Ресурсы политический власти при тоталитарных, авторитарных и демократических режимах

0
306

Понятие политических режимов, роль оппозиции в рамках демократического режима. Проявления верховенства государственной власти в виде установления правопорядка с единой структурой. Применение властных ресурсов демократическими и авторитарными режимами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОППОЗИЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕМОКРАТИЧНОСТИ РЕЖИМА

В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВЕРХОВЕНСТВО ГОСУДАРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

КАКИЕ РЕСУРСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ ИСПОЛЬЗУЮТ ТОТАЛИТАРНЫЕ И АВТОРИТАРНЫЕ. А КАКИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСИЕ РЕЖИМЫ

КОГДА И ПОЧЕМУ ЗАРОЖДАЮТСЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

Данная работа представляет собой сжатое изложение взглядов автора на ключевые вопросы политического развития общества, его политического режима, структуры власти, отличия политических режимов.

Актуальность ее определена потребностью применения теоретических полученных в рамках курса политологии для личностного развития как гражданина.

Целью работы считаю формирование и уточнение собственных знаний о структуре и функционировании общества, и власти. Работа не предусматривает наличие единого предмета и объекта исследования из-за обособленности рассматриваемых вопросов.

В разделение 1 рассматривается понятие политических режимов, их виды и характеристики, роль оппозиции в их рамках, особенно в рамках демократического режима.

В разделе 2 изучается проявления верховенства государственной власти в виде установления общего правопорядка с единой структурой, недопустимости существования альтернативной власти.

В разделе 3 излагаются взгляды на характерность применения тех или иных властных ресурсов демократическими и авторитарными режимами.

В разделе 4 рассматривается необычный для нашей политологической науки вопрос о политических открытиях. Рассматривается 2 варианта объяснения понятия как открытие ранее изолированных государств внешнему миру и как реализация новых политических возможностей.

Работа сопровождается примерами преимущественно из современной истории России и Украины, знакомыми или интересными многим политологам и гражданам России.

ОППОЗИЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕМОКРАТИЧНОСТИ РЕЖИМА

Чтобы дать развернутый ответ на данный вопрос нужно понять, что такое политическая система, политический режим, оценить сущность и значение оппозиции, сущность и основные особенности демократической политической системы или режима, тоталитарной или авторитарной системы.

Политическая система понимается как единый и динамично изменяющийся комплекс однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе общих норм и ценностей, определяемых интересами доминирующих социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения.

Функции политической системы реализуются в рамках политического режима, который считается сочетанием характерных для общества методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.

Обеспечить управляемость общества можно двумя путями: принуждением и консенсусом. В зависимости от преобладания методов выделяют авторитарный или демократический режим, иногда выделяют тоталитарный режим [1, c. 114].

За авторитаризмом закрепилось понятие системы жесткого правления, постоянно использующей принудительные и силовые методы для регулирования основных социальных процессов. В обществе развиты структуры принуждения, армия, полиция, спецслужбы и т.п. Им соответствует иные способы поддержания стабильности — массовые репрессии, тюрьмы, концлагеря, тотальный контроль за поведением граждан. В авторитарных режимах оппозиции нет или она существует в рамках, угодных действующей власти. Оппозиция существует скрыто и нелегально. Может проявить себя в агрессивных действиях против режима, революциях, забастовках.

Тоталитарная власть в принципе не признает оппозиции. Более того, для нее характерна интеграция подчинение всех ветвей власти одной партии, движению, национальности, расе, политической группе и т.п. Это КПСС особенно в период сталинизма, фашизм и т.п.

Демократическое управление основано на консенсусе и уже по сути предполагает наличие оппозиции. Демократия — это организация политической жизни, отражающая свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития. Фактически, она является законным право формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым сопутствует право на свободу объединений, свободу слова и другие главные политические права личности; свободное и ненасильственное соревнование лидеров общества с периодической оценкой их претензий на управление обществом; включение в демократический процесс всех политических институтов.

Оппозиция вытекает из сути демократии, ее характерных черт, как проявление встречной позиции альтернативного взгляда встречной позиции. Среди таких черт часто выделяют:

— обеспечение равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства;

— систематическую выборность основных органов власти;

— наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства;

— абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти (конституционализм);

— профессиональный характер правления элит;

— контроль общественности за принятием важнейших политических решений;

— идейный плюрализм и конкуренцию мнений.

Оппозицию часто определяют, как политический институт, отстаивающий интересы и ценности, социальных групп, не представленных в деятельности правящего режима. Тем самым оппозиция выражает и направляет протестную активность населения, формулирует требования, оппонирующие или корректирующие поведение властей.

Исходя на наш взгляд показателями демократичности режима могут быть следующие:

— Активное, но не агрессивное поведение оппозиции. Оно говорит о таком. Права оппозиции и меньшинства закреплены в исполняющихся законах, оппозиция участвует в управление обществом, смене власти, контроле за ее деятельностью.

— Законодательное регулирование деятельности оппозиции. Соответствие этого законодательства демократическим принципам.

— Регулярные выборы, наличие и характерных нарушений, порядок организации выборов.

— Возможность участия и деятельное участие оппозиции в принятии политических решений и контроль за деятельностью власти.

— Полноценная реализация интересов и широкая поддержка меньшинств.

В последнем случае сравните оппозицию в Украине в 2004 году и сейчас. Массовая поддержка оппозиционного кандидата Ющенко на выборах, мирная революция в надежде на качественные изменения жизни общества. Но, уже тогда и в 2013 году сейчас — “зацикленность” оппозиции на двух вопроса при отсутствии системного видения построения демократического общества. В 2004 году это было отстранение от власти Президента Кучмы и его последователя, в 2013 году — освобождение Юлии Тимошенко, как будто это гарантирует демократию и процветание.

На протяжении 2004-2012 годов работа Парламента и некоторых местных советов регулярно блокировалась представителями революционных сил. Партия БЮТ отказалась участвовать в работе над созданием национального универсала и т.п. По сути, оппозиция с треском провалила тест на демократичность по словам Дмитрия Табачника.

Важным показателем демократического потенциала государства могут служить демократические идеалы самой оппозиции приверженность к ним. История знает множество совершенно разных примеров. Приверженцами демократических идеалов были Раджив Ганди в колониальной Индии, Джордж Вашингтон в североамериканских колониях Великобритании, Борис Ельцин в период распада СССР.

Но были и другие примеры. Адольф Гитлер -оппозиционер в республиканской Германии пришедший к власти демократическим путем. Еще до прихода к власти открыто исповедовал идеи диктаторства как воплощения могущества арийской расы, ранний Жириновский в России и др.

Хорошим и проваленным тестом на демократию оппозиции была вся история оранжевой революции в Украине. Вся суть демократических преобразований в стране провозглашалась в виде раскулачивания собственности олигархов. При этом игнорировалась комплексность построения демократического общества формирования среднего класса как его основы. Раскулачивание же в первую очередь отвечало мировоззрению обнищавшего люмпен-пролетариата, единственной целью которого было перераспределение собственности в свою пользу, а не развитие общества.

Показательна попытка Юлии Тимошенко в должности премьер-министра объявить о незаконности приватизации Никопольского горно-обогатительного комбината и передать собственность на основе фальшивого постановления суда.

В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВЕРХОВЕНСТВО ГОСУДАРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

оппозиция политический демократический авторитарный

Верховенство государственной власти означает ее первенство главенство по отношению к иным формам общественной организации и управления на территории суверенного государства. Сложился данный принцип в середине 16- конце 19 веков. В рамках так называемой Вестфальской системы государств под влиянием становления капитализма и демократизации.

Ярким примером тому была казнь короля примерно в 1648 году во время революции в Англии. При старом порядке король считался монархом, которого Бог назначил и благословил. Высшей властью была власть короля. Король был выше закона. Для военной поддержки сторонников монархии король призвал на помощью Францию с просьбой начать войну и высадить войска. Он был казнен по обвинению в предательстве. Тем самым декларировалось, что никто не может быть выше закона.

Государственная власть может ограничиваться только Конституцией, законами, подзаконными актами. Таким образом, исключается двоевластие и обеспечивается подчинение власти закону.

Верховенство выражено в распространении власти на все общество, ликвидации незаконных проявлений другой власти. Верховная власть определяет весь строй отношений в обществе устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Наилучшим образом это выражено в конституции и, на наш взгляд, в деятельности конституционных судов, трактующих законы, проекты законов, постановления на предмет соответствия Конституции и высшим законодательным актам [3, c.205].

Попыткой реализации принципа верховенства права президентом Ющенко в Украине была инициатива создания национального Универсала с целью дальнейшей трансформации Конституции и законов на его основе. Нарушение принципа верховенства права в России в 1917 году, когда с одной стороны страной управляли Советы народных депутатов, а с другой — Государственная дума привело к свержению власти и кровопролитной гражданской войне.

Верховенство закона проявляет себя в наделении властными полномочиями и определении обязанностей должностных лиц осуществляющих правоприменение. Примером служит законодательство об административных правонарушениях и государственной службе.

Верховенство права выражено и в виде наказаний за неподчинение законным приказам, указаниям и так далее. Это законные приказы должностных лиц, военачальников и др.

Оно проявляет себя в пресечении формирования альтернативных незаконных структур власти на территории суверенного государства. Чеченская война была начата федеральным правительством с целью как минимум уменьшить влияние незаконно сформированной Ичкерийской республики. Необходимо было учредить власть законов Российского государства и ликвидировать власть правительства Дудаева.

Верховенство государственной власти означает также существование единой иерархической системы органов управления построенной на общих принципах в соответствии с их функциями. Верховенство признает принцип функционального разделения ветвей власти на судебную, исполнительную и законодательную. Однако любая ветвь государственной власти должна быть признана законом.

Например, самосуд над преступником тоже считается преступлением. Ярким примером считается судебный процесс над куклусклановцами, членами расистского объединения Кукс-клан, которые приговоры чернокожим участникам политической деятельности в США и осуществляли в виде издевательств и даже убийств.

Официальный приговор, вынесенный федеральным судом давал понять, что на территории США действуют только законы этой страны и только государственный суд может трактовать действия граждан и давать им правовую оценку.

КАКИЕ РЕСУРСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ ИСПОЛЬЗУЮТ ТОТАЛИТАРНЫЕ И АВТОРИТАРНЫЕ, А КАКИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСИЕ РЕЖИМЫ

Ответить на данный вопрос я попытаюсь исходя из сути демократических и авторитарных режимов с одной стороны, типологии ресурсов с другой и имеющихся сведений о практическом использовании для решения государственных задач с третьей.

Использование ресурсов обусловлено структурой власти и механизмом ее реализации. Последний включает в себя субъект и объект власти, источники власти, ресурсы власти. Субъект власти реализует власть, объект подчиняется власти. Источниками власти могут быть закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи и т.д. Ресурсы власти — это конкретные средства, с помощью которых субъект власти воздействует на объект для достижения своих целей. Отдельные виды ресурсов классифицируют по сферам их применения: экономические, социальные, культурно-информационные, правовые, силовые, демографические и др.

К экономическим ресурсам [1, c. 59] в первую очередь относят собственность и деньги обслуживающие отношения собственности. На наш взгляд возможность применения этих ресурсов зависит не столько от политического режима, сколько от соотношения экономической формации и институтов власти, культуры, иных неэкономических факторов. Возьмем к примеру авторитарную власть. В СССР все факторы производства принадлежали государству. С их помощью реализовывались масштабные национальные проекты. Государство активно эксплуатировало экономические ресурсы, которыми владело. Условно назовем общественный строй СССР социалистической формацией. Возможности использования собственности в авторитарных латиноамериканских странах в 70-80-х годах при господстве государственно монополистического капитализма были ничтожными.

В демократической Великобритании государство национализировало предприятия путем выкупа и успешно реконструировало неконкурентоспособные отрасли промышленности [2, c.110].

Под социальными ресурсами понимают способность применять разные рычаги для изменения статуса индивидов и общественных групп. На наш взгляд применение этих рычагов более характерно для авторитарных государств. Самые яркие примеры — судьба евреев в фашистской Германии, стимулирование интеллигенции и ликвидация класса зажиточных крестьян в СССР, истребление интеллигенции в Камбодже, административно-рыночные методы создания этого общественного слоя в Китае, начиная с 80-х годов.

Применение культурно-информационных ресурсов я считаю более важным и актуальным для демократических государств. Масштаб пропаганды в СССР и Южной Корее поражает. Но авторитарные режимы могут легко использовать средства принуждения не акцентируя внимания на убеждении и стимулах к действию. Цели демократического правительства реализуются при формировании консенсуса по ключевым вопросам волнующим общество. Консенсус формируется на основе общих ценностей в атмосфере конкуренции и обсуждения идей, и взглядов. Актуальность методов информирования и убеждения намного выше.

Применение силовых методов в обычных мирных условиях, несомненно, более характерно для авторитарных государств.

Особенности применения демографических ресурсов зависят, скорее, зависят от обстоятельств, сфер и целей. В авторитарных людей с их сознанием, навыками, талантами и здоровьем используют скорее для поддержания текущего состояния системы, чем для ее развития. Так хозяйственные планы СССР были направлены на достижение количественных показателей при сохранении качества экономической системы.

В демократических государствах люди играют активную роль в формировании политики, деятельности органов власти, изменениях законов и другое. Наглядным примером считаю прямое участие отдельных людей и разнообразных общественных групп в формирование Европейского Союза начиная от политики в отношении национальных меньшинств и заканчивая изменением общей системы кредитного регулирования.

КОГДА И ПОЧЕМУ ЗАРОЖДАЮТСЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

Ответ на данный вопрос зависит от того, что мы понимаем под “политическими открытиями”. В отечественной литературе термин политические открытия почти не встречается. Это касается и научной и популярной литературы. Большинство зарубежных научных источников к сожалению, недоступно для нас. Поэтому я попытаюсь ответить на вопрос исходя из анализа фразы “political opening” в английском языке и результатов поиска в системе Google. В английском окончание ing указывает на герундиальную форму глагола, которая может быть переведена, как в виде глагола, так и любой части речи, поскольку оно указывает либо на состояние либо на процесс действия (при делании чего-либо, делая что-либо).

Как процесс политическое открытие обычно обозначает вступление в мировое сообщество ранее закрытых, изолированных государств. Как состояние оно обозначает наличие новой возможности для политической деятельности.

В первом случае причиной открытия служит возрастание зависимости от внешнего мира в любой из сфер деятельности до критического уровня когда достигать тех или иных целей, решать какие-то проблемы самостоятельно или без адаптации государственного устройства к международным нормам неэффективно или невозможно.

В качестве примера возьмем вступление Лаоса и Мексики во Всемирную торговую организацию. Президент Мексики в 1987 году заявил, что эффективное реформирование экономики невозможно без привлечения иностранных инвестиций и покупки высокотехнологичных товаров из-за слабости финансовой и научно-технической базы мексиканского государства. Успех в привлечении инвестиций во многом зависел от соблюдения международных норм. В Лаосе проходила реструктуризация промышленности и малый внутренней рынок сдерживает ее дальнейшее развитие, так как инвестиции в капиталоемкие отрасли не окупаются.

С точки зрения новых политических возможностей, то они возникают в процессе постоянного изменения общества и его политической структуры. Это изменения в законодательстве, это изменения в структуре государственной власти, изменения актуальных проблем и потребностей общества, изменения в законах, ценностях менталитете.

Наиболее ярким примером можно считать стремительный взлет карьеры Владимира Путина. [3, c. 125, 316, 320]. Вся его жизнь — это череда постоянного и настойчивого использования возможностей. Его политическая карьера началась во время государственной службы в Санкт-Петербурге, где он проявил себя и зарекомендовал в глазах Президента Бориса Ельцина.

Если в начале ельцинских реформ население активно поддерживало курс на экономическую и политическую либерализацию надеясь, что установление рыночных отношений автоматически приведет к росту продуктивности и доходов, а становление представительской демократии к большей реализации прав и интересов прав рядовых граждан, то к 1998-2000 годам ситуация резко изменилась.

Полномочия в распределении ресурсов фактически остались за партийной номенклатурой КПСС. Проводимая формально политика отказа о т государственного регулирования, хаос в системе управления привел с одной стороны к обнищанию широких слоев населения и сказочному обогащению верхушки криминалитета и чиновничьего аппаратов за счет взяточничества, воровства, насилия и иных методов. Как государство Россия потеряла былую мощь и влияние. Общество все активнее впитывало западные ценности на непригодной исторической почве.

Появилась потребность в лидере принципиально нового типа. Им должен был стать решительный человек способный навести порядок в стране увеличить благосостояние населения и вернуть хотя бы часть утраченного величия. По личным качествам бывший сотрудник спецслужб подходил наилучшим образом.

Обстоятельства на международной арене тоже способствовали этому. Активно развивается российско-белорусский союз и единое экономическое пространство как символы сближения постсоветских народов, непоследовательная внутренняя и внешняя политика оранжевой власти в Украине только способствовали росту авторитета российского государства.

Стремление к насаждению украинского языка и культуры при падении общего благосостояния усилило позиции пророссийских политических сил и симпатии русскоязычного населения. Апогеем успеха стала русско-грузинская война. Премьер-министр Путин сумел оперативно мобилизовать вооруженные силы России для отпора грузинскому вторжению и разгромить наземные и морские войска противника, обученные и сформированные по последнему слову американской техники.

Так перед очевидными президентскими выборами Путин эффективно продемонстрировал приверженность курсу на сближение с народами бывшего СССР и доказал способность эффективно противостоять действиям и политике СССР как основного геополитического противника.

Показателями демократичности режима с точки зрения деятельности оппозиции могут служить характеристики поведения оппозиции, соответствие норм законодательства, регламентирующего ее деятельность демократическим принципам, организация выборов, оценка реального потенциала участия оппозиции в принятии решений, широта и активность ее поддержки населением.

Верховенство власти проявляется в ее ограничении законом и только законом, в наличии единственной законной власти на территории государства в непротиворечивости ее иерархической структуры и признании соответствующих ветвей власти единственно законными.

Применение экономических ресурсов слабо зависит от политического режима, применение социальных ресурсов и силы более характерно для авторитарных режимов, применение культурных и информационных ресурсов важнее для демократических режимов. Демографические ресурсы в авторитарных режимах применяются для поддержания их состояния, а в демографических — для целей развития общества.

Перечень причин и ситуаций политических открытий, зависит от трактовки данного понятия. Чаще всего он обозначает повышение открытости изолированных, часто авторитарных стран. Реже он используется, чтобы обозначить новые политические возможности. В первом случае, они обусловлены ростом взаимозависимости стран или эффективностью тесного международного сотрудничества. Проявляется, когда зависимость достигает критической точки. Во втором случае оно обусловлено изменениями политической системы и режима и появляется при благоприятных условиях.

Формально рассматриваемые вопросы обособлены. Однако они отражают одну объективную реальность- развитие политического процесса и политическую деятельность. Возьмем на примере оппозиции. Оппозиция — неотъемлемая часть функционирования политического режима, она не стимулирует его совершенствование устойчивость и эволюцию или устраняет загнивший режим, она взаимодействует с единственно легитимной властью или пытается создать альтернативную власть, критика оппозиции влияет на решения или возможности применения ресурсов, активность оппозиции влияет на степень открытости государства, создавая новые ниши для политической деятельности.

1. Политология //В.А Ачкасов, В.Н. Гуторов. — СПб.: Питер, 2005. — 500с.

2. Тетчер М. Искусство управления государством //М. Тетчер. — М.: Альпина Паблишер, 2007. — 507с.

3. Арутюнян Г. Г. Баглат М.В. Конституционное право: А-Я: энциклопедический словарь//Г.Г. Арутюнян, М.В. Баглат.- М.: Норма, 2006- 542с.

4. Видова, О. Н. Владимир Путин. Времена не выбирают // О..Н. Видова. — М.: Парад, 2012 — 357 с

5. Center for international and Strategic studies. On Path to Political Opening, Laos Stumbles.[Электронный ресурс].- Режим доступа.: http://cogitasia.com/on-path-to-political-opening-laos-stumbles/

6. Taylor and Francis online. The Washington Quarterly Volume 15, Issue 2, 1992. The interplay between economic and political opening: The sequence in Mexico [Электронный ресурс].-Режим доступа.: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/01636609209550100?journalCode=rwaq20#preview

Подобные документы

Исследование вопроса о политических режимах. Понятие политического режима. Общее и особенное в организации либерального и демократического режимов. Понятие и основные черты тоталитаризма. Специфические особенности авторитарных политических режимов.

контрольная работа [19,1 K], добавлен 18.01.2009

Социальные и духовно-идеологические факторы формирования власти в государстве. Идеологическая основа демократии, ее отличие от авторитарных и тоталитарных политических режимов. Плюрализм как характерная черта всех современных демократических режимов.

курсовая работа [46,0 K], добавлен 11.06.2014

Характеристика основных форм осуществления государственной власти (политических режимов). Признаки диктатуры, тоталитарного, авторитарного и демократического режимов. Идеология разных политических режимов, наличие или отсутствие демократических свобод.

презентация [2,1 M], добавлен 25.09.2013

Понятие и признаки политических режимов. Рассмотрение основных элементов политических режимов, их типологии. Изучение особенностей демократического, авторитарного, тоталитарного режимов. Способы осуществления политической и государственной власти России.

реферат [28,2 K], добавлен 18.12.2014

Понятие политического режима как способа организации политической системы. Два основных вида политических режимов: демократия и антидемократия. Признаки тоталитарного и авторитарного политического режимов. Базовые принципы демократического режима власти.

презентация [503,0 K], добавлен 18.11.2015

Политический режим как категория политологии. Классификации политических режимов, черты и типы. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические. Определение политического режима формой государства и присущей ему формой правления.

контрольная работа [24,2 K], добавлен 13.04.2009

Понятие политических режимов, этапы и направления их формирования. Критерии классификации политических режимов по принципам организации ветвей и институтов власти, методам осуществления политической власти. Суть диктаторского и тоталитарного режима.

контрольная работа [33,0 K], добавлен 12.12.2011

Понятие и типология политических режимов. Тоталитарный, авторитарный и демократический политические режимы. Теория тоталитаризма. Основные признаки авторитаризма. Децентрализация, рассредоточение власти. Особенности демократического политического режима.

лекция [19,0 K], добавлен 15.11.2008

Рассмотрение понятия и типологии политических режимов. История появления тоталитаризма как феномена ХХ века, его научное обоснование, характерные черты. Особенности режимов национал-социализма и фашизма. Изучение признаков авторитарных форм власти.

реферат [25,5 K], добавлен 16.09.2010

Признаки и структурные особенности, основные типы авторитарного политического режима, использование силовых методов регулирования. Популизм как идеологическая стратегия авторитаризма. Общее и особенное авторитарных и тоталитарных политических режимов.

реферат [32,2 K], добавлен 10.05.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.