Роберт Даль, Суть и основы демократии по Далю

0
50

Роберт Алан Даль — американский политолог, один из основоположников концепции плюралистической демократии, широко известный работами в области политической теории, и в первую очередь теории современной демократии, распределения власти и плюрализма, оказывающими значительное влияние на современные политические исследования.

После защиты в 1949 г. в Йельском университете докторской диссертации по теме «Анализ социалистических программ и демократической политики» поступил на государственную службу, работал в различных американских правительственных учреждениях. Участвовал в 1944-1945 гг. в боевых действиях в Европе в составе армии США. В 1946-1986 гг. — профессор факультета политической науки в Йельском университете, способствовал его превращению в один из ведущих политологических центров США. В 1966-1967 гг. — президент Американской ассоциации политической науки. За вклад в развитие социальных наук неоднократно удостаивался престижных наград и премий.

Является заслуженным профессором Йельского университета.

Автор таких работ, как: «Политика, экономика и благосостояние» (1953), «Введение в теорию демократии» (1956), «Полиархия: участие и оппозиция» (1971), «Демократия, свобода и равенство» (1986), «Демократия и ее критики» (1989), «О демократии» (1998) и др.

При определении основных моментов развитии концепции Роберта Даля, особого внимания заслуживает книга «Введение в теорию демократии»: она стала первым серьезным теоретическим исследованием политолога, в ней были затронуты вопросы, во многом определившие направление его изысканий в области теории демократии.

В данной книге Р. Даль пишет о том, что теория демократии является «неубедительной, независимо от того, рассматривать ли ее как этическую теорию или как попытку описать реальный мир». Поэтому внимание политолога направлено на рассмотрение многообразия подходов в теории демократии с тем, чтобы выявить их особенности, специфику формирования и развития.

Из многообразия теорий демократии Роберт Даль избирает две — мэдисоновскую и популистскую — в качестве объектов исследования. Для правильного понимания их трактовки в книге важна позиция, определение демократии самим Робертом Далем, оно состоит в том, что «теория демократия имеет дело с теми процессами, посредством которых рядовые граждане относительно эффективно контролируют своих лидеров».

В процессе развития своей теории Р. Даль несколько изменил подход к раскрытию понятия демократия и значительно расширил содержание данного концепта; однако, общее направление — внимание к институциональным механизмам осуществления демократического правления — сохранилось.

Согласно Р. Далю, мэдисоновская теория — это теоретический подход, который сконцентрирован на проблеме власти большинства и власти меньшинства, а также возможности и роли сильной центральной власти в условиях демократии. Свое выражение данный подход нашел в теоретической и практической деятельности американских федералистов; поэтому вполне объяснимо его название — мэдисоновская теория.

Как справедливо замечает политолог, вопросы демократии, находившиеся в центре внимания федералистов, не утратили своей актуальности спустя полтора века существования демократии в Соединенных Штатах, поэтому и обращение к ним оказывается целесообразным не только в теоретическом плане: идеи федералистов существенным образом связаны с процессами, происходящими в современных демократиях; подобную точку зрения разделяют многие современные исследователи.

Один из ключевых моментов развития концепции Р. Даля — исследование оправданий демократии, которые позволяют создать вокруг теории философский и аксиологический контекст. Его образуют идеи — равенства, проявляющегося в условиях демократии в возможности равного участия всех граждан в политической сфере, самоуправления и свободы самоопределения, одного из главных принципов человеческой жизни; они означают возможность граждан жить согласно принятым ими законам и обеспечивают тем самым моральную автономию личности.

По сути, в этом и заключается стержень теоретических размышлений Даля о демократии: в подведении серьезной философско-этической основы под его концепцию демократического правления.

Основополагающее понятие плюралистической концепции Р. Даля — «полиархия», обозначающее систему политического управления посредством открытого соперничества политических групп за власть.

Основной чертой демократии он считает постоянную реакцию правительства на потребности своих граждан. Эта реакция находится в прямой зависимости от трех прав граждан:

  • 1) формулировать свои потребности;
  • 2) информировать о своих интересах других граждан или правительство при помощи индивидуальных или коллективных действий;
  • 3) иметь потребности, которые определяли бы деятельность правительства и не подвергались бы дискриминации из-за своего содержания или источника.

Демократия отличается от других режимов как степенью реализации гарантий или значительными размерами допустимой оппозиции (т.е. политической конкуренции), так и пропорцией населения, которое обладает правом контроля за деятельностью правительства и состязания с ним — правом участия в политической конкуренции.

Поскольку демократия имеет более двух указанных измерений, а также потому, что в мире нет полностью демократизированных систем, Р. Даль заменяет понятие «демократия» на более точный, по его мнению, термин — «полиархия».

Полиархия описывается Р. Далем как политический режим, характеризующийся следующими семью институтами:

  • 1) выборные власти, облеченные правом контроля над правительственными решениями;
  • 2) свободные и справедливые выборы, в которых редко встречаются злоупотребления;
  • 3) избирательное право, распространяющееся практически на все взрослое население;
  • 4) право всех взрослых граждан претендовать на избрание;
  • 5) свобода выражения мнения;
  • 6) альтернативные источники информации и право граждан на поиск альтернативной информации;
  • 7) организационная самодеятельность, т.е. право граждан формировать самостоятельные ассоциации и организации, включая партии и группы интересов.

Следует отметить, что в концепции Даля полиархия характеризуется не только как политическая система, отличающаяся набором определенных политических институтов, но также и как процесс, а в историческом плане — уникальный исторически обусловленный комплекс. Можно сделать вывод, что разработанная Далем модель предполагает различные интерпретации, например, как цель демократического процесса или система политического контроля, однако основное ее содержание состоит в наличии политических институтов, обеспечивающих демократичность политического процесса, т.е. максимально возможную степень соответствия демократическому идеалу.

Даль выделяет следующие условия, при которых возможна стабильность полиархии:

политические лидеры для завоевания власти и ее обеспечения не должны прибегать к средствам насильственного принуждения, то есть к использованию силовых структур (армии, полиции);

необходимо наличие современного, динамичного общества, организованного на плюралистических принципах;

конфликтный потенциал субкультурного плюрализма должен уравновешиваться высоким уровнем терпимости;

среди граждан государства, особенно политически активных слоев необходимо наличие политической культуры и системы убеждений, тяготеющих к идеям демократии и полиархии.

страна не подвергается интервенции со стороны враждебной полиархии иностранной державы.

Следуя той же логике, можно утверждать, что в стране, где отсутствуют перечисленные условия или сложились прямо противоположные, практически наверняка будет установлен недемократический режим.

Что же касается тех стран, которые находятся в промежуточном положении, то там полиархии, чаще всего, оказываются неустойчивыми или же происходит постоянное чередование полиархических и недемократических режимов.

В данном контексте немаловажным представляется способность граждан к восприятию и использованию демократических ценностей для улучшения своей жизни. Положительное отношение к демократии зависит от исторических особенностей каждой страны, выражающихся в политической культуре, религии, национальных традициях.

Существенным тормозом демократии Р. Даль считает чрезмерную концентрацию и централизацию власти. Поэтому важным фактором развития демократии является рассредоточение экономических и политических ресурсов.

В странах, где граждане не воспринимают демократические ценности в качестве основополагающих в своей жизни, вряд ли можно рассчитывать на формирование демократического политического режима. Власть становится демократической только при условии ее подконтрольности. Если же общество не предпринимает никаких шагов для создания такой системы, то государственная власть будет игнорировать демократические процедуры.

Также Даль отмечает неравенство граждан в качестве фундаментальной проблемы во всех демократических странах. Перспектива развития демократии, с его точки зрения, зависит от степени приближения демоса (народа) к элите, принимающей решения.

Исторически полиархия прочно ассоциируется с обществом, обладающим рядом взаимосвязанных характеристик:

относительно высокий уровень доходов и богатства на душу населения;

возрастание уровня доходов и богатства на душу населения на протяжении длительного времени;

высокий уровень урбанизации;

сравнительно маленькая или быстро сокращающаяся доля населения, занятого в сельском хозяйстве;

многообразие сфер профессиональной деятельности;

широкое распространение грамотности;

сравнительно большое число лиц, посещающих высшие учебные заведения;

экономический строй, при котором производством заняты преимущественно относительно автономные фирмы, жестко ориентирующиеся в своих решениях на национальный и международные рынки;

сравнительно высокие значения традиционных индикаторов благосостояния, таких, как количество врачей и больничных коек на тысячу жителей, ожидаемая продолжительность жизни, доля семей, которые могут позволить себе приобретение различных товаров длительного пользования, и т.д.

Общество такого типа Р. Даль назвал динамичным плюралистическим обществом, а страну, обладающую отмеченными чертами — современной динамичной плюралистической страной.

Современным динамичным плюралистическим обществам присущи благоприятствующие полиархии свойства, среди которых в качестве основных следует выделить два, подкрепляющие друг друга:

рассредоточение власти, влияния, авторитета и контроля, ранее концентрировавшихся в едином центре, между различными индивидами, группами, ассоциациями и организациями;

появление установок и убеждений, подготавливающих почву для развития демократических идей.

Теория «плюралистической демократии» имеет внутренние противоречия и слабые места. Прежде всего, нереальной является установка на объединение всего населения в «группы давления», на их равенство во влиянии. Хотя желаемым провозглашается привлечение как можно большего количества граждан в «группы давления», большинство из них обречено на пассивность в политическом процессе.

Совершенствование граждан, их активное участие в жизни общества и государства является необходимым условием развития демократии. И чем выше уровень политического участия, чем ближе граждане к постоянно возрастающему уровню требований к участникам политического процесса, тем ближе демократия к своему идеалу, к которому можно и нужно стремиться, но которого достичь невозможно.

Тем не менее, Роберт Даль убежден, что «демократическая идея не утратит своей привлекательности для людей в недемократических странах, и, по мере того как в этих странах будут формироваться современные, динамичные и более плюралистические общества, их авторитарным правительствам станет все труднее противодействовать устремлениям к расширению демократии».