Понятие политического режима

0
334

Понятие политического режима. Тоталитаризм и авторитаризм

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому в определении режима важна не столько структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления. Однотипные или схожие государственные структуры могут порождать разные по своей сути политические режимы и, напротив, однотипные политические режимы могут возникать в различных по своей структуре политических системах. Например, многие страны Европы по форме политической системы являются конституционными монархиями (Швеция, Норвегия, Бельгия и др.), но политический режим в этих странах соответствует республиканской структуре власти с демократическими методами правления. И в то же время республика Иран, имея вполне демократическую политическую структуру организации государства, на деле является авторитарным государством. Отличить подлинный демократический режим власти от авторитарного или тоталитарного бывает непросто. СССР длительное время был для многих народов мира олицетворением народовластия и оазисом демократических свобод. Истинное положение народа, пережившего тоталитарный сталинский режим, открылось миру лишь в период гласности. Важными характеристиками политического режима являются принципы организации власти, намечаемые политические цели, способы и методы их достижения. На характер политического режима значительное влияние оказывают исторические традиции народа и уровень политической культуры общества. В политических исследованиях обычно и выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм (от лат. «totalis» – весь, целый, полный), тоталитарный поли-тический режим – политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Как реальный политический режим тоталитаризм возник в ХХ в. как особая модель социально-экономического порядка, характерная для стадии индустриального развития, и как идеология, дающая четкие ориентиры развития «нового человека», «нового экономического и политического порядка». Это своего рода реакция масс на ускоренное разрушение традиционных структур. При этом массы становятся легкой добычей всякого рода политических авантюристов (вождей, фюреров, харизматических лидеров), которые навязывают населению свою идеологию. Выделяют следующие основные черты тоталитарного режима: признание руководящей роли одной партии; господство официальной идеологии в духовной сфере и принудительное навязывание ее всем членам общества; всеобщий контроль над поведением личности и применении репрессивных методов; всеобщий контроль над СМИ; централизованное управление экономикой. Тоталитарное общество построено на принципе: «разрешено то, что приказано властью, остальное запрещено».

Исследователи выделяют три вида тоталитарного политического режима: коммунизм, фашизм и национал-социализм. Коммунизм возник в коммунистических странах – в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам, Кампучия), на Кубе. Коммунизм советского типа основывался на идеологии марксизма–ленинизма, утверждающей возможность построения коммунистического общества; необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; ведущую роль пролетариата; необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу; возможность построения коммунизма в каждой стране. Однако вопрос о временных рамках существования тоталитаризма в СССР до сих пор в политической науке является дискуссионным. Одни политологи считают, что тоталитаризмом можно назвать весь период советской истории. Другие – тоталитарным называют режим, сложившийся в период правления Сталина (1929–1953), режим же, сложившийся после его смерти, определяют как посттоталитарный. Вторая разновидность тоталитарных политических систем – фашизм. Впервые был установлен в Италии в 1922 г. Считается, что в политический лексикон термин «тоталитаризм» впервые ввел для характеристики своего движения лидер итальянских фашистов Б. Муссолини. Итальянский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Сущность тоталитаризма как нового политического порядка Б.Муссолини выразил формулой: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства». Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности. В Италии границы фашистского тоталитаризма устанавливались позицией наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги смогли сами отстранить Муссолини от власти. Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Национал-социализм имеет родство с фашизмом, хотя очень многое заимствует у советского коммунизма и прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства и даже обращение «товарищ». В то же время место класса здесь занимает нация, место классовой ненависти – ненависть национальная и расовая. Если в коммунистических системах агрессивность направлена, прежде всего, вовнутрь – против своих собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – вовне, против других народов. Главные положения национал-социалистской идеологии сводились к следующему: 1) воссоздание германского рейха; 2) борьба за чистоту немецкой расы; 3) истребление всех инородных элементов (прежде всего, евреев); 4) антикоммунизм; 5) ограничение капитализма. Социальной основой национал-социализ-ма являлись экстремистски настроенные средние слои общества. Поддержку германский фашизм получал и у крупного капитала, видевшего в нем «наименьшее зло» по сравнению с революционным движением масс и коммунистической идеологией. Любые тоталитарные государства так или иначе примыкают к трем основным разновидностям тоталитаризма, хотя внутри каждой из этих групп имеются существенные различия, например, между сталинизмом в СССР и диктаторским режимом Пол–Пота в Кампучии.

Авторитаризм (от лат. «auctoritas» – власть, влияние; «auctor» – основатель, автор), авторитарный политический режим – это неограниченная власть одного или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но сохраняющая автономность личности в неполитических сферах. Его обычно рассматривают как тип режима, занимающий промежуточное место между тоталитаризмом и демократией. Его основные черты: автократия – самодержавие, самовластие или небольшое число носителей власти; неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам; опора (реальная) на силу; монополизация власти в политике; полный или частичнй запрет на деятельность оппозиции; отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство в неполитические сферы, прежде всего, в экономику; рекрутирование политической элиты путем кооптации, а не на основе конкурентной политической борьбы. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению. Масса населения отчуждается от власти.

Авторитарное общество построено на принципе: «разрешено все, кроме политики». Поэтому иногда авторитаризм определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Не исключаются и определенные элементы демократизма – выборы, борьба политических партий в парламенте, но политические права граждан и общественно-политических движений сужены, политическое поведение, как отдельных граждан, так и политических организаций, строго регламентировано. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ. Примером подобных эффективных с точки зрения осуществления экономических и социальных реформ могут быть авторитарные режимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах Арабского Востока.

Причины сохранения и воспроизводства авторитаризма: сохранение традиционного типа общества с ориентацией на привычные и устойчивые формы социальной жизни и авторитеты; воспроизводство клиентальных отношений в социальной структуре развивающихся обществ; сохранение патриархального и подданческого типов политической культуры в качестве преобладающих, что равно отсутствию ориентаций населения на активное воздействие на политическую систему; значительное влияние религиозных норм (ислама, буддизма, конфуцианства) на политические ориентации населения; экономическая отсталость, неразвитость гражданского общества; высокая степень конфликтности.

Одна из современных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому политологу Д.Берг-Шлоссеру. Он выделяет следующие развновидности авторитаризма. Традиционные абсолютные монархии – режимы, в которых отсутствует разделение властей, политическая конкуренция, власть сосредоточена в руках узкой группы лиц, господствует идеология аристократического класса. Примером могут служить режимы в странах Персидского залива, а также в Непале, Марокко и др. Традиционные авторитарные режимы олигархического типа преобладают в Латинской Америке. Достаточно массовой разновидностью авторитарных режимов являются «военные режимы». Они бывают трех видов: а) обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (например, режим И.Амина в Уганде); военные хунты, проводящие структурные реформы (например, режим генерала Пиночета в Чили); однопартийные режимы, существовавшие в Египте при Г.А.Насере, в Перу при Х.Пероне и т.д. Следует выделить в качестве еще одной разновидности авторитаризма теократические режимы, при которых политическая власть концентрируется в руках духовных лиц. Примером такого типа может служить режим аятоллы Хомейни в Иране.

Некоторые политологи выделяют переходные (гибридные) режимы, сочетающие в себе черты авторитаризма и демократии. К их разновидностям относятся – диктократия и демократура. Диктократия возникает в случаях проведения либерализации без демократизации. Демократура предполагает демократизацию без либерализации. Гибридным можно назвать и режим делегативной демократии, когда всенародно избранный президент становится главным выразителем национальных интересов в том виде, как он их понимает. В отечественной политической науке с середины 90-х гг. ХХ в. не прекращаются попытки определить специфику сложившегося в современной России политического режима. Достаточно распространенным оказалось определение режима как посткоммунистической или посттоталитарной демократии.

Российский политический режим отличают: а) отсутствие развитого и многочисленного среднего класса; б) отсутствие консенсуса в обществе по базовым ценностям; в) неразвитость рыночных отношений; г) гипертрофированная роль государства и бюрократии; д) коррупция во всех эшелонах власти; е) стильно ограниченная и сведенная к минимуму роль представительных органов власти; ж) фактическая неподконтрольность органов власти обществу; з) сохранение и воспроизводство в обществе отношений и связей патронажно-клиентального типа в противовес горизонтальным. Поэтому понятие «демократия» в его классическом виде к современной России неприменимо.

Категории «посткоммунистическая» или «посттоталитарная» указывают на существенные отличия российской демократии от классических образцов. Некоторые политологи утверждают, что политический режим в России носит авторитарный характер и определяют его как олигархический авторитаризм. Однако и эта точка зрения не бесспорна. Ряд исследователей предлагают называть современный политический режим в России режимом делегативной демократии. Очевидно, что складывающийся режим в России носит переходный характер и может эволюционировать в разных направлениях.