Роль СМИ в демократических и авторитарных режимах

0
439

Автандил ЦУЛАДЗЕ

В современных западных демократиях «свободные СМИ» — условность, миф. На самом деле, на Западе много табуированных тем. Например, требования политкорректности — это та же разновидность цензуры. Однако мифология «свободы слова» является неотъемлемой частью политической культуры демократических стран и не подвергается сомнению. В России дело обстоит иначе. Пока в обществе нет консенсуса по поводу того нужны ли «свободные СМИ» стране, и что под этим словосочетанием понимать.

Если оставить за скобками проблему политической мифологии, то закономерно встает вопрос: какие функции реально выполняют СМИ в модели демократического и в модели авторитарного государств? Каковы пределы «свободы слова» в той и другой модели?

Существует два основных подхода к пониманию роли журналистики в обществе. Сторонники либерального подхода считают, что все, интересное и важное для аудитории должно быть отражено в новостях. Наиболее ярко эта идеология проявляется в США, где право личности на доступ к информации обеспечивается Первой поправкой к Конституции страны.

Социально-ответственная журналистика подразумевает использование СМИ для поддержания моральных основ общества и воспитания людей с целью совершенствования их как социальных субъектов. Такого рода подход характерен для обществ, где СМИ монополизировано государством, а само государство одержимо опекой своих граждан.

Таблица 1. Противоположные представления о роли СМИ в обществе (Graber D. Mass Media and American Politics. . 4-th ed. P. 22.)

Требования авторитарного режима Требования демократического режима
Правительство знает и отражает лучшие побуждения людей Правительство может ошибаться и зачастую коррумпировано
Пресса не должна критиковать правительство и его политику Пресса должна критиковать правительство, когда чиновники и политики ошибаются
Новости должны побуждать к поддержке политики правительства Новости должны стимулировать критическое отношение к политике правительства
Новости и развлекательные программы должны отбираться по принципу их социальной значимости Новости и развлекательные программы должны отбираться по вкусам аудитории

В демократических странах СМИ — «агент» общества, который присматривает за государством. Его задача следить за чиновниками, чтобы они не злоупотребляли властью, не нарушали права граждан и т.д. Идея транспарентности западных демократий в том и состоит, что государство должно быть максимально открытым для граждан

Другая функция СМИ — быть посредником между партиями и обществом. В устоявшихся демократиях сложилась определенная социальная структура общества. Социальные группы имеют вполне сложившиеся политические ориентации, набор требований к власти. Эти требования они артикулируют посредством партий. Партии, в свою очередь, заинтересованы в том, чтобы постоянно состоять в «диалоге» со своими избирателями. Для этого им нужны СМИ. Западные СМИ партийны не потому, что являются «органом» какой-то партии, а потому что вынуждены следовать ценностным установкам и вкусам своей аудитории. Каждое СМИ имеет определенную социальную нишу и волей-неволей политически окрашено. Борьба партий — это борьба идей, ценностей, различных «картин мира». СМИ транслируют эту борьбу, выступая на стороне той или иной партии опосредованно (т.е. не по-советски «весь советский народ за. «, а через ценностные ориентации)

Проблема оппозиционности решается следующим образом. СМИ всегда в оппозиции власти, когда дело касается защиты прав граждан. Если государство их каким-то образом нарушает, то СМИ тут же на это должны реагировать

По политической «повестке дня» СМИ разделяются на провластные и оппозиционные в зависимости от того, какая партия «рулит» страной.

В авторитарной модели СМИ полностью контролируются государством. Поэтому оппозиционных СМИ быть (в идеале) не должно. СМИ являются «агентом» государства в обществе. Их функция состоит в том, чтобы обеспечивать идеологический контроль над обществом. Поэтому в авторитарных режимах СМИ часто выполняют воспитательную функцию.

В авторитарных государствах партии являются не выразителями интересов тех или иных социальных групп, а лишь одним из элементов государственной машины, «вертикали власти». Их задача обеспечивать мобилизацию населения в нужное время (например, в период выборов), осуществлять политический и идеологический контроль над обществом.

В этой модели СМИ отводится роль приводного ремня государственного аппарата. Задача СМИ создавать ту «картину мира», которая выгодна аппарату, а не обществу

Соответственно и проблема обеспечения толерантности в обществе имеет два решения. Первое, в рамках авторитарной модели, нам знакомо по советской практике. Это жесткая система запретов, четкие правила «политкорректности», которым должны были следовать все журналисты. В интересах «дружбы народов» многие реальные проблемы замалчивались, виртуальная реальность выдавалась за истинную и т.д. социально-ответственную журналистику.

Второе решение, в рамках демократической модели, предполагает нормальный общественный диалог, участником которого выступают партии, СМИ и государство. Проблемы не замалчиваются, а выносятся на общее обсуждение. При этом все участники общественного диалога придерживаются определенной системы ценностей. В ее основе — взаимное уважение представителей различных народов, неприятие ксенофобии, расизма и т.д. Иными словами, общим ограничителем для всех участников диалога в демократическом обществе являются рамки толерантности. Толерантность — это среда в которой, собственно, и происходит общественный диалог. Без этой среды он невозможен в принципе.

В современной России пока не приходится говорить ни об устоявшейся демократической системе, ни об авторитаризме. В России имеет место переходная политическая модель со всеми вытекающими из этого последствиями: рыхлой партийной системой; неопределенностью отношений общества, государства и СМИ; сочетанием авторитарных и демократических «правил игры» на медиа-рынке и т.д.

Чтобы лучше понять современное состояние дел со средствами массовой информации в России необходимо рассмотреть, прежде всего, особенности российской партийной системы.