с подчиненными – ровный. Является сторонником разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям, использует разные стимулы морального воздействия на подчиненных. Болезненно реагирует на недостаток собственных знаний, поэтому постоянно повышает свою квалификацию и учитывает критику. Такой стиль бывает, оптимален в некоторых видах производства, управления учебными заведениями, творческими коллективами, порождаю более теплый психологический климат в коллективе. К коллегиальному стилю управления наиболее пригодны люди сангвинического, реже холерического темперамента.
  2. Либеральный (разрешительный) стиль руководства строится на полном доверии к исполнителям. Такой руководитель решения, как правило, сам не принимает, все взваливает на подчиненных. Доводит до подчиненных решения не приказами, а просьбами, упрашиваниями, снимает с себя всякую ответственность за результаты и отдает инициативу в руки подчиненных. В отношениях с подчиненными мягок, покладист иногда легковерен, подбором кадров не занимается. Дисциплину требует только формальную, сам не умея ее соблюдать. Морально воздействуя на подчиненных, поощрение использует чаще, чем наказание. Общение с подчиненными осуществляется в основном по их инициативе, допускает фамильярное обращение. К недостатку собственных знаний относится болезненно, поэтому постоянно пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных

Такой стиль допустим в творческих коллективах (артистов, сотрудников вузовских кафедр, НИИ и т.д.), где он может выступать опытным консультантом, поощряя творчество подчиненных. Дисциплина в таком коллективе поддерживается, в основном за счет сознательности и самоорганизации сотрудников, ценящих его как лидера – «генератора идей». Он тактичен, застенчив, несамоуверен, неконфликтен; умеет создать теплый эмоциональный климат в коллективе; иногда идет на поводу у подчиненных, не требователен к ним; чувствует себя более уверенно, если имеет энергичного секретаря и деловых заместителей. Если руководитель – либерал лишен творческих способностей, то он стремится соблюдать только формальности, содержать в порядке бумаги, избегать конфликтов. Такой стиль управления не эффективен в сложных экстремальных ситуациях. К такому стилю пригодны люди меланхолического темперамента, а так же флегматики и в меньшей мере — сангвиники.

Адам Смит придерживался мнения, что для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; всё остальное сделает естественный ход вещей (либеральный стиль).

Управление государством — занятие жестокое. Добрый нрав в таком деле лишь помеха. (Наполеон Бонапарт) (авторитарный стиль)

Только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться и учитывать мнение окружающих.